Улыбчивые воспоминания

Татьяна Мартен
С детских лет я мечтала о поездке в Италию. И не просто в Италию, а именно в Венецию. Представляла себя в гондоле, плавно скользящей по водам каналов, надо мной синее небо и я пою «О моё солнце».  Так мне виделось путешествие по Италии.
Прошли годы, я ступила на итальянскую землю.
Из аэропорта  мы отправились в Лидо ди Езоло отель Бриони.
Город небольшой,  очень чистый.
 Мартовское небо отливало синевой, белые облачка игриво резвились в вышине, душу обволакивала  необыкновенная приятность. Море, ещё холодное, чего-то там шелестело, но особого внимания не привлекало. Привлекало другое. В Лидо ди Езоло  одна из лучших  фабрик по производству оправ для очков, естественно, все заинтересованные двинулись за оправами.
Мы с приятельницей немного погуляли, подышали морским воздухом, славно поужинали и забылись счастливым сном, предвкушая экскурсию в Венецию.
И вот она, Венеция вожделенная!
Экскурсия началась с  самой широкой улицы Гранд-канал. Посадили на катер и повезли. В Венеции передвигаются с помощью водного транспорта, наземного просто не существует. Сушу форсируют на своих двоих.  Венецианские острова и островки соединяются множеством мостов и мостиков, гуляй на здоровье!
Во время прогулки гид рассказал, что каждый дом имеет внутренний дворик и два входа- с суши  и с канала, т.е. у каждого свой индивидуальный причал.
Один из двориков показали. Очень уютный вымощенный камнем, утопающий в цветах. Посередине колодец, с крышкой и приспособлениями для замка. Ещё в каком-то веке, дож приказал  запирать колодцы внутренних двориков на замок и, чтобы ключ непременно хранился в доме где-нибудь в сундучке или шкафчике. Поводом для такого, на первый взгляд, странного приказа послужила довольно печальная история.

В одном  из семейств, поссорились муж с женой. Супруги в пылу битвы, нещадно ругаясь и, тузя друг друга, выкатились во дворик, прямо к колодцу. Разъярённый муженёк опрокинул благоверную в пучину, буль-буль и разрешил семейные проблемы!
На суде  плакал, раскаивался, но содеянного не вернуть, пришлось отправиться в тюрьму. Учитывая национальные особенности своего народа, а итальянцы  импульсивны до взрывоопасности,   дож издал приказ: колодцы на замок! Ключи  хранить подальше от потенциального места преступления. И это правильно! Пока горячая голова сбегает в дом, пока найдёт ключи, может пыл пройдёт или жена успеет убежать со двора.
С тех пор жён в колодцах  не топят. А зря, … читалось на лице гида.

В Венеции много курьёзно интересного. Например, на одной из улиц есть памятник домохозяйке, в виде женщины выглядывающей из окна, в руках толи ступка, толи мясорубка, сейчас не помню. Предание гласит, завистливый вельможа решил свергнуть дожа. Собрал отряд из союзников и направился во дворец. В это время домохозяйка кухарила.  Её удивил шум и топот копыт на улице. Будучи женщиной любознательной, она выглянула из окна.  Воинственный вид мятежников заинтриговал и заставил, буквально, свеситься с подоконника, тяжёлая кухонная принадлежность выпала из рук и угодила предводителю по голове. Он счел это дурным предзнаменованием и развернул отряд. Так, далёкая от политики, домохозяйка, благодаря женскому любопытству, предотвратила мятеж. Она и сейчас выглядывает из окна на толпы туристов, не ровен час, упадет на голову кому-нибудь толи ступка, толи мясорубка.

Бродский сказал, что венецианские улицы берут начало ниоткуда и уходят в никуда.  Например, улица Calle Varisco 53 сантиметра шириной и длина небольшая, я думала, что это проход между зданиями, оказалось, улица! Она, как кошка, которой наступили на хвост, выпрыгивает откуда-то сбоку и пропадает за облупившимися стенами домов.
Если уйти  вглубь города, подальше от центра, можно заблудиться в уличных лабиринтах. Заблудившимся,  путеводители советуют выходить на набережную, но, попробуй, выйди! Не знаю, кому удавалось  сделать это самостоятельно. Одна отрада, в уютном ресторанчике можно очень вкусно и недорого покушать, посидеть, поговорить, поломать  голову на предмет, а как же выбраться?!

Следующий этап – воплощение мечты! Садимся в гондолу. Гондольер здоровенный, рыжебородый настоящий  венецианец.
Гондола плавно отчаливает и скользит по глади канала. Плывём вдоль вековых домов, мимо которых, быть может, так же в гондоле спешил на свидание Казанова.
На горизонте мост Вздохов. Почему Вздохов?! Думаете любовь, романтика, отнюдь! Мост соединяет здание суда и тюрьму. Осудили и по мостику к месту отбывания, прощальный взгляд на канал, печальный вздох и будьте любезны, на отсидку.
А вот и богатые арабы в черных лаковых гондолах, украшенных бархатом и позолотой. Их спутницы смиренно закутаны в чадру, но из амбразуры никаба  лукаво выглядывают  размалёванные глаза…
Лёгкий ветерок, солнце в синем небе, сказочная гондола,  для полного исполнения мечты я запела: «О sole mio…», спутники подхватили и даже гондольер присоединился.
Так и добрались до площади Святого Марка.
После знакомства с площадью отправляемся во Дворец  дожей. Уникальное творение рук человеческих!  Но особое впечатление произвели картины Иеронима Босха. Ещё раз убедилась, только авторские произведения транслируют энергетику художника,  репродукции не способны к живому общению.  Если не изменяет память, четыре панели «РАЙ и АД (Видения загробного мира)», мусульманские экстремисты грозились уничтожить, якобы, их содержание  оскорбительно для Аллаха.  Но пока всё на месте и это радует.
Выходили из Дворца по «лестнице гигантов». Лестницу украшают огромные статуи Нептуна и Марса.  Гид, очень приятная пожилая итальянка, поведала  пикантную историю.
В недалёкие времена  эти статуи красовались не с листочками на причинном месте, а с органом, которому там и полагается быть. Но, как она выразилась, бесстыжие французские бабушки, обезумевшие от восхищения сим предметом позволяли себе фривольные фотографии и игриво безнравственные манипуляции с мраморным изображением. Благочестивые итальянские бабушки, возмущённые поведением француженок теребили дожа, чтобы  принимал соответствующие меры по спасению нравственности. Дожу надоело, и он приказал отломить у статуй репродуктивные органы, сдать их в хранилище, а место ампутации прикрыть листочками.
Вот ведь ханжи итальянские бабушки, не смирились с раскованностью француженок. Пусть бы старушки вспоминали своё боевое прошлое, ан, нет! Нравственность подавай!
Следующая экскурсия – магазин муранского стекла. Рецепт изготовления возник на острове Мурано, недалеко от Венеции. Тайну рецепта хранили очень строго, передавали от отца к сыну, если не было сына, владелицей секрета становилась жена. Став вдовой, открывала  тайну только тому, кто на ней женился.
Любая вещь из этого стекла произведение искусства. Чешское стекло тоже имеет ценность, но уступает муранскому. Посмотрели, повосхищались, сделали покупки и отправились дальше. А дальше был обед в очень милом ресторанчике. После бокальчика итальянского вина прошла усталость, настроение стало ещё лучше, и я подумала: «Как прекрасен мир! Как интересно жить на свете!».