Алушта-63

Евгений Кимов
В Советском Союзе поездка к Чёрному морю на отдых была культовым событием, туда стремились попасть практически все советские граждане. И, разумеется, особенно памятной бывает первая встреча с морем, именно тогда впечатления наиболее ярки и остаются с тобой на всю оставшуюся жизнь. Такое событие произошло со мной в 1963 году, хотя формально для меня это была вторая поездка на Чёрное море. Дело в том, что в самом начале 1960 года в шестилетнем возрасте я был отправлен на три месяца в детский санаторий на Кавказ, причиной тому была туберкулёзная болезнь в раннем детстве едва не сведшая меня в могилу. Там же состоялось и первое моё морское «купание», весьма своеобразное. Однажды в холодный февральский день наша санаторная группа отправилась на прогулку к морю, где я затеял игру с морскими волнами под названием «попробуй догони». Эту игру я проиграл, отступился, и студёная волна окатила меня почти до пояса. В результате я получил взбучку от воспитателей, первую, но не последнюю. А затем заболел и попал с простудой в изолятор, тоже в первый раз, и тоже далеко не в последний. Для воспитателей я был их головной болью, ибо постоянно находился в полудохлом состоянии и при этом понятия не имел о том, что такое дисциплина. Постоянные стычки с воспитателями, тоска по родному дому и частое лечение в изоляторе – самые яркие впечатления от той поездки к Чёрному морю, естественно негативные. Правда последний месяц пребывания в санатории прошёл достаточно спокойно, здоровье поправилось, я остепенился и стал вести себя вполне прилично, да и воспитатели сменились, с ними у меня не было никаких проблем. Позитивных впечатлений было мало, но они были. Особенно запомнились большие белые корабли, которые проплывали мимо нас где-то далеко, у самого горизонта. Как завороженный я смотрел на них и мечтал когда-нибудь проплыть по морю на большом теплоходе. Лишь раз эта детская мечта была исполнена, но море было не Чёрное, а края не южные. Случилось это в 1973 году, на большом пассажирском корабле наш студенческий стройотряд по Обской губе доставили к месту назначения. А на Чёрном море я плавал лишь на небольших прогулочных теплоходиках и только вблизи берега.

***

И вот наступил 1963 год, когда наша семья запланировала свой первый полноценный отдых у Чёрного моря, правда не в полном составе, только мама, я и брат. Отец остался дома, причины того давно позабыты. Поездка в Крым задолго обсуждалась в нашей семье, вроде бы мы собирались ехать в Евпаторию, но в последний момент была выбрана Алушта. Я так думаю, на выбор Алушты повлияла позиция семьи Фесенко, друзей моих родителей, которые поехали «отдыхать дикарем» вместе с нами за компанию. В те времена только что появился такой термин как «отдых дикарем». Дело в том, что в суровые сталинские времена, а для начала 60х годов они были недавним прошлым, граждане нашей страны отдыхали в подавляющем большинстве по профсоюзным бесплатным путевкам в санаториях или в домах отдыха. Это называлось организованных отдыхом советских трудящихся. Неорганизованный, самостоятельный отдых на Черном море хоть и не был под запретом, но не особо приветствовался, да и был не по карману большинству граждан Советского Союза. Во второй половине 50х годов ситуация изменилась, существенно вырос уровень благосостояния, власть стала либеральнее, жизнь свободней, желающих отдохнуть на Черном море стала больше количества бесплатных профсоюзных путевок. Народ массово потянулся к морю, снимая комнаты или живя в палатках. Последних и стали называть «дикарями», а затем и всех тех, кто ездил на Юг неорганизованно, то есть без профсоюзных путевок. В 1963 году «дикарей» в Крыму было уже много и мы одними из них. К тому времени сложилась определенная инфраструктура для «дикого» отдыха, не было проблем с питанием в столовой или кафе, со снятием для жилья комнаты. Когда мы были в Алуште, то в это время на экраны вышел фильм «Три плюс два» о диком отдыхе в палатках на берегу Черного моря. Весь город был обклеен афишами этого фильма, ставшего в одночасье очень популярным. Следствием этой популярности стало массовое паломничество автотуристов с палатками к берегам Черного моря. Дикий советский автотуризм с палатками у моря из-за сопутствующей антисанитарии запретили в 1970 году, когда на черноморском побережье вспыхнула эпидемия холеры. С того времени  в стране понемногу стали строить кемпинги, которые существенно улучшили бытовые условия для автотуристов.

В начале августа мы отправились на отдых в Крым. Поезд довез нас до Симферополя, а от железнодорожного вокзала до Алушты мы добирались на новеньком чехословацком троллейбусе «Шкода», междугороднюю троллейбусную линию Симферополь-Алушта-Ялта только что открыли в самом начале 60х годов. Быстро и комфортно доехали до Алушты, на автовокзале оперативно был решен вопрос с жильем. Большой дом, где мы сняли комнату, был далековато от моря, на самой окраине Алушты, зато красивые алуштинские горы были совсем рядом. В доме поселились мы и семья Фесенко, потом появилась отдыхающие из Харькова и Мичуринска, все с детьми.  Дети очень быстро подружились, у нас сложилась хорошая компания для вечерних игр после дневного отдыха на море: я, брат, Миша Фесенко, мальчик из Харькова и девочка из Мичуринска. Наши родители тоже нашли общий язык, у них были свои интересы, а у нас - свои.

 Первое время купаться и загорать мы ходили на городской пляж Алушты. Вблизи пляжа на набережной стояла шестиколонная ротонда, сооружённая в первое послевоенное время в полном соответствии со стилем сталинской архитектуры. Сделано сие дороговатое сооружение для красоты по понятиям того времени и для того, чтобы советские граждане могли прочесть и усвоить мудрую мысль, высеченную на ротонде золотым буквами, а именно: «Граждане СССР имеют право на отдых». После объявление украинской независимости надпись сменили с одной банальности на другую, новые власти Алушты выдали еще одно «мудрое» изречение: «Алушта - курорт». А то вдруг, кто-то об этом не знает.

Городской пляж в Алуште сам по себе был небольшим, а отдыхающих было много, поэтому там всегда было очень тесно, и в море и на берегу. Для того, что выбрать место получше надо было приходить очень рано. На пляже можно было арендовать деревянные лежаки, но за ними занимали очередь с самого раннего утра.  Лежаки были очень удобны, чтобы застолбить себе место на пляже, брали их по нескольку штук. Городской пляж в Алуште был галечный, лежать на подстилке было жестковато. Иногда нам удавалось взять пару лежаков, но чаще всего мы опаздывали к их раздаче.

Был август месяц, вода в море была очень теплая, хотелось купаться, купаться и купаться. Мама силком вытаскивала нас с братом из воды и укладывала на солнцепек. Она не уставала нам напоминать, что на Юг мы приехали в первую очередь для загара, и только во вторую для купания в море. Мы были с ней категорически не согласны,  с очень большой неохотой шли загорать. Я тогда считал и сейчас того же мнения, главное – это море, а пляж нужен для того, чтобы согреться и отдохнуть. Плавать мы с братом тогда так и не научились, старались, но в этот раз не получилось, пока боялись глубины.

Наше морское купание не обошлось без неприятностей, по моей вине. Погрузившись однажды в морскую воду, я осмелился открыть глаза и увиденное меня поразило. О чём сразу сообщил брату, он сделал то же самое, ему тоже понравилось. Отныне «подводное плавание» в грязной и соленой воде с широко открытыми глазами стало нашим постоянным занятием. Разумеется, маме об этом мы ничего не сказали. На моё здоровье сие «подводное плавание» не повлияло, а вот для моего брата оно имело печальные последствия, у него начались большие проблемы со зрением. Года два его лечили, ему пришлось носить очки для коррекции зрения, и, слава богу, вылечили.

Теснота и толчея городского пляжа Алушты создавала серьёзный дискомфорт, мешала нашему отдыху, что заставила маму начать поиск нового пляжа, менее загруженного. Ей посоветовали так называемый Рабочий уголок (по названию местного санатория), который находился на западной окраине Алушты. Мы попробовали, нам очень понравилось и дальше, до самого отъезда, мы отдыхали только там.

Конечно же, в той поездке на Юг нас интересовало не только море. В Алуште нам нравился Городской парк, куда мы заходили после пляжа по пути домой. Других развлечений не было, или, по крайней мере, я их совсем не помню. Местная экскурсия была только одна, в дом-музей советского писателя Сергеева-Ценского, который до конца 50х годов жил там. Мне фамилия этого писателя ни о чем не говорила, сама экскурсия мало чего объяснила, ну жил, чего-то там писал, получал за свой труд ордена. Мама никаких разъяснений не дала, сказав, что в школе о нем узнаешь подробнее. Однако этого не случилось, в школе творчество Сергеева-Ценского не проходили, классиком его тогда не считали. Я так до сих пор не прочел ни одного его произведения, хотя книги этого писателя есть в нашей домашней библиотеке.

Были две экскурсии за пределами Алушты: в Ялту и Севастополь. Поездка в Ялту была морская, на прогулочном теплоходе, туда и обратно. Ялта особенного впечатления на меня не произвела, большая часть времени ушла на дом-музей Чехова. Писатель мне был знаком, но особого интереса он у меня не вызывал. Посему рассказ экскурсовода о жизни Чехова в Ялте мне был неинтересен, я откровенно скучал. Зато морская прогулка на небольшом теплоходе доставило мне истинное удовольствие. Мы дважды проплывали мимо Гурзуфа, хорошо был виден Артек. На пляжах множество детей, рядом с нашим теплоходом проплывали прогулочные шлюпки с пионерами Артека. Я им очень завидовал и не подозревал, что через год пионерский отряд нашего класса ввяжется в безнадежную гонку за путевку в Артек, которая закончится ничем и станет для всех нас очень большим разочарованием.

Куда интереснее была автобусная поездка в Севастополь. Она была насыщена и чрезвычайно интересна. Я тогда совсем ничего не знал о Крымской войне, поэтому рассказы экскурсовода о затопленных кораблях, Нахимове, Корнилове, матросе Кошке вызывали у меня особый интерес. Мы объехали все достопримечательности Севастополя: Графская пристань, музеи, памятники, диорама, панорама. Последним пунктом экскурсионной программы в Севастополе был осмотр панорамы «Оборона Севастополя». Было безумно интересно, я слушал экскурсовода, как говорится, с открытым ртом. Мы сделали полный круг, наша группа направилась к выходу, мне же уходить не хотелось. Я пристроился к другой экскурсионной группе, прошел еще один круг по панораме и только затем отправился к выходу. Подойдя к своему автобусу, я застал маму и брата в полной растерянности. Автобус собирался уезжать без нас, а мама не могла объяснить руководителю экскурсию, куда пропал её сын. Появился я вовремя, но, похоже, безнадежно испортил маме настроение. К сожалению, это первая моя поездка в Севастополь оказалась и последней, а очень хотелось еще раз туда съездить

Отдых подходил к концу, до отъезда оставалось несколько дней. Наш дом стоял на окраине Алушты, до гор, как мне казалось, было рукой подать. Особенно была красива гора, которая постоянно меняла свой цвет, она была в белой дымке и манила меня к себе. Потом я узнал, что её название Демерджи (гора Кузнец). Мне хотелось полазить по горам, но не одному же, я увлек этой идеей брата, Мишу Фесенко и мальчика из Харькова. Втайне от родителей мы стали готовить поход в горы, была припрятана еда и опорные палки для ходьбы. И вот однажды вечером, когда наши родители были заняты своими делами (в основном дружескими разговорами), мы отправились в поход. Далеко не ушли, с трудом преодолели первую горку и остановились на ней для отдыха.  Далеко внизу была улица и наш дом, но горы, к которым мы шли, совсем к нам не приблизились. Стало понятно, что засветло нам до них не дойти. Разум взял вверх, посовещавшись, мы отправились обратно. Начало уже темнеть, когда наши родители обнаружили, что их детей нигде нет. Спросили девочку из Мичуринска, она была в курсе наших дел, и с ужасом услышали от неё, что мы ушли в горы.  Шок у наших родных длился недолго, вскоре в конце улицы показали мы, идущие гуськом друг за другом, как настоящие альпинисты. Родители высыпали на улицу нас встречать, но радости на их лицах мы не увидели. Больше всего досталось мне, как самому старшему, а значит заводиле этого похода. Это было вполне справедливо.
   
***

Таков был памятный алуштинский отдых в августе 1963 года. Город запомнился, всегда манил, но ещё раз приехать туда удалось только один раз, в 1987 году, когда наша семья отдыхала в Ялте. Я прибыл в Алушту на троллейбусе, всё той же «Шкоде», дошел до ротонды на Городском пляже, свернул направо в сторону Рабочего уголка. Прошло 24 года, но всё было вполне узнаваемо. От ностальгической прогулки по набережной Алушты я получил большое удовольствие. На прощание выпил в местной кафешке чашечку ароматного кофе, после чего отправился обратно в Ялту.  С тех пор в тех краях бывать не приходилось.

2014
2018, нов. редакция