Первая учительница

Сашико Кокошик
Первая учительница

(Всем школьным учителям, посвящается)

Сашико Кокошик


«Здравствуйте дети! Меня зовут Мелания Акимовна! Я ваша новая учительница!» Именно эти слова, я услышал самыми первыми, когда пришел первый раз учиться, в школу.

   Она была, как нам тогда казалось уже преклонного возраста, постарше наших родителей, слегка полновата, с тихим, приятным голосом. У нее были большие добрые глаза,  темные, слегка прикрывающие шею волосы, крупные формы лица, которые придавали ей особую строгость и привлекательность  одновременно.

   Четыре года подряд, она была нашим бессменным учителем, воспитателем и родителем. Она терпеливо, но целеустремленно учила нас читать, считать, рисовать, наблюдать, думать. Свой  огромный,  приобретаемый годами жизненный опыт она, как могла старалась передать нам, первоклашкам. Рассевшись по своим местам, за тяжелыми, деревянными школьными партами, положив рука на руку, как учили сидеть на уроке, мы с открытыми ртами слушали ее интересные рассказы, о добре и зле, о патриотизме, о Родине, о Природе, о звездах и о многом другом.

     Мое место было на первой парте, крайнего ряда класса  и  я с особым вниманием слушал ее, стараясь не пропустить ни единого слова.

  Она рано лишилась своего мужа, бывшего фронтовика, поэтому жила в небольшом деревенском домике,  вдвоем с преклонного возраста старушкой. Никто точно не знал, кем ей приходилась эта пожилая бабушка. Кто говорил мать, кто свекровь,  кто  служанка, кто подруга.

 Учитывая то, что наша учительница, основную часть времени проводила в школе, основные обязанности по дому, включая уборку и приготовление пищи лежали именно на старушке.

 У Мелании Акимовны были дети: сын и дочь. Они были взрослые и оба учились в институтах далекого, в то время Ленинграда.

 Не буду хвастаться, но у Мелании Акимовны я был любимым учеником. Возможно по тому, что всегда внимательно сидел  на уроках,  слушал ее и никогда не баловался в отличие от других учеников.

Наши родитель знали, что жить с преклонной старушкой  и двумя детьми-студентами, Мелании Акимовне не легко, поэтому наши  родители, как могли старались ей помочь. Кто завезет машину дров, кто угля, кто починит забор, кто передаст на борщ свежую домашнюю курочку,  кто яиц. Учитывая то, что я вырос рядом с речкой и свежая рыба и раки у нас не переводились, мои родители часто  завозили ей свежепойманных  сазана, амура, толстолобика или просто карасей. В общем, кто как мог, поддерживали нашу первую учительницу, она пыталась от всего отказываться, но тогда  старались все передать ее старушке, когда учительница была в школе.

  Годы летели, и незаметно  мы стали четвертоклашками,  это был последний, выпускной класс с нашей учительницей.

  Когда в школе наступили осенние каникулы и   Мелания Акимовна собралась в гости к своим детям в Ленинград, она предложила моим родителям взять меня с собою. Побывать в самом красивом городе  СССР, с надежным гидом, да еще в таком юном возрасте, было мечтой для каждого. Мои родители никогда не были в этом городе, поэтому с большим удовольствием и благодарностью согласились и стали собирать меня  в далекую северную столицу. А в качестве гостинца, они передали целую коробку отборных живых раков-клешняков. В картонной коробке предварительно сделали отверстия, переложили внутри зеленой травой, а сверху раки накрыли влажной тканью, для более комфортной их транспортировки.

 Дорога на поезде заняла около трех суток,  «гостинец» добрался благополучно, нас встретили и мы поселились в студенческом общежитии, где жила дочь нашей учительницы.

   Правду говорят, кто хоть один раз побывает в Ленинграде, тот влюбится в него на всю жизнь. Именно так, не смотря на мой столь юный в то время возраст, со мною и произошло. Конечно же, чтобы увидеть здесь  все,  необходима не одна неделя и даже не один месяц, но основную культурно-познавательную программу мы выполнили полностью: Петропавловская крепость, Эрмитаж, Петергоф, Исаакиевский собор, Аврора,  это далеко не полный перечень наших экскурсий. Видя всю красоту архитектуры, произведений искусств, гранитных каналов и мостов,  окружающую меня здесь,  мой детский мозг отказывался воспринимать, что все это могли сотворить руки человека. Я действительно влюбился в этот город. Уже по возвращению обратно домой, он еще долго не отпускал мои детские мысли от своих красот.
                Перед глазами то и дело возникали спокойные водные глади каналов, растральные колонны, внутренняя роскошь Исаакиевского собора, с необычным маятником Фуко, богатыми  фонтанами...

Позже, даже проходящие мимо, случайно попадающиеся на глаза поезда, идущие в Ленинград вызывали у меня ностальгию и тоску по этому красивейшему в мире городу...

  Время неумолимо летело вперед, и надо было прощаться с нашей первой учительницей, и переходить в пятый класс. По традиции, нам сделали большую общую фотографию выпускного 4-го класса, где Мелания Акимовна сидит в центре, а мы, как маленькие птенцы, вокруг своей мамы, сидим рядом. В нижнем ряду стоит чей-то ранец, на котором белым мелом, ее красивым каллиграфическим почерком выведено - «4-Б класс». Эта фотография, до сих пор, бережно хранится в моем семейном альбоме.

  Прошли годы, позади были школа, Армия,  институты, но при  встрече со  своей первой учительницей  мы все,  всегда снимали перед нею головные уборы и долго общались.  Кто-то остался дома, кого-то, как и меня,  судьба разбросала в другие города и Республики, но уверен, никто не забыл нашу  первую школьную учительницу.
 
  Ее уже давно нет с нами, говорят она до конца была бодрой, веселой и жизнерадостной. Когда я впервые узнал, что Мелании Акимовны  нет, первой мыслью было найти могилу и принести ей цветы.

 Я поехал туда, заодно навел порядок у могил  своих родных и начал искать свою первую учительницу. Не менее часа, я ходил по станичному кладбищу, пытаясь найти знакомую фамилию или фотографию, но ее нигде не было.  Потеряв надежду, я вернулся к памятникам  своих  родителей и сел на лавку, рядом.

 Вдруг, словно неведомая сила, подняла меня, и ноги сами пошли в неизвестном направлении. Не прошло и одной минуты, как я остановился и  поднял  голову:
 прямо передо мной была огромная мраморная плита, огороженная кованной металлической оградой. На плите стояли два таких же мраморных памятника со знакомыми фамилиями. С одной из них, как и в школьные годы,  нежно смотрела на меня  моя первая учительница - Мелания Акимовна.

 Поразительно, но она оказалась всего в тридцати метрах от моих родных. И теперь,   когда я прихожу с цветами, к своим, давно  ушедшим родителям, я обязательно захожу к своей первой учительнице, моей второй «школьной»  маме -  дорогой Мелании Акимовне.

Май 2018 г.