О музах

Димитрий Кандауров
Один старинный писатель, сочинение которого я просматривал на днях, между делом отмечает, что в своём рассказе старается соединить приятное с полезным. "Я желаю и больше всего добиваюсь, как говорится, соединения харит с музами", – добавляет он. Следовательно, такая была поговорка у древних – "соединение харит с музами", то есть, приятного с полезным. Да, музы в этом идеальном собрании однозначно представляли бы полезную, прикладную часть жизни; иными словами – науки. И верно – вдумайтесь, каким областям творчества покровительствовали эти сёстры: эпосу; театру; песням; лирике; священным гимнам; истории; танцам; астрономии. Каждая из этих дисциплин, как и любая наука, разумеется, открывает в полную меру свои блага, свои приятные стороны только тем, кто действует по соответствующим законам и методам; для прочих занятия этими науками бесполезны, бесплодны. А методов таких – огромное множество; поэтому и невозможно доставлять подлинное удовольствие, вызывать интерес ни театральной игрой, ни пением, ни танцем, ни знанием звёздных тайн, если заниматься этим исключительно ради забавы.
Более того – занятия наукой без надлежащей подготовки и осмотрительности бывают не только пусты, но и опасны для человека. В мифах это символически показано так, будто музы сурово наказывают тех смертных, которые посмели в подражании состязаться с ними (девять сестёр-пиэрид были превращены в различных птиц; фракийский певец Фамирид – ослеплён, лишён своего голоса, а также умения играть на кифаре). Возможно, музы "научились" так поступать с соперниками у самой Афины Паллады (или же она – у геликонских сестёр, как у более старших); достаточно вспомнить, как олимпийская ткачиха обошлась с Арахной. Ведь не Аполлон, а именно Афина в некоторых рассказах является высочайшей покровительницей муз, как бы объединяющей все их науки в интересах пользы государства, общей пользы. То, что музы едины, и между собой все девять, и также с их упомянутой сестрой, это действительно так. В прежние времена наука и была всего одна.
Никого не должно смущать, что у театральной науки мало общего с историей (впрочем, это кажется только на самый поверхностный взгляд), или – что танцы никак не связаны с астрономией. Да будет вам известно, что более древние писатели, чем даже вышеупомянутый, сохранили такое свидетельство о танце: "Пляска – это занятие не новое, не со вчерашнего и не с третьего дня начавшееся, – например, от времени наших пращуров или от их родителей, – нет: люди, сообщающие наидостовернейшие сведения о родословной пляски, смогут сказать тебе, что одновременно с происхождением первых начал вселенной возникла и пляска [...] А именно: хоровод звёзд, сплетенье блуждающих светил с неподвижными, их стройное содружество и мерный лад движений суть проявления первородной пляски. После, мало-помалу, развиваясь непрерывно и совершенствуясь, пляска теперь, как кажется, достигла последних вершин и стала разнообразным и всегармоничным благом, сочетавшим в себе дары многих Муз". На этом сравнении звёзд и танцоров, Урании и Терпсихоры, речь о музах можно и завершить.
Ну, а о забавницах – о харитах – и добавлять ничего более сказанного не следует, ведь приятное, ощущение приятного, человеку бывает ясно без всяких слов.