Учитель танцев

Виктор Каравосов
   В первые послевоенные годы каждая деревня была отдельным колхозом. У каждой деревни, наряду с земельным наделом, были животноводческие фермы. Конюшня обеспечивала тягловой и транспортной силой, коровник - молоком, овчарня - шерстью и шубным сырьём, телятники и свинарники - мясом. Птицефермы были не у всех, но отдельные колхозы разводили также кур, гусей, уток. Только вскоре молох специализации тяжелым катком покатился по деревенской патриархальности. Ну сколько свиней могла содержать отдельная деревня? Сто-двести. А первый белорусский свинокомплекс в деревне Лошница Борисовского района выращивал 108 тысяч голов. Работали на комплексе более 2 тысяч сельчан. С учетом инфраструктуры (учителя, врачи, специалисты бытового обслуживания, ЖКХ, торговли, культуры и т.д.) поселок имел более 3 тысяч жителей. Такая деревня пахла городом и дома в ней были многоэтажные городские.
   На стадии заселения поселка руководство комплекса неожиданно столкнулось с проблемой, которой не должно было и быть. Со всего Советского Союза повалило в Лошницу перекати-поле: охочие получить бесплатно шикарную квартиру со всеми удобствами, любители длинного рубля и путешествий, люди со скандальным неуживчивым характером, искатели приключений, плохие специалисты и, наконец, откровенные лодыри. Наевшись подобного винегрета, дирекция комплекса приняла стратегическую инициативу: кадровый резерв растить из детей осевших проверенных работников, им систематически выдавать направления от ПТУ до вузов.
   Вот и на этот раз главный энергетик пришел в местную школу, чтобы вместе с классными руководителями выпускных классов и учителем физики провести собеседование с претендентами. Ни шатко, ни валко согласие было достигнуто со всеми, кроме одного. Николай Ломовик хотел учиться на газоэлекторосварщика, а ему предлагали стать обыкновенным электриком. Классная руководитель характеризовала Николая как очень упрямого, самодовольного и самонадеянного человека. По её словам он не просто неуч, а воинствующий неуч. Ломовик не желал ничего изучать в школе, что не имело отношения к его будущей специальности. Он - человек без широкого кругозора, ему ни в коем случае нельзя доверять взрывоопасное оборудование. Главный энергетик поймал претендента на незнании химии и принципа работы ацетиленового газогенератора, припугнул взрывоопасностью ряда операций газоэлектросварки. Общими усилиями Николая Ломовика уговорили и на пару лет о нём все забыли. Колька Ломовик успешно закончил ПТУ и был принят на работу электриком откормочного производства.
   Однажды утром бригадир поручил Николаю разобраться с ТСН тринадцатого блока. Аббревиатура ТСН расшифровывалась как транспортер скребковый навозоудаления, очень важное оборудование в технологическом цикле. Без особого труда Ломовик определил, что барахлит электромотор привода и магнитный пускатель к нему. Изрядно повозившись, электрик к концу смены заменил электромотор, пускатель и довольный успехом включил рубильник. Транспортер, к радости скотников, работал безукоризненно. Но странное дело: свиньи во всех загонах жалобно пищали и вставали на задние ноги, опираясь передними ногами о стенку. При выключении транспортера жизнь в загонах приходила в нормальное русло. Ни дать-ни взять, балетные классы да и только. Ставь на стенку балетный поручень, зеркала, врубай рубильник и свиньи послушно встанут на задние ноги возле стенки друг за дружкой. Включай Чайковского и отрабатывай лебединые па. Бедная на эмоции деревенская жизнь вдруг забила увеселительным фонтаном. Любопытствующие повалили со всех подразделений комплекса, до предела раздражая местный персонал. Перебранки с упоминанием сексуального использования матери и бабушки ситуации не меняли. Ломовик с бригадиром безрезультатно день за днем проводили на тринадцатом блоке.
   Далеко не первым сарафанное радио услышал главный энергетик. Немедленно, прямо в своем кабинете снял галстук, костюм, штиблеты; одел спецовку, резиновые сапоги и с набором инструмента отправился на злополучный блок. Своё образование энергетик получил не в советско-партийных школах из трудов Маркса и Ленина, а в серьёзном политехническом институте. За 10 минут он устранил проблему и закрыл занавес свиных балетных представлений. На внеочередном производственном совещании электроначальник объяснил суть феномена мастерам, бригадирам, электрикам. Николай Ломовик при ремонте поменял местами ноль и фазу. При подаче потенциала на  просоленном свиной мочой бетонном полу возникали слабые блуждающие токи. Их-то и чувствовали свиньи. Чтобы уменьшить шаговое напряжение, они вставали на задние ноги, опираясь передними на сухую неэлектропроводную стенку.
   После этого события заносчивости у местных неучей сильно поубавилось. Ноколай Ломовик заработал геростратову славу. При встрече с энергетиком директор всегда спрашивал:"Как там наш балетмейстер?" Простой народ не стал ломать язык на иностранном слове балетмейстер. Кличку Ломовику приклеили легко произносимую - учитель танцев.