Ненависть

Михаил Кедровский
       В 1905 году, во время Первой русской революции, настоятель храма Бутырской тюрьмы отец Иосиф (Фудель) писал: «Я вижу ужас положения в том душевном настроении, которое постепенно овладевает всеми без исключения. Это настроение есть ненависть. Вся атмосфера насыщена ею. Всё дышит ею. Она растет с каждым часом: у одних – к существующему порядку, у других – к забастовщикам. Чувствуется, что любовь иссякла. В этом бесконечный ужас…» 

       Ненависть к Путину, к Медведеву, к Мутко или к Собчак и ее отцу, к Навальному, Невзорову, Венедиктову ничего, кроме ужаса, у разумного человека вызвать не может. Неправильно думать, что бывает плохая и хорошая ненависть к другим…

       А вот наблюдения о Первой русской революции отца Иоанна Кронштадтского: «Люди настолько развратились, что потеряли всякий стыд и совесть. Всевозможные беззакония теперь на виду: зависть, ненависть, клевета, богохульство, гордость, невоздержание, грабеж и убийства. Люди сделались мертвецами духовными, каждый возжелал автономии… Не стало у интеллигенции любви к Родине, она готова продать ее инородцам. Враги России готовят разложение государства».

       Ненависть той эпохи напоминает нынешнюю!..

       В самой загадочной Благой вести, Евангелии от Иоанна, есть не менее загадочная фраза: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (глава 12-я, стих 25-й).

       Ясно, что метафора вечной жизни является основополагающей в христианстве, хотя не до конца понятно, что эта метафора означает. Абсолютно ясно, что ненависть к пустому и праздному в нашей жизни должна быть.

24.05.2018