Два брата, часть 9 последняя

Лидия Алексеева 2
Торжество справедливости

– Так и страдал до смерти хан. –
Но на этом не закончил речь Иван. –
Царь, не спеши, повремени,
С плеча так сразу не руби

И не слушай злыдней всех,
Не бери на душу грех.
– Спасибо, тронул нас
Этот пламенный рассказ.

Но подумай же, Иван.
Яд мне пытался дать он сам.
В этом сомнений быть не может.
– И всё же так поступать негоже.

Посмотри, что происходит тут –
Это же судилище, не суд.
Решаете, как жизни лишить брата!
Так не честно поступать, ребята.

Не таким должно быть правосудие.
Здесь представлены лишь судьи.
Но и у обвиняемого есть права
На защиту и ответные слова.

Так гласит любой закон.
Может, оправдаться сможет он.
– Да как можно оправдать такое дело,
Ведь от его настоя собака околела!

Но будь по-твоему, идите,
Сюда Максима приведите,
Вот Максима уж ведут,
Доставили на царский суд.

Вопрошает царь со злом:
– Сам признаешься во всём
Или станешь защищаться?
– Да мне не в чем признаваться.

Оправдываться должен тот,
Кто виновен в преступлении. Вот.
А я, царь, не травил тебя.
Явно подставили меня,

Подозреваю, кто и как,
А доказать попробую вот так.
Но сначала нам с тобой,
Самым главным здесь судьёй,

И братом, защитником моим,–
Говорит ему Максим,–
Тет-а-тет посовещаться нужно.
Царь кивнул, все вышли дружно.

Итак, слушаем тебя.
Не трать только время зря.
– Я дал тебе не весь настой,
Часть осталась в склянке той,

Что стоит в моём шкафу.
Разреши сам принесу.
– Хорошо, иди, Максим,
За настоем тем твоим.

(Мы же помним, склянка та
Убиралась в шкаф пуста.)
В комнату вошёл он тут,
Нашёл оставленный сосуд,

В него воды налил сначала,
И немного плеснул чаю.
Затем вернулся в тронный зал,
Пред царём опять предстал.

Говорит царю: – Теперь,
Ещё раз настой проверь.
Советник пусть глотнёт его,
И всем ясно станет всё.

– Ну, паршивец, да ты что,
Травить советника за что?
– Да с ним ничего не будет,
Но зато поймут все люди,

Что приготовил я своей рукой,
Из корня жизни лечебный настой.
Сделай, царь, как я сказал.
Вот все вернулись в тронный зал.

Царь говорит: – Советник, дорогой,
Выпей этот тонизирующий настой.
Но тот не стал пить из сосуда,
Слишком знакомой оказалась посуда.

Безумно испугался он
И сразу признался во всём.
Как вливал он яд в сосуд,
Затем скрылся злобный плут.

Царь вскричал: – Стража, сюда!
Отвести советника туда,
Где до сих пор сидел Максим.
А что было бы с тобой самим,

Если бы советник не признался,
Настой выпил и скончался?
Ты б виновен был вдвойне!
– Нет, это не грозило мне.

Здесь в сосуде лишь вода,
Слегка подкрашена она.
О том, что яд в сосуде был,
Знал только тот, кто его влил.

А злодеем мог быть этим
Человек один на свете,
Кому в радость моё горе,
Кого я видел в коридоре.

Он мимо промелькнул не зря,
Когда за чашей ходил я.
Надеждой было лишь моей,
Что признается злодей.

А если б выпил он настой,
То остался бы живой.
Поняли б, что яда не было в сосуде
Но он точно был в другой посуде –

В чаше полной золотой,
Принесённой тебе мной.
Не доказал бы я свою непричастность,
И наступил бы мой последний час.

Плохо было б моё дело.
Зато теперь могу я смело,
У царского порога поклоняся,
Отправляться восвояси.

Пусть остаются с вами люди думные,
Льстивые советники и скудоумные.
А я уеду вместе с братом
В дом родимый безвозвратно.

Заголосили царь и сын:
– Ну прости ты нас, Максим,
Не оставь заботою своей.
Больно хитёр оказался злодей.

– Я, конечно, вас прощу,
Но служить больше не хочу.
Я всё обдумал тщательно.
Моё решенье окончательно.

Родительский дом

Вот домой вернулись братья.
Только там возможно счастье.
Говорит им тихо мать:
– Домой добро пожаловать!

Незачем ходить так далеко,
Дома и тяжёлое легко.
Ведь дом – защита и основа.
Где всё понятно и знакомо.

Никогда не предадут родные,
Защитят от козней домовые.
Дом – убежище от зла,
В нём душе тепло всегда

В любое время – и зимой и летом.
Так что не забывайте об этом.
Берегите дом-очаг,
Процветайте – только так.

Значит, так и быть тому.
Людей лечить предстояло Максиму.
Деньги брал только с богатых,
Бедных же лечил бесплатно.

А потом Максим влюбился
И на хорошей девушке женился.
Родились у них две дочки.
Ивана творил – ни дня без строчки,

Без дел ни часа, ни минуты,
С задуманным справлялся круто,
Не поддавался праздности и скуке,
И всё грыз и грыз гранит науки.

Людям был он тоже нужен,
Стал со временем учёным мужем,
Известным в городе законоведом,
Помогал людям советом,

Защищал в беду попавших,
Находил людей пропавших.
Были с братьями родители рядом.
А что ещё человеку надо?

Запомните мудрый совет:
Силы крепче дружбы нет.
Научитесь ею дорожить,
И будет вам спокойно жить.

Ни везенье, ни богатство
Не заменят силы братства.
Ни одна пред ней не устоит преграда,
Нет ничего надёжней плеча брата.

КОНЕЦ