Невыдуманные истории

Олейник Алла
                НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

Приходилось ли вам любоваться звёздным небом, тишиной позднего вечера, когда вы были за городом? Зимою я часто вспоминаю эти удивительные вечера.

Мы на даче. Сидим на ступеньках крыльца. Солнышко уже ушло на отдых. Потемнело. Прижавшись друг к другу, мы с бабушкой любуемся небом. Сколько на нём звёзд! Вот белёсой полосой тянется млечный путь. Прямо над нами – созвездия Большой и Малой медведицы. Рядом – Кассиопея... В городе никогда не видела такого звёздного неба!..
– Бабушка, расскажи что-нибудь интересное,- прошу я.
– Что же тебе рассказать?- негромко спрашивает она.
– А что хочешь. Все твои истории такие интересные!
– Хорошо,- отвечает бабушка, подумав.- Слушай.
Это произошло, когда у нас ещё не было дачного домика. Он только строился. Но я приезжала сюда, чтобы что-то сажать, что-то сеять, чтобы ухаживать за растениями. А жила тогда в старенькой времянке, у которой были очень тонкие стенки.
Лето только началось. Наступил вечер. Солнце давно зашло. Незаметно подкралась ночь. Я легла спать. Меня окутала такая тишина, что от неё, казалось, можно оглохнуть – уши закладывало. Мы не привыкли к такому: в городе, где шум не стихает и ночью.
И вдруг в этой полной тишине я услышала голос птички:
– Тёх! Тёх-тёх!- Её песню подхватили другие. И вот уже полились птичьи трели, рассыпались в ночи чудесные звуки. А потом всё внезапно смолкло, оборвалась птичья песня. И снова наступила тишина... Однако не надолго. Неожиданно послышалось:
– Ква? Ква-ква?- И огромный «хор» лягушек завёл свою «мелодию». Но и их «песня» оборвалась. Наступила полная тишина. И тут, представляешь, снова раздалось знакомое:
– Тёх! Тёх-тёх!- И опять зазвучал хор соловушек.
Да-да! Это были они – маленькие, невзрачные с виду серенькие птички, но такие голосистые соловьи!
Внезапно хор их смолк, а в наступившей тишине раздалось:
– Ква? Ква-ква?- А затем дружное кваканье заглушило тишину ночи.
Эта «перекличка» повторялась снова и снова. Я слушала. Когда пели соловьи, улыбалась. А когда заводили свою «песню» лягушки, смеялась.
Мне казалось, что эти два «хора» дают уставшим людям концерт: выступают, кто как может. А временами я думала, что они соревнуются...
Я так и заснула под их «песни». Уснула с улыбкой. А перед сном вспомнила, как слушала соловьёв в Пушкиногорье. Тогда мне почудилось, будто невидимый дирижёр обращался к хору и спрашивал:
– Готовы? Три-четыре! Тёх? Тёх-тёх!- и хор дружно отвечал:
– Тёх! Тёх-тёх! Тёх-тёх-тёх, тёх-тёх-тёх-тёх-тёх!
Песня замолкала на какое-то мгновение и снова начиналась. А мы стояли, словно заворожённые, и слушали.

Бабушка закончила свою историю. Мы помолчали. А потом я вспомнила рассказ Серёжи.

В конце весны или начале лета он был в деревне. Как-то поздно вечером Сергей вышел из дома и услышал, как гудит самолёт. Ему даже показалось, что не один. Он удивился, так как прежде ни днём, ни ночью не замечал, чтобы в этих местах пролетали самолёты.
Серёжа ходил по двору и всматривался в небо. А когда приблизился к большому дереву, понял, что гудение усилилось. Он внимательно прислушался, а потом присмотрелся и догадался, что гудели майские жуки, которых было очень много на этом дереве.
Бабушка улыбнулась и сказала:
– Вот и твоя история оказалась интересной.

Снова наступил вечер, и мы опять сидим на крылечке. Уже давно стемнело. И я, как и раньше, прошу бабушку рассказать что-нибудь интересное. Она соглашается.

Ты знаешь, что мы поселились на окраине города. Общественный транспорт в нашем микрорайоне тогда был ещё очень плох... Чтобы доехать на автобусе до дома, надо было проделать путь, похожий на хорошо выгнутую букву «С».
Однажды я ехала в этом автобусе. Он шёл по дороге, проложенной через лесопарк ещё в 18-м веке. Смотрю: пассажиры, ожидающие наш автобус, столпились не на остановке, а значительно раньше. Я удивилась ещё больше, когда водитель остановил автобус именно там, где собрались люди. Пассажиры быстро вошли, и мы поехали...
Каково же было моё удивление, когда мы приблизились к остановке! Там в гордом одиночестве стоял огромный лось. Не сдвинувшись с места, он проследил за нашим автобусом своими огромными глазищами.
Автобусом я пользовалась редко, только в плохую погоду. Обычно ходила через лес по протоптанным кем-то тропинкам. Они почти напрямую вели меня от дома к работе и обратно.
И вот однажды я шла через лес. Тропинка была неровной, и приходилось смотреть под ноги. Но я успела заметить, как женщина, шедшая впереди, резко свернула в сторону.
«Странно», – успела подумать я, прежде чем подняла голову, и увидела: впереди, у самой тропинки, скрытый густым кустом, стоял лось!
И я, как та женщина, свернула с тропинки и поспешила в сторону пока ещё грунтовой дороги, с которой доносился шум проезжавших машин.

Прошло лет тридцать. Но эти величественные животные и сегодня стоят перед моими глазами, как живые.

Я тоже постаралась представить этих больших и красивых животных. А потом, поблагодарив бабушку, заметила:
– Ты рассказала не одну, а целых две истории. Здорово! А знаешь, я тоже вспомнила интересные истории, которые происходили в лесу. Вот послушай.

Помнишь? Раньше в нашем лесу водилось много белочек. В те годы люди часто выходили на прогулку в лес. Днём чаще всего там можно было увидеть бабушек, гуляющих с внуками. Гуляли в лесу и мы с тобой.
Идя на прогулку, мы брали с собой угощение для белочек. Многие люди так делали. Белочки не боялись нас, брали пищу прямо из наших рук.
Стояла золотая осень. В лесу было очень красиво. Мы неторопливо шли по аллее и увидели, как по стволу дерева вниз спускается белочка. Два прыжка по траве – и она оказалась рядом с нами. Я протянула ей печенье. Белочка не отказалась от угощения, схватила печенье лапками, потом зажала его зубами и отскочила от нас. Потом она остановилась, оглянулась и отпрыгнула ещё дальше. А ты предложила:
– Давай отвернёмся, сделаем вид, что не смотрим на неё, а сами понаблюдаем.
Мы стали боком к белочке. Она ещё раз оглянулась на нас, а потом быстро-быстро заработала передними лапками. Вырыв ямку, белочка закопала в неё печенье и снова запрыгнула на дерево. А ты объяснила, что так она готовит запасы на зиму.
А как-то мы отправились в лес, а угощенье взять забыли. Мы шли по асфальтированной аллее. Она была слегка приподнята над землёй. И тут откуда ни возьмись – белочка! Она бежала за нами. И бежала очень странно: задними лапками перебирала по земле, а передними – по асфальту. Я сказала ей:
– Извини, у нас сегодня ничего нет.
Мы пошли дальше, а белочка продолжала бежать за нами. Я показала ей раскрытые ладошки:
– Видишь? Ничего нет.
В ответ белочка сердито зацокала, потом отвернулась от нас и убежала.
Нам стало неловко. С тех пор мы никогда не забывали, идя в лес, брать угощение для белочек.

К вечеру пошёл дождь. Мы не могли сидеть на крыльце и рассказывать, как у нас повелось, разные интересные истории. Да к тому же дождик навевал сон. И мы отправились спать.
Но мне не спалось, и я попросила:
– Бабушка, расскажи что-нибудь.
– Так ведь уже поздно...
– Ну, хоть малюсенькую историйку!
– Малюсенькую?- улыбнулась бабушка. Хорошо, слушай.

Чего только в лесу не бывает!..
Помню такой случай. Как-то раз я не могла идти через лес по тропинке: ночью прошёл дождь, и было сыро. Пришлось идти по асфальтированной аллее. И вдруг прямо передо мною выпрыгнул зайчик. На мгновение он замер, а затем, сделав большой прыжок, исчез в лесу. Только его и видели!

Вот такая маленькая история о встрече с ещё одним лесным жителем... А теперь твоя очередь рассказывать о чём-то интересном.

Я думала о бабушкином рассказе. Зайчика в нашем лесу трудно увидеть: я, например, никогда не видела. Да и белочки исчезли. Не появляются больше лоси... А вот уточек ещё много.
Я люблю приходить к пруду, чтобы покормить их. Дома мы берём подсохшие корочки хлеба, а потом бросаем их в воду, где уже ждут угощение уточки. Как ловко они подхватывают пищу! Как плывут, едва заметно шевеля лапками! А от них в обе стороны расходится мелкая волна, нарушающая покой водной глади пруда...

Мы помолчали. А потом бабушка вспомнила совсем необычный случай.

Мы живём у самой границы города. Широкая дорога отделяет наш город от области.
И вот однажды в лесу появились... коровы! Целое стадо! В те годы на дорогах не было сплошного потока машин. Коровы спокойно перешли через дорогу. Они с удовольствием паслись, наслаждаясь никем не тронутой травой.

Я представила себе эту картину, улыбнулась и... потом сразу уснула.