Актёр Ходжадурды Нарлиев

Петр Панасейко
         Канули в Лету по чей-то злой воле советские времена. Но мы, россияне, по прежнему смотрим советские фильмы. И не только снятые на киностудиях "Мосфильм", "Ленфильм", "Свердловской" и "Имени Горького". Вчера я, например, с удовольствием посмотрел вновь замечательный туркменский фильм 1969 года "Встреча у старой мечети".

        Главную роль там исполняет советский и туркменский актёр Ходжадурды Нарлиев. Родился он  в Туркменской ССР 20 августа победного 1945 года. А вот учился в самой столице тогдашнего СССР - Москве, окончив курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе.

        Сейчас спорят о качестве советского образования. Но вот вам живой пример. Ходжардурды, окончив вуз, сумел стать не только прекрасным актёром, но и сценаристом ("Невестка", "Умей сказать "Нет"), и режиссёром ("Нет дыма без огня", "Утренние всадники", "Люди моего аула", "До свидания, мой парфинянин").  Кроме этого он снял два фильма по своим сценариям: "Белая мгла" и "Старик и девочка".

        Однако его основная профессия по диплому актёр. В качестве его отлично исполнил роли в фильмах: "Утоление жажды" (Бяшим), "Рабыня" (Чары), "Надо любить ("Ашир"), "Когда женщина оседлает коня" (Хоммад), Мал да удал" (Вели). В двух фильмах с интересными названиями  "Кто был ничем" и "Тот станет всем" сыграл Шакира.

       Изучая творческую биографию Нарлиева, я обратил внимание, что его с охотой привлекали и привлекают к съёмкам зарубежные кинематографисты. Так, он снимался в  советско-югославском фильме 1978 года "Любовь и ярость", советско-индийском "Приключение Али-Бабы и сорока разбойников",1979 год, советско-турецко-сирийском "Манкурт",1990, а также в российско-германском "Ермак", 1996 и российско-узбекском "Родина ждёт",2003.

       Лучшим фильмом с участием указанного актёра для меня являются "Горячие тропы" (1971 год). Его я с удовольствием смотрю каждый раз в Интернете. Он того стоит, ибо кинокартина приключенческая.

       Что я ещё нашёл интересного? Это то, что Ходжадурды написал свои киносценарии и снял свои фильмы только в советские времена. После, увы, я этого за ним не заметил. Видимо, роль сыграл распад СССР. Не каждая бывшая советская республика ныне может снимать такое количество фильмов как в бытность СССР. Съёмка фильмов, как известно, дело очень затратное в финансовом плане. Но в этом вины, разумеется, нашего героя нет.

26.05.2018 г.

Фото из Интернета (кадр из фильма "Встреча у старой мечети")