О мелких подробностях. Памяти Александра Чурсина

Сергей Владимиров 2
 

  Не сразу отозвался на предложение написать пару строк вдогонку ушедшему Чурсину. Хотелось это сделать. Но особо нечего было сказать. Крайне немного знал об этом человеке. Хоть и были френдами на Фейсбуке, иногда обменивались какими то репликами в переписке.  Не более того. Знал нечто существенное -  мы примерно одинаково хотели присутствовать на выносе тела из Колонного зала и установке его на орудийный лафет. Ему повезло меньше. А я дождусь этого светлого для России дня. Замахну  стакан и сбацаю чечётку. Вспомню среди прочих отсутствующих на фестивале и Александра Чурсина -  Этот день мы приближали как могли. И он был мужественным человеком. Выходившим на площадь под возможные омоновские дубины. Рисковавшим остатками здоровья.

  Но главной досадой была мысль о том, что вместе со мной уйдут и все, для кого живопись Александра Чурсина что то значила. Это меня продирает картинка с огурцами-помидорами, полстаканом водяры и банкой кильки. А вот моим детям она уже сегодня пожалуй будет без разницы. Их не зацепит и это скорее гуд. Автор назвал её скромно - "Пикник".   А я читаю - "Волчие времена".  И для меня тут отпечаталось десять лет жизни. Где была борьба за существование, но отсутствовали краски и кисточки. Да и названьеце это свирепое придумал не я, а дурак-начальничек нашего УПТК-4. Оскалив жёлтые клыки он нам изрёк как то в зимних сумерках - "Времена сейчас волчие, ребята... Гыррр! Кончилася советская власть. У кого есть зубы - тот и выживает". Потом через годик мы с чуваками этого клыкастого ещё в гроб с голубой каёмочкой успеем положить со стола в морге... Но ничего этого нет на картине Александра Чурсина. Она как и многие другие - лишь для носителей и свидетелей смыслов тех времён.  В этом и была главная досада. Совсем не хотелось чтобы уходили в никуда образы той эпохи. Особенно на фоне того что на смену волчьим временам пришли сучьи. И бесконечно далеко до рассвета, когда маятник качнётся в реверсивном направлении. После которого скорее всего и вопросов не возникнет про всю эту материальную фактуру с натюрмортов художника. Как мелкую так и крупную. На компоновку и малевание которой он положил значительную часть жизни. Кому ж потом это всё будет надо? В светлой России будущего.  Эти мелкие подробности поганых времён… Ключики, карандашики, пуговки, крючочки, баночки-бутылочки, консервные жестянки, трагически погибший от ножа помидор, полицейские берцы и те самые резиновые дубины. И этикетки. И логотипы.
 
  А торкнуло на графоманию совершенно с неожиданной стороны. Откуда то с Маунт Герцль в Ерушалаиме.  Кто не в курсе – это Яд Вашем, музей о лютой погибели европейского еврейства.  Один раз в жизни там следует побывать каждому.  А потом найти в Википедии авторов концепции и архитекторов. Мысленно поставить им высший бал за реализацию проекта.  Едва ли где то ещё есть подобный музей. Он про Инфернальные вершины в истории человеческой цивилизации.  Хороший повод мысленно поинтересоваться у бородатого чувака, который согласно местному пятикнижному фольклору, сотворил Человека. То ли для прикола, то ли для какого то иного художественного замысла. Там неподалёку, километрах в трёх,  где сегодня светится золотом на солнце мусульманский Купол над Скалой.
 
  Слышь, Бородатый…. Это у тебя изначально так было задумано? Про человеков? Что построят они потом вот тут вот этот музей? Или всё таки это был программный косяк? Было там што-нибудь в Танахе про газовые камеры?»
 
  Бородатый конечно же ответом не удостоит… Но мыслей в голове не убавляется. В этой прямой, вырубленной в скале галерее на Маунт Герцель.  В частности и про Россию. Про то что сталинские доблестные маршалы победы будут покруче Гиммлера с Эйхманом. Русского мужичья извели кратно больше чем шесть миллионов. Подо Ржевом,, в Синявинских болотах,  на форсировании Днепра, на взятии Зееловских высот под Берлином к Первому мая.
 
  При чём здесь вообще этот музей? Он лишь при том, что вспомнив его, я понял как был неправ на счёт Александра Чурсина. Которого якобы ждёт забвение. Любая эпоха структурируется из микроэлементов. Этаких деталек натюрморта. Мелких подробностей. Выдерни что-нибудь из общей фактуры и достоверность уйдёт в минус. Именно потому, погружение в эпоху 30-40 годов до дрожи по всей шкуре осязаемо. Это было совсем недавно, ещё живы те, кто лично прошёл через это. Эсессовские шевроны и штандарты, Ein Volk, ein Reich,ein Fuhrer! Унд Дойчланд юбер аллес. Множество бытовых мелочей тридцатых годов, типа тех что на чурсинских натюрмортах.  Вот какие то дамские шляпки с какими то рюшечками -  ага, сиреневые бульвары Монмартра и прочее Шамп Элисе. Обувь. Гениальная инсталляция из обуви. Мужской, женской и детской. Из той что прошла на ногах владельцев метров триста от разгрузочной площадки перед въездной аркой Аушвиц-Биркенау до ближайшей раздевалки перед газовой камерой. Длинная изгибающаяся лента из обуви, под стеклом, ниже уровня пола. Успеваешь присмотреться к мелочам - как это всё выглядело в сороковые годы, до того как подошвы стали лабать трудолюбивые китайцы. И гора жестянок из под Циклона В. Настоящих. Они даже не особо то и поржавели. Этикетки легко читаются. В советскую эпоху в таких продавали краску, до сих пор валяются по российским помойкам.
 
    О чём это я ? Упаси господи сравнивать несравнимые эпохи. Просто о внимании к мелочам.  О важности этого внимания.  Путин никакой не Гитлер.  А иудины колбаски с сеченским говнецом – не Циклон В.  При том что своим запахом обозначают времена исчерпывающим образом.  Этот аромат эпохи ни с чем не перепутаешь. Далековато ей до той инфернальности. СлабО транспорты на Аушвиц организовать. Так… Пяток пуль в спину шмальнуть. А на следующее утро сводным краснознамённым хором интернет-проститутов исполнить арию «Путину не вы-ы-ы-годно убийство Немцова! Ищите – кому вы-ы-ы-ы-годно!» И да… Гер Геббельс у Соловья-Шапиро был бы лишь референтом, не более. Даже при том что Путин охарактеризовал его как талантливого деятеля.
 
  Вот почти и всё. Таков отклик на предложение написать что-нибудь вслед ушедшему Александру Чурсину. Но я в состоянии был лишь изложить мысли, навеваемые его работами.  Времена не выбирают. В них живут и умирают. А художник их ещё и малюет. Иной раз как чукча – то что проплывает перед взором. Но нам не дано предугадать… Что там в последнем итоге окажется более эпохальным. «Последний день Помпеи»? Или полуржавая жестянка со знакомым немецким логотипом.