В стране викингов

Виктор Филалетов 2
               

    Первый советский порт, который осчастливил «Бикин», был латвийский Венспилс,                где бункеровались около суток. Затем пошли в Ригу, но встали не в пределах порта, ибо должна состояться полная экипировка судна и людьми, и продуктами. Стояли пять суток. Команду  укомплектовали полностью - 40 человек, как диктует судовая роль.

    В  двухместной каюте Ваханова появился сосед, чистокровный латыш. На два года младше и парень в общем нормальный, но явно  был подвержен тлетворному влиянию запада. К работе относился как к необходимости, зато одевался  по западному. В одном из портов купил себе, брюки вельветовые, еле натянул их, сел и они расползлись по шву сзади сверху до низу.  Жертва моды.

    Продукты получили в полном объеме и на всех выдали тропическое вино.  Тропическим оно называется потому, что выдается бесплатно тем, кто   входит в тропический пояс Земли простирающийся по обе стороны экватора на 10-20 градусов. Выдается каждому по 300 гр. вина в день на все время пребывания в тропическом поясе. Рекомендуется все вино выливать в бочку с водой и под палящим солнцем в тропиках утолять жажду. Ваханов ни разу не слышал, чтобы где-нибудь воспользовались рекомендациями, поэтому утоляли жажду неразбавленным вином и зачастую еще до входа в тропический пояс. В книге «Палящее солнце Афгана» есть описание подобного случая.  В порядке снабжения получили и спортинвентарь. Витя, увидев штангу, решил, что для него это самый подходящий. Чтобы быть сильным надо качать мышцы. Правда, таких энтузиастов  на «Бикине» было крайне мало.

    Столица Латвийской республики красивый ухоженный город. Много мест примечательных особенно если в руках фотоаппарат. К вечеру возвращаясь на судно, увидели у трапа вереницу девушек, ожидающих приглашения от мужского пола. Они знали, что теплоход пришел из Германии и каждая очень хотела познакомиться с кем-нибудь из моряков, чтобы он рассказал ей об этой стране.  Матрос Матвиенко с пекарем сразу закадрили двух «любознательных» и отправились к ним ночевать.  За пять минут ведь не расскажешь о Германии.
               
    Из Риги пошли в Эстонскую столицу. Тоже   красивый аккуратный город с чистыми улицами.  Очень понравился памятник   броненосцу «Русалка» в парке «Кадриорг», поставленный в память экипажу броненосца, погибшему в 1893 году.

    В Таллине грузились на Данию, расположенную на  полуострове Ютландия. Когда-то здесь, в древние времена, находилась  база  воинственных викингов, а впоследствии образовалась   североевропейское государство.  Всего семь суток определили «Бикину» на разгрузку в двух портах этой страны. И за эти же дни выдали морякам кроны – датская волюта. Надо же ознакомиться с достопримечательностями Скандинавии.  Сначала пришли во второй по величине город Орхус, где оставили половину груза.  Затем двинулись в Ольборг.  Он находится в середине северной Ютландии и к нему надо идти узким фарватером из пролива Каттегат, соединяющий Северное и Балтийское моря.  Здесь недавно рожденного «новичка» подстерегала серьезная опасность: проходили по минным полям, о которых говорилось выше. Во время Второй мировой войны в акватории Балтийского моря было установлено приблизительно 80 тысяч таких мин. Не без причины его называли «супом с клецками». В морской соленой воде железо ржавеет в геометрической прогрессии быстрее и тонкие тросы, соединяющие мины с якорями не могли дать гарантии, что они выдержат 15-20 лет после установки их. Никто не знал, когда мина надумает всплыть и спрятаться среди волн. Конечно, проводились международные операции боевого траления, но за прошедший период 48 судов подорвались, из которых 19 затонули.

    Поэтому капитан бразды правления теплоходом передал датскому лоцману, дабы не наскочить на рогатую штуку, не потерять новое плавающее средство и не пострадать самим. Лучше семь раз промокнуть под дождем, чем один раз встретиться на дне с рыбами.  Надо сказать, что присутствие лоцмана не снимает с капитана ответственности за безопасность судна.
      
    В Ольборге прошли под раздвижным мостом и пришвартовались недалеко за ним. 
Свободные от работы моряки, в том числе и Ваханов, решили сходить в город. Виктор захватил с собой фотоаппарат, но валюту -28 крон, которую выдали на время пребывания в Дании он истратил еще в Орхусе на свитер и был без копейки. Группа моряков из пяти человек вышли из порта, не заметив ни забора, ни проходных. Иди кому не лень. В наших советских такого не допускалось, все огорожено. А вдруг какой вражеский лазутчик? Только девушек проходные пропускали без пропуска. Им доверяли, ибо знали, что после изнурительного морского похода моряку надо расслабиться.

    Прямо от порта начинался город. Если сравнивать с нашими провинциальными городами здесь настоящая заграница. Прямая широкая улица в середине высотных домов, блистающая чистотой. Все первые этажи с обеих сторон сплошные магазины с кричащими витринами на непонятном иностранном языке. Когда дошли до небольшой площади, увидели на постаменте здоровенного быка, наклонившего в их сторону голову в ярости. Складывалось впечатление, что он хотел напугать иностранцев, но советских не напугаешь, они не робкого десятка.
 
    Около некоторых магазинов стояли автоматы с жевательной смолой, как тогда назвались жевательные резинки. В СССР они не производились и газеты с презрением писали, как капиталисты жуют эти резинки. Однако, кое-кто из группы, у кого оставались кроны, купил несколько штук.

    Иностранцы медленно двигались по незнакомому городу, крутя головами направо и налево. Местные жители, привыкшие к постоянным гостям города, на них поглядывали с любопытством. Моряки отличались своим внешним видом от туристов европейских стран: мешковатая темная одежда, широкие брюки и всегда ходили небольшими группами – не менее четырех.  Возглавлял обязательно кто-то из комсотава. По одному ходить категорически запрещалось.

    Насытившись заграницей, повернули к порту, но уже по другой второстепенной улице. И удивились: по всей ее длине у домов стояли припаркованные легковые автомобили и на других улицах тоже. Хорошо живут. В наших городах редко иногда увидишь около дома мотоцикл, а явление с машинами стали наблюдать только через пятьдесят лет.
 
    Подходя к порту, обратили внимание, что в ста метрах сзади от группы идет какая-то женщина. Когда оборачивались, она останавливалась у витрины, но искоса поглядывала. Значит и в Дании есть морские девушки. Чувствовалось, что ей хотелось познакомиться поближе и обижалась на невнимание. Она даже не догадывалась, что им нельзя – они же советские.  Им можно только с советскими девушками, хотя те иногда бывают неблагодарными. Любвеобильный Матвиенко, ночевавший перед рейсом в Риге у дамы, послал ей радиограмму: «Благодарю за подарок» и пошел лечиться к судовому врачу от венерической болезни. Болезни - это проценты за полученные удовольствия.

    Из Ольборга, разгрузившись, пошли в Калининград. Немцы просят привезти пшеницу в г.Висмар. Как им отказать, если они нам такой ship (корабль) построили. Груз сыпучий для сухогруза опасный груз. При волнении моря, когда волны укладывают плавсредство то на левый, то на правый борт, сыпучий груз присыпает к одному борту, а назад не всегда возвращается, как вода. Следующая волна добавляет еще сыпучего и еще, пока судно не переворачивается вверх килем. Смещение груза всегда было одной из наибольших опасностей в морской практике.  Известно довольно много случаев гибели судов вследствие утраты ими остойчивости и опрокидывания. В 1974 году в Токийском заливе перевернулся наш быстроходный теплоход «Тикси». Погиб весь экипаж. В 1982 г. в порту Бомбей с грузом пшеницы перевернулось и затонуло гондурасское судно «Бхойя Пайонир».  Даже спустя более чем полвека в апреле 2017 года сухогруз "Герои Арсенала", шедший в Турцию с грузом зерна, потерпел крушение в Черном море у Керченского пролива. Спасен был только один член экипажа.

    В Калининград заходили очень узким речным фарватером. Перед погрузкой, во избежание смещения груза,  в трюмах установили шифтинги(перегородки) и пшеница               
с помощью насосов полилась в огромные емкости, заполнив их до верху.  В жестокий шторм с таким грузом, как показывает статистика, и шифтинги не помогают. Успокаивало то, что идти недалеко и в Балтийском море волны морские, а не океанские. Лишь бы мина не всплыла ненароком.

    Пока наполнялись трюмы, Виктор вместе с другими свободными от вахты мореманами решили своим визитом в город оставить о себе память в Калининграде, хотя городу это было совершенно безразлично. Бывший Кёнисберг за прошедшие шесть лет, после посещения его Вахановым, заметно изменился в лучшую сторону. Очень много построено, но развалин еще достаточно. Старые места и мореходное училище увидеть, к сожалению, не довелось.