Никопольский аэроклуб

Леонид Игнатенко
     Из цикла «Никопольчане – Герои Советского Союза».

     *  *  *

     В годы предвоенных пятилеток, когда авиационная промышленность начала массовый выпуск самолетов, вопрос подготовки летных кадров для военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота стоял особенно остро. В те времена очень эффективной оказалась двухступенчатая система обучения летчиков: аэроклуб – летное училище. Она позволяла уже на первом этапе отбирать профессионально пригодную молодежь и давать ей навыки самостоятельных полетов, а на втором процесс всесторонней подготовки пилота завершался.

     В Никополе – небольшом индустриальном городке на юге Украины, аэроклуб появился в средине тридцатых годов прошлого века и сразу же завоевал огромную популярность. Несколько его новеньких бипланов У-2 притягивали взгляды обывателей как магнит – тогда самолеты, а тем более, аэроклубы были еще большой редкостью. А что уж говорить о молодежи!   

     Результаты непродолжительной, по историческим меркам, работы Никопольского аэроклуба (1936 – 1941 гг.), о котором сейчас мало кто помнит, оказались далеко не ординарными: имена девяти его бывших курсантов и летчика-инструктора (женщины – Марии Долиной!) навсегда оказались вписанными золотыми буквами в историю военно-воздушных сил страны!

                В разное время стали Героями Советского Союза:

1. ТАРАН Павел Андреевич (18.10.1916 - 14.09.2005 гг.), звание Героя Советского Союза присвоено дважды;
2. ГОНЧАР Иван Алексеевич (21.09.1921 – 20.04.1945 гг.);
3. ДОЛИНА Мария Ивановна (18.12.1920 – 3.03.2010 гг.), летчик-инструктор;
4. КИСЕЛЕНКО Петр Евдокимович (1.08.1919 – 10.06.1975 гг.);
5. ЛОЗОВСКИЙ Виктор Артемьевич (21.01.1923 – 23.11.1969 гг.);
6. МЕЛЕШКО Олег Иванович (22.06.1917 – 25.08.1989 гг.);
7. ПУТЬКО Николай Савельевич (25.10.1918 – 21.08.1962 гг.);
8. РЫЖИЙ Леонид Кириллович (23.09.1921 – 2.05.1995 гг.);
9. ТКАЧЁВ Григорий Елизарович (11.03.1915 – 2.11.1987 гг.);
10. ЯЛОВОЙ Иван Павлович (8.01.1919 – 15.06.2006 гг.).

                *   *   *

                На всех фронтах
   
     Точное число выпускников Никопольского аэроклуба неизвестно – архивы не сохранились. Те из них, которые решили связать судьбу с небом, почти все направлялись на дальнейшую учебу в Качинскую военную авиационную школу летчиков. По различным причинам не все продолжили обучение «в школах второй ступени», т.е. в авиационных училищах, но по спискам безвозвратных потерь, и наградным листам, в кадрах ВВС прослеживаются до 50 человек – бывшие курсанты стали пилотами истребительной, бомбардировочной, штурмовой авиации, многие из них стали штурманами, и прокладывали безошибочный курс летчикам бомбардировочной авиации.

     Конечно, не все они достигли таких же личных результатов, как «десятка лучших», но и «худшими» не были – к примеру, в книге М.Ю. Быкова «Асы Великой Отечественной» есть имена двух бывших курсантов аэроклуба: летчика-истребителя ЛИМАРЕНКО Василия Андреевича, 1923 г.р., (10 личных побед, 10 в группе – награжден тремя орденами Красного Знамени) и ЛУГОВЕНКО Ивана Федоровича, 1923 г.р., (10 личных побед – погиб в неравном воздушном бою 08.02.1943 г. в районе х. Верхний Пыховкин Каменского района Ростовской области, награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й войны посмертно, см. статью «Гроссмейстер воздушного боя»: http://proza.ru/2017/11/20/1078).

     В 1942 г. в небе Крыма, защищая порт г. Керчи, погиб, совершив смертельный для обеих самолетов таран вражеского бомбардировщика ХЕ-111, летчик-истребитель лейтенант ПРОКУРАТ Евгений Тимофеевич, 1918 г.р., - бывший курсант Никопольского аэроклуба. По каким-то, так и не выясненным до настоящего времени причинам, ходатайство командования Северо-Кавказским фронтом о присвоении летчику звания Героя Советского Союза (посмертно), так и осталось не реализованным Президиумом Верховного Совета СССР (См. статью «Солдат Победы - Евгений Прокурат»: http://proza.ru/2018/05/01/499).   

     Достойно воевали летчики-истребители БЕЛЫЙ Анатолий Романович, 1919 г.р., - (7 личных побед, 5 в группе – награжден тремя орденами Красного Знамени), КУШНИРОВ Георгий Ильич, 1923 г.р., (4 личных победы и 2 в группе – награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени) и другие – независимо от числа личных побед, все они внесли свой достойный посильный вклад в общую для всех Победу…

                *   *   *

                Самолеты из Великой Отечественной

     В 2006 г. всех, кто имел отношение к поисковой работе, потрясла оглушительная новость – в Заполярье, в вечной мерзлоте на глубине семи метров мурманскими поисковиками (отряд «Икар») были найдены остатки сбитого советского истребителя английского производства «Харрикейн». В его кабине находилось не тронутое тленом тело пилота – холод и кислая среда торфяных болот оказались хорошими консервантами.
    
     Летчиком оказался никопольчанин Григорий ПЛЕХНО – его документы хорошо сохранились.

     Судя по относительно небольшому углу вхождения в грунт было видно, что пилот до последней возможности боролся за управление самолетом, пытаясь совершить вынужденную посадку на лед замерзшего озера, которое было рядом. Но самолет горел, о чем свидетельствовали оплавленные детали, и потерял высоту слишком быстро…

     По данным ЦАМО РФ удалось установить, что сержант Григорий Иванович Плехно, 1922 г.р. воевал в составе 152-го истребительного авиаполка 259-й истребительной авиадивизии. Полк базировался на аэродроме «Белое Море» и прикрывал Кировскую железную дорогу в районе станции Ковда. В документах полка записано: «…Не вернулся с боевого задания 20 апреля 1943 г.».

     Прах летчика, бывшего курсанта Никопольского аэроклуба, нашел вечный покой в Междуречье – в Долине Славы. Он был похоронен россиянами с отданием воинских почестей, и соблюдением христианских обрядов в День Скорби. Через 63 года летчик Григорий Плехно вернулся из своего последнего боевого вылета, а его родные узнали хоть горькую, но правду…

                *   *   *

     6 января 2013 года, при аналогичных обстоятельствах, поисковыми отрядами «Долина» (г. Зубцов Тверской области) и «Ратное поле» (г. Москва) в лесу, в окрестностях бывшей деревни Подсосонье Зубцовского района Тверской области, были обнаружены и подняты фрагменты самолета Як-1. В кабине находились частично обгоревшие останки летчика, который также до последней секунды полета пытался справиться с управлением. Им оказался сержант, летчик-истребитель КРОХМАЛЬ Николай Яковлевич, 1919 г.р. – тоже никопольчанин, бывший курсант Никопольского аэроклуба…

     5 августа 1942 г. Николай Крохмаль на самолете Як-1 не вернулся с боевого задания на прикрытие штурмовиков в районе Ржева. Через 71 год его останки упокоились на родине пилота – в Никополе. По информации, полученной от родственников обеих летчиков, они учились сначала в местном аэроклубе, а затем продолжили обучение в Качинской военной авиационной школе летчиков, где совершенствовали летное мастерство.

                *   *   *

     От имени никопольчан я передаю искреннюю благодарность россиянам, и низкий поклон за неравнодушие, и возвращение из небытия имен героев Великой Отечественной войны, ранее считавшихся в нашем городе без вести пропавшими!

                *   *   *

     С позиций сегодняшнего дня хорошо видно, что заслуга летчиков-инструкторов Никопольского аэроклуба (а она очевидна!) заключается не только в том, что они дали «неоперившимся юным птенцам», первоначальные навыки пилотирования самолетом. Это бесспорно и обсуждению не подлежит. Их заслуга гораздо больше – в том, что они очень профессионально, талантливо превращали юных романтиков неба в летчиков по состоянию души!

     Летчикам-наставникам это удалось сполна – сама история поставила работе Никопольского аэроклуба «десять баллов» по самой высокой шкале государственных наград того времени!

     Не умаляя заслуг летчиков-инструкторов военных летных училищ, в обязанности которых входила (и по сей день входит!) «окончательная шлифовка» летного мастерства военных пилотов, все же отметим, что каждый из состоявшихся летчиков, как правило, всегда хранит в дальних уголках подсознания имя своего первого летчика-инструктора.         

     Дважды Герой Советского Союза Павел Таран, к примеру, по утверждению родственников, и ныне живущих на его малой родине, с большой теплотой вспоминал Никопольский аэроклуб, и своего первого инструктора - Луку Сергеевича Данилевского (См. статью «Феномен инструктора Данилевского»: http://www.proza.ru/2017/11/19/1833), любившего небо так же беззаветно, как и его легендарные ученики…

                *   *   *

     Автор благодарит родственников дважды Героя Советского Союза П.А.Тарана, Героев Советского Союза И.А.Гончара и Н.С.Путько, летчика-истребителя Г.И.Плехно, за ценные воспоминания, используемые при подготовке данной статьи. Особая благодарность – В.Н.Цыбенко, бывшему главному редактору газеты «Электрометаллург» (Никопольский завод ферросплавов, г. Никополь, Украина), за ценные замечания и дополнения.

2018 г.