Выдра-водяная куница и воровка улова

Алексей Малышев Сказитель
                ВЫДРА- ВОДЯНАЯ КУНИЦА
               
    Есть такой речной зверек с неблагозвучным названием - выдра. Юркая водяная куница с плоской и широкой головой, белыми усами и серебристым мехом ловко добывает рыбу в речной воде.
 
Долгое время я не знал, почему рыбацкий народ дал водяному зверьку такое простозвучное и некрасивое имя.

Иногда сибирские мужики называют так вредных жен. Близкие по смыслу слова - стерва и выдра можно услышать от обиженного женой рыбака, у которого жена вытащила всю его денежную заначку.

В Сибири люди немногословны и если что-то скажут в сердцах, то всегда имеют в виду какой-то пример из природы. И поминание выдры совсем неслучайно вырывается из уст рыбака, оставшегося проделками жены ни с чем.


    И вот, тому пришло рыбацкое объяснение.
Упросили мы доброго знакомого рассказать что-нибудь о тайге. А он вспомнил бывшую с ним рыбацкую историю и с таинственной улыбкой у рта намекнул на смешной случай.
    Отправился он однажды с закадычным другом своим на сибирскую речку Бирюсу.
И там помогла им природа с уловом.
Забросили они удочки и на простого червячка стали одного за другим вытягивать
хороших ельцов.

    Рыба эта скромная, а видом серебристой чешуи и размером напоминает небольшую селедку. Поймать ельца небольшая удача.
Но в тот добрый час быстрые ельцы брали наживку так часто, что вскоре оба рыбака наполнили ельцами свои мешочки. Вся добыча потянула на добрых пять фунтов, почти два килограмма.

На ночь рыбу в мешочках положили в воду, и устроили там сниску, чтобы она оставалась еще живой и лучше сохранилась.


    Сниска это устройство для хранения рыбы в воде. Колышек нарезается ножом в сантиметре от толстого края, делается ножом кольцевая канавка, вокруг в которой затягивается петля лески.  На другом конце лески  привязывается меньшего размера, с вершок,  и продевается колышек через рот, и пропускается сквозь жаберную щель. Рыба не может с него снятся. Потому и сниска. От слова снять.  Рыба на такой леске не дохнет, не задыхается, а воде облегчается ее вес и так можно очень много рыб поместить на одной сниске.


     Я свои снасти придумываю сам. У меня есть поплавок матросик. Потому что его можно сделать в виде человечка, выпилив лобзиком из листа пластика или фанеры. Почему именно фанера – она слоистая у нее слои склеены поперек  к друг ко другу. Покрашенная и специально обработанная  она долго остается крепкой.

    Особенность этой снасти в том, что в виде башмаков крепится кусочек свинца для противовеса. Но это не совсем поплавок. Эту часть оснастки крепят за конец удилища, а другой вот именно матросик крепят к основной снасти крючку и наживке.


   Часть лески, которая идет ко крючку, крепится к голове матросика. А леска, которая держит эту снасть на удилище, крепится на уровне лопаток матросика через отверстие. Поэтому в спокойном состоянии, снасть, при ловле на к глубине, матросик висит головой вверх. При ловле на малой глубине, да еще и на течении, матросик наклоняется в сторону воды, и сила его наклона зависит от веса его свинцовых башмачков.

При поклевке, например, ельца или пескаря, и даже карася, матросик резко устремляется головой к воде, как будто ныряет. Такое устройство позволяет увидеть даже незначительную поклевку при любом ветре.
  И его можно раскрасить, например, нарисовать тельняшку. Я любил придумывать всякие рыбацкие хитрости.


     Вскоре на лесной берег спустились сумерки. И после доброго ужина друзья мирно беседовали у рыбацкого костра. Правда, рассказчик наш уже притомился и едва слушал бормотание своего болтливого дружка. Высокий и поджарый верзила уже седоватый, лет за шестьдесят, его я звал Лешей.

    Он любил именно рыбачить удочкой. По характеру азартный, потому и рыбачил удочкой, с сетями там правит фарт-удача, повезет-неповезет, придет рыба или нет. А на удочку любая поклевка вызывает бурю эмоций. Его снасть отличалась моей, она была обычной, удилище, леска, грузило, и поводок с крючком.


    Главное отличие его снасти от моей был огромный крючок, глядя на которой я всегда смеялся, как можно так поймать маленького пескаря, какой дурак  такой большой крюк заглотит. Более того, на огромном крюке умещался целый комок червей. Что было еще более удивительно. Ведь заглатывать такой ком еще труднее. Я представлял себя на месте пескаря и смеялся.
И когда он забрасывал такую снасть было ощущение, будто он бросает в воду кусок розовой тряпки или, почему мне представлялось, кусок бороды индюка.


    Главное, что на его глупую снасть ловились даже малявки, поэтому мне нечего было сказать. Он был страстный рыбак и всегда хотел поймать крупную рыбу. А ловились малявки, ну что поделаешь. Впрочем, такая откровенная снасть даже быть может, отпугивала большую рыбу.


    Смешанный лес погрузился в сон. Осины  и березы и ивы склонялись как феи по берегам реки. Небо усыпали звезды. Меня сильно клонило в сон. Алексей все что-то говорил и говорил, иногда склоняясь ко мне, чтобы донести что-то очень важное и тогда даже брызги слюны падали на лицо. Но уже не было сил их вытирать.


Я лежал с закрытыми глазами и сквозь веки  пробивались сполохи костра. Иногда ветерок окутывал меня терпким дымом углей. И тогда, как в детстве я произносил, мол, куда ветер туда дым. И мысленно строил фигуру из трех пальцев, направляя ее в сторону от меня…так, детская шалость…

Но вот все звуки исчезли в темноте, и было уже неважно, горел костер или нет. Я ничего уже не видел, наверное, я спал.


    И вдруг прямо возле уха прозвучало нечто похожее на кряканье, но с металлическим оттенком. Мне даже показалось, что кто-то что-то хотел мне сказать на каком-то странном и неизвестном языке. И тут я снова услышал бормотание Алексея, который все еще не засыпал. И потому я был уверен, что он тоже слышал эти звуки. С речного бережка до меня долетели странные звуки. Не открывая глаз и не шевелясь, чтоб не спугнуть странного гостя я спросил: «Леха ты слышал?
-Что? – ответил тот.
- Ты должен был слышать, это было громко, кто-то прямо на ухо мне сейчас что-то говорил.
-Да нет, не слышал.


Я не стал его переубеждать и продолжал лежать, надеясь услышать эти звуки опять, потому, что они были похожи на голос пришельца или лешего. Но больше звуков не было, и я утонул во сне.
Открыли мы утром глаза, окрестности словно утонули в молоке, а мы были окружены густым туманом.


Мы решили, что не пора ли нам поджарить на костре часть улова, просто на палочке, сковороды не было - мы ж не знали, что поймаем столько.
 Алексей пошел за рыбой.
-Серый – закричал он с берега, обращаясь ко мне, - а ты куда воткнул сниски? Где рыба?
-Никуда я не девал, была рядом с твоей.
-Слушай, тут ничего нет! Палки торчат, а рыбы то нет!
-Как нет?

Тогда встал и я, кряхтя и припадая на онемевшей во сне ноге.
Да, в воде ничего не было. Пустые сниски болтались в воде без рыбы. И тогда меня осенило, что ночной гость предупреждал меня прямо в ухо о воровстве.
Вспомнил я и то, что неподалеку от места ловли, метрах в сорока от нас, еще днем плавали выдры.
Вспомнились и слова одного старого рыбака – если увидел выдру- уходи в другое место рыбалки не будет!


    Рыбалка была, но мы все равно остались без рыбы…
Пора собираться домой, но Алексей упорный рыбак - как это уходить без ничего с рыбалки! И он снова стал забрасывать свою удочку с горстями червей. Мне ничего не оставалось, как подключиться к нему. И сами снова наловили штук по двадцать ельчиков. Солнце поднималось и в то же время становилось ясно, что рыбалке конец.
Возвращались мы слегка понурые, вспоминая  вчерашние приятные килограммы рыбы в руках.


    Можно было предположить, что выдры  ночью таскали в свои кладовые нашу рыбу, так как съесть ее столько зверьки  не могли. Нора выдры имеет подводный вход, и никто не может в нее проникнуть. А выдра может складывать туда рыбу.
Одно слово само собой напрашивалось вслед уплывающему с добычей зверьку – эх ты, выдра!

    Юркая водяная куница с плоской и широкой головой, белыми усами и серебристым мехом ловко добывает рыбу в речной воде и летом, и зимой.

    С давних пор в Сибири приближение выдры стало плохой приметой у рыбаков. В таком месте в ее владениях людям своего улова не сохранить. Маленький вор найдет время утащить ваши запасы, сколько бы вы не наловили. Ведь у выдры рождаются щенки и нужно их чем-то кормить.


    Таким же плохим знамением на рыбалке становится ерш. Его появление означает для рыбака долгое прекращение клева, без которого никакую рыбу там уже не выловить.
Если зашли вы во владения выдры, и если ее там много, то уходите, рыбу здесь поймать будет сложно и потом  сохранить в воде тоже.

  Из таежного опыта такое поведение зверя считается коварным, поскольку в лесу каждый зверь прекрасно понимает, на чью добычу он посягнул, поскольку запах хозяина метит всю рыбу.

Таскать чужую добычу совсем не дружеское дело, так поступают хитрые вороны и обнаглевшие медведи. И если зверя удастся за это побить, то он с ворчанием удаляется, поскольку даже ему понятно, что охота требует труда и он отбирает чужое несправедливо даже по лесным понятиям.

    Всю свою жизнь летом и зимой проводит в поисках еды водяная куница. Мех водяного зверька пушистый и нежный, считается самым лучшим среди знатоков и охотников. Злит она рыбаков и звучит ей вслед досадное прозвище – выдра…




Записано от Сергея Сутоцкого, врача, в Зеленогорске в 2016 г