Мир духов инну. индейцы монтанье наскапи

Григорий Коротков
МИР ДУХОВ ИННУ (Лабрадор)

Инну - называют индейцев монтанье-наскапи. Oни образуют 13 общин на п-ове Лабрадор и Квебек, являются частью языково-культурного континуума кри-монтанье-наскапи который простирается по северному приполярному лесу Канады, от побережья Лабрадора до Скалистых гор. Инну называют свою родину Лабрадор-Квебек, как Nitassinan.
--------------------

    Дуалистическая (от лат. dualis — двойственный) природа религиозной идеологии современных инну, сопоставляет две, казалось бы, противоречивые системы верований.*5 С одной стороны, современные инну являются католиками; пожилые члены сообщества особенно набожны.*6 Но с другой стороны, они продолжают верить в «хозяев животных» (животных духов) и других лесных духов, несмотря на многие годы контактов с христианством и недовольство миссионеров их племенными религиозными воззрениями.*7
Одна из возможных причин постоянства этих убеждений в том, что инну практикуют свою религию в охотничьей стране вдали от миссионеров, многие из которых пытались подавить некоторые аспекты нехристианской религии, такие как трясущаяся палатка и барабаны, которые считались инструментами дьявола.*8

Другая причина, видимо кроется в том, что инну не видят противоречия между верой в христианского Бога и Иисуса, с одной стороны, и хозяев животных и лесных духов - с другой. Бог ответственно следит за деятельностью людей, в то время как хозяева животные контролируют деятельность животных (Armitage, 1984: 50). Другими словами, инну назначили ответственными за свою защиту от внешних сил (например, монстров-людоедов) христианство и миссионеров, тогда как ответственность за удовлетворение их потребностей в дикой добыче, была возложена на нехристианскую религию (Vincent, 1991: 135).

Этот дуализм приобретает пространственный характер в силу того факта, что в их общинах проводятся основные христианские обряды: крещение, исповеди, причастия, брак и похороны. В то же время, важные нехристианские обряды, такие как: размещение в лесу костей (съеденных животных) - из уважения к хозяевам животных, и гадание по лопатке, преобладают в, или ограничены исключительно охотничьей страной. Однако такой географический дуализм не является абсолютным. В некоторых сообществах инну вера в шаманские силы, предзнаменования, призраков и других духов имеют значительную жизнеспособность даже среди тех людей, которые редко посещают охотничью страну. Таким образом, распятия, фотографии Папы и епископа, чётки, трансляции мессы по радио в переносном лагере, и табу на воскресную охоту - показывают, что христианство проникло в эту охотничью страну, хотя и в ограниченной степени.

Мир хозяев животных и других духов

Как и другие непромышленные народы, инну разработали таксономическую (классификационную, иерархическую) систему, которая делит животных на разные категории. Они делят мир животных на европейский (т. е. - домашних животных) и животных инну (т. е. - диких). В свою очередь, последняя категория делится на четвероногих животных, водоплавающих птиц, птиц, рыб и насекомых. Дополнительная классификация видов животных в царства (типентамун) накладывается на категорию диких животных инну. Здесь каждое животное царство управляется животным духом, называемым utshimau (вождём или хозяином), aueshish-utshimau (хозяин животных) или katipenitak (контролер)(Bouchard and Mailhot, 1973: 61-62).

    Переходя от одного сообщества инну к другому, в стране Нитассинан, сталкиваешься с небольшими вариациями в их представлениях об этих хозяевах животных. Различия во взглядах встречаются среди членов одного и того же сообщества, особенно в случае объединений, таких как Шешатшит, где многие люди являются выходцами из других групп, включая Сент-Огастин, Малиотенам и Утшимассит (Davis Inlet). Внутриплеменные изменения проявляются, когда мы сравниваем верования в Ла Ромейн, Утшимассит и Шеффервилл. В случае с инну Ла Ромейн считается, что у многих видов животных есть собственный хозяин:
Papakashtshihku (Папакаштшихку)  - хозяин карибу;
Kakuapeu (Какуапеу) - хозяин дикобраза;
Uapishtan-napeu (Уапиштан-напеу) – хозяин куницы;
Nisk-napeu (Ниск-напеу) - хозяин гусей;
Atshikash-napeu (Атшикаш-напеу) - хозяин норки;
Uhuapeu (Ухуапеу) - хозяин сов;
Uapineu-napeu (Уапинеу-напеу) - хозяин куропаток;
Mashkuapeu (Машкуапеу) - хозяин медведей;
Amishkuapeu (Амишкуапеу) - хозяин бобров.

В то же время некоторые виды представлены одним и тем же хозяином на основе определенных общих черт. Например, Missinaku (Миссинаку) является хозяином рыб и многих водных существ, в то время как Anikapeu (Аникапеу) - владыка лягушек и жаб.

Для инну Ла Ромейн существует определенная иерархия в отношениях между хозяином духом водных существ Миссинаком и Папакаштшихку  - духом карибу, которые являются самыми мощными. Дух карибу, живет в районе залива Унгава, в доме, заполненном животными и их хозяевами (Атику-митшуап, буквально дом карибу), он считается управляющим всеми этими отдельными хозяевами животных.

Один охотник инну, чтобы объяснить отношения между боссом карибу и другими духами, использовал аналогию парламентского правительства. По его словам, эти отношения подобны взаимосвязи контроля премьер-министра над его кабинетом министров. Инну Шешатшит, имеющие прочные связи с инну, базирующимися в Сент-Огастине и Ла Ромейн, которые охотятся в верховьях реки Игл, придерживаются именно этой теории отношений между хозяевами животных.

    Хенриксен отмечает, что инну Утшимассит также склонны считать хозяина карибу - у них он называется Katipinimitautsh - наиболее сильным, хотя его отношения с хозяином водных видов - Missinautsh, иногда неоднозначны(1977). По словам Хенриксена:
    Хотя наскапи обычно соглашаются с тем, что Катипинимитаутш является самым сильным из них, но они не всегда полностью уверены в этом. Когда Джон Покер и Филип Рич обсуждали относительную силу Катипинитаутш и Миссинаутш, Джон Покер рассказал историю о Мешкана, великом шамане, который умер в 1957 году. Мешкана жил в лагере с многими другими индейцами на озере под названием Ашуапун. Долгое время они охотились и ловили рыбу, но не могли добыть ни рыбы или карибу. Однажды вечером [Мешкана] сказал другим жителям лагеря, что ночью они услышат много шума, но пусть не обращают на это внимания. Мешкана заставил духов прийти к нему, и между Katipinimitautsh (хозяином карибу) и Missinautsh(хозяином водных видов) произошла великая битва. Миссинаутш утверждал, что может дать только не много рыбы, и этого будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех голодных индейцев. В конце концов, Хозяину Карибу пришлось отдать оленей карибу, и так он проиграл битву с Миссинаутшем. Наследующий день охотники застрелили двух карибу совсем близко от лагеря. Джон Покер считал, что эта история показывает - Миссинаутш может быть сильнее, чем Хозяин Карибу. Тем не менее, когда охота и рыбалка дают плохие результаты, обычно это объясняется влиянием Катипинимитаутш - Хозяина Карибу.

    Инну, базирующиеся в Шеффервилле (наскапи), приводят немного другую версию. Некоторые виды животных, такие как мыши и певчие птицы, не имеют хозяина. Но многие животные сгруппированы в один из четырех классов, каждый из которых контролируется отдельным «хозяином». Этими хозяевами животных являются:
Missinaku - хозяин водных видов, включая рыбу, бобра, выдру, ондатру, тюленей, жаб, лягушек, мигрирующих водоплавающих птиц и т.д.;
Mashku - хозяин медведя, сурка, скунса и т.д.;
Uhuapeu - хозяин дикобраза, зайца, тетерева, ворон и т.д.;
Memekueshishkueu - женщина-лиса, является хозяйкой лис, куниц, норок, волков, росомах, белок, ласок, рысей и т. д. *Bouchard и Mailhot отмечают, что куницы контролируются ещё и младшими хозяевами - Uapishtan-napeu и Uapishtan-ishkueu. Первый ответственен за куниц-самцов, последний за самок.
    Хозяин карибу, Kanipinikassikueu, который считается одним из наиболее важных духов, контролирует (у наскапи) только карибу и не влияет на другие виды.

Другие мифологические существа, обитающие в космологическом мире инну, среди прочего, включают следующих:
Mishtapeu(Миштапеу)  - класс гигантских, как правило, доброжелательных существ, которые относятся к «дедушкам или бабушкам». Обычно они проживают в другом мире, который называется Tshishtashkamuku, и посещают мир инну только при необходимости;
Matshishkapeu - « Пердун», влиятельный дух и источник многих развлечений, во время частых случаев его общения с инну;
 Tshiuetinush  - погодный дух, дух северного ветра;
Meminiteu - класс монстров-людоедов человеческих пропорций, которые часто появляются в мифологических записях и обычно проживают в Tshishtashkamuku, где ведут постоянную войну с Mishtapeuat; *На языке инну к именам-существительным животных во множественном лице, добавляется - at. Следовательно, существительное, Миштапеу в единственном числе, становится Миштапеу(ат), во множественном.
Atshen (Ачен) - класс гигантских существ, которые когда-то были людьми, но съев человеческое мясо, превратились в каннибалов без губ и с волосатыми сердцами;
Katshimetsheshuat - духовные сущности, которых видят или слышат в темноте или тумане; они бросали камни в палатки, совершали кражи в лагерях, а в прежние времена, похищали женщин;
Tshishikunapeu - «наблюдатель погоды», дух «Y» палатки, который в одном мифе спасает женщину инну от Аникапеу(хозяин жаб) ;
Memekueshu - духовные сущности, которые живут в пещерах;
Utshakanue  (Утшакануэ) - хозяин хвоста карибу.

В мифах и легендах у немногих из вышеперечисленных духов есть отношения с хозяевами животных. Миштапеу вступает в отношения с «хозяевами», прежде всего в трясущейся палатке, когда его призывают туда, чтобы облегчить общение между ними и шаманом. Со своей стороны, Matshishkapeu установил отношение господства над Хозяином Карибу когда, согласно одному мифическому сюжету, хозяин отказался предоставить карибу голодающим инну (подробнее об этом ниже).

    Многие перечисленные выше духи все еще проявляются в повседневной жизни инну. Например, часто проявляющиеся Katshimetsheshuat, считались ответственными за шум в темноте, бросание камней в палатку и кражу бытовых принадлежностей. Детей иногда призывали не заходить слишком далеко от лагеря, опасаясь, что эти духи обратят на них внимание. Tshiuetinush(северный ветер) также упоминается в современной жизни, что я обнаружил, когда нарушил его правила о зимнем купании на открытом воздухе, проживая в охотничьей стране с группой инну из Ла Ромейна осенью 1982 года.* (Члены охотничьей группы предупредили меня не мыться на открытом воздухе, потому что, по их словам, Tshiuetinush это не понравится).
    Другие духи, такие как Atshen и Memekueshu, больше не появляются в современном мире, кроме как в мифах и легендах. Как отмечалось ранее, Ачен(великаны-людоеды) исчезли с приходом христианских миссионеров.

--------------------
5*Религиозное выражение инну не является полностью дуалистическим. Синкретизм (соединение разнородного) проявляется в ряде примеров, включая практику некоторых лиц, обращаться за помощью к священникам, чтобы защищать их от воздействия враждебных «старых людей», или призраков. Согласно преданиям, другой пример синкретизма - роль миссионеров в освобождении земли от монстров-людоедов(Ачен).
6*Западные инну, живущие в окрестностях Квебека и Тадуссака, впервые познакомились с христианством в начале 1600-х годов, с помощью усилий францисканских и иезуитских миссионеров. Христианство распространялось на северо-восток от одной группы инну к другой, с расширением торговли мехом и административным контролем колониального правительства.
7*Фильм Артура Ламоте, «M;moire battante» (1984), документирует степень, в которой нехристианские религиозные убеждения и практики инну остались неизменными, несмотря на все усилия миссионеров.
8*Церемония трясущейся палатки была формой гадания или общения, для установления контактов с хозяевами животных, другими духами и шаманами, часто с целью определения местонахождения карибу и другой дичи. Когда шаман входил в палатку конической формой, она начинала трястись, иногда очень бурно. Начало тряски означало, что в палатке к шаману присоединились хозяин животного и другие духи.
*9 Bouchard и Mailhot отмечают, что куницы также контролируются младшими хозяевами, Uapishtan-napeu и Uapishtan-ishkueu. Первый ответственен за куниц самцов, последний за самок (1973: 61).
*10 На языке инну к именам-существительным животных во множественном лице, добавляется - at. Следовательно, существительное, Миштапеу в единственном числе, становится Миштапеу(ат), во множественном.

RELIGIOUS IDEOLOGY AMONG THE INNU OF EASTERN QUEBEC AND LABRADOR
Peter Armitage