Герои под грифом секретно

Булатов
Со времен средневековья, осмысление слова «подвиг» изрядно претерпело множество преобразований и воззренческих искажений, однако основные принципы сохранили свою величавость и былую актуальность. По сей день мужество, храбрость и отвага, олицетворенные в самоотверженных человеческих поступках, вызывают на людских лицах восхищение и глубокое благоговение. Люди с беззаветной храбростью и решимостью, способные на рыцарские поступки, вестимо, уверяют нас о том, насколько сильно может повлиять подвиг одного лишь человека на ход целой истории. Это лишний раз дает нам понять, что непредсказуемый нрав и героический потенциал, таящийся в каждом индивидууме, имеет безграничные возможности реализации и осуществим сквозь призму разных геройских моделей поведения.

В наше время, к сожалению, многие люди предпочитают оставаться на безопасном расстоянии, бездейственно наблюдая за казусными случаями требующие героического вмешательства или решительного подхода.
Мы все прекрасно понимаем, что закаливание характера происходит на протяжении всей жизни, но часто забываем, что самый ответственный период приобретения героических качеств возлагает именно на этап начального формирования личности. В сущности, без возложенного на человека патриотического и мужественного закала, вероятность совершения самоотверженного акта героизма весьма сомнительна.

Существовавшие в старинные времена объединения, где закаливали физические боевые способности, где настраивали морально-психологическую готовность воинов пожертвовать собой ради безопасности и целостности своих земель и людей, существуют и по сей день, бесспорно, не без внешних современных видоизменений. Спустя время, подобные объединения приобрели определенную структурированность и более профессионализированный подход. Тысячи учебных учреждений, тысячи наименований и тысячи героических событий, о которых можно сказать многое, но затронем мы лишь один отрезок исторической линии высшего учебного заведения, выпускники которого несомненно отличаются уровнем социальной ответственности, патриотического духа и своими самоотверженными подвигами.

Первые послереволюционные годы, когда сменилась верхушка власти, и все приобрело непонятный и тревожный оттенок, нужда в комплектовании новых сотрудников органов безопасности стремительно возросла. Оперативные подразделения и службы начинали методику подбора кадров «с чистого листа». Несмотря на то, что в то время общеобразовательный уровень народа был крайне невысок, люди из разных сфер жизнедеятельности, идейно убежденные и преданные делу революции, направлялись в Чрезвычайную Комиссию за приобретением возможности быть обученным и быть в числе новоиспеченных сотрудников органов безопасности. Была сильная нужда в специальных учебных заведениях с четкой системой обучения.
После проведенной организационной работы в системе подготовки кадров, был создан курс Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, слушателями которого стали сотрудники чрезвычайных комиссий, а также партийные и советские работники. Основная цель данного курса посвящалось подготовке разведчиков и организаторов-инструкторов, будущая деятельность которых за короткий срок приобрела высокую важность и необходимость.
Во время гражданской войны и интервенции высокое значение приобрела борьба со шпионажем, мятежами и антигосударственными заговорами. Вся тяжесть этой работы легла на плечи ВЧК, в составе которой были и новоиспеченные сотрудники.

Время неустанно изменяло ход событий, и важность повышения уровня подготовки кадров приобретала все новые и новые требования. Ф.Э. Дзержинский писал: «Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную смелость сотрудников органов безопасности и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела».

Именно благодаря тем навыкам, приобретенные на специальных курсах, бойцы невидимого фронта могли отражать и искусно противостоять скрытым разведывательным устремлениям и антигосударственным заговорам.
Это было началом большого зарождения учебно-методической системы, которая сквозь ошибки и неточности положила фундамент в подготовке профессиональных защитников отечества от вражеских наступлений.

Спустя время, система претерпевала ряд реформ. Переименование Центральной школы ОГПУ в Центральную школу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, которая вскоре была реорганизована в Высшую школу НКВД СССР. Хочу, заметить, что к началу 1940-х годов каждый третий руководитель советских органов госбезопасности являлся выпускником курсов.
В частности, здесь учились будущие герои Советского Союза В.А. Лягин, руководивший нелегальной резидентуры НКВД в г. Николаеве; В.А. Молодцов – руководитель опергруппы «Форт» в оккупированной Одессе; командир спецотрядов «Митя» и «Победители» Д.Н. Медведев; легендарный разведчик Н.И. Кузнецов, а также А.М. Рабцевич; П.А. Жидков и Е.И. Мирковский. В первый послевоенный год Высшая школа НКВД указом президиума Верховного Совета СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.
Обусловленность и уровень многопрофильного специального учебного заведения приобретает уже Высшая школа КГБ СССР в 1960-х. Каждый год в Высшей Краснознаменной школе КГБ выпускалось около 600 сотрудников, прошедших тщательную специальную подготовку и безукоризненно готовые выполнять поручения любой сложности. Люди, которые вселяли, своей всесторонней подготовкой и умением разбираться в сложных переплетениях внутриполитической и внешнеполитической жизни, доверие советских людей к органам государственной безопасности.

Выпускники школы 1960-80-х годов принимали участие в противодействии иностранным спецслужбам и проведении оперативно-боевых мероприятий. Звания героя Советского Союза за мужество и отвагу в ходе специальных заданий в Афганистане получили Б.И. Соколов, В. Белюженко, Г. Зайцев, В. Карпухин. Несомненно, нельзя забывать особую значимость деятельности тыловых героев, которые кропотливо вносили свой огромный вклад в развитие общего дела.

Совершенствованию образовательного и научного процесса в Высшей школе способствовала напряженная и самоотверженная работа ее руководителей, которые также считаются героями благодаря тому, что посвятили свои годы укреплению системы подготовки кадров. Руководители: генерал-полковник В.Ф. Никитченко, генерал-майор И.О. Розанов, генерал-лейтенант А.П. Рагозин и генерал-лейтенант Л.А. Постников.
Наряду с теми, кто вел разведывательную деятельность, удостоились почета также выпускники, связавшие свою карьеру в сфере групп специального назначения, чья проявленная ловкость и самоотдача в боевых операциях вызывала глубокое уважение. К примеру, 30 лет назад созданная суперзакрытая группа «Вымпел», чьи бойцы появлялись тогда, когда другие опытные профессионалы не справлялись; показывали вопиющие результаты своей работы.
В современной системе подготовки высококвалифицированных офицерских кадров появились нововведения и изменения, но основное направление деятельности строился по-прежнему на базе Высшей школы КГБ.

Сколько бы мы ни говорили о воинском духе бойцов невидимого фронта, сохранившийся по сей день, о чистых и благородных намерениях, сопровождающиеся самоотверженными поступками, об искренней любви к Родине и к своему народу, о великих и незабываемых подвигах, они всегда остаются по ту сторону зримости, где ведется непрерывная и кровопролитная битва против вражеских сил.