Урик. Конституция Никиты Муравьёва

Юрий Леонтьев
       УРИК. КОНСТИТУЦИЯ НИКИТЫ МУРАВЬЁВА

- Лучше бы яму на дороге засыпали, - показал Серёга на огромные буквы и цифры, выложенные из щебёнки на склоне горы: «Урику 300 лет. 1673 – 1973».
Мы на Александровском тракте, «украшенном» родными нам ямами, выбоинами и камнями, с десятипроцентными подъёмами, спусками и перевалами, щебёночным покрытием, обильно политом гудроном и «не родной» кучей гравия посреди дороги, которую аккуратно объезжали машины. Аккуратно объехали и мы.
- Наверное, не тот строительный материал завезли? – Предположил Серёга.
- Это по-нашему, - согласился с Серёгой Лерыч.

Тепло, солнечно, небольшая дымка. Из-за частых крутых витков и дорожных петель тракт далеко не просматривался, и возникало странное ощущение, что мы всё время ехали, никуда не сворачивая, сквозь тихий замерший лес.
Лес вёл нас в «столичку» декабристов Урик. Так ласково и весомо называли декабристы это унылое, по словам Марии Волконской, поселение, оказавшееся в центре других декабристских мест, расположенных к северу и северо-западу от Иркутска.
Окружённое зеленовато-рыжими лугами, с улицами Лунина, Муравьёва, Бестужева, Трубецкого, Панова и Трактовой улицей, ведущей в Усть-Куду к Ангаре, с высокой каменной церковью и колокольней село Урик было видно издалека. К частично разрушенной церкви Спаса Нерукотворного Образа мы и подъехали.
Пока у стены храма размещали велосипеды, явились местные пацаны, человек десять.
- Можно прокатиться?
- Можно. Только освободим велосипеды от багажа.
Пока пацаны катались на наших велосипедах, мы подошли к могиле Никиты Муравьёва, жившего здесь на поселении. Памятник с цветником на могиле простой, в виде побелённой каменной усечённой пирамиды, на которой закреплено овальное металлическое изображение молодого человека в мундире с эполетами, автора проекта несостоявшейся конституции и надпись: «Декабрист Никита Муравьёв. 1797 – 1843».
Подъехали мальчишки. Один из них, назвавшийся Ванькой, сообщил нам, что это уже третий по счёту памятник Муравьёву.
- Предыдущие памятники, выполненные в виде фигуры богини, были интереснее.
- И куда делись богини?
- Куда, куда, известно куда, увели.
 - Ещё у нас тут жили на поселении брат Никиты Муравьёва, Александр, Волконские, Лунин, Вольф и Панов, - продемонстрировал Ванька свои декабристские познания.
- Молодец, Ваня! – похвалили мы парня. - Скажи, а где у вас общепит?
- А вон столовая, - показали ребята в сторону Трактовой улицы.
Ванька, судя по его инициативности и активности, явно был лидером среди своих сверстников.
- У нас в школе музей декабристов. Давайте, пока вы обедаете, мы сходим к Николаю Владимировичу, и он откроет нам музей, - предложил лидер…
У входа в большой деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте нас уже ждал в окружении школьников мужчина лет пятидесяти в соломенной шляпе, одетый просто и опрятно. Это был учитель географии, создатель, собиратель и заботливый хранитель музея в Урике Перетолчин Николай Владимирович.
И хотя многие экспонаты были похожи на ранее увиденные нами, например, в Акатуе: фотографии декабристов и их жён, старинная мебель, подсвечники, кандалы, шкатулки… они не выглядели «мёртвыми» предметами, а «дышали» приятной одухотворённой красотою ещё и потому, что каждый из них, судя по рассказу Николая Владимировича, был частью его жизни.
(В настоящее время одна из улиц Урика названа именем Перетолчина).

На самом видном месте висел текст конституционного проекта, разработанный бывшим капитаном гвардейского Генерального штаба Никитой Муравьёвым.
                ***
Важнейшим достижением человечества в реализации поступательного улучшения качества жизни граждан явилось создание коллективной системы управления государством. Когда власть людей заменили властью законов.
Ещё в 1259 году в Англии возмущённые граждане потребовали защиту своих интересов и равенство всех перед законом. А ещё через шесть лет там был собран первый выборный парламент. Так что в Британии парламент, политические партии и свобода слова имеют многовековую историю. И, видимо, не зря страна носит название Великой Британии, Великобритании (Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии).
Во второй половине XVIII века ряд североамериканских владений, входящих в крупнейшую в истории человечества Британскую империю, провозгласили независимость и образовали Соединённые Штаты Америки.
Американцы, среди которых было много выходцев из Великобритании, в 1789 году в своей народной, долговечной и мудрой конституции записали в качестве важнейшего условия главного документа страны принцип «Господства законов. А не людей».
Конституция США, ратифицированная Конвентами девяти штатов, в том числе депутатом от штата Виргиния Джорджем Вашингтоном, первым президентом Соединённых Штатов Америки, состоит всего лишь из семи статей, двадцати одного раздела и двадцати семи поправок (на момент ратификации из десяти поправок), получивших название «Билль о правах».
В «Поправках» были не только провозглашены права граждан на свободу слова и печати, мирного собрания и обращения к правительству, на свободу вероисповедания, право на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и даже право на оружие, но и показан механизм их реализации.

Основной закон Соединённых Штатов Америки – документ коллективного управления государством.  Именно такая система руководства страной с помощью принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов  сделала Америку самой богатой страной в мире с высоким качеством жизни граждан.
Так что Никите Михайловичу Муравьёву при разработке конституции (так же, как и Пестелю при написании «Русской правды») было на что опереться.
 
Будущий декабрист видел Россию федеративным государством, по аналогии с США, поделённой на федеративные единицы. Только эти федеративные единицы, в отличие от штатов в Америке, он назвал державами.
Всю территорию самого большого в мире государства со столицей в Нижнем Новгороде, которую автор предлагал переименовать в Славянск (тогда в состав Российской Империи входила ещё и Аляска), Никита Муравьёв «поделил» на тринадцать держав и две области: Московскую и Донскую.
 В державах, как и в центре, должна была существовать двухпалатная система государственной власти. Все должности в управлении государством предлагалось сделать выборными, включая избрание судей.
Проект конституции Муравьёва был объёмней, чем аналогичный документ Соединённых Штатов: состоял из тринадцати глав, 134-х пунктов и был не столь демократичным, как американская конституция.
Но для страны с устоявшейся монархической властной вертикалью основной закон на переходный период был оптимальным конституционно-монархическим документом, гарантирующим от потрясений в обществе при проведении политической реформы управления Российским государством.
Любопытно читается 13-й пункт 3-ей главы. «…Разделение между благородными и простолюдинами не принимается поёлику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены на благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди, ибо все слабы и не совершенны». Руководствуясь этим постулатом, будущий декабрист предложил отменить существовавшее тогда в Российской Империи разделение граждан на 14 классов.
Проект разграничивал полномочия ветвей власти, отменял крепостное право, декларировал равенство всех перед законом, в том числе с помощью вводимого суда присяжных, и провозглашал основные права и свободы: свободу слова и религии, право на труд и собственность, право на свободные выборы (правда, с определённым цензом для избирателей)…
По проекту конституции Муравьёва, император становился «Верховным Чиновником Российского Правительства», то есть император должен был возглавить исполнительную власть.
Но, пожалуй, главной положительной особенностью документа было предложение по решению национального вопроса.
По аналогии с США, где англичане, французы, испанцы, индейцы и прочие народы и народности стали именоваться американцами, Никитой Муравьёвым было предложено всем коренным народам и народностям, проживающим на территории Российской Империи, называться русскими. «Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия…».  «Русский это гражданин большой многонациональной страны»…
К сожалению, это предложение (впрочем, как и другие) было не реализовано и не предотвратило в дальнейшем распада самой большой страны в мире (одна из причин).
Советские историки дали такую единую оценку документу декабриста. «Проект конституции Никиты Муравьёва, несмотря на дворянскую ограниченность, был прогрессивным для своего времени».
Но только ли для своего времени? И насколько ограниченным? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим принятые впоследствии в нашей стране конституции.
                ***
 Вплоть до 17-го года в царской России конституций не было. Существовали так называемые основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила внести некоторые статьи буржуазно-демократического порядка. Это Манифест от 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, ограничившего монархическую власть. А также основные законы от 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентскую систему и придание Государственному Совету правового статуса.
После 17-го года захватившие власть большевики о гражданских свободах  «забыли».
Конституция РСФСР 1918 г. называлась конституцией классовой борьбы и гражданской войны, провозгласившей диктатуру пролетариата.
Вся собственность была у людей отнята. Многие, как мой дед, были лишены избирательного права. Конституция давала только одно право: право на бесплатное образование. (Получилось так: уничтожили, разогнали и запугали образованную часть населения, «мозги» государственного управления и начали всё сначала, с рабфаков).
Субъектами федерации (в противовес предложению Никиты Муравьёва) большевиками были названы национальные республики, что послужило началом распада страны, создаваемой веками нашими великими путешественниками, первопроходцами, купцами, воинами (казаками)…
На смену самодержавной властной вертикали пришла жестокая большевистская властная вертикаль, построенная фактически на крови. И конституция эта, отбросившая страну далеко назад, к качеству жизни граждан никакого отношения не имела.
Через шесть лет была принята первая конституция СССР, учредившая карательный орган ОГПУ при Совете Народных комиссаров, закрепившая создание СССР и «забывшая», повторюсь ещё раз, про какие-либо права граждан.
Правда, одно право было всё-таки провозглашено: «право свободного выхода из Союза». Этим правом в соответствии с п.4 главы 2 «За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза» в 1991 году и воспользовались национальные образования.
В 1936 году была принята вторая конституция СССР. Она, наконец-то, «вспомнила» о некоторых  правах граждан: на труд и отдых, на материальное обеспечение, на образование.
Похожа она была на «сказку», написанную добрым большевиком. Она гарантировала свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Но гарантом её «исполнения» оказался злой большевик, посчитавший, что мёртвому или посаженному в ГУЛаг человеку никакие права не нужны.
Конституция 1977 года, к глубокому сожалению, «сохранила преемственность идей и принципов первой советской конституции 1918 года, конституции СССР 1924 (1925) года и конституции СССР 1936 года».
История российской власти – это история властных вертикалей. С единоличным лидером во главе. На смену самодержавной властной вертикали во главе с царём пришла властная вертикаль во главе с большевиком. На смену большевистской властной вертикали пришла властная вертикаль во главе с главным коммунистом. Властная вертикаль давала возможность её руководителю как можно дольше оставаться во власти, но не обеспечивала (и не обеспечивает) поступательного развития качества жизни граждан.
Когда властные конституционные вертикали привели страну к банкротству, началась запоздалая политическая реформа (в которой принимал участие и я), сопровождавшаяся августовским 1991-го года путчем, ускорившим процесс распада Советского Союза.
С трагическим развалом СССР, где мы родились, учились, работали и путешествовали, прекратила существование и конституция 1977 года.
Новой стране, Российской Федерации, «понадобилась» своя конституция, основанная уже не на монополии КПСС, а на многопартийной основе.
Но конституционный процесс из-за «войны» законодательной и исполнительной властей зашёл в тупик и был разрешён, к нашему сожалению и позору, «расстрелом Белого дома».
28 мая 1993 года во Владимире (впрочем, как и в других городах России) под моим председательством состоялось городское собрание представителей депутатского корпуса, исполнительной власти, правоохранительных органов, предпринимателей, партий и жителей города по обсуждению проектов новой конституции: парламентского и президентского вариантов.
(После «расстрела Белого дома» в октябре 1993 года парламентский вариант конституции отпал сам собой).
Выступившие на собрании предложили взять за основу президентский проект конституции и внесли в него большое количество поправок, отправленных в конституционную комиссию при Президенте РФ. Комиссия вынесла проект этой конституции на всеобщий референдум.
Конституция 1993 года провозгласила: создание необходимых для эффективного управления страной институтов, включая конституционный суд; разделение ветвей власти (то есть коллективное руководство государством); была полностью основана на правах человека; отказалась от плановой экономики, привёдшей страну к банкротству…
Казалось, документ, дав возможность проведению необходимых, но трудных для населения реформ, улучшит жизнь наших граждан.  Так оно отчасти и произошло. Но только отчасти.
Гарантия власти закона не институтами (как в конституции США), а Президентом (что для такой большой страны просто неприемлемо), несменяемость власти и борьба за собственность (в том числе при помощи коррупции) фактически вернули управление страной к старой - новой примитивной и неэффективной властной вертикали, которую можно назвать президентско-олигархической.
Что, естественно, привело к нарушениям конституции.
 Использование властью на выборах административного ресурса, с которым просто невозможно конкурировать; пропаганда и дезинформация, когда приходиться гадать, правдивая ли это или ложная новость; постоянные сложности с организацией митингов и демонстраций с угрозой быть избитым нагайками; непрофессиональная и предвзятая в некоторых случаях работа судебной системы; всё чаще появляющаяся информация о пытках заключённых (таких изощрённых, что гестапо, которым нас пугали в послевоенном детстве, не могло и присниться); нарушение международного права; использование финансовых и иных средств на ненужные войны, а не на повышение качества жизни граждан… фактически возвратило страну к единовластию…
«А лицо, сосредоточившее в себе власть, - писал Трубецкой, - не сильно устроить благоденствие народа».

Возвращаясь к проекту конституции Никиты Муравьёва, можно сказать, что она и для нашего времени в некоторых своих положениях осталась прогрессивной и не ограниченной каким-либо сословием.

Великая русская пословица «Ум хорошо, а два лучше» хорошо проецируется и на государственную власть. «Ум одного института, например, президентского, хорошо, а умы ещё двух других властных институтов, например, парламентского и судебного, лучше». При обязательном условии, что все умы самостоятельны, независимы, профессиональны, подконтрольны населению, честно избраны (фальсификация выборов, незаконный захват власти – должны стать тяжелейшим преступлением), и работа которых должна быть направлена на поступательное улучшение жизни наших граждан.
Случится ли когда-нибудь это? Оставим ли мы навсегда властные вертикали в истории? Сможем ли мы гордиться нашей системой управления Российской Федерации?
Надо надеяться, что случится. Жизнь без надежды всё равно, что футбол без голов.
Недавно прочитал: создаётся «Партия будущего России».
И подумал, что ещё лучше бы создать – «Партию прекрасного будущего России».
Но как создать это прекрасное будущее? Вот в чём вопрос.
Может быть, нужны такие партии, как: «Партия разделения властей в РФ», «Партия сдержек и противовесов в РФ», «Партия честных выборов в РФ» (без использования административного ресурса). А для победы этих партий на выборах найти новых Муравьёвых, Луниных, Бестужевых, Басаргиных, Якушкиных…
Но пока мы вновь в блокаде из-за агрессивных действий очередной властной вертикали…
                ***
 Урикские ребятишки посоветовали нам заночевать на бывшей даче Волконских, расположенной на Ангаре, в местечке, называемом Камчатником. Туда через Усть-Куду мы и поехали.
В Усть-Куде посередине селения, прямо на тракте, мы увидели деревянную лодку и смолившего её пожилого человека с большой седой бородой и усами, одетого в разноцветную клетчатую рубашку, длинный чёрный фартук,  с фуражкой на голове. Рядом стояла женщина с девочкой и на костре варила смолу.
Маркыч сразу же расчехлил свою кинокамеру.
- Зверев Иннокентий Кириллович, 80 лет, всю время  здесь живу, - представился мужчина.
- Я член КПСС с 1924 года. Усть-Куда старше Урика. А Урику недавно исполнилось 300 лет. У нас тут ниже по Ангаре есть местечко, прозванное Камчатником. Во времена декабристов там была дача Волконских…
Жил в ту пору у нас Богачёв. Так вот он делал стрелы и по 1 копейке продавал сыну Волконских. И тот с каменного диванчика, сделанного отцом, пускал эти стрелы в Ангару.
 А у нас, в Усть-Куде отбывали ссылку Муханов и Поджио. Думаю, дом братьев Поджио стоял на месте нынешней мельницы.
И Иннокентий Кириллович рассказал, как нам проехать к Камчатнику.
К Камчатнику ехали по грунтовке, проложенной у подножия высокой горы. Прямо перед нами «расступилась» изумительная по красоте широкая Ангара, делающая здесь поворот. Маркыч незамедлительно запечатлел на киноплёнку этот величавый поворот и плывший по реке большой катер.
 Место бывшей дачи Волконских нашли с трудом. Крутой берег реки, густо поросший колючим кустарником, надёжно укрыл выдолбленный из серых гранитных глыб «диванчик», этакую «скамейку княгини Волконской» и два «креслица». Инициалы Сергея Волконского на «мебели» прочитывались с трудом.
Вообще-то тогда, во время путешествия, у нас не было уверенности, что тут была дача Волконских и каменная «мебель» это дело рук Сергея Волконского. Информации было мало. А сейчас, когда появилось много новых сведений, они точно  подтвердили найденное нами место.
Вот, к примеру, воспоминания о Камчатнике современника декабристов, уроженца села Усть-Куда, писателя Николая Андреевича Белоголового, работавшего в Иркутске врачом.
«…Главным притягательным для нас пунктом и источником всяких увеселений был Камчатник, летняя резиденция Волконских, отстоявший в двух-трёх верстах от нашей деревни (от Усть-Куды). Первоначально открыл это место И.В.Поджио и прельстившись его величественной красотой и безлюдьем, выстроил для себя маленький домик, впоследствии местность эта сманила и Волконских, и в годы описываемые мною (1840-е), они имели там уже обжитой поместительный двухэтажный дом с разбросанными кругом него службами, но всё это имело характер временного жилья и даже не было обнесено забором. Местность действительно была живописна; средний фас дома был обращён к Ангаре… протекавшей… в 30 – 40 саженях от него… сзади дома непосредственно тянулась цепь лесистых гор и одна из них самая высокая и ближайшая к дому… носила название в память декабриста доктора Вольфа, «Вольфсберг»…

Вечером к нашему лагерю прибилась маленькая рыжая гладкошерстная собачка. Мы её подкормили, и она сразу же заняла сторожевую позицию у наших палаток. Утром на берегу реки показались два рыбака. И мы стали свидетелями, как эта беспородная маленькая собачка «бескорыстно» бросилась защищать от пришельцев, перебудив не только нас, но, возможно, и жителей Усть-Куды. И побежала за нами, когда мы покидали Камчатник. Вскоре Серёга Фёдоров её пожалел и посадил в рюкзак.
 На перевале, чтобы собачка размялась, её выпустили, и она вновь, часто перебирая лапы, засеменила за нами. Но велосипеды на четырёх километровом спуске разогнались быстро, и наш нежданный друг, которому мы не успели даже дать имя, отстал. Ждали, ждали его у подножия горы, так и не дождались.
Расстроенные, ведь вот же как быстро привязываешься к животному, мы поехали вперёд в Александровское, надеясь, что собака благополучно добежала обратно до Урика или Усть-Куды.