Удивительное наследие Узбекистана

Сунцов Тимур Квадратим
«Ассалом, жон Узбекистон»!
Международный аэропорт «Ташкент» имени Ислама Абдуганиевича Каримова (30.01.1938 – 02.09.2016) гостеприимно открыл свои объятья ранним майским утром 2018 года. Заполнять таможенную декларацию не пришлось, так как она оформляется при ввозе в страну свыше двух тысяч долларов США. Многочисленные окошки паспортного контроля сократили время ожидания, а на бегущую ленту транспортёра уже начал поступать багаж.

- Здравствуй, дорогой Узбекистан! Ты сильно удивил меня своим слаженным и организованным приёмом. Прошу тебя, удиви ещё чем-нибудь необычным!

Слова социальной рекламы: «Огохлик – давр талаби» (бдительность - требование времени) призывают быть начеку. Поэтому, спускаясь в метрополитен, автоматически показываешь сумку сотруднику органов внутренних дел. В ответ он благодарит за понимание и отдаёт честь. Вежливо, тактично, без раздражения. Вообще, вопросам безопасности уделяется много времени. Вертолеты постоянно барражируют воздушное пространство, на полигонах часто проводятся учения, стрельбы, танковые биатлоны. В тесном взаимодействии с Российской Федерацией Узбекистан решает проблемы международной и региональной безопасности, вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. И в этом нет ничего удивительного – граница с Афганистаном должна быть на замке!


Удивление первое: «Безумный Николай Романов».
Будучи школьником, мне посчастливилось посетить дворец Николая Романова. Прибыв в Ташкент, наша экскурсионная группа прошла по ухоженной лужайке к парадному входу, который украшали два золотых оленя. Честно говоря, дворец Юсуповых на Мойке, увиденный мной в Ленинграде, вызвал гораздо больше эмоций, нежели эти «царские хоромы». Но кто же был этот безумный Николай Романов?

Сын младшего брата императора Александра II, внук Николая I, двоюродный брат Александра III – Великий князь Николай Константинович был сослан в Ташкент из-за несчастной любви! Романовы отреклись от него, признав князя безумным. Казалось бы, что после такого удара судьбы у человека должны были опуститься руки, но Искандер (такую фамилию выбрал Романов) сделал много полезного для Туркестана. Под его началом были мыловаренные и хлопковые мануфактуры, бильярдные и фотографические мастерские, производства, занимающиеся переработкой риса, продажей кваса.

Часть доходов, полученных от своей предпринимательской деятельности, Николай Константинович отдавал на благотворительность. Он замостил улицы, построил первый в Ташкенте кинотеатр «Хива», клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и даже публичный дом под вывеской «У бабуленьки». Также он занимался прокладкой оросительных каналов в Голодной степи.

Местные жители не очень стремились заниматься земледелием, поэтому Николай Константинович привлек уральских казаков, высланных в 1875 году в Туркестан. Первым ирригационным проектом князя было выведение из Чирчика по правобережью реки канала, названного им Искандер-арыком. К 1913 году уже 119 русских селений выросло на орошённых землях вокруг 100-километрового Романовского оросительного канала.

Умер Николай Константинович 27 января 1918 года на даче под Ташкентом от воспаления лёгких. Его внучка, Наталья Романовская-Искандер, последняя из законнорожденных потомков императорской семьи Романовых по мужской линии, оставшихся в СССР. Ее мать развелась, вышла замуж второй раз, и отчим дал девочке свою фамилию – Андросова. Она жила в Москве, на Арбате. Выступала в цирке на мотоцикле в номере «гонки по вертикали». И даже стала мастером спорта СССР.

Ровно сто лет назад в Узбекистане был основан Музей искусств. В основу его первоначальной коллекции вошли 100 произведений скульптуры, живописи, графики, фарфора русских и западноевропейских мастеров из коллекций князя Романова и других частных коллекций того времени, национализированных после революции Советской властью.

Примечателен тот факт, что на Великого князя произвела большое впечатление скульптура, изображавшая младшую сестру Наполеона I, лежащую обнаженной с яблоком в руке. Ему захотелось иметь копию этого шедевра, только чтобы на мраморном ложе была его любимая женщина - Фанни Лир. Скульптуру по его заказу изготовил Томмазо Солари. Спустя много лет, когда великий князь уже находился в ташкентском изгнании, его мать, Александра Иосифовна, сделала ему подарок. Во время прогулки в парке она наткнулась на мраморную скульптуру полуобнажённой женщины с яблоком в руке. Она узнала в этой женщине возлюбленную своего старшего сына. И вскоре скульптуру, упакованную в деревянный ящик, отправили в Ташкент. В настоящее время оригинал этой скульптуры находится в коллекции Ташкентского музея искусств, а уменьшенную копию можно увидеть в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге.


Удивление второе: «Лебединая песня советской империи».
Паркент – это небольшой город, расположенный в 47 километрах северо-восточнее Ташкента. Ничего примечательного для обычного человека, но только не для Садыка Азимовича Азимова (07.11.1914 – 12.11.1988), физика, академика АН Узбекской ССР (1962), директора института ядерной физики АН Узбекской ССР (1962-1968) и директора физико-технического института (1968-1988). Однажды он поправлял своё здоровье (домов отдыха в Паркентском районе предостаточно, например: Кумышкан, Сумча, Сукок), прогуливаясь по окрестностям…

Садык Азимов увидел в горах абсолютно ровную площадку – плато. Отдых прервался мгновенно, так как место для большой Солнечной Печи было найдено! Этот сложный оптико-механический комплекс с автоматической системой управления был тогда только во Франции. Нигде в мире ничего подобного не было и в помине. Стоит отметить, что решение о строительстве такого необычного комплекса принималось с учетом мнений ученых Украинской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР.

Физико-технический институт (ФТИ) в Ташкенте был организован 4 ноября 1943 года на базе Физико-Технической Лаборатории, существовавшей в Ташкенте с 1940 года. За это время был накоплен уникальный опыт, количество научных сотрудников было самым большим, а энтузиазм Садыка Азимова не оставил никаких сомнений – солнечный Узбекистан был удостоен чести по строительству второго в мире уникального сооружения.

Засекреченный объект, имевший «военный» статус», строился с 1981 по 1987 годы. Он проводил серьезные работы по тестированию обшивки космических аппаратов и различной военной техники, а сейчас работает исключительно в мирных целях. На базе НПО «Физика-Солнце» создана производственная линия «Керамика», где изготавливаются керамические изделия на основе материалов, разработанных и синтезированных на Большой Солнечной Печи. Они обладают уникальными эксплуатационными и физико-химическими характеристиками (малый коэффициент термического расширения, высокая прочность и термостойкость в экстремальных средах, широкая область применения). Сейчас в Институте материаловедения работает серьезный научный контингент: среди 163 сотрудников один академик, трое докторов и четырнадцать кандидатов наук.

Когда попадаешь на территорию этого некогда секретного объекта, то сначала не веришь в серьёзность каких-то там параболических зеркал и пучков солнечного света. Улыбающийся экскурсовод подводит «сомневающихся» зрителей к «солнечной шашлычнице». Это небольшое переносное устройство, на котором можно готовить пищу. Поднеся руку в зону зеркального нагрева, можно получить ожог. Такой же солнечный мангал, оборудованный трубой, может нагревать и даже кипятить воду! После таких впечатлений с уважением смотришь на весь комплекс.

- Какую температуру имеет солнечная поверхность? – наш гид, видя замешательство в рядах обывателей, с улыбкой продолжает: – Исследователи считают, что температура поверхности Солнца составляет около 6000 градусов Цельсия. Если положить в технологическую башню спрессованные в брикеты гранулы тугоплавких металлов, то их можно подвергнуть плавлению при температуре 3000 градусов Цельсия через круглое отверстие - окно диаметром 1 метр, которое принимает лучи солнца. При этом не нужно расходовать энергию воды, угля, мазута... Мгновенный, экологически чистый нагрев мощностью в полсолнца – это фантастика, ставшая реальностью!

Поднявшись на лифте на высоту 12-этажного дома, ощущаешь себя маленькой букашкой на фоне всего этого великолепия. Инфракрасные излучатели, отвечающие за корректировку зеркал, можно потрогать руками. Закреплены они очень просто – с помощью эпоксидной смолы. Горный ветер шумит в ушах, далеко внизу сады и виноградники. Сетчатые металлические решётки под ногами напоминают строительные леса – жутко страшно и страшно интересно. Чтобы как-то заглушить эти неловкие чувства поневоле начинаешь петь: «Не кочегары мы, не плотники, но сожалений горьких нет, как нет! А мы монтажники-высотники, да! И с высоты вам шлем привет».

Что тут скажешь? Спускаешься вниз совершенно обалдевшим и окрыленным! А счастливый экскурсовод спешит показать музей, в котором выставлены образцы выпускаемой продукции и представлены различные технологии:
- абсорберы для очистки газа и понтоны-шары для снижения потерь испарения нефтепродуктов;
- изоляторы для энергетики и фильтры-мембраны для пищевой промышленности;
- ситалловые (стеклокристаллические) нитеводители для текстильной промышленности и керамические стержни для медицинского оборудования;
- керамические керны для пустотелых кирпичей, химически стойкие кирпичи для футеровки (огнеупорный кирпич);
- мелющие тела;
- разработка и создание комбинированной системы получения водорода, электрической энергии и высокотемпературного пара одновременно;
- разработка и создание малых солнечных печей мощностью 1500 Вт, которые в рамках международных договоров поставлены в институт металлургии в Каире (Египет) и институт порошковой металлургии в Хайдарабаде (Индия);
- разработка инфракрасных излучателей, применяемых при лечении различных заболеваний, а также для стерилизации хирургических и стоматологических инструментов.

Заключительным этапом нашей экскурсии стал огромный парадный зал для торжественных приёмов, украшенный умопомрачительной люстрой из специального стекла, привезенного из Прибалтики некогда известной в СССР скульптором-женщиной. Это гигантское изделие (конечно же в виде солнца) закреплено к потолку девятью стойками. Снизу кажется, что это солнце – янтарное. Естественно, боковая стена украшена зеркалами, многократно отражающими люстру и смотрящих на неё людей. Лично я, стоя под люстрой и смотря в бесконечность, превратился в розовенького кролика из Зазеркалья.

Стоит отметить, что остатков стекла хватило для создания ещё одного шедевра – шаров различной формы, нанизанных на металлический стержень. Не трудно догадаться, как называлась эта композиция. Конечно же - Парад планет! К сожалению, имени этой прекрасной женщины-скульптора с такой космической фантазией экскурсовод не запомнил, но рассказал, что за свою работу она получила премию – автомобиль ВАЗ-2106, что по тем временам считалось очень круто!

Напоследок наш гид рассказал, как он сопровождал группу французских граждан. Также как и нас, он довёл их до крайней точки восхищения, а напоследок сказал, что гордится Францией!
- Почему? - не поняли французы.
- А потому, что вы первооткрыватели в этой области!

Сначала были недоверчивые взгляды, а потом, уткнувшись в телефоны, французы начали издавать восторженные возгласы: «Огромное Вам спасибо! Мы прожили всю жизнь и не знали, что в нашей стране тоже имеется такое чудо! Спасибо! Мерси! Гранд Мерси».

Вот и мне хочется воскликнуть: «Рахмат! Катта Рахмат, Узбекистон»! Огромное тебе спасибо, Узбекистан! В 2018 году ты удивил меня дважды!

12.05.2018 – 25.05.2018.