Экскурсионный автобус. Три истории. Сценарий

Артур Гройс
ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ
Сценарий короткометражных киноновелл
Автор: Артур Гройс
ИСТОРИЯ 1
В экскурсионный автобус заходят СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА (ОН, 45, ОНА, 30) с дочкой ЛЕНОЧКОЙ, 6, и ДАША, 20. За рулём – ВОДИТЕЛЬ, 55, прямо за ним – ЭЛЛА, 26 – экскурсовод. Дальше сидят КИТАЙЦЫ с ПЕРЕВОДЧИКОМ. Несколько русских туристов сидят вразнобой: ЖЕНЩИНА, 65, приятного вида пожилая дама в изящном шёлковом платочке, и ХИПАРЬ, 28. В самом конце посередине сидит НИК, 24 (чернокожий юноша). Когда Даша замечает Ника, он широко ей улыбается. Даша никак не реагирует на улыбку, садится на свободную скамейку за Супругами с Ребёнком.

Элла рассказывает об истории города.
Даша смотрит в окно и время от времени щёлкает фотоаппаратом.
ЭЛЛА
Справа вы можете видеть флигель несохранившейся усадьбы князей Гороховых, построенную в начале 19 века, предположительно архитектором Николаем Александровичем Львовым. Для нашего, в общем-то, захолустья, привлечь к строительству такого знаменитого архитектора было большой удачей. Николай Александрович – был выдающимся архитектором, ярым приверженцем неоклассицизма. Он был автором проектов многих усадеб богатейших и знатнейших вельмож и государственных мужей того времени: и в Московской области, и в Могилёве, и в окрестностях Санкт-Петербурга. Например, одной из них, усадьбой Приютино под Санкт-Петербургом, некогда владел Алексей Николаевич Оленин, который в начале 19 века был президентом Петербуржской Академии художеств…
НИК
(довольно громко)
Пустое в ы сердечным т ы //Она, обмолвясь, заменила, //И все счастливые мечты //В душе влюбленной возбудила. //Пред ней задумчиво стою; //Свести очей с нее нет силы; //И говорю ей: «как в ы милы!» //И мыслю: «как т е б я люблю!»
Все оборачиваются. Когда Ник заканчивает, почти все аплодируют. Даша ухмыляется.
ЭЛЛА
Браво! Нечасто мы встречаем таких эрудированных гостей. Не знаю, случайно ли вы процитировали Александра Сергеевича, но именно дочери Алексея Николаевича Оленина, Анне Алексеевне Андро, урождённой Олениной, Пушкин и посветил эти строки.
Даша снова оборачивается к Нику. Теперь она смотрит на него с б;льшим интересом. Ник смотрит на Дашу и снова широко улыбается. Даша отворачивается к окну.
ЭЛЛА
А сейчас мы приближаемся к самому центру города, где частично сохранились, а частично восстановлены стены старинного кремля первой половины 16 века, во времена царствования Василия Третьего…
НИК
(Даше)
А вы поэзией не увлекаетесь?
Даша вздрагивает от неожиданности и оборачивается. Ник сидит уже не в конце салона, а прямо за Дашей, рядом с женщиной.
ЭЛЛА
Здесь наш экскурсионный автобус сделает остановку. Вы можете выйти и прогуляться по территории кремля и пофотографировать, а через 20-25 минут мы с водителем вас встретим у противоположных ворот, чтобы продолжить автобусную экскурсию по городу. Тем, кто решит остаться в салоне, я расскажу об строительстве кремля и его роли в истории нашего отечества.
Автобус останавливается. Семья с ребёнком и китайцы с переводчиком встают и выходят из автобуса. Женщина и Хиппи остаются сидеть. Ник встаёт.
НИК
(Даше)
А вы не хотите прогуляться по кремлю?
ДАША
Нет.
НИК
Да, наверное, тупо ходить по руинам, ничего о них не зная. Лучше послушать экскурсовода. Я, пожалуй, тоже останусь. Вы позволите?
Ник садится рядом с Дашей. Даша резко встаёт.
ДАША
Я, всё-таки, пройдусь. Разрешите?
Ник даёт Даше пройти. Даша выходит на улицу и идёт к кремлю вслед за Китайцами и Семьёй.
Ник остаётся сидеть в салоне. Он следит за Дашей через окно.
Даша сначала идёт вместе со всеми. Но, зайдя за стену кремля, она обращается к случайному прохожему:
ДАША
Не подскажете, к вокзалу в какую сторону?
ПРОХОЖИЙ
Это вам обратно нужно.
ДАША
А, спасибо.
Даша возвращается к тому месту, где их высадил экскурсовод. Автобуса уже нет. Тут она неожиданно останавливается и начинает рыться в своей сумочке.
ДАША
Чёрт!
Даша разворачивается и снова идёт в сторону кремля.

Экскурсионный автобус со всеми пассажирами стоит у противоположных ворот кремля.
Автобус только начинает движение, как к нему подбегает Даша.
ДАША
Стойте!
Автобус останавливается. Раскрывается передняя дверца, Даша заходит в салон.
В салоне Даша идёт к своему месту, рядом с которым всё так же сидит Ник и держит в руках Дашин мобильный телефон.
НИК
(протягивая телефон)
Мы уж боялись, что ты не вернёшься.
ДАША
(забирая телефон) Ого! Мы уже на ты?
НИК
Да уже полгода как.
ДАША
В смысле?
НИК
Рыбка Поньо.
ЭЛЛА
(Даше) Пожалуйста садитесь. Автобус не может ехать, пока кто-то стоит.
Даша ошарашенно смотрит на Ника.
НИК
(пропуская Дашу к окну) Садись быстрей.
Даша покорно садится.
Автобус трогается. Здесь и далее Даша и Ник разговаривают под голос Эллы, ведущей экскурсию.
ДАША
Кто ты?
НИК
Герой при заклятом враге.
ДАША
Высокий блондин?
НИК
Просто аватарка… Я больше не мог скрываться. Ну, и врать тоже. Особенно, когда понял, что в сети ты никогда не врёшь: ни с внешностью, ни с чувствами… Ну и… решил пойти ва-банк.
ДАША
Как ты узнал, что я здесь?
НИК
Вычислил. По постам.
ДАША
Ну, да… Наверно…
НИК
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

ДАША
Опять Пушкин?
НИК
И опять – Олениной.
ДАША
Почему ты никогда раньше не читал мне поэзию?
НИК
Пытался вживаться в роль: Герой при заклятом враге не цитирует Пушкина… (пристально смотрит на Дашу) Ну, что – разбежались?
Ник встаёт, чтобы отсесть. Даша его останавливает, схватив за руку.
ДАША
Стой… (Ник снова садится) Прости. Просто всё слишком неожиданно…
НИК
Добро пожаловать в реальность…
Ник улыбается и смотрит на Дашу. Даша продолжает держать Ника за руку.
За Ником и Дашей наблюдает Леночка, тайком подглядывая через щель в спинке сиденья.
Ник и Даша замечают Леночку. Ник ей широко улыбается.
ЛЕНОЧКА
А вы не муж и жена.
НИК
Не похожи?
ЛЕНОЧКА
Нет, просто у вас колец на руках нет.

Автобус останавливается.
ЭЛЛА
…Давайте сделаем короткую остановку. Здесь вы можете приобрести сувениры ручной работы местных умельцев, а также знаменитую пастилу, приготовленную по старинным русским рецептам... Для желающих продолжить обзорную экскурсию – сбор через 5 минут. Прошу не опаздывать.
Китайцы с переводчиком и Супружеская пара с Леночкой выходят из автобуса.
НИК
Я сейчас…
Ник вскакивает и выбегает из автобуса.
Даша смотрит ему вслед.
МУЖСКОЙ ГОЛОС (ХИПАРЬ)
(из-за Дашиного плеча)
Девушка…
Даша снова вздрагивает и оборачивается. Хипарь говорит Даше со своего места.
ХИПАРЬ
…Извините, что вмешиваюсь… Просто, чтобы вы знали: пока вас не было, этот молодой человек изучал содержимое вашего телефона.
ДАША
Вы уверены?
ХИПАРЬ
Более чем. Я бы на вашем месте проверил: у вас ничего ценного не пропало?
Даша, несколько заторможено проверяет свою сумочку и карманы.
ДАША
Вроде, ничего не пропало.
ХИПАРЬ
Тогда ладно.
Даша, после некоторых раздумий, вдруг резко встаёт и идёт к выходу.

Даша уже почти отошла от автобуса. Ник бежит к ней с противоположной стороны дороги с букетом цветов.

НИК
Даша, постой!
Даша резко останавливается. Ник подбегает к Даше. Протягивает цветы.
НИК
Извини, что так банально, но пастилу я, почему-то, не решился тебе купить.
ДАША
И правильно сделал. Потому что у меня на неё аллергия.
НИК
Как видишь, полгода общения в сети не прошли даром.
ДАША
Так же, как и двадцать минут общения с моим телефоном.
Ник перестаёт улыбаться и опускает букет.
НИК
А вот ты скажи, только честно, у кого больше шансов познакомиться с такой, как ты: у высокого блондина или у меня?
Китайцы и Супруги с Леночкой возвращаются в автобус.
ЭЛЛА
(Нику и Даше, из автобуса)
Вы едете?
Ник и Даша не реагируют. Двери автобуса захлопываются. Автобус отъезжает. Даша смотрит вслед уезжающему автобусу.
ДАША
А чем закончился роман Пушкина с Олениной?
НИК
Ничем. Пушкин к ней сватался, а она ему отказала.
ДАША
Мы, кажется, экскурсию не дослушали…
НИК
Мы можем подождать следующего автобуса. Они тут по кругу ездят.
Даша и Ник садятся на скамейку у автобусной остановки.

 
 
ИСТОРИЯ 2
Экскурсионный автобус с ТУРИСТАМИ и экскурсоводом подъезжает к остановке, на которой стоит ВИКА, 17, в ожидании транспорта. Из автобуса через переднюю дверь выходит ЭЛЛА (экскурсовод), 22, с ПОДРОСТКОМ, 13. Подростку плохо: он бледный, еле идёт. Они садятся на скамейку.
Вика подходит к открытой двери и обращается к ВОДИТЕЛЮ, 40.
ВИКА
До станции идёт?
ВОДИТЕЛЬ
Это экскурсионный автобус.
ВИКА
Ну, и что? Он до станции идёт?
ВОДИТЕЛЬ
Идёт. 250 рублей.
ВИКА
Чё, офигели? Здесь идти два шага!
ВОДИТЕЛЬ
Девушка, говорю вам – это экскурсионный автобус! Здесь гид туристам про город рассказывает. Экскурсия!

Подростка на остановке сташнивает над урной. Его придерживает экскурсовод.
ВИКА
(кивает на Подростка) Вашего туриста так колбасит от экскурсии или от города?

Подходит Элла.
ЭЛЛА
(Водителю)
Его дальше нельзя везти. Его укачало.
ВОДИТЕЛЬ
А родители где?
ЭЛЛА
Мать с чемоданами – на станции. А ребёнка отпустила город посмотреть… Я, наверное, его на станцию отведу. Пешком. Заодно проветрится.
ВОДИТЕЛЬ
(кивает на туристов)
А с этими что делать?
ВИКА
Давайте я проведу экскурсию. Бесплатно. А вы меня до станции довезёте.
ЭЛЛА
(Водителю)
Это кто?
ВИКА
Не бойся, я – местная. Я этот город ещё получше тебя знаю.
ЭЛЛА
(Водителю)
Тебе решать. Потому что я с ребёнком пошла.
ВОДИТЕЛЬ
Мне – без разницы. У меня свой маршрут.
ЭЛЛА
(Туристам, в микрофон)
Дорогие друзья! К сожалению, вынуждена на некоторое время вас оставить…
Среди туристов есть группа китайцев с переводчиком, который синхронно переводит всё, что говорит экскурсовод.
ЭЛЛА
(продолжает)
Надеюсь нагнать вас на следующей нашей остановке – возле железнодорожной станции. А в моё отсутствие про наш замечательный город вам расскажет… (ВИКЕ) Как тебя зовут?
ВИКА
Вика.
ЭЛЛА
(туристам)
Виктория, коренная жительница нашего города. (протягивает микрофон Вике) Держи. (Водителю) Всё, Анатолий, мы пошли…
Элла с Подростком уходят от остановки. Водитель закрывает дверцу, трогается с места.
Некоторое время весь автобус едет молча.
ВОДИТЕЛЬ
(Вике)
Ну, что молчишь? Отрабатывай поездку.
ВИКА
А чего говорить?
ВОДИТЕЛЬ
Ну, чего? Посмотрите направо, посмотрите налево… Чего хочешь, то и говори. Главное, чтобы публика не зевала.
ВИКА
Посмотрите направо. (Все туристы смотрят направо.) Посмотрите налево. (Все туристы смотрят налево) (Водителю) Прикольно!
ВОДИТЕЛЬ
А то!
ВИКА
(после некоторых раздумий)
Посмотрите налево: в подвале этого дома располагается самый популярный притон в нашем городе! В нём можно получить всё и сразу, и без всяких накруток. Я одну деваху оттуда знаю: она говорит, они там все – по фрилансу работают... Кстати, в этом ларьке, перед домом, - самый дешёвый пивасик в нашем городе! 
Переводчик, только начав переводить, вдруг осекается.
ВИКА
 (Переводчику) Чего не переводишь, не знаешь, как фриланс по-китайски?
Переводчик, после некоторых колебаний, снова начинает переводить.
ВИКА
(Туристам) А сразу за притоном, вот это – главное отделение полиции… Посмотрите направо. Видите, три сосны? Их наши алкаши очень любят. Мне один из них говорил, что здесь воздух чище. И потом, на хвое лежать мягче, и что здесь самый правильный фен-шуй… Этот алкаш раньше в скорой работал. Говорит, когда они запойных подбирали, те, что из-под этих сосен – быстрее всех трезвели. И – ни одного буйного!.. На самом деле, здесь раньше четыре сосны росло. Просто одна упала. Может, помните, в новостях сообщали, что парня сосной насмерть пришибло? Так вот это – прямо здесь. И, главное, парень был трезвый… Девки его знали. Даже обидно…
(Показывает на старинный кремль) О! А это вообще в центре самое главное место – “поле чудес” называется. Здесь вся наркота свои заначки прячет. Ну, знаете, банчилы заначки оставляют, а потом наркота их по телефону находит, чтобы не спалиться. Ну, и ширяются, не отходя от кассы… Днём ещё не так, их полиция гоняет – туристы, облик города, все такое… А после ночи – всё в шприцах и гандонах. И, почти не бывает пузырей: культурные, видать. Или, может, сдают пузыри… Я одно время на озеленении здесь работала: так все наши девки постоянно на иголки напарывались… Просто ужас! У меня до сих пор следы от уколов остались…
(Проезжают памятник коммунистическому деятелю (желательно, не Ленину), но можно и любой памятник) Вон памятник. Кому – не знаю. Знаю только, что он здесь всегда стоял.
А здесь мы с моим бывшим первый раз целовались. Там даже зарубка на дереве есть. Ну, сейчас мы уже разбежались. А, кстати, вон он сам. (водителю) Ну-ка, сбавь обороты. (БЫВШЕМУ, кричит из автобуса) Здорово, паскуда! Ну, что, часто тебе Ленка даёт? А я тут экскурсию веду. Чего молчишь? Чего, уссался, лузер? (Переводчику) Это можешь не переводить.
(Проезжают мимо церкви) Это – церковь.
(Проезжают заросшие руины) Это – какая-то старинная хрень. Возле неё все фоткаются.
Вон видите табличку на доме? Я в этом доме раньше жила, когда совсем маленькая была. Ну, это давно уже было. Я мало, что помню. Говорят, там раньше купцы жили. Или дворяне. Там на табличке написано. Самое смешное, что у них та же фамилия, что у мамки была до замужества – Гороховы. А когда родители развелись, я папкину фамилию оставила – Соколова… Вот не было бы революции – была бы я сейчас дворянка. Распоряжалась бы тут всем, в платьях бы расхаживала…
Чего вылуписись? Считаете, что я дура? Да я и сама знаю, что дура. Поэтому и свалить отсюда хочу поскорее. И вам здесь нечего делать! (водителю) Всё, открывай, приехали. Вон ваш экскурсовод идёт… Всем пока и приятного отдыха.
Автобус останавливается у дороги. Открывает переднюю дверь.
Вика выходит из автобуса.
ЭЛЛА
Ну, как?
ВИКА
Никого не стошнило. Даже жалко.
ЭЛЛА
Да, я вижу, что ты решила добавить местный колорит…

Из автобуса выходит переводчик. Протягивает Вике несколько купюр.
ПЕРЕВОДЧИК
Это вам за экскурсию от китайской группы.
ВИКА
Дураки. Я же вам пургу гнала.
ПЕРЕВОДЧИК
Ну и что? Зато они вас всю жизнь теперь будут вспоминать.
ВИКА
Спасибо. (машет китайцам)

Переводчик возвращается в автобус.
ВИКА
(Элле)
Прикольная у вас работа: вешаешь народу лапшу, а он тебе ещё за это деньги платит.
ЭЛЛА
Смешная ты…
Элла поднимается в автобус. Катя идёт прочь от автобуса.
ЭЛЛА
(кричит вдогонку) Виктория, станция в другую сторону!
ВИКА
А я передумала…
Вика перебегает улицу, на противоположной стороне которой стоит её Бывший парень и в недоумении переводит взгляд с Вики на автобус.
Все туристы, прильнув к окнам, щёлкают фотоаппаратами в направлении удаляющейся Вики…


ИСТОРИЯ 3

Салон экскурсионного автобуса – ранний вечер. Водитель, ДЯДЯ ЛЁША, ведёт автобус и поглядывает в салон через зеркало заднего вида.
ЭЛЛА
…Ну, вот мы и подъезжаем к последней на сегодняшний день остановке нашего маршрута. Всем гостям нашего города спасибо за то, что вы решили приехать к нам! Надеюсь, вам понравился и наш город, и наша экскурсия. Ждём вас снова в гости. Спасибо за внимание!
Жидкие аплодисменты от нескольких НОВЫХ ТУРИСТОВ. Женщина – единственная из знакомых нам пассажиров автобуса – смотрит в окно и не аплодирует.
Автобус останавливается. Все, кроме Эллы и Дяди Лёши выходят.
Элла достаёт мобильник и начинает печатать смс-ку.
Дядя Лёша смотрит на удаляющихся от остановки туристов через боковое зеркало.
ДЯДЯ ЛЁША
Думал, она никогда не уйдёт…
ЭЛЛА
Кто?
ДЯДЯ ЛЁША
Да эта дама в платочке. Она круга три точно с нами сделала.

Элла отрывается от телефона и тоже смотрит вслед уходящим туристам.
ЭЛЛА
А-а. Я даже не обратила внимания… Ну, может, ей просто надо было время скоротать…

Элла возвращается к телефону.
ДЯДЯ ЛЁША
Ну, что, пойдёшь на ночной корпоратив? Насколько я знаю, там и Андрей будет…
ЭЛЛА
Да, я знаю, я как раз ему пишу.
ДЯДЯ ЛЁША
А чего ты так не позвонишь?
ЭЛЛА
(смеётся)
Не знаю… Привычка… Говорить устала…
ДЯДЯ ЛЁША
Ну, так ты идёшь?
ЭЛЛА
Куда ж я денусь, раз там Андрей будет.
ДЯДЯ ЛЁША
Тогда на вас закусон.
ЭЛЛА
Да я уже поняла…
Элла заканчивает переписываться. Она берёт свой рюкзачок и выходит из автобуса.
ДЯДЯ ЛЁША
Только предупреждаю: комаров будет много.
ЭЛЛА
Дядя Лёш, всё под контролем.

ДЯДЯ ЛЁША
Ну, до скорого…
Закрывает дверцу автобуса. Отъезжает.

Пикник на берегу реки – поздний вечер
Дядя Лёша разводит огонь на мангале. Молодые сотрудники туристического агентства: СВЕТА, 23, ВИКА, 25, НАДЯ, 22, и ещё два водителя – СЛАВА, 42, и СТЁПАНЫЧ, 45, выкладывают на импровизированный стол еду, нанизывают мясо на шампуры, разливают вино и напитки в пластиковые стаканчики. ВОЛОДЯ, 24, ещё один молодой экскурсовод, расчехляет гитару. Звучит лёгкая попсовая музыка из маленького динамика, лежащего на раскладном стульчике.
В отдалении на пригорке стоит припаркованный автобус дяди Лёши.
Из-за автобуса показываются Элла и АНДРЕЙ, 27. В руках у них – пакеты с едой.
Участники пикника замечают их, радостно улюлюкают и приветственно машут руками. Элла улыбается и машет им в ответ.
ДЯДЯ ЛЁША
О! Закусон пожаловал! Так, Степаныч, разливай на почин!
СТЕПАНЫЧ
На сколько?
ДЯДЯ ЛЁША
На троих. Молодняк у нас правильный – только сок пьёт.
ВИКА
Вообще-то, это вино.
ДЯДЯ ЛЁША
Вот я и говорю – сок. Так, Слав, давай сюда свой стакан.
СЛАВА
Мне – немного.
ДЯДЯ ЛЁША
Уже попал под дурное влияние?
СЛАВА
Просто у меня смена с утра.
ДЯДЯ ЛЁША
У всех смена.  Держи…
ЭЛЛА
Дядя Лёш, а как вы домой потом поедете?
ДЯДЯ ЛЁША
Это ты на автобус намекаешь? Эллусик, Дядя Лёша 35 лет за рулём.  Не боись, наш туристический лайнер до завтра на приколе. (водителям) Ну, что, вздрогнем.
Водители пьют из стаканов.
Света раздевается, чтобы искупаться в реке.
СВЕТА
Кто-нибудь идёт купаться?
ВОЛОДЯ
Я иду…

Пикник на берегу реки – ночь.
В мангале горит костёр. Вокруг мангала сидят наши экскурсоводы и водители с пластиковыми стаканчиками. Володя играет на гитаре и поёт. Остальные подпевают. Элла и Андрей сидят в обнимку.
Элла встаёт.
АНДРЕЙ
Ты куда?
ЭЛЛА
Надо.

Элла идёт в темноту к деревьям, растущим у реки.
Элла выходит на берег и засматривается на луну, висящую в небе и на яркие лунные блики на воде.
Вдруг она слышит всплеск воды. По воде идёт лёгкая рябь.
Элла вглядывается в темноту.
В реке, недалеко от берега, в воде различается застывший человеческий силуэт.
Элла подбегает к воде.
Человек в воде продолжает стоять неподвижно.
ЭЛЛА
С вами всё в порядке?
Силуэт не двигается.
Элла достаёт мобильник, зажигает фонарик и светит на силуэт.
В свете фонарика мы замечаем аккуратно одетую немолодую женщину в платочке, с дамской сумочкой через плечо, стоящую по колено в воде. Она дрожит всем телом. В глазах – слёзы. Это та самая молчаливая Женщина из автобуса.

ЭЛЛА
Это вы?!.. Я сейчас помогу. Стойте там…

Элла скидывает сандалии с ног, заходит в воду. Дойдя до Женщины, Элла обхватывает её за плечи и ведёт к берегу.

ЖЕНЩИНА
(причитает)
Я не смогла. Я не смогла… Господи, какой стыд!

Элла выводит Женщину из воды. Та продолжает трястись.
ЭЛЛА
Всё в порядке. Не волнуйтесь.
ЖЕНЩИНА
Ради бога! Извините меня! Какой стыд!
ЭЛЛА
Пойдёмте, я вас провожу.
ЖЕНЩИНА
Зачем? Я не хочу жить. Я не хочу жить.
ЭЛЛА
Всё в порядке. Всё хорошо. Обопритесь на меня.
Элла берёт женщину за руку. Та ухватывается за Эллу двумя руками и плетётся за ней к берегу.

Пикник на берегу реки – ночь.
Все с изумлением смотрят на Эллу и Женщину, которые выходят из темноты в свет костра. Обе мокрые почти по пояс.
Андрей вскакивает с земли и подбегает к Элле.
ЭЛЛА
Это Татьяна Ильинична. Она неважно себя чувствует. Её бы надо до дома подвезти.
ДЯДЯ ЛЁША
Не вопрос. Сейчас подвезём.
ЭЛЛА
Дядя Лёша, мы, лучше такси вызовем. Тем более, что вы уже пили.
АНДРЕЙ
Я сейчас такси вызову.
ДЯДЯ ЛЁША
Андрюха, о чём ты говоришь! У меня же стаж 35 лет! Татьяна Ильинична, правильно? Ну, вот видишь? Я всё соображаю! Давайте в автобус.
Элла ведёт Татьяну Ильиничну под руку к автобусу вслед за Дядей Лёшей. Татьяна Ильинична стоит с опущенной головой.
АНДРЕЙ
Тогда я с вами.
ЭЛЛА
Я думаю, не надо, Андрей.
ВИКА
Может, мы с Надей?
ЭЛЛА
Нет, девочки. Я думаю, нам лучше малым составом…
ВИКА
Хорошо… Но, если что – мы на связи…

Салон едущего автобуса – ночь
Дядя Лёша – за рулём, Элла с Татьяной Ильиничной – сидят рядом на переднем сиденье.
ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА
(сквозь слёзы)
Я же вижу, что я ему мешаю. Я ему – обуза. У него своя жизнь… А я – всё время попадаюсь ему на глаза. Я знаю, что я – эгоистка. Но в дом престарелых я не хочу. Лучше, чтобы меня не было.
ЭЛЛА
Что вы такое говорите! Он – ваш сын? Он, наверняка, вас любит.
ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА
Лучше, чтобы меня не было.
ЭЛЛА
Скажите, он вас бьёт? Может, вызвать полицию? Я буду на вашей стороне. Я объясню, в каком вы были состоянии…
ДЯДЯ ЛЁША
Элла, ты чё! Какая сейчас полиция? У меня же промили в крови!
ЭЛЛА
Дядя Лёша, помолчите!..

Деревенский дом у дороги – ночь
Автобус припаркован недалеко от дома.
Элла, Татьяна Ильинична и Дядя Лёша стоят у калитки. Элла звонит в дверной звонок.
В доме зажигается свет. Калитку открывает АНАТОЛИЙ, 35. Анатолий одет в майку и поношенные тренировочные брюки. Поверх майки накинут полицейский пиджак с погонами майора полиции.
АНАТОЛИЙ
В чём дело?
ЭЛЛА
Мы вашу маму привезли… Вы же Анатолий?
АНАТОЛИЙ
(Татьяне Ильиничне)
Это ты с собой этих алкашей привела?
ДЯДЯ ЛЁША
Я те щас дам, алкашей!
ЭЛЛА
Дядя Лёша, успокойтесь.
АНАТОЛИЙ
(Дяде Лёше)
А кто ты? Перегаром за три километра несёт. Ещё и за рулём. Сейчас документы мне будешь предъявлять!
ЭЛЛА
Мы нашли вашу маму в реке в состоянии аффекта.
АНАТОЛИЙ
Какого аффекта? Чего вы несёте? (Татьяне Ильиничне) Это ты, что ли, им наплела? Маразматичка! Иди в дом! Весь город на уши поставила! Иди живо!
Татьяна Ильинична покорно входит в дом, не поднимая головы.
ЭЛЛА
Вы не имеете права так разговаривать со своей матерью. Мы её нашли в реке. Она пыталась покончить с собой! Между прочим, мы должны сообщить о случившемся в правоохранительные органы.
АНАТОЛИЙ
Я – правоохранительные органы. Считайте, что уже сообщили. А теперь убирайтесь, пока я на вас самих дело не завёл. И забудьте этот адрес!
Анатолий заходит в дом и захлопывает за собой калитку.
Некоторое время Элла и Дядя Лёша стоят молча.
ДЯДЯ ЛЁША
Тридцать пять лет – коту под хвост!

Салон экскурсионного автобуса – день
В автобусе рассаживаются новые экскурсанты. За рулём – Дядя Лёша. В середине Эллиного приветственного слова Дядя Лёша захлопывает дверцу автобуса и трогается с места.
ЭЛЛА
Я рада приветствовать вас на обзорной автобусной экскурсии по памятникам старины нашего города. По пути следования нашего маршрута мы будем делать остановки, чтобы вы могли выйти и уже самостоятельно продолжить осмотр наших достопримечательностей. (автобус дёргается от резкого торможения) Ой!
Элла смотрит на Дядю Лёшу. Дядя Лёша отрывает испуганный взгляд от зеркала заднего вида и смотрит на остановку, от которой только что отъехал автобус. Элла поворачивается к остановке.
На скамейке остановки сидит Татьяна Ильинична. Она выглядит также безупречно, как и во время предыдущей экскурсии.
ЭЛЛА
(Дяде Лёше)
Дядя Лёша, откройте дверь.
ДЯДЯ ЛЁША
Зачем? Она же не села.
ЭЛЛА
Дядя Лёша, откройте дверь!
ДЯДЯ ЛЁША
Элла, не надо.
ЭЛЛА
Дядя Лёша!
Дядя Лёша нехотя открывает дверь автобуса. Элла сбегает по ступенькам и подбегает к Татьяне Ильиничне.
Татьяна Ильинична, при виде Эллы, поднимается со скамейки.
ЭЛЛА
Татьяна Ильинична, вы к нам на экскурсию?
ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА
Я…
Элла резко обнимает Татьяну Ильиничну.
ЭЛЛА
Спасибо, что пришли!


Текст песни музыкального видеоклипа к киноновеллам
(в стиле рэп)

Добро пожаловать к нам в гости!
Что у нас тут есть, вы нас спросите?
У нас есть всё, что вы попросите,
От вас требуется только приехать в гости.
Так что – милости просим!
(Будете есть здесь, или с собой уносите?)

У нас есть старинная русская хата,
У нас – редкие редкости, ума – палата,
Мы, правда, живём от зарплаты и до заплаты,
А на прочее – бабла маловато,
Так что мы к вам не приедем, не бойтесь,
Но вы ж к нам приедете, и мы будем вам рады,
Вы – наш смысл жизни, счастливый билет, наша награда.

Без вас – мы разве мы? Нас нет, пуста наша курикулум вита,
Вы – короли жизни, а мы – ваша покорная свита.
Мы не знаем, как жить, мы – как старуха у разбитого корыта.
Кстати – Пушкин у нас тоже есть, и вечно живой, и в качестве реквизита.
У нас есть куча полезной информации об особенностях дворянского быта,
И краткий курс лекций о смысле жизни вам гарантированно будет прочитан.

Вы – расширение нашего кругозора,
Вы – прикрываете нашу задницу от морального упадка и мирового позора,
Вы – не даёте взвинтить цены и упасть яблоку раздора,
Вы – высшая фауна, а мы – благодатная флора.
Вы – наша путёвка в жизнь и рецепт долголетия,
Вы – истинные туристы грядущего тысячелетия!

КОНЕЦ