Лихие 90-е Гл. 9 1999 г. Часть 1 Введение

Дудко 3
Howlingpixel.com


ЛИХИЕ  90-е

ГЛАВА 9  1999 год

ЧАСТЬ 1  ВВЕДЕНИЕ


ХРОНОС – ВСЕМИРНАЯ  ИСТОРИЯ В  ИНТЕРНЕТЕ

1999.01.01 Большинство стран Европейского союза (ЕС) перешли на безналичные расчеты в новой общеевропейской валюте - евро (начало наличного оборота евро запланировано на 1 января 2002 года).

1999.05.12 Россия. Отставка правительства Е.М. Примакова.

1999.05.18 Россия. Назначение С.В. Степашина председателем правительства РФ.

1999.08.09 Россия. Отставка правительства С.В. Степашина. Назначение В.В. Путина и.о. председателя правительства РФ. Президент Ельцин назвал Путина своим преемником на посту Президента РФ.

1999.08.16 Россия. Утверждение В.В. Путина председателем правительства РФ.

1999.08.31 Россия. Взрыв на Манежной площади в подземном торговом комплексе "Охотный Ряд". Пострадали 40 человек, одна женщина скончалась.

1999.09.04 Россия. В г. Буйнакске (Дагестан) совершен взрыв 5-ти этажного дома. 61 человек погибли, 140 человек ранены.

1999.09.09 Россия. Террористический акт в Москве - в ночь с 8 на 9 сентября взорван дом на Гурьяновской улице: рухнуло два подъезда, погибли 94 человека, ранено 164.

1999.09.13 Россия. В Москве взорван 8-ми этажный дом на Каширском шоссе. Погибли 121 человек, 9 получили ранения.

1999.09.16 Россия. Взрыв в 9-ти этажном жилом доме в г. Волгодонске (Ростовская обл.). Пострадали 310 человек, 18 человек погибли.

1999.12.31 Россия. Заявление Б.Н. Ельцина о досрочной отставке с поста Президента РФ.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995
Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.
Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.


ИСТОРИЯ  НОВОЙ  РОССИИ   1999 год

12 мая - Президент отправил в отставку правительство Е. Примакова. Б. Ельцин писал в книге «Президентский марафон»: «Примаков обладал огромным политическим ресурсом. Но его правление грозило полным откатом реформ. Полным крахом даже тех зачатков экономической свободы, да и вообще демократических свобод, которые удалось выпестовать и сохранить за эти годы. Не говоря уж о свободе слова, сохранении нормальной политической конкуренции… При всей своей честности, порядочности, даже верности президенту Примаков категорически не мог быть тем премьером, который будет бороться за президентство в 2000 году. В этой роли России нужен был, по моей оценке, человек совсем другого склада ума, другого поколения, другой ментальности. Вольно или невольно, Примаков в свой политический спектр собирал слишком много красного цвета». В конце января премьер выступил с инициативой: до президентских выборов Ельцин не прибегает к отставке правительства и роспуску Госдумы, а она не разворачивает процедуру импичмента. Примаков и депутаты приняли совместное решение внести поправку в Конституцию о невозможности отставки правительства без согласия Госдумы и отчета правительства перед депутатами. Премьер согласился и с необходимостью формировать правительство думского большинства. Поддерживаемый коммунистами и многими губернаторами он становился наиболее реальным кандидатом в президенты. На 15 мая было назначено голосование в Госдуме по началу процедуры импичмента, которая казалась вполне реальной. Всё это подтолкнуло Ельцина к отставке Примакова накануне голосования. Судьба правительства оказалась тесно связанной с его исходом. Политическая атмосфера была взвинчена до высшей точки.
15 мая - Госдума провела голосование по началу процедуры досрочного прекращения полномочий президента на основании пяти предъявляемых ему обвинений: развал СССР, трагические события осени 1993 года, развязывание войны в Чечне, развал армии и геноцид русского народа. После отставки Примакова противникам президента не удалось набрать необходимые по Конституции 2/3 голосов ни по одному пункту, в том числе по Чечне. Ельцин вновь вышел победителем из конфликта с парламентом.

19 мая - Госдума утвердила премьер-министром С. Степашина. Б. Ельцин писал в книге «Президентский марафон»: «Очень многое зависело от того, какую кандидатуру премьер-министра внесет президент после голосования по импичменту президенту. С этого момента, по сути, начинался старт президентской кампании 2000 года. Степашин или Путин? Министр внутренних дел и директор Федеральной службы безопасности. Оба начинали в Петербурге, оба работали с Собчаком. Оба – интеллигентные силовики. Люди нового поколения, молодые, энергичные, мыслящие. Но какая огромная разница в характерах! Степашин слишком мягок, немножко любит позировать, любит театральные жесты. Я не уверен в том, что он будет идти до конца, если потребуется, сможет проявить ту огромную волю, огромную решительность, которая нужна в политической борьбе. Без этих черт характера я президента России себе не представляю. У Путина, наоборот, воля и решительность есть… Но интуиция подсказывает: выводить Путина на ринг политической борьбы еще преждевременно. Он должен появиться позже. Когда слишком мало времени для политического разгона – плохо. Когда слишком много – может быть еще хуже. Общество не должно за эти „ленивые“ летние месяцы привыкнуть к Путину. Не должна исчезнуть его загадка, не должен пропасть фактор неожиданности, внезапности… Чрезвычайно тяжелая ситуация. Путина ставить пока еще рано. Эту паузу нужно кем-то заполнить. Заполнить чисто технически. Что называется, для отвода глаз… Эту роль придется доверить симпатичному, порядочному Сергею Вадимовичу».

7 августа - Около 2 тыс. чеченских боевиков под руководством Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан. Ожесточенные бои продолжались более месяца. 13 августа В. Путин заявил, что «удары будут наноситься по базам и скоплениям боевиков независимо от их расположения, в том числе и на территории Чечни». 16 августа А. Масхадов ввел в Чечне военное положение, объявил частичную мобилизацию. 25 августа российская авиация нанесла удар по базам боевиков в Веденском ущелье.
18 сентября российские войска блокировали границу с Чечней. На взрывы жилых домов (4–16 сентября), в которых власти обвинили чеченских террористов, российская авиация ответила бомбардировками 23 сентября Грозного и его окрестностей. 27 сентября Путин категорически отказался встречаться с президентом Чечни, чтобы не дать боевикам «зализать раны». Федеральные войска придерживались осторожной тактики: сначала авиация и дальнобойная артиллерия, потом продвижение наземных войск. Мол, теперь воюем умело и есть политическая воля руководства довести дело до конца. 17 ноября – первые крупные потери федеральных сил (12 погибших, 2 пленных). К декабрю была занята вся равнинная Чечня, в горы ушло до 3 тыс. боевиков. С 26 декабря началась осада Грозного (по 6 февраля 2000 года). Отношение общества ко второй войне в Чечне поразительно изменилось. Еще в июне депутаты ожесточенно требовали импичмента Ельцину за то, что он «развязал первую войну в Чечне», а в ноябре почти единодушно поддержали новую войну, которую называли операцией по подавлению терроризма. В 1994 году общественность встретила в штыки уже сам ввод войск в Чечню, а в 1999 году в прессе не было заметно страстей по поводу погибших мирных жителей, преобладали официальные сводки и сухие репортажи о победоносных действиях армии. Называют несколько причин произошедшей милитаризации массового сознания. Первая – уставшее от экономических, политических и военных неудач общество жаждало побед, известия из Дагестана о победе над бандитами, вторгшимися из Чечни, перевернули общественное настроение. Люди поверили: можно и чеченскую проблему решить силой, и во всей стране навести порядок «железной рукой», образ которой неожиданно воплотил в себе Путин. Вторая – разочарование общества в результатах «чеченской революции», вместо «борцов за национальное самоопределение» россияне увидели чеченских террористов, похищавших людей и взрывавших жилые дома. Третья – после военной операции НАТО в Югославии (с 24 марта) западная критика чеченской войны с позиций защиты прав человека воспринималась как лицемерие. Четвертая – специальные пропагандистские усилия властей.

9 августа - Президент отправил С. Степашина в отставку, сочтя, что пришло время выводить В. Путина на ринг политической борьбы. 16 августа Госдума утвердила его премьер-министром. Через этот пост предстояло провести в президенты никому неизвестного кандидата. Была задумана и успешно реализовывалась операция «преемник». Президент предоставил Путину чрезвычайные полномочия для борьбы с боевиками. Новый премьер возглавил работу силовых ведомств в связи с проведением операции в Дагестане и Чечне, ее успех должен был способствовать его популярности. Контролируемое Березовским ОРТ и госканал «Россия» раскручивали образ «сильной руки», которая наведет порядок. Через месяц после назначения, когда Путин пообещал преследовать террористов везде и даже «в туалете поймаем – мы и в сортире их замочим», родился слоган его предвыборной кампании «Мочить в сортире», понравившийся народу. Предстояло обеспечить поддержку потенциального лидера в новом составе парламента. Для этого была создана партия «Единство». Ее основными конкурентами были КПРФ и избирательный блок «Отечество – Вся Россия», в котором объединились сторонники Е. Примакова и Ю. Лужкова. Новому премьеру крупно повезло: мировые цены на нефть поползли вверх, стала расти добыча нефти, уже за полгода Россия преодолела последствия кризиса 1998 года – без усилий нового премьера.

4–16 сентября - Страну потрясла серия взрывов в многоэтажных жилых домах. 4 сентября – взрыв в пятиэтажном доме в дагестанском Буйнакске, где жили российские военные, погибли 64 человека, ранены 140 человек. В ночь с 8 на 9 сентября – взрыв в доме на улице Гурьянова в Москве, рухнули два подъезда, погибли 94 человека, ранены 164. 13 сентября – взрыв в восьмиэтажном доме на Каширском шоссе в Москве, погибли 124 человек, ранены 9. 16 сентября – взрыв в девятиэтажном доме в Волгодонске Ростовской области, погибли 18 человек, пострадали 310. Арендуя подвал под склад, террористы закладывали взрывчатку так, чтобы снести несущие конструкции, блочные многоэтажки обрушивали ночью, чтобы больше жильцов было дома. Жители столицы в панике ждали новых взрывов. Сами заваривали решетками входы с улиц в пустующие подвалы, выставляли патрули, по ночам во дворах дежурили активисты. 22 сентября в Рязани бдительные граждане увидели, как в подвал дома по улице Новоселова неизвестные занесли несколько мешков. Задержать их не сумели, но обнаружили взрыватель, часовой механизм, экспресс-анализ показал наличие гексогена в мешках. Жителей эвакуировали, мешки вывезли. 24 сентября директор ФСБ заявил, что это спецслужбы проводили учение. В ответ на «возмущение экспериментами над населением» силовики извинились. Поползли слухи, что дома взрывают не чеченцы, а ФСБ – для нагнетания обстановки, чтобы силовик Путин выглядел спасителем нации. Следствие назвало заказчиками и организаторами взрывов арабских наемников Хаттаба и Умара. Чеченские боевики не взяли на себя ответственность за взрывы.

19 декабря - Выборы депутатов Госдумы третьего созыва. КПРФ получила 24,3% голосов и 67 мандатов, «Единство» – 23,3% и 64 мандата, блок «Отечество – Вся Россия» – 13,3% и 37 мандатов, СПС – 8,5% и 24 мандата, ЛДПР – 6,0% и 17 мандатов, «Яблоко» – 5,9% и 16 мандатов. Остальные партии набрали менее 5% голосов. Независимые кандидаты, прошедшие по одномандатным избирательным округам, получили 107 мест. Успех «Единства» для Б. Ельцина означал, что дорога в Кремль для его преемника, имя которого уже прочно связали с этим новорожденным политическим движением, открыта.

31 декабря - В 12 часов по московскому времени Б. Ельцин выступил с сенсационным телеобращением к россиянам, заявив о досрочном сложении президентских полномочий. Обескуражила не только сама новость, но и риторика обращения. Он говорил: «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее… Одним рывком не получилось… проблемы оказались чересчур сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи». В тот же день в соответствии с Конституцией и.о. президента стал премьер В. Путин. Ельцин писал в книге «Президентский марафон»: «Я хотел передать ему шапку Мономаха. Передать ему свое политическое завещание: через победу на выборах, через нелюбимую им публичную политику во что бы то ни стало удержать в стране демократические свободы, нормальную рыночную экономику. Донести эту ношу до 2000 года будет очень и очень непросто. Даже такому сильному, как он… Я интуитивно чувствовал мощь и силу Путина, перспективность этого шага. И еще – атмосферу, возникшую в обществе. Общество было готово воспринять новую фигуру, и фигуру достаточно жесткую, волевую. Несмотря на полный раздрай в политическом истеблишменте, люди должны были поверить Путину. Да, это был огромный риск. Действие без всякого запаса прочности… И тем не менее за все эти годы мне удалось создать такую ситуацию, при которой выход за рамки Конституции ни для кого уже не был возможен». Неожиданный ход Ельцина дал дополнительные очки в пользу его протеже.

31 декабря  - Сразу после добровольной отставки Ельцина Путин подписал Указ «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (12 февраля 2001 года он был трансформирован в закон). Указ касался не только Ельцина, но и любого президента, который в будущем оставит свой пост. Ранее документа, регламентировавшего переход власти от одного президента к другому, не было. Царил примитивный порядок: если нет указа или хотя бы устного распоряжения действующего или и.о. главы государства, ни одна машина ФСО не сдвинется с места, ни один сотрудник этого ведомства не будет привлечен к охране ушедшего руководителя, ему можно не выделять денег на существование… Но скорость появления указа породила устойчивое «общественное мнение», будто Ельцин и Путин заключили негласный договор: президент «уступает» Путину свой пост в обмен на твердое обещание, что ни он, ни члены его семьи не будут преследоваться. И Путин, похоже, дал такое обещание, иначе чем объяснить, что он подписал указ в день отставки? В указе перечислены обычные для подобных случаев правовые и социальные гарантии: пожизненное денежное содержание (75% месячного вознаграждения действующего президента), страхование жизни и здоровья в размере годового денежного вознаграждения президента, пожизненное пользование госдачей, право бесплатно пользоваться правительственной и другой связью, содержать помощников, медицинское обслуживание и государственная охрана экс-президента и проживающих с ним членов семьи, а после смерти экс-президента каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие, равное 6-кратной минимальной пенсии по старости. Расходы на обеспечение гарантий финансируются из бюджета. Но в комментариях указа акцент делался на пункте о неприкосновенности. Экс-президент «обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу или личному досмотру». На членов семьи иммунитет не распространяется. Ельцин писал в книге «Президентский марафон»: «Тезис про сделку комментировать не буду из-за его полной абсурдности… Только человек глубоко наивный, ничего не понимающий в политике может поверить, что указы или законы могут что-то гарантировать бывшему лидеру страны. Будет общество нездоровым и озлобленным, оно обязательно найдет виновного в своих бедах, и тогда Ельцина обвинят во всех смертных грехах. Если же страна будет развиваться демократически, цивилизованно, а я уверен, именно так и произойдет, само здоровое общество и будет главным гарантом неприкосновенности президента, ушедшего в отставку». А. Волошин сказал Ельцину, что на срочном выпуске указа настояли юристы администрации президента.