Отщельник глава2

Фикрет Гусейнов
В доме ждали гостей,старая Махтум-ага –ади усердно разливала по кувшинам  с затейливым узором какую-жидкость зеленного цвета вязкую как мед. Жидкость т.е  состав разных трав смешанным с медом испускал нежный аромат незнакомых горных трав и плодов так что в комнате благоухало. В открытую дверь постучали своим можжевеловым посохом один из дервишей. Здесь гостей ждали, их пригласили в дом и усадили на довольно толстые подушки для сидения на полу поставленные прямо на ковре. Гости как старые знакомые расспросили хозяйку о  ее здоровии  ибо они были в курсе что старая знахарка болеет каким-то интересным недугом.
     Старший из дервишей обратился к хозяйке дома;
- Махтум-ага ади меня Ялвач попросил передать вам эти посылки, он так-же просил передать через нас те гостиницы о которых вы передали через Юсуфа-караванбаши-спокойным голосом говорил дервиш.
- Передайте уважаемому Ялвачу мой огромный привет и благодарность за посылку, в свою очередь я приготовила для него ответную посылку – сегодня только разлили по кувшинам- ответила старуха.
-Непременно передам уважаемая Махтум-ага ади, -этими словамы он открыл переметную суму и стал выкладывать на ковер  содержимое переметной сумы.
- Да чуть не забыла – Ялвач  должен был прислать одного из ваших братьев чтобы осмотреть Хасмагомеда – болезнь которого мы не можем определить.
-Есть такое – мой спутник и есть тот самый который сведущ  в подобных болезнях , он издалека и возможно останется в Ханаке пока не осмотрит всех с подобной хворью.Он покинет город с очередным караваном из Хунзаха.Долго  еще говорили в доме пока не стемнело. Гости покинули дом знахарки в сумерках унося с собой посылку старой знахарки багдадскому лекарю Ялвачу.
    На следующий день двое дервишей в сопровождении дочери знахарки Бегим-султан посетили дом Хасмагомеда, который болел несколько лет. Там их ждала целая толпа родственников больного. Дервиш  приступил к осмотру больного сразу не обращая внимания на просьбы хозяина выпить прохладного айрану. Долго  он осматривал больного, осмотрел глаза, язык, прощупал пульс, после приложил к груди красиво инкрустрированный золотом рог джейрана и стал слушать предварительно попросив окружающих говорить тихо. Дервиш остался доволен осмотром, достал маленькую книжку в переплете из коричневой кожи  тисненную золотыми буквами и стал что-то внимательно искать. Найдя нужные страницы он попросил всех выйти из комнаты и оставит его на едине с больным. То что он искал –были заклинаниями которых запрещали выучивать наизусть а читать с источника. Дервиш вплотную подсел к больному и тихо читал заклинания в его ухо. После больной потерял сознание. Дервиш позвал тех кто был в комнате и попросил их чтобы после прихода больного в сознание дать ему пить воду куда он подсыпал красноватый порошок. Как пришли так и без шума  дервиши удалились. Спустя пол часа Хасмагомед пришел в себя и попросил пить. Пил он очень много и с жадностью. Через несколько часов Хасмагомед как ни в чем не бывало встал и шатаясь стал ходить по комнате. Радости  его родственников не было предела.По всему городу пошла мольва что дервиш маг исцелил человека за считанные минуты.Все искали повода увидеть дервиша. Их было семь человек и все были похоже один на другого ибо все одеты были одинаково в  латанные халаты с остроконечными колпаками на головах да  и с посохом в руках. Во все времена дервиши ездили с караванами купцов которых дервиши не могли терпеть их купцов просто презирали и относились к ним дервиши как к людям  алчной породы. Часты бывали при караванах стычки между дервишами и купцами где верх всегда одерживали дервиши.
                Хасмагомед считался состоятельным горцем у него были огромные отары овец, имел обширные пастбища в Арране и в горах ,имел табун лошадей и несколько десятков пар рабочих волов одним словом был богачем местного масштаба. Вот и решил Хасмагомед отблагодарить дервишей за исцеление. На следующий день Хасмагомед в сопровождении  родственников поднялся к Ханаке чтобы увидеться с дервишами и отблагодарить их. Подойдя к Ханаке они застали дервишей за зикром – восславляя всевышнего. Долго не думая горцы тихо уселись рядом и сделали то же что и дервиши. Ля илляха иль Аллах,ля иляха иль Аллах,ля илляха иль Аллах-монотонно и слаженно звучали слова  свидетельства что создатель един и нету другой силы кроме него. Долго дервиши сидели на зикре пока  силы не покинули их и они не вошли в транс..
    Хасмагомед без лишних слов  преподнес дервишам целый горсть золотых монет весом около пол килограмма. Дервиши отказались от золота словами
- Уважаемый,мы знаем что у вас среди родни и тухума имеются люди которые терпят нужду поэтому просим поделить все это между ними в зависимости от нужды, зачем нам странникам золото мы итак имеем то что называется подоянием которое дают нам ради Аллаха – нам это вполне хватает. Мы не от бедности скитаемся по просторам всего мусульманского востока, мы странники господа и он покровитель наш. Мы закаляем свой дух в странствиях и страдания наши мы бросаем к престолу всемогущего.
   После услышанного Хасмагомед  преобразился его словно подменили ибо он взялся за благотворительность стал ремонтировать дороги ,мосты,общественные мельницы, стал помогать всем нуждающимся .Одним словом стал на путь истины. Джамаат зауважал своего благодетеля и весть о нем как о щедром благодетеле проник в самые глухие горы.
  Тем временем с очередным караваном дервиши покинули город идя навстречу приключениям по пыльным и не безопасным дорогам Востока. На очередном привале в перевале Балдурган что на главном Кавказском хребте  дервиши встретили горца с больным юношей лет 12-15 на руках. Горец Саид ехал из Аррана к себе на родину в Цахур чтобы оградить своего больного сына от знойной жары Аррана. Мальчик болел более трех лет и ничто не помогало ему, к кому только не обратился старый горец но никто не смог помочь его сыну. Мальчик исхудал до такой степени что казался живым скелетом и весил не более пуда. Дервиш наш старый знакомый вылечивший Хасмагомеда осматривал больного и качал головой. Видимо болезнь мальчика была серьезной. Дервиш внимательно посмотрел на Саида, спросил:
- И давно он в таком состоянии
- Да почтенный, уже скоро будет четыре года как он стал болеть.
- Вы кому-нибудь из знахарей и лекарей его показывали.
-Да почтенный, кому только не показывал я его, но все в один голос твердят что болезнь неизлечимая.
- Нет неизлечимых болезней, но есть дефицит редких снадобий которых можно готовить годами при наличии всех ее составляющих.
- Что-же мне бедному горцу сделать,как вылечить моего несчастного сына.
- Не отчаивайся брат мой по вере,придумаем что нибудь,мир не без сердобольных людей, не без сострадания. Этими словами дервиш  подозвал своих товарищей. Они долго говорили, говорили то шепотом то кричали о чем то и,поутихли – видимо что-то решили.
Дервиш который осмотрел мальчика подошел к Саиду и промолвил:
-Твоему сыну нужно очень долгое лечение, лечение которое требует много терпения и средств. Мы  знаем что вы бедны и поэтому предлагаем вам оставить сына у нас.Мы повезем его куда надо и там его вылечат наши братья. О состоянии сына мы будем оповещать вас через наших людей которые приезжают к вам с каждым караваном.
       Долго думал Саид над предложением дервишей и наконец решился. Пусть повезут его куда хотят лишь бы вылечили.
Получив согласие Саида дервиши забрали мальчика, удобно устроили его на седле своего ишака предварительно сделав пару изменений в конструкции седла, тронулись с караваном в сторону Аррана, при этом один из дервишей  незаметно сунул в карман Саида небольшой сверток.
  Спустя пару недель дервиши приехали в Нишапур, излюбленное место всех дервишей мусульманского востока. Мальчика они устроили у одно набожной женщины по имени Шекербану.Женщина сразу полюбила  мальчика и сразу взялась за него. Она переодела его в красивую одежду и стала ухаживать за ним словно он ее родной сын. Звали мальчика Ильясом.Дервиши тоже не дремали,они стали лечить его,приводя к нему  известных лекарей города чтобы убедится – все ли лекари поставят мальчику одинаковы диагноз. Но увы ,каждый из лекарей старался переплюнуть другого предыдущего назначая вовсе ненужные снадобия и микстуры.В один из погожих вечеров дервиши созвали консилиум своих братьев.Совещались долго и было решено отправить мальчика на лечение к тибетским лекарям.Перед дальней дорогой почтенная Шекербану решила искупать мальчика. Она раздела его   догола и ахнула –мальчик был до того худым что можно было сосчитать все его кости .Ей стало так жаль мальчика ,что она заплакала от жалости.Она твердо решила не расстаться с Ильясом и поехать вместе с ним в Тибет. Дервиши отказались взять ее с собой в Тибет. Ибо на дороге всякое могло случиться.Уговорить дервишей не было смысла.
-Если так то давай его будем лечить здесь, я знаю одну старую знахарку, она слепая и немощная но ,знает все болезни и лекарства. Может она сталкивалась с подобной хворью.
- Да мы слышали про нее,но говорят она померла года три –четыре тому назад – ответил ей дервиш  Агаисмаил.
- А вот и нет я сама видела ее месяц назад у роженицы тут по соседству ее привезли а после родов обратно отвезли в Кум.
   Дервиши переглянулись меж собой и кивнули друг другу,видимо они решили сделать последнюю попытку-узнать диагноз боьного.
     Через два дня у порога Шекербану остановился небольшой караван из трех верблюдов. На одном из верблюдов под серым балахином сидела древняя старушка. Верблюд сел и дервиши осторожно стали вытаскивать из-под балдахина старую престарую женщину словно драгоценный сосуд из хрусталя. Старушку понесли прямо в дом и уложили на толстые мутаки из китайского шелка.
 На четвертый день старая знахарка объявила что мальчика можно лечить,вот только необходимы крайне редкие составляющие для снадобий.
   Нужно было достать утробный жир «Кизил-илана» - красной змеи перед  охотой на самку ,панцирь степной черепахи наполненный как сосуд дождевой водой который стоял  несколько лет. Кроме этого еще нужно было поймать живой красную змею напоить его теплым козьим молоком после заставить ее вырывать содержимое желудка в панцирь черепахи с водой,после добавить в эту массу утробный жир змеи и желчь медведя.Все это дать выпить мальчику в полнолуние под заговором.
Шекербану взялась достать все это кроме красной змеи ибо она с детства боялась змей. Рано утром она отправилась в степь найти панцирь церепахи, а коз в округе было достаточно . Желчь. медведя решено было купить на базаре. Туго обходилось с тем что красные змеи водились в Муганских степях Аррана. Спариваются красные змеи в конце мая и водятся они обычно около скирд и загонов для скота где имеются навозные кучи. Для дервишей это было делом не трудным. Одним словом все необходимое было заготовлено кроме змеи и их утробного жира. До спаривания красных змей оставалось несколько месяцев и Шекербану решила увлечь  Ильяса  обучению грамоте. Оказалось Ильяс прекрасно писал,читал,наизусть знал почти многие суры из Корана. Сама Шекербану  славилась тем что , в свое время прошла обучение у известных алимов и могла поспорить с любым грамотеем. Материал Ильяс осваивал быстро – у мальчика был врожденный талант  к освоению наук.Ему хватало пару раз прочесть  задание и он запоминал все наизусть. Он на лету схватывал материал. Силен был Ильяс в грамматике и риторике.Быстро стал он усваивать астрономию и математику..Шекербану оказалась хорошей учительницей, за три месяца Ильяс прошел годовой курс обучения, освоил вес материал и готовился держать экзамен у алима Агаисмаила – ибо тот славился ученостью  среди своих собратьев. У Ильяса была тяга к языкам, он за  время пребывания тут научился понемногу говорить на фарси и тюрском. Арабский язык  Ильяс  изучал по старому словарю подаренным ему его дядей Гаджиисмаилом.Словарь был переписан с оргинала одним из учеников медресе «Низамия» в Цахуре. Поэтому Ильяс мог свободно общаться по арабский а в затруднительных ситуациях мог обратиться к словарю. После того как он сдал экзамены, дервиши стали по другому смотреть на Ильяса, в надежде вышколить из него толкового алима и в последующем направить его на учебу в Непал к  ученым – монахам ,дервиши были жадны к знаниям и они не пренебрегали ничем лишь -бы получить побольше знаний об окружающем, неопознанном и тайном. Орден Ханака часто направляла своих дервишей в далекую Индию на обучение, но не все возвращались. Многие оставались в Тибетских монастырях и становились незаменимыми учителями и учеными-отшельниками. Из Тибета перенесли в Суффизм культ затворничества «Сулуг» где в одиночестве ограничивая себя во всем, монахи постигали познания истины мироздания.
    Шекербану была достойной учительнице и , создатель наградил ее прилежным учеником. Она  довольно богатая одинокая женщина которую считали старой девой расцвела как цветок ибо она замышляла  вырастить из Ильяса себе пару.Она поила и кормила его из рук и юноша потихоньку поправлялся. Сам ильяс не понимал такое обращение к нему этой ученой красавицы ибо Шекербану была стройной и красивой щенщиной,только вот странной – она постоянно издевалась над теми кто хотел ее руки и думала что они ради богатства женятся на нее.
                Было решено оставить юношу у Шекербану еще на год до полного завершения курса обучения,обучение же поручили теперь более подготовленным к этому дервишам-Мухаммаду и Абдулазизу как более опытным и проходившим школу скитаний почти по всем мусульманским странам включая Индию и Северную Африку. За год Ильяс должен был в совершенстве овладеть арабским,тюрским,фарси,греческим и латынским языками. Дервиш  Абдулазиз считался полиглотом среди братства он знал  почти все языки на котором говорил весь Мусульманский мир не считая испанский и китайский языки. Он свободно говорил и на тибетском языке ибо долгое время странствовал по Тибету. Мухаммад же был сильнейшим знатоком мусульманского права, знал Коран наизусть,он должен был приобщить Ильяса к канонам суфизма. Шли месяцы упорного труда Ильяс со своей феноменальной памятью на ходу улавливал то что ему приподносили а вечерами читал книги светил Востока.У Шекербану была приличная библиотека оставшиеся от деда и отца и Ильяс жадно углублялся в страницы неведомого мира книг, иногда ему попадались очень древние книги написанные на непонятном языке ,Шекербану старалась убрать подобные книги подальше от Ильяса.Ильясу исполнилось восемнадцать лет ,прошло ровно два года как его забрали от отца дервиши. Никто – бы не подумал что , всего  два года назад юноша выглядел как ребенок и весил не больше одного пуда.Шекербану выходила его, вылечила и поставила на ноги и она имела полное право на него даже как на раба ибо она затратила на все это приличную сумму равную цене десяти молодых рабов на невольничьем рынке. Она тоже была не глупа и все свои расходы оформила как положено по мусульманским законам боясь что в один из прекрасных дней Ильяс покинет ее притом не обыкновенным человеком а довольно просвещенным и образованным мусульманином. В то время часты были соревнования среди начитанных мусульман и награду самому образованному из них назначал сам правитель государства. Дервиши рискнули и повели Ильяса в центральную мечеть города на соревнование чтецов Корана. Там было много известных в городе чтецов а Ильяса никто не знал, тем более его могли не допустить на соревнования, но предварительное собеседование перед имамом мечети дало шанс Ильясу на вступление перед большой публикой. Шекербану славилась в городе как богатейшая и образованная девушка и как модница ее нарядам завидовали жены и дочери  самого правителя и его визирей. Девушка нарядилась к этому событию ибо там должны присутствовать вся знать города включая и жен высших сановников города одним словом весь цвет двора  должны быть там.
     Соборная мечеть было набита народом, тем более после того как было объявлено что на церемонии будет присутствовать сам правитель города.Всего на соревнованиях участвовали двадцать чтецов из разных провинций и медресе государства. На судейской коллегии  восседали известные светилы науки и религии, знатоки и правоведы, поэты и мыслители известные меценаты и богатые горожане.Шекербану одела Ильяса как франта,одежда из дорогой парчи сшитое золотом,а на тюрбане на голове Ильяса переливаясь оттенками радуги красовался приличного веса бриллиант .Дервиши колдовали над Ильясом  чтобы приподнести его как иностранца.Отца Ильяса Звали Саидом,деда звали Махмудом. Дервиши же назвали Ильяса добрым  именем -  Абуль-Хайр Ильяс ибн Саид ибн Махмуд аль Захури под таким именем и объявили вступление Ильяса.при слове аль Захури многие поняли что к чему, в то время многие и многие алимы были знакомы с древним Захуром затерянном в глубине Кавказа. Захур имел древнюю историю и соперничал чуть-ли не с Вавилоном и прочими древними городами мира. В зале воцарилась тишина Ильяс вышел на середину импровизированной сцены поклонился публике и спокойно прошел к своему месту. Он взял в руки Коран поцеловал книгу и поставил его на место- повернулся к публике и начал наизусть .Голос, его голос звонкий как будто звучал из небес. Изумлению публики не было предела, многие плакали, плакали открыто не скрывая слез.Чтеца остановили ,Имам мечети выйдя на середину зала спросил,что можно –ли дать шанс другим чтецам.Публика все как один ответила что у тех нету шанса на выгрыш.Ильяс получил первую в своей жизни награду-тысячу золотых монет.Многие и многие присутствующие в мечети одаривали чтеца кто чем мог. Дервиши окружили своего питомца обнимали его и хлопали по плечам- мол не подвел и достойно вынес первое испытание. Шекербану была на седьмом небе ибо и она приложила руку к этому. Она опасалась что  теперь имея столько золота Ильяс если что сможет с ней расплатиться и уехать от нее,это огорчало его. Ильяс думал о другом – он думал что теперь Шекербану отпустить его на все четыре стороны получив обратно за свои труды вознаграждение. Он придя домой выложил вс е золото на стол и сказал своей покровительнице;
-Спасибо уважаемая Шекер,благодаря твоим стараниям  я выдержал испытание,это все принадлежит Вам.
Шекербану лишилась дара речи,она подумала что тот  собрался покинуть ее.
- Нет Ильяс,если-бы у тебя не было бы таланта все мои старания пошли-бы на смарку это твое и распоряжайся как тебе вздумается.
-Ты меня прогоняешь.грустно сказал Ильяс
- Нет, что ты,мне будет очень тяжело расстаться с тобой, я привыкла к тебе и привязалась как собаченка. Она горячо обнла юношу, его щеки , нос и губы покрылись горячими поцелуями. Два влюбленных даже не заметили двух дервишей. Те стояли как вкопанные не находя слов к этой сцене лишь кашель Абдулазиза  заставил их понять что тут присутствуют и другие люди, что они не одни.
                Талант Ильяса , его трудолюбие и целеустремленность вот что нужно было дервишам.
 Осталось последнее испытание для Ильяса-это скитание по миру в поисках знаний.неведомых и мистических знаний. Ильясу не ясно было еще секреты мироздания и историю человеческой цивилизации. Он ранним утром перед восходом солнца, как это делали все дервиши одел старую абу с одной единственной заплаткой,взял в руки посох из можжевелового дерева,повесил через плечо тыквенный сосуд для воды предварительно не забыв миску для подаяний из кокосового ореха и был готов к странствиям. Шекербану подарила ему крупного Хамаданского ишака пепельного цвета и напутствовала его не лезть на рожон при отдыхе на привалах и остерегаться иудеев- самых коварных и подлых людей. В путь тронулись втроем-это Ильяс,Мухаммад и Абдулазиз. Вышли они в направлении Индии т.е на караванную дорогу в сторону Индии. Никаких караванов они дожидаться не стали , так было удобно.В переметных сумах Ильяса было достаточно запасов чтобы удовлетворить свои потребности на пару недель. В те времена часто путники брали на дорогу не хлеба а жаренную ячменную муку на утробном жире верблюда или крупного рогатого скота ибо сей продукт не портился в течении нескольких лет да и, по калорийности не уступал другим продуктам.На посохах дервишей были закреплены небольшие бронзовые колокольчики которые издавали монотонный звук способный в любое время напомнить окружающим что приближаются странники пророка в поисках успокоения для души и знаний для человечества.


-
 
                Странники Пророка
Как известно Абдулазиз не раз проходил  по этим караванным дорогам , он их знал как свой карман. Он знал где по дороге расположены оазисы и колодцы  с водой , сколько фарсахов и переходов до каждого из них , какие  еще дороги пересекают главная караванная дорога. Он знал почти всех проводников и хозяев караван сараев.Знал почти всех купцов которые водили свои караваны по этим дорогам.Он был ходячей энциклопедией ближней и центральной Азии, Индии и других областей граничащих с Индией. С таким проводником и товарищем путешествовать было приятно и полезно можно было узнать обо многом.  Шекербану  перед  вступлением шепнула Ильясу что в подкладке его халата она спрятала несколько золотых на всякий случай.Ильяс не предал этому значения и скоро забыл об этом.
Солнце висело в самом центре небосклона,жара стояла невыносимая а путники как не в чем не бывало продолжали свой путь.
- Сегодня мы рано остановимся на привал не стоит в первый же день столько находится под зноем это опасно для здоровья , сказал Абдулазиз.
- Тебе виднее,ведь ты лучше всех остальных знаешь дорогу и местность-ответил ему Мухаммад.
- Вон там – показывая развилку с правой стороны дороги – мы развернем  и  через час будем на месте привала- ответил ему Абдулазиз.Там и вода прохладная и есть чем занять досуг.
Путники шли не торопясь не смотря на зной.Через пол часа впереди стали заметны какие-то развалины наполовину занесенные пескомЧуть в стороне от развалин стояли несколько  финиковых пальм и какое-то строение видимо загон с шатром.
- тут живут несколько отшельников, не обыкновенных со странностями и охраняют эти развалины они что-то ищут , ищут с осторожностью и боязню, и наше появление им не понравится хотя они меня знают давно-предостерегал товарищей Абдулазиз.
В самом деле их тут встретили не совсем доброжелательно на приветствия они ответили еле  заметным кивком, но после узнав в одном из путников Абдулазиза они оживились ,пригласили нас под тень шатра.
- мы приносим свои извинения что встретили Вас недружелюбно,хотя  по канонам Ислама путника всегда надо встречать как подобает святому обычаю наших предков радужно- сказал старший из них.
- Вы наверное заблудились или кончилась вода и поэтому свернули с дороги-вступил в разговор другой из отшельников- на вид лет под сорок с несколькими шрамами на лице.
- Нет почтенный, мы просто решили адаптироваться под открытым небом перед большой дорогой-ответил ему Абдулазиз.
- Ничего просто и нам будет не плохо ибо мы лет семь не видим людей из большего мира и не знаем что там происходит- сказал он.
- Семь лет вы здесь безвылазно а что вы едите,- мы охотимся и небольшой клоачек земли  нас кормит. Нам хватает малое иногда и неделями мы не кушаем привыкли, благо что, воды хватает и на питье и на орошение клочка земли под ячменем. Все остальное мы добываем там и он показал на развалины.
Путники пригласили отшельников присоединится к трапезе и они вместе как одна семья приступили к еде.Ели они мало и неторопливо смакуя каждый кусочек еды Ильяс впервые увидел как сила воли сможет удержать человека от того что другим показалось бы странным- они целую неделю ничего не ели но держались во время трапезы так словно недавно они покинули уставленные яствами стол.Вот что значит воспитать себя силой воли.
После ужина путники решили отдохнуть, а отшельники подались к развалинам. Они упорно там что-то искали,искали усердно разгребая песок в огромном количестве освобождая от него развалины .Они задумали освободить от песка целый город. Они настырно делали это и у них получалось. Ильяс по своей природе был человеком  любознательным и на сей раз он не смог удержаться и отправился к тем троим к развалинам древнего города. Они с восторгом встретили Ильяса
- Юный друг может твое появление на развалинах этого города понравится создателю и направит твои действия по правильному пути, пути познания истины с чем мы имеем дело что за разрушенный город, кто его разрушил и за что он пал – с такими словами встретил Ильяса старший из отшельников.
- Я надеюсь  быть вам полезным почтенный- ответил ему Ильяс.
После Ильяс стал внимательно осматривать то что они освободили от песка.Огромное помещение имело форму шестигранника , каждая стена это сторона шестигранника в середине имел проем двери ведущей туда под пески, лишь у одной стены – грани не было двери. Пол помещения был выложен из массивных гранитных плит плотно подогнанных друг к другу лиш в одном месте одна плита сидела не как все остальные, видно было что плиту не раз поднимали со своего места- имелись едва заметные следы инструмента на краях плиты. Ильяс поделился своими догадками с отшельниками. Они внимательно осмотрели плиту очистили его от песка и пыли и перед ними появлась узор на плите с редкими надписями на неведомом письме. Ильяс видел такие письмена на странных книгах в библиотеке Шекербану. Узор оказался обычным чертежем расположения помещений и лабиринтов подземелья. Было решено поднять плиту и это оказалось делом не легким и все же плиту подняли.Перед ними открылась темный зев подземелья- откуда неслось прохладой. Там внизу был слышен едва заметный шум падающей воды и поэтому прохлада была насыщена влагой . Постепенно они пришли в себя и очертания подземелья принимали естественные картины- крутая лестница из известняковых блоков вела куда-то вниз и направо.Отшельники принесли коптилку – лампу на каком то масле зажгли ее и стали спускаться вниз цепочкой,на всякий случай взяли с собой страховочную веревку конец которой был привязан к вынутой плите.Они очутились в довольно просторном помещении с несколькими ходами в разные стороны, а из одного хода доносилась звук падающей воды. Воздух тут был свежим .  Отшельники по очереди стали обследовать ведушие в разные стороны ходы что представляли собой массивные двери на кованных петлях из дуба обитые кованной медью.Пройдя открытую дверь откуда доносились звуки падающей воды они очутились в небольшой комнате где с противоположной стены из керамической трубы падала вода в огромную чашу из того-же материала, вода уходила по трем направлениям по отверстиям на дне чаши. Вода оказалось такой холодной что пили его с трудом чтобы не повредить зубы от холода. Такой источник воды в пустыне – это огромное богатство не имеющего себе цену. Открыть вторую дверь оказалось делом не простым, какое то секретное устройство не давало им справиться с этим. Гадали долго но ничего не получалось. С правой стороны двери имелась нища размерами не более  форточки окна. Они долго гадали для чего сделана нища и наконец Ильяс вспомнил как древние Египетские жрецы обманывали людей подобными фокусами, он понял в чем дело. На верхней части нищи он нашел следы копоти едва заметные невооруженным глазом а внизу также имелись следы масла. Ильяс взял коптилку и поставил его в нишу чтобы нагреть верхнюю часть ниши Через несколько минут дверь стал открываться тихо и без скрипа.Войдя в образовавшуюся пространство они оказались в огромном помещении с арочными сводами. На стенах были прикреплены масляные светильники их зажигли и стало довольно светло.
Это было своего рода библиотека с огромными фолиантами в роскошных переплетах их было очень много. Изумлению отшельников не было предела они нашли то что искали.
- Вот теперь и умереть не страшно, мы выполнили свою миссию, скоро мир увидит и услышит что нам передали наши пращуры из глубокой древности ,это то что оставила нам ушедшая в глубины веков цивилизация которая была до нас- промолвил словно заключение ко всему этому старший из отшельников. Они ничего не тронули, оставили все как есть и лишь взяли первую попавшую книгу и вышли на поверхность.
Один из отшельников разбирался в письме книги, он  осторожно открыл книгу и прочел. « Невежество когда-нибудь погубит Землю ,алчность поможет ему довести начатое до конца…..» После отшельники и примкнувшиеся к ним дервиши дали клятву на Коране не разглашать то что увидели и использовать все во благо людей и народов. Там находились сакральные знания нескольких цивилизаций Земли, попадись они в грязные руки и человечеству придет конец. Было решено изучать книги библиотеки не вынося их и не привлекать ненадежных лиц к коим доверие было сомнительным. Наши путники решили остаться тут пока не выяснят все что их интересует-знания не доступные остальным смертным.
-