Суслики, лебеди или Семь чудес внука Котьки

Геннадий Ефиркин
(3 мая 2018 года, село Погромное-Комсомольсконе, Еравнинский район, Бурятия)            


Сегодня обязательно должен зафиксировать хоть что-то.

Надо бы ежедневно. Но физический труд не совместим с творением на говорящей бумаге.

Встал сегодня в 4-30.

Сходил в морозный, до 10 градусов рассвет.

Вернувшись, заглянул в интернетовскую почту и, ответив на письма, углубился в рассуждения Горного отшельника в его «Записках…»

Несколько раз  мягко  обволакивающая наваливающаяся дремотная волна призывала отдохнуть, прилечь и еще поспать рядом с внуком, безмятежно разбросавшим в сладком сне свои натруженные за вчерашний день ручки…  помогал вчера деду со складыванием дров…

Но углубился в удивительные мысли и рассуждения человека, прожившего  круглогодично в палатке в горах девять долгих лет и сон отодвинулся…
И именно сейчас, когда тело еще в сладкой истоме пытается уломать, уговорить сознание – «ляг, поспи..»,  мысли уже начали пробивать эту наваливающуюся пелену мягкого сна и я уже  вижу!…

Вижу весь  вчерашний, вроде бы  рядовой, но удивительный день… И появляется великое желание его запечатлеть… Запечатлеть таким, каким он был… От начала до конца…. Лишь бы хватило времени.

Конечно, фиксировать буду только  самые яркие,  самые красочные мазки потока жизни села Погромнинского-Комсомольского за второе  мая 2018 года… И главным в том потоке был конечно -  Он…!

Кто?

Конечно,  этот яркий, первозданный лучик, это непередаваемо родное и теплое создание, открытое всему миру, как только что распустившийся бутон драгоценного цветка…

Ну, конечно, это – наш внук, первоклассник Котька….

Моя любимая женщина это совсем другое… Другое чувство, другое измерение мира …  Она – свой неповторимый космос, наполненный и переполненный к  людям любовью, состраданием, не смотря ни на какие наши жизненные коллизии…

Спит мое воплощение Бога на земле – моя любовь, моя совесть и мой мир – моя половинка….Спит крепким - прекрепким предутренним сном женщины, наработавшейся вчера на свежем воздухе яркого солнечного и потому редкого в наших краях безветренного весеннего дня …

Спит и наше другое земное воплощение, наше космическое чудо – наш внук, летая как и положено в его возрасте в своих волшебных снах, навеянных моими вечерними сказками…

В руках, приподнимающихся над клавиатурой, сладко ноющая усталость, голова яснеет и, наконец, мощным потоком, пробив сверху, из космоса, мое полусонное состояние, потекли мысли… Не отстать бы от их стремительного бега, успеть бы зафиксировать …
 
Попробую сначала все, что было связано в тот день с Костей.

Уже давно возникшее нежнейшее чувство любви к этому удивительно гармоничному  созданию, абсолютно каждый день подпитывается новыми впечатлениями, новыми открытиями, новыми мимолетными, но такими важными штрихами…А может – чудесами!...

И что же сегодня было? В  нашем очередном мини путешествии совсем рядом с селом.

 Велосипедный маршрут, как всегда  начинающийся от нашего двора, проходил по проулку  до задней части огородов-телятников, по  открытому полю  до речки, через которую была переправа по брошенным доскам из горбыля. Затем - с километр по обширному такому же открытому полю к подножию горы Японки, происхождения названия которой никто не помнит.

 У подножия открытого на несколько километров влево и несколько сот метров вправо небольшого подъема, который дальше уже залесенный переходил в возвышенность, когда-то было древнее русло нашей речки Погромки, за миллионы лет меандрировавшей (переместившейся под воздействием силы Колиориса) ближе к современному людскому  поселению. Вдоль этого древнего петляющего русла росли березки, кустарник, кое-где на древних островках и старицах стояли  даже лиственницы… На тех березках сороки и вороны тысячелетиями вили свои гнезда, муравьишки у подножия аккуратно и методично строили и восстанавливали ежегодно свои жилища – муравейники и вообще, жил остальной  пернатый, скачущий  и ползающий люд…

Через пару сотен метров вправо древнее русло сливалось с современным и поворачивало на юг. В том месте слияния и образовалось не большое полу заболоченное озерцо  –  пристанище перелетных уток, гусей, а нынче  даже и лебедей…

Наш, в основном созерцательный маршрут, и пролегал после подножия до того озерца - болотца, до которого можно было добраться, перейдя еще раз нашу Погромку, получившую название от… Впрочем для этого нужен отдельный рассказ. А пока - в путь, уважаемый читатель...

ЧУДО ПЕРВОЕ

Первым чудом  был обыкновенный суслик (!). Да-да, обыкновенный суслик, встретившийся нам на пути от речки к нашей  горе Японке, которая находится недалеко от села в южной стороне за речкой Погромкой…

Суслик перебежал перед нами нашу ежегодно зараставшую и обновляющуюся каждый год полевую дорогу и встал у своего убежища, у своей норы столбиком и замер…В каких-то трех-четырех метрах от нас!…


Мы остановились на своих велосипедах напротив… и стали наблюдать. Чувство опасности, помогающее выживать любому виду в природе,  у нашего хвостатого столбика в коричневой с рыжими подпалинками шерстяной одежке, было похоже слабым…

Сусля смотрел на нас спокойными бусинками своих глаз и весь его вид как бы говорил: «Ну и чего? Чего уставились? Сусликов не видели?... Вон их тут, на каждом шагу! Мои соседи слева, ближе к горе, так еще интересней…. Шли бы к ним!... А то встали тут! А я еще от сна  не очухался… Поспи - ка всю зиму! Отощаешь. Вот, и грыз сейчас свежую зелень разную, а тут вы!... Мне ж восстанавливаться надо…Еще и в сон кидает – вчера только выполз из квартиры!...».

 Примерно так я прочел мысли хозяина этого места… И хотел уже предложить  внуку ехать дальше.  Но он попросил меня подержать руль его велосипеда и  стал медленно приближаться к  столбику у норки.
   
Сусля  завертел головкой, глазки сверкнули в лучах солнца и, подпустив непрошенного гостя до двух метров, юркнул на всякий пожарный в убежище. Но тут же снова высунулся из своей квартирки наполовину и стал наблюдать за двуногим пришельцем снова. Котька сделал один шажок размером в ступню в его сторону, второй,… И, когда от трех метров, отделяющих нас от этого рыжика осталось чуть больше метра, хозяин мест у дороги показал внуку свой такой же рыженький с серинкой задок, пушистый и тоже рыженький его хвост смел песчинки нагребённого небольшого земляного брусвера перед норкой  и мгновенно исчез. Сколько внук ни звал его на поверхность поиграть и подружиться – ни гу-гу! Внук убрал свалившийся крупный камешек у устья норки и мы тронулись дальше….

ВТОРОЕ ЧУДО

Им оказались обыкновенные и не совсем обыкновенные муравьи … Совсем недавно, может быть даже вчера, или даже  сегодня проснувшиеся, они, еще не совсем бодрые, потихоньку обследовали свои небольшие домики под горой Японкой. Некоторые  члены этих уникальных семей – сообществ наших меньших братьев, которые  были покрепче, уже тащили в своих лапках кто соринку-хвоинку, кто песчаную крупицу на ремонт своего жилья, поврежденного за долгую и суровую зиму…


Отыскав глазами пару входов в глубь муравейника, мы с внуком долго разглядывали кажущиеся хаотичными, но на самом деле строго выверенные передвижения у устья тех входов…Шла уже начавшаяся обычная напряженная и слаженная  работа…Работа сообщества, социально справедливому устройству которого нам, людям учиться и учиться…


Пожелав нашим муравьишкам набираться сил, мы двинулись дальше…


ТРЕТЬЕ ЧУДО


  Это были тени от неровностей поверхности воды, отраженные лучами яркого весеннего, предзакатного солнца! Они  представились внуку  большими бактериями, виденными им под его домашним микроскопом. Бактерии или их соединения, текли в кажущемся беспорядке  по дну нашей речушки Погромки,  постоянно меняя свои формы. Это частично напоминало масло, разлитое на дне неровной  сковородки, разбившееся на отдельные подвижные  и бесформенные участки, когда сковородку держишь горизонтально или слегка пошевеливаешь. Те блямбы масла, еще не соединившиеся в одно ровное поле,  и напоминали наши тени отражения неровностей воды от поверхностных мини вороночек  на дне речушки у небольшого мостика, представлявшего собой когда то принесенной и брошенной через русло полой водой плахи…


Мы долго наблюдали это волшебство течения по дну речушки теней - бактерий-молекул…. И чувство какого то тихого необъяснимого волшебства не оставляло нас обоих…

ЧУДО ЧЕТВЕРТОЕ


Четвертым чудом оказались два поверхностных завихрения всевозможной пыльцы на  воде перед тем мостиком….

Речка текла, как и текла…- чистым, ровным потоком, в котором при нашем появлениии молниеносно разбежались рыбки, которых местные малыши называют пищухами…! Оказывается уже можно и рыбачить!

Так вот, эта пленка, этот ковёрчик из не тонущих частиц травы, цветов, занесенных ветром в речку, не мог прорваться через миниплотинку, устроенную мостиком-плахой, потому что он тек по поверхности, а  плаха лежала вся нижней частью  в воде. Поток прозрачной, почти хрустальной воды свободно протекал под нее, а вот это покрывало, припруживаясь, не тонуло и оставалось на месте. И поток заставлял его кружиться !Причем у разных бережков это кружение шло строго  в противоположные стороны!… Это объяснялось просто.
По центру водный поток был сильнее и прибывающий плавающий материал плыл на его поверхности до доски быстрее, а затем , не получив прохода,  закручивался! У левого берега – против часовой стрелки, у правого – по часовой….

 Котька и я, ставший совсем маленьким душой, широко открытыми глазами  долго, заворожено глядели  на это двойное, кружащееся,  в противоположные стороны  кружево…. Было красиво и таинственно!... Оба кружева соприкасались друг с другом и невозможно было оторвать от этой фантастической картины взгляда… Налюбовавшись, мы наконец, перешли мостик и двинулись к временному озеру - болоту, на котором не так давно видели десять лебедей!

ЧУДО ПЯТОЕ

Издали, не доходя собственно болотца, мы услышали короткий полу жалобный минорный плачливый негромкий птичий крик… Я никогда не слышал лебедей и подумал, что это какая то другая птица…. Но внук увидел именно лебедей!

Пара, подняв свои длинные грациозные шеи, с опаской смотрела в нашу сторону и один из них, конечно мужчина, предупредительно и тревожно покрикивал изредка на нас … Сделав еще несколько шагов к озеру, мы остановились… Птицы начали плавать чуть быстрее,  возгласы об опасности начали раздаваться чаще и я сказал внуку, что нам надо уйти  и, что ближе мы подходить не будем…

В голове мелькнула мысль выступить  на школьной линейке с предупреждением всех школьников не пугать поселившихся лебедей… И мы ушли, оставив в памяти еще одно чудо…. Вероятно, остальные пары расселились по другим озерам и озеркам…А их было пять, когда мы возвращались с внуком и его лучшей в мире бабушкой из круиза по западной части нашей любимой Еравны…

Тогда на горе перед селом Котька первым увидел белые попушончики на временном озере за сельской поскотиной и мы, свернув с дороги с большой осторожностью подъехали и долго снимали фотоаппаратом это неподдающееся описанию чудо – лебедей! Четыре пары держались вместе, а пятая плавала врозь… Внук еще произнес  «Наверное поссорились!...» …

По рассказам людей нынче в Еравну их прилетело много….

ШЕСТОЕ ЧУДО


Шестое чудо было прямо под ногами! При возврате домой… Перешли речушку по брошенной доске, проведя велосипеды прямо по воде, благо ступицы колес с шестеренками не замочились… И тут внук, положив свой велик на песочек, начал раскачиваться на этом мостике, тоже нижней частью погружавшейся в воду. По воде пошли равномерные волны. Через пару минут я подошел к небольшому плесу после переправы и небольшом повороте речушки вправо и, внимательно приглядевшись ….ахнул! Позвал Костю посмотреть и сам стал раскачивать доску…

Вечер был изумительно тих, ни ветерка, ни какого то бы ни было шевеления  травинок. Плёсо было ровным, как стекло… Расходящиеся небольшие волны от качающейся доски показались с края плеса, медленно дошли до середины, затем покатились к маленькому перекатику, где был переезд. Но не сама по себе красивейшая волновая картина поразила нас с внуком! А ярко – желтый, светящийся след от той волны на дне речушки!... Фокусируясь на каждом гребешке и отражаясь на дне ярко-желтой волновой полосой он сопровождал верхние волны такой  же чередой  на дне! Причем – в движении по самому дну, сканируя все его неровности и предметы...
Картина была просто фантастическая! И она начала просто завораживать, когда поверхностные волны слева, отразившись от берега, пересеклись с волнами от качающейся доски….! Тогда на дне образовалась настоящая удивительно красивая сетка из пересекающихся ярко-желтых волновых полосок… И эта сетка, образованная лучами склоняющегося над горизонтом солнца, также медленно и царственно текла по дну так обворожительно, что внук просил еще и еще качать доску…


СЕДЬМОЕ ЧУДО

Как только мы подняли свои, лежавшие на прибрежной гальке велосипеды, внук тихо мне сказал « Деда смотри!....»

У самого бродика, где все машины и мотоциклы пересекали нашу мини – речушку с грозным названием Погромка, мы увидели трех трясогузок. Птицы только подлетели, не обращая на нас никакого внимания. Сначала они обменялись друг с другом несколькими фразами на своем птичьем языке, потом одна из них смело вбежала в воду и…начала купаться! С белым брющком и черной шапочкой на головке, она несколько раз поднырнула, обливая себя водой, одновременно размахивая крыльями, затем вернулась к подругам и начала чистить каждое смоченное перышко!  Затем такое же проделала вторая птица и после нее третья!

Надо же! Прилетели на вечернее купание! Я еще подумал сразу же – вот почему эти «плисточки», как мы называли  в детстве трясогузок, выглядят всегда такими чистыми и светлыми! Наверное от того, что они любят постоянно наводить  чистоту и купаются (моются) по несколько раз на дню. По крайней мере если купаются вечером, то утром то уж наверняка моются….

Затаив дыхание, мы долго наблюдали за купанием птиц в предвечерней тишине,  на фоне заходящего солнца. И не покидало ощущение, что все окружающее нас: и эта тишина и розоватая вечерняя Японка и начинающая чернеть синева и скатывающееся за горку на западе солнышко – все это и есть НАШ ДОМ…


ДОБАВОЧНОЕ ВОСЬМОЕ ЧУДО

То был жаворонок в наступающих предсумерках…

Только тронувшись,  мы остановились  и застыли, чтобы просто послушать вечернюю тишину... Приученный к наблюдениям, внук сам остановился и поднял предупредительно указательный палец кверху….  Мы услышали плаксивые и панические возгласы чибисов, которые ежегодно селятся у нас возле речки в кочковатых участках прибрежной осоки…. Попискивали трясогуски… И – вдруг!!

Вдруг чуть не над нами запел жаворнок! Его необычно громкий в вечерней тишине молодой и задорный голосок вывел первую, затем  вторую мелодию… Мы с внуком, закрыв глаза, спохватившись, начали считать количество разных мелодий…. Пять….,  шесть….., семь, - говорил Костя…..  Десять, одиннадцать, двенадцать! А жаворонок и не собирался останавливаться!

Причем его голос все усиливался навстречу опускающемуся к горизонту солнцу… Пятнадцать, шестнадцать!!...

Надо же, впервые такое слышу! Раньше рекордом насчитывал максимум до восьми….А тут – шестнадцать!..

Внезапно жаворонок  смолк. Оглянувшись на солнце,  я заметил, что его диск уже  коснулся  нашей горы на западе и стала ясна прощальная песня, прощальный гимн солнцу этого дня маленькой, но такой голосистой птички, нашего местного соловья… Разве не чудо!

Оказывается много и не надо, чтобы  увидеть, раствориться и почувствовать себя при РОДе…

Ну а для моего следа на этой земле, самого главного для меня и моей половинки   Чуда - нашего пытливого, ставящего бабку с дедом иногда в  тупик своими умозаключениями внука, это был рядовой даже не день, а только весенний вечер, потому как мы поехали с ним на прогулку до речки только в 5 часов по полудни….
3 мая 2018 года