В парке Октября

Наталья Коноваленко
                Фото автора, Н.К. - Парк Октября

          Я вышла из автобуса и направилась к парку Октября. Взошло солнце.
         Каким был девятый день этого месяца осени  в далёком голодном 1921 году, когда родилась моя мама, девяносто шесть лет назад?

        В парке воздух чист и свеж. Кое-где вдоль дорожки лежат жёлтые и круглые, как солнечные зайчики, нежные листочки лип.  Дальше – аллея молодых туек,  под лёгким ветерком высокие  крепкие клёны приветливо машут  широкими ладошками листьев.  Впереди -   зелёные  и голубые  ёлочки, потом  ещё одна аллея, центральная, - высокие порыжевшие каштаны.

         По сторонам от аллеи - чистые газоны с зелёной пушистой травой, а на них золотые юные деревца ясеней. Вдоль дорожек и тротуаров коричневые деревянные скамейки на изящных кованых ножках  с завитками узоров. Рядом с одной  - высоко приподнятый над землей план местности и плакат: «Парк, расти, цвети и здравствуй!» Замечательно!
        Дорогу перебегает весёлый ручей, ныряя под  асфальтированную дорожку.  Чуть поодаль видны ещё мостики через него – один каменный, а другой – деревянный, ярко-синий.
       В детстве мне нравился голубой цвет,  а маминым любимым цветом был жёлтый...

       На одной из площадок, окружённых скамьями, - огромный камень в виде гривастой львиной головы. С другой стороны  дорожки на большом широком пне сидит зелёная деревянная лягушка, почти такого же размера.
      Недалеко от дома моего детства был водоём. Вечерами лягушки пели свои песни наперебой, словно устраивая концерт в тишине тёплых майских ночей.

       На перекрёстке дорожек возвышается голова витязя из сказки Пушкина «Руслан и Людмила».
      Напротив, на площадке газона, сооружён  круг из крупных камней для декоративных  клумб с оранжевыми цветами. Это ароматные бархатные тагетес. Мы с мамой почему-то называли их чернобровками. Они благоухали когда-то в мамином палисаде среди множества других цветов: ночной фиалки, "золотых шаров", роз...
 
     Посредине парковой клумбы деревянная скульптурка ёжика, с букетом в лапках, а дальше – дорожка, сбоку от которой растут два огромных дуба и раскидистые вязы.

     Было время, когда за сараем, под старой грушей у нас жила ёжиха. Когда у неё появились крохотные ежата, я оставляла для них у корней дерева блюдечко с молоком, а позже отнесла семейство в рощу, на всякий случай, подальше от соседских собак, которых ночью спускали с цепи.

       Почти на выходе из парка – ажурные зелёно-жёлтые акации, пушистые молодые сосенки и несколько кустов шиповника.
       За кустарниками – река и стайка уточек, то степенных, то резво ныряющих в холодную, медленно текущую воду… Я залюбовалась ими, продолжая  думать о маме, о том, как мне повезло с нею.
      Она была неунывающим, энергичным и трудолюбивым человеком, лёгким на подъём, отзывчивым к чужим проблемам. Интересно рассказывала о старине, не боялась никакого дела. О себе говорила с юмором, что она «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Пословицы и поговорки то и дело дополняли её речь.
     Мама с необычайной фантазией шила платья, предпочитая светлые тона тканей и ткани с цветочками, вкусно готовила еду. В свободные минуты читала книги о жизни замечательных людей, очень любила поэзию Некрасова, русские народные танцы и песни, особенно в исполнении хора имени Пятницкого.
    Она была смелой и решительной. «Коня на скаку остановит…» - это о ней. И сорок два года преподавала детям русский язык и литературу!..
    Отец был инвалидом войны. Глядя на маму, я поняла для себя, что любовь – это не слова, не пустое сюсюкание, а действие: внимание, сопереживание, забота, верность. Иными словами - труд.

       Наверное, той далёкой осенью октябрь был тёплым, деревья сияли, словно в золоте. В девятый день октября солнце щедро позолотило не только их листья, оно также нежно коснулось своими лучами и новорожденной девочки.  Вот и случилось  чудо, о котором в народе говорят: «золотой души человек».

      Я вышла из парка и оглянулась. Спасибо тебе, парк осени! Расти, цвети и здравствуй! Пусть продолжается жизнь!
                Наталья Коноваленко