Римские игры - отрывок из сценария

Юрий Григ
РИМСКИЕ ИГРЫ

Автор сценария Ю. Григ
По роману Ю. Грига «Пусть умрет!» 

ИЗ ЗТМ

НАТ. КИЛИКИЯ I ВЕК – ДЕРЕВНЯ В ГОРАХ – У КУЗНИЦЫ - ДЕНЬ

Домик кузни, сложенный из крупных камней. Над крышей - дымок. Перед кузней бегает большая собака. Слышна древняя музыка.

ТИТР: КИЛИКИЯ, I ВЕК Н.Э.

ИНТ. КИЛИКИЯ - КУЗНИЦА – ДЕНЬ

Кузница полна кос, подков, заготовок оружия. Мальчик лет 14-ти работает мехами. Это – СЫН. У него хорошо развитая фигура. Седой мужчина в кожаном фартуке на голое тело выхватывает клещами из горна тигель. Это КУЗНЕЦ (50), отец. Он ставит тигель на пол. Из мешочка высыпает в тигель гранулы.

Кузнец выковывает клинок. Сын внимательно наблюдает.

НАТ. КИЛИКИЯ I ВЕК - ДВОР КУЗНИЦЫ – ДЕНЬ

Кузнец, сидя у входа в кузницу, обматывает эфес меча, ГЛАДИУСА - кожаной лентой. На навершии меча - огромный СИНИЙ КАМЕНЬ.

К кузнице подъезжает небольшой конный отряд римских солдат. Собака облаивает всадников. Из кузницы выбегает Сын и успокаивает ее. Он со страхом смотрит на солдат.

Двое Солдат подъезжают к Кузнецу. Один СОЛДАТ жестом показывает отдать ему Гладиус. Кузнец не подчиняется.

СОЛДАТ
Именем Домициана!

Кузнец не подчиняется. Солдат вырывает Гладиус из его рук. Рассматривает его. Кузнец пытается схватить Гладиус, но Солдат грубо отталкивает его ногой, и он падает. Собака прыгает на Солдата. Он пронзает ее Гладиусом. Собака с хрипом в агонии валится на землю. Умирает. Солдат спешивается.

Сын бросается на Солдата, но удар кулаком валит его с ног. Он лежит без движения. Отец кидается к нему, но налетает на Гладиус и падает, истекая кровью. Камень на эфесе наливается кровавым светом. Солдаты не замечают этого.

НАТ. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ I ВЕК - ДОРОГА - ДЕНЬ

Сын лежит без сознания в клетке на движущейся повозке. Рядом два РАБА. Сын открывает глаза.

1-Й РАБ
Кажется, очухался…

2-й Раб подносит к губам Сына кожаную фляжку. Тот озирается по сторонам.

СЫН
Куда меня везут?!

2-Й РАБ
В Коринф, на невольничий рынок.

СЫН
Но я… я свободный… я не раб!

Оба Раба гогочут, растирая слезы смотрят на Сына.

1-Й РАБ
Раб! Отныне, ты раб!

НАТ. БЕРЕГ ВОДОЕМА В ЧЕРТЕ МОСКВЫ – УТРО

ТИТР: МОСКВА, XXI ВЕК

Моросит дождь. Вдоль берега бредут 3 БОМЖА. Старший, с лицом спившегося интеллигента – ФЕДОРЫЧ (60). У 2-го, моложе, под глазом синяк. Это СИНЯК. Третий в непарных ботинках – БОМЖ.

ФЕДОРЫЧ
(тоном лектора)
Краеугольным камнем моей теории является культ самоограничения в условиях фактической инфильтрации в социальную среду.

СИНЯК
Фьюи! Ни хрена себе загнул! Фильтрация какая-то…

ФЕДОРЫЧ
(укоризненно)
Синяк… Инфильтрация! Дрейф одной субстанции в другую.

БОМЖ
Фигня! Ты чё, Федорыч, по-человечески объяснить не можешь?!

ФЕДОРЫЧ
Ладно… Возьмем, например, Сенеку…

БОМЖ
Кого?

ФЕДОРЫЧ
Был такой стоик, наставник императора Нерона.

БОМЖ
А-а… Понятно…

ФЕДОРЫЧ
Так вот… Сей муж категорически отвергал стремление к накоплению материальных ценностей.

СИНЯК
Эт чё, барахло, или чё?

ФЕДОРЫЧ
Именно! Точно подмечено, Синяк.

Выуживает из-за пазухи плоскую бутылку, отвинчивает колпачок.

ФЕДОРЫЧ
Абусус нон толлит усум.

СИНЯК
Чё-чё?..

ФЕДОРЫЧ
Злоупотребление не отменяет потребления.

Останавливаются у кромки воды. Федорыч делает глоток. Передает бутылку друзьям. Они делают по глотку.

ФЕДОРЫЧ(ПРОД.)
Сенека учил нас: бедна и кратка жизнь того, кто с великими усилиями приобретает то, что с еще большими усилиями должен сохранять. М-да… Но главное, друзья, это свобода!

Бомж хихикает. Синяк пытается выжать из бутылки остатки водки.

ФЕДОРЫЧ (ПРОД.)
Рабство еще не закончилось, нет! Оно изменило форму. И люди идут в это неорабство в погоне за сытой жизнью добровольно. И лишь такие, как мы, делают первые, пока еще робкие, шаги на пути к освобождению. Чем меньше хочешь от других, тем ты свободнее.

По воде из тумана выплывает предмет размером с человеческое тело, упакованный в полиэтилен. Из дыры торчит синий распухший большой палец ноги. Бомжи замирают.

СИНЯК
Жмурик!

БОМЖ
Ай-яй-яй… Может, жив еще? Так мы, эт-т, щас… искусственное дыхание…

Федорыч смотрит на него уничтожающе. Тот осекается.

ИНТ. ПЕТРОВКА – КАБИНЕТ СЛЕДОВАТЕЛЯ – ДЕНЬ

Крошечный кабинет. За столом над раскрытой папкой сидит парень лет 30-ти. У него умное, хотя и простое, лицо. Это старший лейтенант полиции Павел ИГНАТОЧКИН. Стук в дверь. Входит полноватый мужчина 60 лет с портфелем. Это ПАТОЛОГОАНАТОМ.

ПАТОЛОГОАНАТОМ
Здравия желаю, Игнаточкин!

ИГНАТОЧКИН
Здрасти, товарищ подполковник!

Патологоанатом садится к столу напротив Игнаточкина. Вздыхает.

ПАТОЛОГОАНАТОМ
Вот что, старший лейтенант… Этот… твой… утопленник…

ИГНАТОЧКИН
А что с ним? Ваши сказали ножевое проникающее, прямо в сердце.

ПАТОЛОГОАНАТОМ
Ножевое-то ножевым… Тут, однако, закавыка имеется… Вот, глянь.

Вытаскивает из портфеля стопку фотографий. Кладет их на стол перед Игнаточкиным. Тот перебирает их. Передергивается.

ИГНАТОЧКИН
Брр… Никак не могу привыкнуть. Вы бы, своими словами, что ли?

ПАТОЛОГОАНАТОМ
Своими словами? Что ж… Ножик этот особый, Игнаточкин. Глубина раны полметра, ширина лезвия шесть.

ИГНАТОЧКИН
Постойте! Торс… ну, максимум тридцать… Нет! Как это?!

ПАТОЛОГОАНАТОМ
(скептически хмыкнув)
Не торопись! Сейчас узнаешь, как это. Сначала… по личности… Парень этот - уроженец Средней Азии… Возраст - около двадцати пяти… Особых примет нет. Документов - тоже… Да и какие на голом теле документы… По отпечаткам пальцев тоже не проходил… Впрочем! Тут есть, одна деталь… На теле четыре свежие резаные раны. Правда по сравнению с той смертельной… пустяковые.

ИГНАТОЧКИН
Ну, не темните, товарищ подполковник! Какие все же соображения по орудию убийства?

Патологоанатом, загадочно улыбаясь, смотрит на Игнаточкина.

ПАТОЛОГОАНАТОМ
Соображения… соображения… Хм… Ну, если бы это были времена, скажем, Александра Невского… я бы сказал…
(торжествующе)
…парень заколот мечом, не иначе!

ИГНАТОЧКИН
(удивленно)
Мечом?! Каким мечом? Шутите?

ПАТОЛОГОАНАТОМ
Поверьте интуиции ветерана органов, Игнаточкин! Скорей всего, дело было так… Несчастный стоял на коленях, а убийца вонзил меч сверху вниз… вот сюда…

Вскакивает со стула, заводит правую руку за голову и тыкает оттопыренным большим пальцем себя в основание шеи.

ИНТ. ПОДВАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ – ДЕНЬ

Помещение захламлено. Тусклое освещение. На ящике, застеленным газетой, стоит бутылка и закуска. Вокруг него сидят Федорыч, Синяк, Бомж и старик с восточной внешностью. Это - ТАЖИК-АКА. Бомж пьет водку из пластикового стаканчика.

ФЕДОРЫЧ
Я его сразу узнал… Касимка наш.

БОМЖ
Гастарбайтер, что ли?

ФЕДОРЫЧ
Он! Как только простыню сдернули, я его тут же и признал. Я ведь, тогда как сердцем чувствовал, добром это не кончится.

НАТ. ОКРАИНА МОСКВЫ - ПЛОЩАДЬ У МЕТРО - ДЕНЬ – ФЛЭШБЭК

Летний день. Многолюдно. Суета. Маршрутки. Павильон с вывеской «Шаверма Шахерезады». Молодой (25), хорошо сложенный парень восточного типа таскает ящики из старой газели в павильон. Это – КАСИМКА. Рядом околачивается Федорыч.

Неподалеку, припаркован большой внедорожник. Рядом с ним стоит мужчина в темных очках, похожий на мафиози, говорит по телефону, поглядывая на Касимку. Это МАФИОЗИ (30). Сует трубку в карман и подходит к Касимке. Показывает удостоверение.

МАФИОЗИ
Ширази Абулькасим?
 
КАСИМКА
(испуганно, с акцентом)
Да… Я это…

Федорыч подслушивает, притворяясь, что читает меню в окне павильона.

МАФИОЗИ
Паспорт у тебя есть?

КАСИМКА
Есть… Почему сразу нету? Он там в кафе. Щас принесу. Только у меня все в порядке.

МАФИОЗИ
Да ты не нервничай. Разберемся.

КАСИМКА
Я не нервничаю. Отпусти, жена приехала. Малика…
 
МАФИОЗИ
Неси паспорт.

Касимка убегает в павильон. Мафиози поглядывает на часы.
 
Возвращается Касимка. Протягивает паспорт. Мафиози, не глядя, сует его в карман. Берет Касимку под локоть, тянет за собой.

МАФИОЗИ
Придется проехаться. Да ты не бойся. Документы же в порядке?

Касимка, легко сопротивляясь, поддается.

КАСИМКА
Конечно!

МАФИОЗИ
Ну, вот видишь. Раз в порядке, быстро проверим, и гуляй Вася.

КАСИМКА
Меня не Вася зовут.

МАФИОЗИ
Вижу, вижу… Это я так…

Подходят к внедорожнику. Задняя дверь открывается. Мафиози подталкивает Касимку, тот неуверенно залезает в дверь. Мафиози запрыгивает за ним, захлопывает дверь. Внедорожник уносится.   

КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА

ИНТ. ПОДВАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ – ДЕНЬ

ФЕДОРЫЧ
Я еще тогда почуял - не менты это. Бандюки…

БОМЖ
Следователю рассказал?

ФЕДОРЫЧ
Нет. Сказал, в первый раз вижу.

ТАЖИК АКА
(с акцентом)
Зачем следователю не сказал?!

ФЕДОРЫЧ
Не кипятись, Тажик-Ака. Касимке уже не поможешь. А вот жену его, Малику, будут таскать. Незачем ей все это. Беременная она.

ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА – ДЕНЬ

За столом ГЛАВРЕД (60) нервно перекладывает бумаги с места на место без видимой цели, стараясь избежать взгляда молодого мужчины, сидящего напротив. Это - журналист МАКСИМОВ (35). У него мужественное лицо, спортивное телосложение.

ГЛАВРЕД
Подумай, Александр Филиппович…

МАКСИМОВ
Подумал уже…

ГЛАВРЕД
И что надумал?

МАКСИМОВ
Нет.

ГЛАВРЕД
Пора бы уже понять, Максимов - зло невозможно искоренить. Его, можно только перераспределить…

МАКСИМОВ
Нет. Зло надо захоронить подальше от людей, пока как радиоактивная дрянь, не распадется само.

ГЛАВРЕД
Ну, знаешь! Я из-за тебя подставлять издание не собираюсь.

МАКСИМОВ
Сочувствую…

ГЛАВРЕД
Имей в виду, на меня твои подъе…ки не действуют. Не хочешь выкидывать всю эту хрень из статьи - до свидания!

Максимов пожимает плечами, встает и направляется к выходу.

МАКСИМОВ
Ну, до свидания!

ГЛАВРЕД
Ну и катись, правдолюбец хренов!

МАКСИМОВ
Уже качусь…

ГЛАВРЕД
Алик!

Максимов выходит. Главред отталкивает бумаги. Те валятся на пол.
 
ГЛАВРЕД
Тьфу!.. Господи, ну почему все гении такие мудаки?

ИНТ. КУХНЯ КВАРТИРЫ МАКСИМОВА – ВЕЧЕР

Максимов бросает 2 стейка на раскаленную сковороду. За столом сидит красивая блондинка - это его девушка, АЛЕНА (25).

АЛЕНА
Так ты теперь, типа, фрилансер?

МАКСИМОВ
Угу…

АЛЕНА
Алик, миленький, открой ресторан… Будешь кормить меня стейками.

МАКСИМОВ
Кстати, Алёна, о стейках. Вот для нас это кусок протеинов, жиров, витаминов… А ведь он… оно когда-то бегало, мычало, бодалось, хрюкало, кукарекало…

Переворачивает стейки. Алена озадаченно смотрит на него.

МАКСИМОВ (ПРОД.)
В сущности, мы поедаем плоть живого создания… которое умертвили, обезглавили, выдрали внутренности содрали кожу и выпустили кровь.

АЛЕНА
А…, понятно - ты травоядное. А вот на Кавказе берут нож, режут барашка и начинают жарить мясо еще до того, как оно остыло… Давай уже… есть хочется…

Максимов со стуком ставит тарелку со стейком перед Аленой.

МАКСИМОВ
Ты хищница!

Оба с аппетитом вонзают зубы в мясо.

АЛЕНА
А ты… ты… идеалист!

Раздается звонок сотового. Максимов берет трубку. Звонит ЭДИК.

ЭДИК (З.К.)
Привет, старик!

МАКСИМОВ
Привет, привет, Эдик!

ЭДИК (З.К)
Саш, мне тут менты один кейз слили. Висяк… Зацепиться не за что. Улик никаких, кроме трупа.

МАКСИМОВ
Мне-то какой интерес?

ЭДИК (З.К.)
Убийство необычное, старик. Твой профиль… Может, эзотерика! Ты ну, тогда…, сектантами занимался. Клянусь авансом, который ты мне выплатишь, не пожалеешь.

МАКСИМОВ
А с чего ты взял, что это секта?

ЭДИК (З.К.)
Ну, прикинь, чувака вроде мечом прикончили.

ИНТ. КВАРТИРА МАКСИМОВА – УТРО

СПАЛЬНЯ. Максимов лежит в кровати. Рядом спит Алена. Он открывает глаза. Он резко садится. Встает, выбегает в --

КАБИНЕТ. Садится за стол. Включает компьютер. Работает.

МАКСИМОВ
(бормочет)
Так-так-так… Где ты у нас, Агриппа, царь иудейский?..
Так… Ах, вот оно что! Иосиф Флавий?! Ну да, ну да…

Радостно потирает руки. Углубляется в чтение.

ПОЗЖЕ: Максимов, смотрит на часы в углу экрана. На них 11:00.

МАКСИМОВ
Ого!..

Максимов, вскакивает. Забегает в --

СПАЛЬНЮ: ныряет в постель. Обнимает Алену, тормошит ее.

МАКСИМОВ
Доброе утро!

АЛЕНА
(сонным голосом)
Ну, чего тебе?

МАКСИМОВ
Просыпайся. Вдарим по кофию, а я расскажу, что мне приснилось.

ИНТ. КУХНЯ КВАРТИРЫ МАКСИМОВА – ДЕНЬ

Максимов и Алена завтракают. На столе стоит открытый ноутбук.

МАКСИМОВ
…приснилось мне, Алена, что лето в том году выдалось необычайно жарким…

НАТ. РИМ I ВЕК - ПОДСТУПЫ К ГОРОДУ - ДЕНЬ

Жара. Панорама подступов к городу. По дорогам к городу идут пешие люди с узлами, едут повозки, всадники. Крики погонщиков, мычание, ржание, скрип телег, топот копыт.

МАКСИМОВ (ПРОД., З.К.)
…таким жарким, каким его не помнили даже древние старики…

У городской стены раскинулся огромный лагерь. Люди сидят у палаток, повозок - играют в кости, бродят, беседуют. В котлах булькает еда, на огне жарят мясо. Царит настроение праздника.

НАТ. РИМ I ВЕК - РИМСКИЙ ФОРУМ/УЛИЦА РИМА – ДЕНЬ

НА РИМСКОМ ФОРУМЕ: нещадно палит солнце. Между Базиликой Юлия и храмом Сатурна открывается вид на Капитолийский холм с храмом Юпитера. На рострах безвольно повисли флаги. Люди в легких туниках не покидают тени портиков базилик.

УЛИЦА: Узкая улочка. Толчея. Разноязыкий галдеж, ругань, споры. Лавки со всякой всячиной. В конце улицы виден Колизей.

По улице едет повозка с клеткой. В клетке сидят закованные в цепи ГЛАДИАТОРЫ. Любопытные прохожие глазеют на них.

У входа в таверну стоит ее хозяин ТЕЛЕФ – крепкий мужчина 40 лет. Повозка проезжает мимо таверны. Телеф заходит в таверну.

ИНТ. РИМ I ВЕК – ТАВЕРНА ТЕЛЕФА – ДЕНЬ

За столом угощаются СОТРАПЕЗНИКИ: великан ДАКИЕЦ, худющий ИУДЕЙ, ГОРБУН – неказистый горбатый человек, молодой центурион ТЕРТУЛ, отставной легионер ПОЛИБИЙ, еще несколько человек. Все одеты просто. На столе - миски с едой. Раздаются взрывы хохота. Входит Телеф.

ДАКИЕЦ
Эй, хозяин! Телеф! Сыр у тебя вкусный… Вот этот козий.

ТЕЛЕФ
Сыр, велабрский, молодой… Отведайте еще луканскую колбаску.

ДАКИЕЦ
Таких угощений нам не подавали, даже когда мы наголову разбили консуляра Сабина.
(показывает двупалую ладонь)
Вот чего мне это стоило… славная, однако, была победа.

Ест руками, смачно чавкая. Вытирает руки о свои волосы.

ИУДЕЙ
Победа?! Как ни крути, все мы рабы… А они в этом мире хозяева.

ТЕЛЕФ
(Иудею)
Давай-ка, подолью вина…

ИУДЕЙ
Когда они прислали прокуратором, этого тирана и убийцу, всадника Гессия Флора, народ мой восстал! Я был мал, когда пала Иеросолима, но помню сколько было крови.

ГОРБУН
Позволь тогда поинтересоваться, почтенный, чего ж ты делаешь здесь, в Риме? Почему не возьмешь в руки оружие?

ИУДЕЙ
(уклончиво, ворчливо)
Сила на их стороне…

ТЕЛЕФ
Тертул, расскажи-ка нам лучше, что новенького во дворце?

ТЕРТУЛ
Во дворце все только и судачат об играх. В старом цирке будет сто заездов на квадригах и парах. А в сражениях участвуют пять тысяч гладиаторов… И еще, братцы, будет грандиозная навмахия…

ПОЛИБИЙ
(разворачиваясь к нему)
Навмахия, говоришь? Да разве, нынче морские бои… Послушайте-ка лучше ветерана Железного Легиона…

1-Й СОТРАПЕЗНИК
Ты служил в Шестом, Полибий?

ПОЛИБИЙ
Клянусь Юпитером!

СОТРАПЕЗНИКИ (вразнобой)
Рассказывай, Полибий! Расскажи…

ПОЛИБИЙ
(Тертулу, поучительно)
Что ты знаешь о грандиозном, сынок… А вот я помню, как божественный Клавдий подарил народу самые грандиозные игры. Гладиаторы тогда сражались подобно львам. Был я тогда еще безусым юношей.

2-Й СОТРАПЕЗНИК
А навмахия, Полибий! Расскажи про навмахию.

ПОЛИБИЙ
Что ж… Если мне предложат глоток ватиканского, пожалуй, расскажу про то несравненное морское сражение…

К Полибию тянутся несколько рук с чашами. Все переключают внимание с Тертула на Полибия.

СОТРАПЕЗНИКИ
Пей! Пей, солдат! Ватиканское – яд, попробуй лучше сабинского… Рассказывай!

Полибий берет чашу, выпивает до дна. Телеф идет вдоль стола, собирая на ходу порожнюю посуду.

ПОЛИБИЙ
Забористое! Клянусь Вакхом! Так вот, братцы… Аккурат перед тем, как спустить воду из Фуцинского озера, Клавдий устроил навмахию… Двадцать тысяч гладиаторов сражались в тот день на триремах…

ТЕЛЕФ
Тысячу раз слышал эту историю…

Телеф подходит к старухе в черном одеянии, сидящей в углу комнаты. Это – СИБИЛЛА, прорицательница. Сюда доносится неразборчивый голос Полибия.

ТЕЛЕФ
А что скажешь ты, Сибилла?

СИБИЛЛА
Теллура, да охранит вас! Немало бедствий падет на головы римлян за неумеренность и высокомерие…

ТЕЛЕФ
Что ты мелешь, старая?! Какие такие беды могут грозит нашей могущественной Империи?

СИБИЛЛА
(громко, агрессивно)
Запомни раб! Страна эта обречена.

Полибий и все остальные замолкают и оглядываются на Сибиллу.

3-Й СОТРАПЕЗНИК
Какой же он раб? Волею неукротимого Гладивуса, наш славный Телеф заработал свободу своим мечом…

СИБИЛЛА
Он был и останется рабом.
(пауза, горько)
Прошли времена, когда люди сражались не за обретение свободы, а за то, чтобы не потерять ее… Рабы, рабы, все вы рабы…

Взрыв смеха. Мужчины смеются, тыча пальцами в Сибиллу.

СИБИЛЛА
Хотите узнать правду?! Все вы рабы, начиная от презренного копателя могил и кончая жирным сенатором. Помните, как Агриппа, царь Иеросолимы, предостерегал свой народ? Все вы рабы, говорил он им… будь вы обладающие огромной телесной мощью и презирающие смерть германцы, или ужасающие мармариды, будь вы нумидийцы из безводной пустыни Сирты, где кончается любая жизнь, или могущественные галлы, или лакедемонцы с их храбрым царем Агесилаем, пятьсот лет назад разгромившие парфян в Беотии…

НАТ. РИМ I ВЕК – ДЕНЬ

Панорама Античного Рима. Над Палатином заходящее солнце.

СИБИЛЛА (ПРОД., З.К.)
…Где эти герои древности? Все их потомки теперь рабы… Рабство - тяжкое испытание для народа… Но свобода еще более тяжкое испытание для того, кто побывал рабом хоть день…

ИНТ. РИМ I ВЕК – ТАВЕРНА ТЕЛЕФА – ДЕНЬ

Сибилла смотрит невидящими взором на мужчин.

СИБИЛЛА(ПРОД.)
Если покорился хоть раз – ты раб. Даже если восстанешь – всего лишь непокорный раб…

Пауза. Телеф трясет головой, стряхивая наваждение.

ТЕЛЕФ
Э-э… Скажи-ка, старуха… правда ли, что ты предсказала императору гибель от меча заговорщиков?

СИБИЛЛА
Если говорят, то неспроста…

ТЕЛЕФ
И ты не побоялась, что он прикажет наказать тебя?
(гостям)
Послушайте-ка, вещунья даже не поздоровалась с человеком, прославившимся привычкой казнить и за меньшие прегрешения.

СИБИЛЛА
Собака, которая боится хозяина, скорее укусит…

НАТ. РИМ I ВЕК – ДЕНЬ

Панорама Античного Рима. Солнце садится за Палатинский холм.   

МАКСИМОВ (З.К.)
Шел восемьсот сорок девятый год…

ИНТ. КУХНЯ КВАРТИРЫ МАКСИМОВА – УТРО

Алена завороженно слушает Максимова.

МАКСИМОВ (ПРОД.)
…со дня основания Вечного города…

Алена стряхивает наваждение от рассказа. Пауза.

АЛЕНА
Сознайся, Максимов, ты все это придумал, да?

МАКСИМОВ
Честно, приснилось.

АЛЕНА
А ты что, бывал в Риме?

МАКСИМОВ
В том-то и дело, что не был. И еще… та старуха, сивилла… Я покопался в Интернете и нашел кое-что… Ты не поверишь…

АЛЕНА
Ну, говори уже… Не томи…

МАКСИМОВ
Тот иерусалимский царь, Агриппа… Понимаешь…, слова этой прорицательницы поразительно совпадают с монологом Агриппы из  книги Иосифа Флавия «Иудейская война». Вот, глянь.

Максимов поворачивает ноутбук Алене. Она читает с экрана.

АЛЕНА
Все ясно. Ты читал книгу этого древнего историка. Вот тебе и приснилось… В общем, причинно-следственная связь налицо.

МАКСИМОВ
В том-то и дело, Алён - книгу эту я, к своему стыду, даже в руках никогда не держал.