Тюшки-тютюшки, на дворе пичужки...

Наталья Гузева
       Конец мая, скоро лето, мы с Петей идём на обычную нашу с ним прогулку. Ему уже полтора года, он крепко держится на ногах, уверенно бегает, на руки ко мне давно уже не просится. И ходить нам с ним можно где угодно, главное без форс-мажора чтобы было. Ему интересно всё, от мух до огромных мусоровозов, он всё хочет посмотреть своими глазками, своими ручками потрогать, пощупать, потеребить.

       Вот и сейчас только спустились мы с ним вниз на лифте с девятого этажа, как Петя уже бежит, чтобы самому нажать на кнопку фиксации двери, а затем, навалившись всем телом, так толкнуть руками дверь, чтобы та распахнулась во всю ширь. Я спешу следом и лишь в последний момент успеваю ухватить ручку двери.
- Эх, Петя! силушку и поберечь можно было бы, - говорю я ему, - а то запросто человека зашибёшь. Вон какие у тебя руки-то сильные. Железную дверь чуть не вышиб. Ещё хорошо, что никого за нею не было, а то...

      Петя на это моё замечание громко хохочет, ему смешно от новых слов «зашибёшь», «силушка» и весело оттого что на улице тепло, за двором дорога по которой туда-сюда снуют машины, справа детская площадка с качелями-каруселями-горками-скамейками… Вокруг целый мир: люди, проходящие мимо; собаки с кошками; скрип качающихся деревьев; пронзительный визг носящихся в вышине быстрых стрижей... Всё надо маленькому ребёнку познать, надо как можно быстрее утолить голод вечноголодного мозга.

      Гулять мы с ним направляемся к хрущёвским пятиэтажкам, построенным ещё в прошлом веке. Только среди них имеются просторные дворы с высокими старыми дуплистыми деревьями. В этих дворах стоят старые щиты с баскетбольными кольцами, футбольные ворота с верёвочной сеткой(не знаю кто эти сетки натягивает), а кое-где имеется и огороженный каток для хоккея. Дети здесь гуляют не по песку и не по асфальту, как у новостроек, а по зелёной траве с солнечными одуванчиками и бегают по вытоптанным ими же тропинкам. В дворах советских построек детям бегать и играть безопасно, в них нет места для автостоянок, здесь маленького ребёнка никакая машина не заденет, не собьёт. И детских площадок в таких дворах не одна, а сразу несколько, что удобно. Нет детской скученности.

      Но сегодня нам не повезло. В двух таких дворах рабочие краской обновляют аттракционы. Дядька с банкой зелёной краски и тётка с банкой красной краски ходят по площадкам и красят качельки с карусельками, лавочки и горочки, лестницы с песочницами в яркие разноцветные цвета и тут же крепят листы бумаги с предостережением «Осторожно окрашено». Даже присесть некуда – опасно, можно прилипнуть, измазаться краской.

      Я беру Петю за руку и со словами «Петя, мы сегодня с тобой отправляемся в путешествие по частному сектору. Будем там гулять по тротуарам, тропинкам, улицам» веду его в нужном направлении. Мы бредём по дороге от одного лежачего полицейского к другому, не забывая на каждом из них потоптаться, и не спеша рассматриваем окружающие дома. Петя давно уже подобрал где-то крепенький прутик и тычет им по дорожному полотну.
- Аааа! - Петя кричит и бьёт прутиком по траве, растущей на обочине.
- Аааа! - Петя одним махом сбивает головы пушистых одуванчиков и наблюдает как ветер разносит пух в разные стороны.
Игрушки, машинки, совочки с ведёрками мы на улицу давно не берём, Пете с ними неинтересно. Он лучше играет подручными средствами типа прутиков, камешков, шишек.

       Все муравьи и ползающие букашки берегитесь! Всех их давит, топчет своими ботинками Петя, никакого удержу  на него нет. Прямо-таки азарт какой у него. Кошек, встречающихся на пути, Петя, подняв прутик повыше, с устрашающим криком прогоняет прочь. Те быстрыми прыжками несутся от него, перепрыгивают через заборы палисадников, шмыгают в подворотни.

       Доски каждого забора Петя потрогал, сетчатые ограждения подёргал, через щели в чужие огороды заглянул. Из одной калитки вышел хозяин и, не прикрыв её до конца, пошёл к своей тут же стоящей машине. Петя же, углядев непорядок в незакрытой дверце, со всех ног ринулся закрывать калитку. Калитка поехала и заскрипела, во дворе оглушительно залаяла собака, хозяин обернулся и, увидев маленького ребёнка, дёрнулся до калитки. Я тоже бегу на помощь. А Петя уже быстренько развернулся и бежит от чужого двора, хватает меня за руку и тащит прочь. Мы идём дальше.

       Проходим мимо колонки. Колонка чистенькая, выкрашена в небесно-голубой цвет, и видно, что недавно покрашена. Нигде нет никакой ржавчины. Вспомнив о Петином интересе к техническим устройствам, я решила ознакомить ребёнка с её функциональностью.
- Смотри Петя, - объясняю ему, - это колонка. В ней вода. Надо лишь нажать на рычаг и смотри как вода потечёт.
       Заинтересованный невиданным устройством Петя внимательно во все глаза наблюдает за моими действиями. Я попутно объясняю ему правило рычага, заодно и знакомлю с архимедовским «Дайте мне рычаг и я переверну Землю». Наконец, нажимаю рычаг, из носика колонки течёт водяной поток.

       Ох, лучше бы я этого не делала, поздно сообразила. Петя прямо-таки прилип к колонке, и никакой силой его от неё оторвать было невозможно. Он тряс и дёргал рычаг, но тот не поддавался. Петя уже ощупал каждый болт на колонке, по всей её высоте проверил шероховатость поверхности, наклонился и посмотрел ложбинку для стока воды, откинул завалившуюся в неё дощечку и снова дёргает рычаг, качает его из стороны в сторону.
- Аааа! - Петя требовательно вскидывает взгляд на меня, требуя повтора. Он уже понял, что всё дело в рычаге и что его силёнок не хватает для нажатия.

       Теперь мы с ним раз за разом жмём рычажок колонки, раз за разом течёт вода. И каждый раз Петя наклоняется и заглядывает то в краник, то на рычаг, то, присев на корточки, наблюдает как из ложбинки растекается по земле вода. Тут уже и мне стало неуютно. А как выйдут люди и сделают мне замечание насчёт причины поломок этой колонки. И ведь не отопрёшься, что мы здесь впервые. Еле-еле уговорила Петю, отвлекла, и мы с ним пошли дальше.

       А приключения не закончились. Мы уже подходили к своему дому, когда вдруг попали в ветровой коридор. Ветер, маленьким смерчем погнал-закружил бумажки, щепочки, травинки. Он их то подбрасывал вверх, то перекатывал по асфальту. Петя от неожиданности остановился, а потом вдруг громко и весело засмеялся и стал их догонять. Он стал похож на маленького котёнка, который готов играть и ловить всё что движется. Петя то замирал на месте, удивлённо смотря как тихонечко, словно в замедленной съёмке, перекатывается через себя и катится вперёд обёртка от конфеты, то взвизгивая бежал за взмывшимся вверх полиэтиленовым пакетом. Я стояла, смотрела на него и думала:
- Вот так, только через собственное участие ребёнок может познать законы природы, устройство технических механизмов, закрепить в памяти что-то для него новое.
      
       А Петя всё бежит, вот он оглянулся на меня, засмеялся и бежит всё дальше и дальше, подгоняемый ветром. Тут уже и я подхватилась, бегу за ним, сама в смятении думаю:
- Ох, не догоню. Убежит же ребёнок. Под машину бы не угодил.
И я кричу мужчине, мимо которого пробегает внук:
- Мужчинааа!!! задержите ребёнка! Мужчинааа!!! задержите ребёнка!
Незнакомый мужчина оглядывается на меня, хватает бегущего Петю за плечо, разворачивает, что-то ему говорит и отпускает. Теперь Петя со смехом бежит ко мне. Я, запыхавшаяся, крепко хватаю внука.
- Слава Богу, обошлось! 

      Когда мы вернулись, наконец, в свой двор, на свою детскую площадку, Петя сразу побежал к качели. И долго-долго я качала качели, а он отдыхал от долгого путешествия.

      Вот такое двухчасовое путешествие у нас получилось. Всё было у нас как в детской потешке:
        Тюшки, тютюшки,
        На горе пичужки.
        Там Ванюшка побывал,
        И пичужку поймал.