Александр Твардовский

Николай Сачков
Когда речь заходит о Твардовском я сразу же вспоминаю:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода.
Ни приметы, ни следа.

Такая вот печальная философия о войне.
…Твардовский начал писать стихи рано. Но громко заявил о себе только с поэмы «Страна Муравия», и сразу же все поняли, что в России появился еще один большой поэт.
Но основная слава выпала на его долю в годы войны, когда он посвятил свои лучшие стихи советским воинам, русскому солдату, среди которых особенно выделяется его поэма «Василий Теркин». Сейчас, к сожалению, забыты и Твардовский, и его знаменитая поэма. А мы то с вами хорошо помним, как лучшие артисты России читали «Василия Теркина» с концертных сцен, по радио. Да и мы все зачитывались стихотворениями Твардовского. Но, как говорится – каждому времени свои песни.
Послевоенные годы Твардовского знаменательны тем, что он в течение 16 лет был главным редактором очень популярного в то время журнала «Новый мир»: – с 1950 по 1954 год, с 1958 по 1970 год. И оба раза его с должности главного редактора с треском освобождали.
Но, несмотря на это, «Новый мир» сделался центром притяжения не только лучших литературных сил, но и всех, кто напряженно искал выхода своим произведениям. Среди них был и наш зейский писатель Андрей Григорьевич Терентьев.
Именно тогда, в начале шестидесятых годов прошлого века, гидростроитель, рабкор из Пермской области, начал печататься в местных газетах. И делал это успешно. И когда ему в рамках газет стало тесновато, он свои очерки и рассказы стал направлять в московские издания. В журнал «Новый мир» он отправил свой очерк «На Воткинской ГЭС». Очерк был напечатан. А вскоре он получил письмо от Твардовского такого содержания:
–Дорогой товарищ Терентьев!
С большим, живейшим интересом прочел ваш очерк «На Воткинской ГЭС». Главная ценность в нем, безусловно – знание дела, знание людей рабочей профессии, и настоящая любовь к ним. Всё, что у вас будет нового – присылайте в «Новый мир» на моё имя.
Крепко жму вашу руку. А. Твардовский».
Письмо датировано февралем, 1964 года.
Твардовского считали выдающимся поэтом своего времени многие видные писатели СССР, в том числе и М. Шолохов.
…Всякое было в жизни Александра Трифоновича. Он писал:
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла,
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.

И все же, несмотря на это, его жизнь надо считать сложной и трагической. Казалось, что обласканный государством и любимый народом, он должен бы быть счастливым. Но, увы, он был мятежен, как  еермонтовский демон. Друзья, которым он доверял, в конце жизни его скомпрометировали, а затем оболгали его имя, представляя его никчемнейшим человеком, мечтающем только о похмелье.
В 1970-м году он повторно освобождается от должности главного редактора «Нового мира», а сама редакция подверглась полному разгрому.
Вскоре после этого, в 1971 году, Александр Трифонович умер – в возрасте 61 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Доложено на «Литературной гостиной» в 2011 году.