V. Гл-22. Увольнение

Геннадий Чергизов
*** V. Гудаута - Як-28П и Су-27 ***

    Вчера утром отдал рапорт Проскурнову, в котором прошу освободить меня от должности НШ, он против. Говорит, что рука не поднимается на такой рапорт. Вечером меня вызвали к командиру, там целый консилиум – Батов, Порваткин, Родионов, Халдин. Спрашивают причину рапорта, долго «пытали», пока я не сказал, что пришло моё время. Решили дать мне срок на раздумье до понедельника. А сегодня утром Порваткин передал через Загрудного, что если я не заберу свой рапорт и не останусь НШ, то меня сделают простым лётчиком. Мол,  чего захотел – всего на червонец меньше получать и ничего не делать.

    С Семенченко повели 2-ой класс  «б»,  где учатся наши дети, на Серую Бабу. Варили там уху, дети были в восторге.
 
    Родионов подошёл ко мне и говорит, что меня за мой рапорт могут сделать простым лётчиком и отправить по замене.  Имел очередную беседу с особистом, понял, что он отправил запрос во Фрунзе.

    Был методический совет, обсуждали мой рапорт. Некоторые говорили так, чтобы нравилось Игнатову, кто сочувствовал мне, те молчали. Говорили, что я хочу уйти от трудностей.  Предложили мне забрать рапорт, я отказался.   Через время я зашёл к Игнатову за решением и снова он уговаривал меня забрать рапорт. Кончилось тем, что собрали ещё раз совет, на котором я порвал свой рапорт - решил я увольняться.

     25-го декабря, почти под занавес года, «дорвался» всё-таки до полётов. Слетал перехват на потолке и зону на сложный пилотаж.
Доктор принёс путёвки и дал мне выбирать, я взял с 21.01.91 в дом отдыха «Подмосковье», семейную с одним ребёнком.

     Сегодня я ответственный в казарме, а 13-го иду дежурным по части.     Вчера в столовой собирались по поводу присвоения «снайперов» – Родионова и Кирсанова, и майоров – Крестюка, Соболева и Колесниченко.

     В начале января погода простая, летал на сложный пилотаж и на потолок. С 10 числа погода портится, летаем СМУ и минимум ночью.
Уже семнадцатое января, с завтрашнего дня я в отпуске, едем семейством в Подмосковье на 12 дней, улетаем 20-го. Приезжал недавно Виктор В. Из Москвы, он переходит в научный центр при госпитале Бурденко, там работа интереснее и должность полковника.   Недавно вино и коньяк, чай и сигареты по Грузии и Абхазии подорожали вдвое.
   
     Двадцатого улетели с женой из Сухуми в Москву в дом отдыха. Вкусили там зиму, снег и мороз. Двенадцать дней пролетели быстро. В доме отдыха «Подмосковье» всё по старому, отдыхают в основном семьи московских начальников – дети и старики. Сейчас студенческие каникулы – полно «золотой молодёжи», - активно веселятся. Всё это похоже на «пир во время чумы». Никак вокруг происходящее на них не отражается.

     Был у Виктора в госпитале Бурденко – солидная контора. Госпиталь основан Петром Первым в 1707 году, есть даже в одном месте царский двуглавый орёл с вензелем Николая Первого.
 
     Шестого февраля прилетели уже из Москвы в Адлер. В Гудауте выпал снег, теперь тает – кругом грязь. Особых новостей здесь нет. 
В Гудауте  каждый день выключают свет с 11 до 15 часов, а с 10-го февраля по 20-ое обещают вообще включать свет только на 4 часа в сутки.

     Утром снова выпал снег, но к обеду почти растаял. Вчера ездили с Витой в Адлер, взяли билеты в Запорожье на 13-ое. В Адлере магазины пустые, если что-то есть – огромные очереди, дают по талонам и паспортам. Обещают скоро ввести купоны. В Гудауте вообще ничего нет. Недавно давали мясо по списку по 1,5 кг на семью. Должны ещё с первого января давать пайки на семью, но до сих пор нет.

     В полку комиссия на комиссии. В марте должна быть комиссия… из НАТО! Будут проверять, носитель наш самолёт или нет.  Наверное, скоро и летать прекратят, будем готовиться.  Подорожал газ и электричество.

     Прошёл углубленный медосмотр – «Здоров, годен без ограничений». В полку сейчас почти не летают. Всегда находятся причины – то командиры уезжают, то КП не боеготов. Говорят, пришла замена на НШ аэ (Начальник Штаба),  КЗ (Командир Звена) и старшего лётчика. Определили уже меня и Крысина.

    Ездил в Запорожье, видел Волосникова, живёт и в ус не дует, получает пенсию 430 рублей, через 10 месяцев после увольнения получил квартиру. Сейчас работает мастером на заводе «Коммунар», где делают "Запорожцы", получает от 300 до 600.. В этом году обещают ему «Запорожец». Живёт спокойно, без казармы и командиров.

     Уфимцев говорит, что его берут в Сухуми правым пилотом на Ту-134. Горшков с Барановским уволились, никуда не уехали, живут в городке,  делают коптильни и мангалы, компактные, вроде продают по 150 рублей. В Сочи ввели купоны – талоны на продукты. В полку, как говорят, отменили очерёдности на дефициты, теперь раздают по усмотрению командира. Перестройка, блин!
 
     С 12-го по 15-ое марта в полку будет показательное ЛТУ в присутствии Третьяка, а где-то в 20-ых числах будет «комиссия из НАТО».  Отогнали спарку в Саваслейку, собираются ещё пару боевых, самых новых, на время отдать в Андижан. А у нас у самих на полётах бывает всего  5 – 6 самолётов.

     В Адлере и Сочи проезд на автобусе стал 15 копеек, вместо пяти.  У меня остро встал вопрос о способе «списывания» - уйти по сокращению или по здоровью? По здоровью – испытанный путь, без особых проблем, но долго и не хочется быть «списанным по здоровью»! По сокращению – путь неизведанный, могут быть неожиданности.  Про этот «новый путь» рассказал Боря Губский, он ушёл недавно от нас в Тбилиси и там так списался. И вроде бы сейчас «устраивается» там в местном Аэрофлоте пилотом на Ту-134. Как он говорит, есть приказ о том, что лётчики, имеющие право на пенсию, могут увольняться из армии «по сокращению». Действительно, такой приказ есть – «раскопали» в строевом отделе.

    17 марта 1991 года был референдум за сохранение СССР. Как-то странно даже рассматривать такую формулировку. Получается – процесс далеко зашёл! Конечно, у нас все «за»! Но, оказывается, в Литве, Латвии, Эстонии, Молдавии,  Армении  и Грузии – «против»!

    До сих пор после отпуска я не летал, наверное, на следующей неделе начну (и кончу!).
   
    Наконец-то начал летать, сделал контрольный полёт с Демченко ночью в «минимуме». Минимум был «суровый», давно при таком не летал.
   
    В четверг сделал с Проскурновым контрольный на пилотаж. Потом слетал «сам» на перехват и в зону в одном полёте. Всё! Взлетал и думал, что это «крайний» взлёт, но тут же подумалось, что возможно ещё полетаю на «чём-нибудь» и именно на малой высоте.

     Написал рапорт на увольнение.  На этой неделе получили пайки. Нашей семье причитается два пайка – 12 кг мяса, 3 кг масла и т. д.
 
     На построении начальник штаба полка Халдин сказал мне, чтобы я ехал в Тбилиси к комдиву на собеседование. В этот же день имел  разговор с нашим особистом. Кравцом. Вечером уехал сочинским поездом, второго утром был в Тбилиси.  Дождался комдива Бурковского,  он  вызвал начальника отдела кадров, и тот подтвердил, что я имею право на увольнение по сокращению штатов. Комдив сказал просто – «Оформляйте документы!» Вот и всё! Финита ля комедиа!

     Вечером выехал обратно.  В Тбилиси ни на вокзале, ни вблизи, толком нечего поесть. Поезд, как ни странно, не опоздал. В восемь утра я уже был дома. Видел я своё представление на увольнение, оно меня даже удивило. Написано – достоин награждения грамотой и объявления благодарности, как я понимаю – от министра обороны. И ещё написано – «к увольнению в запас по сокращению штатов с правом ношения военной формы одежды».

     Щербаченко, начальник строевого отдела, разослал выписки из приказа о снятии меня  с довольствия  в продслужбу и  в вещевую. В продслужбу я сам написал рапорт о снятии с довольствия, чтобы получать паёк. Пытались и оклад мне изменить на «нелетающий».  Теперь за апрель должен получить два пайка на семью и один на себя. Всё это по новым ценам выходит рублей под 300. Но, пока есть указание – пайки не выдавать до особого распоряжения.

     Ездили с Геной Горшковым в Адлер. В магазинах всё по талонам и купонам, нам одна женщина «подарила» купонов на 11 рублей. Но колбасу нам продали и без купонов. Цены выросли в 3-4 раза.

     13-го апреля было торжественное собрание, посвящённое Дню ПВО – как в старые добрые времена в президиуме сидят командиры и городские «бугры». Зачитали доклад, Озган, секретарь местного райкома партии, вручил памятные адреса, расцеловались с нашим командиром полка. Озган говорил, что местные жители любят военных. (А ведь совсем недавно иначе проводились такие собрания, но всё вернулось к старым порядкам). Было много наград, ордена «За службу Родине» получили Грищенко и Крестюк, медали – Подьячий, Резников. 

     Я вплотную занялся Программой на «Бейсике», но нужен магнитофон, а то каждый раз приходится вводить Программу.

     За это время прыгнул с парашютом четыре раза. Потом командир полка вычеркнул меня из плановой таблицы на прыжки. «Серчает!». Рассчитался  с вещевой службой за лётное имущество. Оказывается, ещё действуют старые цены, за всё насчитали 667 рублей. В майскую получку мне нечего будет получать, а ведь ещё должен буду за паёк.

     Пришли в ОБАТО «НАТОвские» солдатские сухие пайки - «гуманитарная помощь»! Комбат уже раздаёт эти пайки своим приближённым.  Создали комиссию по проверке, распределению и выдаче  этих пайков. Комбат  комиссию даже не подпустил к складу. Не привёл личный состав ОБАТО  на митинг в связи с ленинским субботником, «послал» Порваткина. Вызвали его на партком, но комбат «заболел», перенесли партком. Комбата через пару дней снова вызвали на партком, он там всех «разнёс в пух и прах», на этом всё и кончилось.

     Дозвонился я до начальника отдела кадров Армии полковника Фролова, он мне сказал, что никаких проблем со мной нет, и что моё личное дело уже в Москве и осталось только ждать выписку из приказа. Надо собирать уже ящики, заказывать контейнер.
 
     На аэродроме устроили парашютные прыжки, прыгают ПДСники и «сочувствующие». У меня 97 прыжков, значок ношу с цифрой «100», неудобно как-то. Сделал три прыжка с Ми-8. Теперь ровно 100!  Дело всё в том, что в своё время присвоено мне было Главкомом ВВС звание «Парашютист-инструктор» с вручением соответствующего значка, а на нём уже 100 прыжков было  «нарисовано».
 
     Юры Клима представление на увольнение вернулось в дивизию. Может и моё тоже? Надо ехать в Тбилиси. Клим тоже собрался, но его не отпустили. Я заодно отвёз какие-то документы в дивизию, то есть это уже командировка. Едем вместе с Барановским, он едет за справкой об освобождении квартиры. Был у Фролова, тот заверил, что всё в порядке  и, чтобы ни я, ни Клим не беспокоились, он проследит.

     Встретил у Фролова нашего полкового зама по ИАС (Инженерно Авиационная Служба) Баума, приехал искать себе место  «теплее». Позже через Васильченко передал Фролову два коньяка от нас с Климом.

    Сейчас Вовенок в Гудаутском санатории на профотдыхе. Он после академии попал в Саваслейку в Центр переучивания – инспектор в отделе боевой подготовки.

     От Главкома поступило «боевое распоряжение» - организовать в военных городках офицерские патрули, ДСП (Дежурный по Стоянке Подразделения) в технических зонах вместо солдат офицеры, на проволочное ограждение повесить пустые консервные банки и …  - отловить и  посадить на привязь по четыре собаки?!

     Был сегодня в Сухуми, заказал контейнер на 11.06, но обещают только 15-го – нет бензина. Диспетчер контейнерной станции показал кипу квитанций, говорит:
- Вот, русские уезжают, а контейнеров не хватает.
 
     С Геной Горшковым ездили в Сочи на авторынок – цены сумасшедшие. ВАЗ – 01 71-го  года стоит 20 тысяч, ЛУАЗ – 25 тысяч. Думаю в двадцатых числах поехать в Запорожье и посмотреть цены там.

     Второй день жду контейнер, но его нет. Вита уехала с Тамарой Загрудной в Сочи продавать  Арвика.  Это так зовут чёрного здоровенного пуделя Загрудных. Порода вроде называется «королевский пудель». С ним всё больше проблем, в том числе и его пропитания – при его «габаритах».

     Вернулись из Сочи наши женщины, наперебой рассказывают, что «пристроили» Арвика в Московский цирк. Оказывается, этот цирк сейчас с гастролями в Сочи и кто-то из цирка увидел Арвика, а пёс он приметный – вылитый Артемон из сказки "Буратино". Забрали его в цирк, может, когда увижу «соседа» на арене.

     Ездил в Сухуми, узнал, что контейнер не везут потому, что нет свободных. Клятвенно обещали привезти завтра.   Позавчера зачитали приказ о назначении Коврижных на мою должность, автоматически я выхожу за штаты. Отправлю контейнер и 21-го все едем в Запорожье.

    Отправил наконец-то контейнер. Поехал в Сухуми оформлять – обобрали «как липку». На каждом шагу надо платить. Диспетчеру 10, водителю 20, за «пломбу» 20, кассиру 10. В итоге заплатил 100 рублей по квитанции и 60 «сверху». Завтра едем поездом в Запорожье.

    Встретил Толика Сальникова, он приехал с Новой Земли за семьёй.  Гена Горшков уже уволен. Работает в какой-то «конторе», занимается продажей лобовых «жигулёвских» стёкол, возит их на Кубань, в Крым.

    Череда событий в полку мелькает как в калейдоскопе.   Последние известия:  - командир полка Игнатов уходит начальником авиации корпуса в Ростов, Родионов командиром полка в Андижан. Коша, так зовём между собой товарища Е., замом в Андижан, здесь командиром полка будет Батов.

    В среду еду в Адлер в аэропорт и лечу на – Запорожье, Днепропетровск, Донецк, – куда билеты будут. Делать в Гудауте мне совсем нечего, только тоску наводит «гудение» аэродрома. Уезжаю к семье в Запорожье.

     Позже отправился в Тверь к родственнику, хоть чем-то занять себя. Тоска. В августе в Твери и встретил известие о ГКЧП и все, последующие события.
 
     Кончается лето, страсти по ГКЧП, вроде, улеглись. Да, и по всем признакам, на подходе должен быть приказ о моём увольнении. Пора двигаться в сторону Гудауты, вначале, конечно, в Запорожье. Что и делаю.
 
     Приехал в двадцатых числах сентября из Запорожья в Гудауту. Чувствую, что здесь я уже чужой. В штабе много новых лиц, все заняты своими делами, к которым я уже отношения не имею. Интересно, что из  «чукотского» состава полка остались буквально единицы, остальные или ушли по замене или уволились. 25 сентября пришла выписка из приказа МО СССР об увольнении меня «В ЗАПАС ПО СТАТЬЕ 59, ПУНКТУ «В» (по сокращению штатов)». Приказ был подписан ещё 25.07.1991 года первым заместителем министра обороны генералом  армии К. Кочетовым.

    Говорю Сане Щербаченко, начальнику строевого отдела полка:
- Давай, Саня, делай на меня приказ по полку быстрее, и я буду отсюда «валить».
Назавтра уже был готов приказ по полку об исключении меня из списков личного состава 529 иап.  И вот,  с выпиской из этого приказа пошёл я в финчасть, чтобы исполнить «последний» пункт всей этой эпопеи с увольнением  – получить оставшиеся деньги и взять справку о моём денежном содержании для военкомата, где мне будут начислять пенсию.
 
     На следующее утро каким-то проходящим автобусом уехал в Адлер. Трасса  почти пустая. Из Адлера  на Як-40  улетел до Запорожья.
Моя действительная военная служба в ВС СССР на этом закончилась.

Севастополь    – 25.05.2018


* - аэр.Гудаута- 09.05.91г.
Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/10/11/420