До встречи с тобой - Джоджо Мойес

Ирина Долинская
                Для того, чтобы захотеть умереть, причины не нужны.
                Причины нужны для того, чтобы хотеть жить.
                Олег Рой. Письма из прошлого



"До встречи с тобой" мне порекомендовала подруга. Она уверяла, что книга замечательная и мне обязательно понравится. Но узнав сюжет, я в этом засомневалась. Что ж, мои опасения подтвердились… и после прослушивания осталась пустота и разочарование. Здесь автор кроме эвтаназии, поднимает еще одну очень серьезную тему - Поиск смысла жизни для больного парализованного человека. Но к реализации этой цели подходит не серьезно. Возникает вопрос: "А стоило ли вообще ставить такую высокую планку, раз не стремишься ее достигнуть?"

К книгам о больных людях (пусть они и вымышлены) я всегда подхожу очень серьезно, так как хорошо знаю каково это – все время жить с болью, быть беспомощным, полностью зависеть от других, быть инвалидом. Но я так же знаю, что в таком состоянии очень важно иметь смысл жизни. И не обязательно это должно быть что-то масштабное, как завтрак в парижском кафе или покорение Эвереста. Достаточно и маленьких смыслов, таких как непрочитанная книга, новый фильм, любимая музыка (1), прогулка по саду, бессмысленная болтовня с хорошенькой девушкой. Да мало ли что еще, главное захотеть найти этот смысл. Увы, не всем это удается. Особенно, когда твоя жизнь так резко развернулась на сто восемьдесят градусов как у главного героя Уилла. Молодой красивый, здоровый мужчина любящий азарт, путешествия и экстрим после аварии оказывается в инвалидном кресле. И тут начинается самое трудное – нужно смериться с произошедшем и жить дальше, найти в себе немного сил, мужества и новый смысл жизни. Но Уилл оказывается слаб духом (и даже в какой-то мере ленивым), ему проще поднять лапки вверх и прекратить свои страдания, чем каждый день духовно трудится. У меня сложилось впечатление, что духовную силу ему всегда заменяли деньги. Деньги открывали любые двери и разрешали все проблемы. И после травмы его мышление в этом плане не изменилась, он готов заплатить и умереть, но не прикладывать никаких душевных сил для жизни.

Я понимаю, что у каждого свой порог этих сил и терпения, и что у Уилла серьезные увечья. Но все же у него есть кое-что. Он двигает головой, может разговаривать, и одна из кистей имеет небольшую подвижность. Я считаю, что это уже не мало. В жизни бывают куда большие ограничения. Пример тому Жан-Доминик Боби - французский журналист и главный редактор журнала ELLE France. После перенесённого инсульта он оказался полностью парализованным, и не мог не только говорить, но и самостоятельно дышать. У мужчины остался подвижным только левый глаз, с помощью которого он и надиктовал свою книгу (2), которая стала мировым бестселлером, а позже была экранизирована (3). И это говорит о том, что человек даже в таком состоянии хотел жить, и нашел в себе силы, терпение и смысл для этой жизни – написать книгу. Тоже самое можно сказать и про Стивена Хокинга (4). Поэтому я уверена, что если бы Уилл захотел, он мог бы найти и смысл жизни, и занятие по душе. Ему нужна была всего лишь поддержка. Но, к сожалению рядом не оказалось сильных духом людей, которые реально хотят помочь и стремятся вытащить его из депрессии.

Интересно Мойерс здесь описала две семьи, как два противоположенных полюса. У Луизы семья хоть и бедная, но любящая и дружная. Родители внимательны и заботливы, а сестра, несмотря на частые ссоры, всегда готова помочь Лу советом, подставить дружеское плечо и предоставить жилетку, в которую можно поплакать от души. У семьи Уилла же полно денег, но между ее членами нет ни тепла, ни понимания, ни любви. Каждый Трейнор сам по себе. Уилл замкнулся в себе как в раковине и не желает из нее выбираться, его даже не волнуют страдания матери. Джорджине плевать на брата, она живет за границей и не собирается возвращаться в родной городок, чтобы поддержать Уилла в трудную минуту и помочь найти ему смысл жизни. Отец Уилла вообще мечтает, чтоб сын побыстрее помер и тогда он сможет уйти к любовнице. Только мать любит Уилла и искренне хочет, чтоб сын жил. Но то ли в силу своего характера, то ли от усталости она не может сама помочь ему. Поэтому нанимает молодую девушку и возлагает на нее важную миссию - найти смысл жизни для ее сына.

Луиза не показалась мне такой уж необычно девушкой. По-моему, она совершенно обычная и таких как она полно в любом захолустном городке. Единственная ее фишка – это яркая, почти подростковая одежда. Конечно, это смотрится экстравагантно на взрослой женщине. Но беда в том, что в свои двадцать шесть, она осталась пятнадцатилетним ребенком. Она не хочет ничему учиться, у нее нет ни профессии, ни каких-то увлечений, ни стремлений. Она как коробка, обернутая в яркую бумагу с красивым бантиком сверху, но внутри абсолютно пустая. Кроме внешней красоты и доброй души у Луизы ничего нет. В какой-то степени в этом виноваты родители, они окружили ее такой заботой, что ей ненужно ничего делать. Дома все делает мама – стирает, убирает, готовит, смотрит за больным дедом и внуком. Лу же не делает ничего, просто бессмысленно плывет по течению. Думаю этим она и привлекла Уилла. Вряд ли в своей прошлой жизни он видел подобных женщин. Даже его бывшая девушка имела мечты и цели – выти замуж за богатого красавца. Поэтому в сравнении с другими Лу действительно уникальный экземпляр. А так как Уиллу особо делать было нечего, он взялся за воспитание сиделки. Он заставил Луизу смотреть фильмы, читать книги и слушать музыку, писать рецензии на просмотренное и прослушанное, высказывать свое мнение. Он заставил ее думать и работать головой. И это правильно, потому что таких людей как Луиза нужно или тянуть или толкать всю жизнь, ибо сами они никогда не сдвинуться с места. Они ленивы, непритязательны, всегда довольствуются малым. И чтобы их расшевелить порой нужно дать увесистого пинка, в хорошем смысле этого слова. Что Уилл и сделал для Лу. Вопрос в том, надолго ли ей его хватит.

Теперь о том, как Луиза ухаживала за Уиллом. Честно скажу, это был кошмар и дикий ужас. Я с содрогание слушала, как она не серьезно, а порой и халатно относится к своим обязанностям сиделки. Парень пару раз чуть не отдал Богу душу из за этого. Каждая ошибка Лу воспринималась мной как удар по здоровью Уилла. Возможно, я воспринимаю все близко к сердцу потому, что ревностно оберегаю своё хрупкое здоровье, и малейший урон для меня настоящая трагедия. Но я хочу жить, и изо всех сил стараюсь сберечь то, что у меня еще осталось. Для Уилла же все иначе. Потеря здоровья ему только на руку, так как это приближает его к желанной цели. И в такой ситуации он точно не будет жаловаться. Жаль, что Лу этого не поняла. Но проблема не только в физическом уходе, Луиза не задумывается о моральной поддержке и психологическом состоянии больного. Она рассматривает ситуацию с точки зрения здорового человека, и даже не пытается поставить себя на место Уилла. Не включает голову и не задумывается о том, что предлагает отчаявшемуся человеку. Она с воодушевлением готовит ему поездки, путешествия и экстремальные развлечения для парализованных людей. Но все это лишь призраки прошлых увлечений Уилла, которые всегда будут напоминать ему о том, что он потерял. Как в такой ситуации может зародиться жажда к жизни, не знаю. Жизнь Уилла изменилась, и пути к прошлому нет. Поэтому так важно было найти для него совершенно новые занятия и увлечения, а не тыкать носом в утраты.

Еще одна проблема в том, что здоровые люди не готовы видеть в своей среде инвалидов. Увы, такова правда жизни. Я много раз слышала рассказы, как здОрово заграницей устроена инфраструктура для людей с ограниченными возможностями и как хорошо там относятся к инвалидам. Возможно, где-то и есть такие страны и города. Но вот маленький английский городок, где нет, не только пандусов у зданий, но в дверях еще и турникеты через которые инвалидная коляска точно не проедет. И это значит, что театры, кинотеатры, библиотеки, бассейны, магазины, кафе, ресторанчики и многие другие общественные здания, а значит и развлечения, которые могли бы скрасить жизнь, не доступны колясочнику. А если где и есть проезды, то они оказываются на задворках. Уилл богатый житель города, сын судьи, но на ипподроме он не может сидеть даже с простыми людьми на трибуне, а оказывается чуть ли не у конюшни рядом с грумами и конюхами. Я уж не говорю об отношении здоровых людей к людям с ограниченными возможностями. Инвалидов не хотят видеть, инвалидам не хотят помогать, их или в упор не замечают, или пялятся, как будто ты экспонат цирка уродов. Как это знакомо… и обидно. Мы не всегда виноваты, что с нами случилась беда. И Уилл, по большому счету, тоже не виноват в произошедшей трагедии. Но кого это интересует.

Любовь! Как же я ее ждала, как же на нее надеялась. Столько восторженных отзывов на книгу, столько восхищения любовью двух молодых людей. Но и тут меня ждало полное разочарование. Я не обнаружила тут настоящей любви, той любви, которая готова перенести любые тяготы и лишения ради достижения цели; любви, которая жертвует собой; любви, что бьется до последней капли крови за жизни близкого человека. Тут есть жалость, сострадание, симпатия, возможно влечение, но не любовь. За столь короткое время, в таком бесхребетном человеке как Луиза, не могло прорости столь сильное чувство. Лично я не увидела, что оно там даже зародилось. Ее дела не подтверждают это. Она ведет себя как подросток, а не взрослая сильная женщина. А ведь ситуация не шуточная, и тут нужно нечто большее чем легкий флирт. Тут нужен якорь, который сможет привязать к жизни смертельно уставшего человека. Хотя бы на время. Но в Лу нет такой духовной силы, нет внутреннего стержня, ее саму нужно поддерживать и вести по жизни. У Трейнора  же нет на это ни физических, ни душевных сил. Ему нужна помощь, а не груз на шее. Поэтому все, что Лу сделала и то, что предложила ему действительно слишком мало. Тут я с Уиллом согласна – этого не достаточно для его новой жизни. Вот если бы она попросила у него ребенка, это могло бы сработать, заставить Уилла остаться еще на какое-то время. Тем более, что для этого даже сексом заниматься не надо, современная медицина прекрасно с этим справляется. Ну, а ребенок не для Уилла, а для самой Лу. По-моему, ребенок от любимого мужчины куда более ценный дар, чем деньги. Да и для матери Уилла малыш стал бы истинным утешением. А так, пожилая женщина осталась одна со своим горем. Вот кто больше всего пострадал в этой истории. Остальные герои получили свободу, но не миссис Трейнор. Очень жалко ее. И конечно жаль, что Луиза изначально не была способна на такие серьезные жертвы. По сути дела, она сама еще ребенок. И возможно, для того чтобы повзрослеть в ее жизни должно было случиться что-то серьезное и трагическое. Что ж, посмотрим в следующей книге, что из этого вышло.

Подводя итог, скажу, что сама книга написана интересно и воспринимается очень легко. Я прослушала ее на одном дыхании. Но мне не было смешно, и восторгов я не испытала. Слушая книгу, я больше размышляла о том, что написала выше, и над тем, как легко Уилл достиг своей цели. Я могу представить, каково это быть парализованным и в какой-то степени понять, почему такие больные хотят уйти. Но все же, когда у тебя есть возможность купить любое лекарство, любое медицинское оборудование, любое устройство для развлечения, может, стоит подождать и не спешить?! Я не виню Уилла за его выбор, просто до боли обидно, что никто не смог найти ему новый смысл жизни. Он молодец, многое дал Луизе (я имею в виду не деньги), но она-то ему ничего не дала, не смогла удержать. Честно скажу, что я и Лу не виню, если и потрясать кулаками, то в адрес самой Мойерс, она придумала и историю и образы. Но в таком виде эта она меня не удовлетворила. Она красивая, романтичная, трагическая, но пустая. Цели были поставлены, но не достигнуты. Я считаю чтоб спасти любимого человека нужно идти на все - уговаривать, просить, умолять, шантажировать и даже угрожать. А тут ничего этого нет, только пустые слова " Я тебя люблю!". К сожалению, в такой ситуации этого слишком мало.

Я уже говорила, но повторюсь, не всем так везет как Уиллу. Вот многие в рецензиях пишут, что читая книгу, вспоминали фильм «1+1» (5), а я вспоминала фильм «Море внутри»(6) основанный на реальной истории Рамона Сампедро(7). Получив травму позвоночника, он тридцать лет пролежал парализованный, и все эти годы боролся за право на эвтаназию. Вот интересно, если бы у Рамона были деньги, помог бы ему кто-нибудь? И не его ли история(8) натолкнула на мысль швейцарского юриста Людвига Минелли  создать «Dignitas»(9)?



___________________________________

1) Главный герой книги Ника Хорнби «Мой мальчик» находит смысл жизни в таких маленьких мелочах.
      
          — …Так почему же ты никогда не пытался засунуть голову в газовую духовку?
          — Не знаю. Всегда или ждешь выхода очередного альбома "Нирваны", или новой серии "Полиции Нью-Йорка",
          которую хочется посмотреть.
          — В этом и есть смысл? В телесериалах? …
          — Нет, смысл в том, чтобы продолжать жить. Ты этого хочешь. Поэтому все, что заставляет тебя жить,
          и является смыслом жизни. Не знаю, осознаешь ли ты это, но втайне ты думаешь, что жизнь не так уж
          и плоха. Ты многое любишь. Телевизор, музыку, еду... (с)


2) «Скафандр и бабочка» - автобиографическая книга Жана-Доминика Боби  повествует о том,как внутри СКАФАНДРА - отказавшего тела, погружающегося на дно океана - СМЕРТИ, пытается жить непокорная бабочка - ДУША. О том, каково это - быть запертым в собственном теле.

3) фильм «Скафандр и бабочка» упоминается в этой книге Мойерс. Но Лу помечает его, чтобы случайно не посмотреть самой и не показать Уиллу. А зря, такие истории могут показать, что ты оказался не в самом худшем положении.  Иногда это вдохновляет.

4) Стивен Уильям Хокинг (1942-2018) — английский физик-теоретик, космолог, писатель, директор по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета. Автор ряда научных трудов по теоремам о гравитационной сингулярности и космологии. У Хокинга была редкая медленно развивающаяся форма болезни моторного нейрона (также известна как боковой амиотрофический склероз или болезнь Лу Герига), которая постепенно на протяжении десятилетий парализовала его. После потери речи в 1985 Хокинг был в состоянии общаться посредством синтезатора речи, изначально с помощью ручного переключателя, впоследствии — используя мышцу щеки.  Стивен Хокинг умер в возрасте 76 лет 14 марта 2018 года.

5) «1+1» (фр. Intouchables  «Неприкасаемые») — французская комедийная драма 2011 года, основанная на реальных событиях об успешном аристократе Филиппе, который в результате несчастного случая оказывается в инвалидном кресле и берёт себе в качестве помощника бывшего преступника — Дрисса. В финале ленты сообщается о дальнейшей судьбе реальных прототипов главных героев фильма. Филипп переехал в Марокко, снова женился и обзавёлся двумя дочерьми. Абдель Селлу (Дрисс) открыл собственный бизнес, тоже женился и имеет троих детей. И по сей день они с Филиппом остаются близкими друзьями.

6) «Море внутри» - фильм Алехандро Аменабара. Основанный на реальных событиях рассказ о двух последних годах жизни галисийца Рамона Сампедро, в течение почти 30 лет боровшегося за право на собственную эвтаназию. Название фильма - слова из одноимённого стихотворения, написанного главным героем и включенного в его книгу «Письма из ада».

7) Рамон Сампедро Камеан (1943-1998) — галисийский моряк и автор двух книг, был парализован в результате несчастного случая и тридцать лет добивался права на добровольный уход из жизни. Первый гражданин Испании, который отстаивал это право в суде.

8) 12 января 1998 года Рамон Сампедро выпил воду с ядом и умер в мучениях. В том же году была основана швейцарская организация «Dignitas»

9) «Dignitas» (с лат. «достоинство») — швейцарская некоммерческая организация, в которой смертельно больные люди и люди с тяжёлыми невыносимыми формами инвалидности получают возможность закончить жизнь, совершив ассистируемое самоубийство (англ. аssisted suicide), обычно путём принятия смертельного вещества.