Жизненные зигзаги Евгения Евтушенко

Николай Сачков
За личностью этого поэта наблюдаю давно по той причине, что личность эта – незаурядная: талантлив, не в меру смел, циничен. В результате всего этого мальчик с небольшой станции Зима, что в Иркутской области, стал большим поэтом и общественным деятелем, которого знают, очевид-но, во всех уголках земного шара.
Помню его стихи 60-х – 80-х годов, в которых он беспощадно громил, загнивающий капита-лизм. В 1950-м году, тогда ещё совсем молодой начинающий поэт Евтушенко, посвящая своё стихо-творение любимому вождю, писал:
Я знаю, грядущее время вокруг,
Склоняется этой ночью
Самый мой лучший на свете друг
В Кремле, над столом рабочим.
Так он писал при жизни Сталина – всего за три года до его смерти. Но плохо видел грядущее молодой поэт, потому что вот что он писал всего через три года – уже после смерти Сталина:
Напраслиной вождя не обессудим,
Но суд произошел в день похорон,
Когда шли люди к Сталину по людям,
А их учил ходить по людям он.
Вот так круто всего за три года изменилось мировоззрение Евтушенко. Вот такая получилась эпитафия на смерть самого лучшего друга. Созреть так политически всего за три года не каждому дано. А произошло это, конечно же, в 1956-м году, когда на XX-м съезде КПСС Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина.
А после XXII съезда КПСС, когда тело Сталина перезахоронили из Мавзолея у кремлевской стены, Евтушенко пишет:
Пусть мне говорят – «успокойся»,
Спокойным я быть не сумею
Покуда наследники Сталина живы еще на земле,
Мне будет казаться, что Сталин ещё в Мавзолее.
И ещё:
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою,
Удвоить, утроить у этой плиты караул,
Чтоб Сталин не встал – и со Сталиным прошлое.
Поворот, что называется, на сто восемьдесят градусов. Настоящие друзья так не поступают. Конечно, у Евтушенко есть алиби:
–Да разве, мол, я один заблуждался? Похвальные оды пели вождю всех народов многие. Справедливости ради надо заметить: но таких оборотней, как Евгений Александрович, среди них не было.
…Но вот в нашей стране начинается перестройка, которую Евтушенко приветствует. В 1990-м году он создал фильм «Смерть Сталина». Первым его увидели жители Харькова, которые выдвинули поэта, а затем и избрали его народным депутатом СССР.
И вот он уже выступает на сессии Верховного Совета СССР. Выступает громко, лихо, громя правительство СССР, КПСС. Евтушенко предлагает выбросить из конституции СССР ряд статей. Именно – выбросить, а не заменить их, или исключить. Далее Евгений Александрович в категорической форме требует аннулировать приговоры по всем так называемым диссидентским процессам. И так далее.
Но вот демократия, за которую так яростно боролся Евтушенко, в нашей стране побеждает. Как говорится – живи и радуйся теперь в свободной России. А что делает в это время Евгений? А он, вместе с семьей уехал жить в США, к капиталистам, которым от него в свое время тоже досталось.
Почему уехал? Зачем? Ему ведь и в нашей стране жилось не плохо. Объездил около ста го-сударств. Его сборники стихов издавались беспрепятственно и большими тиражами. Но чего ещё надо человеку – казалось бы? Но мальчику из Зимы этого показалось мало.
Так что Евтушенко вначале нехорошо (мягко выражаясь) повел себя по отношению к СССР, а затем – и по отношению к демократической России. И не случайно, даже шеф КГБ СССР Семича-стный в свое время назвал его двуликим.
Да, Евтушенко талантлив. Да – великий труженик. Много за свою жизнь написал. Патриотическую – «Хотят ли русские войну?», про любовь: «Со мною вот что происходит…», лирическую – «Бежит река, в тумане тает» - и еще много, много другого: и хорошего, и спорного, и противоречивого. И, как поэта, я его уважаю. А вот как человека – уважать не могу: неуёмной энергии, нахрапистый, циничный.
…Как-то давно, в начале девяностых годов, прочитал я в «Литературной газете» мемуарный очерк Евтушенко «Фехтование с навозной кучей». Многим досталось в этом очерке от злого мальчи-ка со станции Зима. Но особенно меня возмутили его откровения о Шолохове.
А события, к которым оказался причастен автор «Тихого Дона», развивались так. В своё время Евтушенко пишет стихотворение «Бабий Яр», которое подверглось резкой критике со стороны литераторов. И, чтобы как-то им отомстить за эту критику, он решил обратиться за помощью к Шолохову. А помощь бы эта заключалась в том, чтобы Шолохов сказал в одном из своих письменных или устных выступлениях добрые слова о «Бабьем Яре», сделав при этом упрек в адрес критиков.
С этой целью Евтушенко побывал в гостях у Шолохова в его усадьбе в Вишенках, который обещал дать отповедь А. Маркову и Д. Старикову – в защиту Евтушенко. Обещал – но не дал. И те-перь уже Евтушенко затаил обиду на классика литературы, которая и разразилась взрывом негодова-ния в адрес Михаила Александровича. В чем только не упрекает Евтушенко классика мировой лите-ратуры! Шолохов потряс его «циничноватой логикой, надутым псевдовеличием, профессиональной деградацией писателя, переходящую в депрофессионализацию». Упрекает Шолохова, что он «во время Сталинских чисток выступил с одобрением беспощадных расправ» - что не соответствует действительности. Евтушенко негодует, что в доме Шолохова его не накормили.
Неужели Евтушенко думает, что люди не знают, кто такой Шолохов, книги которого «Тихий Дон», «Поднятая целина» они читали в запой. А своим рассказом «Судьба человека» «деградирующий писатель» сумел переломить жестокость сталинской системы в отношении ко многим тысячам наших воинов, оказавшихся в фашистском плену. А ведь именно Шолохов с потрясающей силой, без прикрас описал нашу гражданскую войну, как общенародную трагедию.
В своем очерке «Фехтование с навозной кучей» Евтушенко также высказывает мысль о том, что автор «Тихого Дона» совсем не Шолохов, а другой человек.
Вот так жестоко злой мальчик со станции Зима разделался с классиком нашей литературы Михаилом Александровичем Шолоховым.
В своё время, еще начинающему поэту, тренер футбольной команды Аркадьев сказал:
–А ведь это страшно… Боже мой, вам только шестнадцать лет, а вы такой циничный. Но разве можно быть поэтом и циником?
…Евтушенко много критиковали, писали на него эпиграммы. Вот одна из них, которую, по-моему, написал Евгений Винокуров:
Ты – Евгений, я – Евгений,
Ты – не гений, я – не гений,
Ты – г…о, и я – г…о,
Я – недавно, ты – давно.
Написал на него злую эпиграмму и Валентин Гафт.
А я ещё и ещё раз просматриваю в интернете созданное им, и думаю: что бы ни писали про него, и что бы ни говорили, а Евгений Евтушенко – это личность. В июле 2013 года ему исполнилось восемьдесят лет. Время подводить итоги. Очень хотелось бы узнать: а как свой пройденный жизненный путь оценивает он сам? Написал ли мемуары, или пишет? Ему есть о чем рассказать людям.
В 2013 году был награжден премиями «Поэт» «Большая книга» и «Книга года». Написал ан-тологию «Поэт в России больше, чем поэт».