Кое-что о Солженицыне

Николай Векшин
Читая книгу А.И. Солженицына «В круге первом», я получил удовольствие от хорошего слога и прочих литературных достоинств. Атмосфера «шарашек» и вообще сталинских времён передана, как мне показалось, весьма рельефно. И психологический портрет Иосифа Виссарионовича вполне убедителен.

Сталин был коварен и жесток, это несомненно. Но меня смутило несколько моментов, которые отбили охоту читать книгу до конца. Во-первых, бездоказательно утверждается, что Сталин в молодые годы был агентом царской охранки. Никаких документальных свидетельств этого не сохранилось. Поэтому утверждение Солженицына похоже на клевету. Во-вторых, говорится, что Сталин был недоучкой, чуждым культуре. Это не соответствует действительности, ибо молодой Сталин не только учился в семинарии, но был на Кавказе весьма известным поэтом. Будучи Генсеком, Сталин поддерживал театр, балет, литературу, искусство, архитектуру, науку. В-третьих, в книге делается ложное утверждение, что в СССР все нации, кроме русских и евреев, были в оппозиции к Сталинскому режиму. В-четвёртых, масштабы репрессий чрезвычайно преувеличены. Со-лже-ницын лжет. Особенно много вранья - в самой "капитальной" его книге «Архипелаг ГУЛАГ».

Вот реальные архивные данные: общее число заключённых за весь сталинский период – около 9 млн. человек. Ежегодное число заключённых никогда не превышало 2,6 млн. Преобладание политических было только в 1946 и 1947 гг., когда в лагеря стали поступать осужденные власовцы, бандеровцы, «лесные братья» и полицаи.

За весь сталинский период было расстреляно 660 тысяч человек. Конечно, это число ужасное, но это вовсе не много миллионов, о которых всё время талдычил Солженицын. Если посчитать, сколько расстреливалось ежегодно, то получается 22 тысячи. Для страны с населением около 150 млн.чел. это – капля в море, хотя, конечно, горькая капля, но всё же – капля. Никаких масштабных массовых расстрелов не было. Среди расстрелянных были и безвинные, и реальные враги.

Теперь обратимся к персоне самого Александра Исаевича. Кстати, в журнале «Студенческий меридиан», N 7, 1990 г. была воспроизведена фотокопия школьного аттестата (22 июня 1936 г. Наркомпрос РСФСР) Солженицына Александра Исааковича, сменившего отчество на Исаевича и выдумавшего себе «бедно-крестьянскую» биографию.

Солженицын был арестован на фронте в 1944 году за крамольные высказывания в письмах другу о Сталине. Поскольку Солженицын не мог не знать, что фронтовые письма перлюстрируются, то возникает логичная версия о «самодоносе» - чтобы попасть с опасного фронта в безопасный тыл. Эту версию высказывают некоторые биографы Солженицына.

После ареста Солженицын на бумаге создал «контрреволюционную группу», в которую записал себя, свою жену и друзей. Было ли это сделано под давлением следствия или самочинно, не известно. Вот что он, мучаясь совестью, писал, спустя годы: «Из тюремной протяженности, оглядываясь потом на своё следствие, я не имел оснований им гордиться. Я, конечно, мог держаться тверже и извернуться находчивей. Затмение ума и упадок духа сопутствовали мне в первые недели...». Всё ясно.

Арестованный по его доносу Николай Виткевич вспоминал: «Смысл показаний моего давнего друга сводился к тому, что Виткевич, Симонян и Решетовская (первая жена Солженицына) по сговору с каким-то Власовым сколотили преступную группу, которая давно и регулярно занимается клеветой на руководителей партии и правительства».

Солженицын впоследствии не отрицал, что после ареста был завербован с агентурной кличкой Ветров и давал письменное соглашение о сотрудничестве с органами. О своей вербовке он написал в книге «Архипелаг ГУЛАГ», ибо скрыть сей факт было невозможно. Но он всегда уточнял: согласие дал, но не сотрудничал. Трудно в это поверить.

В 1978 г. в немецком журнале «Нойе политик» было опубликовано факсимиле «Донесения с/о Ветрова от 20 января 1952 г.». Следствием «экибастузского доноса», стал расстрел группы заключенных - украинских националистов в лагере в Экибастузе (Казахстан, 22 января 1952 г.) после которого Ветров, он же Солженицын, был упрятан в лагерный лазарет, а затем переведен в другой лагерь. Солженицын был стукачом, это факт.

Выйдя из тюрьмы, Солженицын написал в 60-е годы отличную книгу – «Последний день Ивана Денисовича», которая принесла ему заслуженную известность.

Будучи ярым антисоветчиком, Солженицын в конце-концов уехал на Запад. В эмиграции он призывал американское правительство «разбомбить СССР».

После развала Советского Союза Горбачёвым, Ельцыным, Гайдаром, Чубайсом и прочими иудами Солженицын победоносно вернулся и вскоре радостно получил в Кремле награду из рук президента Путина.

Вот таков портрет «великого русского писателя», Нобелевского лауреата, «борца за свободу и демократию».