V. Гл-19. Сложный пилотаж

Геннадий Чергизов
*** V. Гудаута - Як-28П и Су-27 ***

     Только закончились «праздники» - восьмое марта, это были дни «ответственных» - в каждой аэ было по три ответственных. Один как обычно, затем один из управления аэ по указанию командира полка и ещё один в аэ из управления полка и ещё над всеми от управления полка старший ответственный.

     Седьмого марта командир полка  ещё раз на построении «мусолил» вопрос о кафе, зачитал новый договор  уже с Плодовощторгом, даже зачитал прейскурант вин – довольно длинный список (как же ему хочется, чтобы мы были «за»!). Потом стали голосовать – подавляющее большинство, за исключением человек пятнадцати из управления,  «против».  Надо было видеть, как  был обижен и зол наш командир полка:
- Ну, тогда сами будете строить павильон, и вообще, теперь будете жить по Уставу.
И вид у него был непрезентабельный.

     Слетал  ещё на спарке зону над точкой на сложный пилотаж. После окончания пилотажа выход на четвёртый разворот на высоте 1500 м и выполнение атаки по земле. В самом начале полосы нарисован круг, 15 метров  диаметров – цель для имитации стрельбы из пушки. Теперь, всякий раз, после сложного пилотажа и при каждом другом возможном случае, выполняем заход на эту «цель». Тренируемся стрелять из пушки по земле. Снижение с 1500 м, практически пикирование. Прицеливание пушкой, «фотострельба» и выход не ниже 200 м. При нажатии на гашетку пушки включается «фотофиксация» и после полёта смотришь на фотоплёнке, куда «попал».  Сегодня  слетал на ФС (Фото Стрельбу) - отдельный полёт, есть такое Упражнение №25. Ещё слетал на предельно-малую высоту 100 м и снова заход с 1500 м на ФС.

     Готовимся к ЛТУ со стрельбами по земле и перелётом на другой аэродром.  Старший штурман полка доказывает, что всё будет «честно» - контрольные цели действительно будут контрольными, то есть неизвестно когда и откуда полетят. Я в этом очень сомневаюсь, поскольку на моём веку такое было крайне и крайне редко. Обычно штурмана наведения на КП знают, когда полетит «контрольная цель», откуда и на какой высоте.
 
    С утра устроили «тревогу» - началось обещанное ЛТУ. Взлетели парой и пошли изображать  цель на высоте 600 м. Весь полёт над морем – один час двадцать две минуты. Скучновато весь полёт видеть только тёмные воды с невесёлыми барашками до горизонта  и во все стороны, куда не глянь. Хотя погода, вроде ничего – облачности совсем нет, видимость восемь км. Посадка на «другом аэродроме» - «Мериа». Это аэродром под Батуми, там базируются МиГ-23.  Были там недолго, заправились и летим домой, но через наземный полигон в районе Поти. Стрельба по наземной цели.

     Летим одиночно с интервалом, друг за другом – «гуськом». Захожу на полигон на высоте 2100 м. Нахожу назначенную мне цель, разворачиваюсь  со снижением на неё, включаю пушку – ведь это реальная стрельба, не ФС. Прицеливаюсь и вижу, что пикирую я на  распластанный по  земле такой родной Як-28! И буду сейчас его расстреливать! Вот судьба у самолёта – служил верой-правдой, терпел снег и стужу на Чукотке, мучился коррозией на берегу Чёрного моря, а его зацепили вертолётом Ми-6 за «шкирку» и оттащили на полигон.  А теперь безжалостно расстреливают. И лежит их тут с десяток.

     Прицеливаюсь, нажимаю гашетку – самолёт гудит и трясётся, снаряды летят огненными трассами к земле. Тяну ручку на себя, выхожу из атаки вверх. И хорошо, что не вижу, как снаряды разрывают Як на части. А то, что попал, сомнений нет. Да и Руководитель стрельб на полигоне подтверждает в эфир. На Су-27 трудно из пушки не попасть. Автоматика учитывает ветер, снос и всё остальное. И, если всё сделал правильно, попадание будет обязательно. Можно даже заранее нажать гашетку и ждать, когда будут условия попадания. Только тогда и произойдёт стрельба.

     Солдаты всё чаще проявляют неповиновение, на приказания отвечают – «не пойду», «не буду». И мер воздействия к ним никаких. За нарушение «Закона об уголовной ответственности за воинские преступления» - ничего. Тех солдат, что ушли с постов и пили чай в каптёрке, нам с Сальниковым с трудом удалось посадить на гауптвахту.

     Первая аэ по ЛТУ летала в Крымскую, там мой однокашник Вовенок на стажировке из академии, передал с Подьячим ему полную «десятку». (То есть десятилитровую канистру спирта.) А спирт у нас хороший. Зам по ИАС, мужик хозяйственный и обстоятельный, по фамилии Баум, ездит регулярно в Тбилиси, договаривается, чтобы нам поставляли только пшеничный спирт.

     Приезжал к нам комдив, впервые в генеральской форме. Кто-то рассказывал, что местные власти подарили ему ковёр с его изображением в генеральской форме. Умеют удивить!

     Как мы не голосовали против «офицерского» кафе, всё равно его делают.  Сегодня дежурил днём.  В дежурное звено приехал Миронов, полковник из штаба Армии, метал молнии – приказа о заступлении на Боевое Дежурство  нет, Ритуал заступления никто не проводит. Наши командиры на БД в последнее время и не бывают. Какие-то странные «проявления Перестройки». Вчера «обмывали» капитана Кузьмина и майора Стешука, подполковника Кирсанова, медаль «За освобождение Азербайджана» Неверова.   Вообще-то медаль эта называется «За отвагу», учреждена в 1998 году правительством Азербайджана. Так я и не понял, где Неверов успел поосвобождать Азербайджан!
 
     Второй день не летаю – всех начальников штабов эскадрилий  Мухамедьяров, начальник авиации нашей Армии,   отстранил от полётов для того, чтобы наводили порядок в казарме и с оружием.

     Начал работать тренажёр Су-27, который недавно установили в штабе, – вещь хорошая, но многое не соответствует реальности. Обороты двигателей, показания перегрузки и угла атаки. Но всё равно вещь хорошая – даже можно выполнять пилотаж. Выполнение косой петли я только на тренажёре и понял, и отработал. Летать на тренажёре сложнее, чем на самолёте. Я в первый раз не смог посадить его.

     Сегодня с  сыном Женькой сажали на огороде картошку. А вечером жгли костёр и пекли тоже картошку.
 
     В субботу посадили с Толиком Стешук восемь слив возле нашего, восьмого дома, должны прижиться. Вечером я с детьми  поливал их. Вечером же я заступил на БД, на ночь. Утром на Ритуал приехал Родионов. Впервые за долгое время кто-то из командиров приехал на Ритуал.
 
     Вчера слетал с командиром полка  по 103-му упражнению на сложный пилотаж, пилотировать самому не даёт, всё время чувствую его управление. Теперь он добавляет мне один контрольный полёт. Утром я пришёл в штаб и узнал, что Сальников поругался с «плановиками» из-за меня и «выбил» мне полёт по 103-му – с командиром полка. Родионову я сказал, что с командиром  не полечу. Он психанул, ничего в плановой таблице полётов менять не стал. Но командир полка  сегодня не летает, и я слетал с Родионовым. 

     Приехали какие-то два полковника из Москвы, летают с нами.    Вита, моя жена, с другими женщинами пошла в 23 часа занимать очередь в Военторг за дефицитами.

     Сегодня полёты, летаю 104-ые Упражнения. Первый самостоятельный на сложный пилотаж на Су-27.  Зона над точкой, от 1500 до 3000. В одном полёте на горке, чтобы не выскочить выше 3000, не стал на входе в горку добавлять обороты, скорость была 600. На выходе из горки скорость стала падать, перевернул, положил  на горизонт, включил форсаж, но не помогло – скорость упала до 220. Но для Су-27 это не проблема.

     Начали отрабатывать посадку парой. Особых проблем нет – самолёт хорошо слушается рулей даже на самых малых скоростях и больших углах, вплоть до касания. Особенностью посадки парой является то, что после касания полосы выпускает тормозной парашют и нажимает тормоза  первым ведомый. Это, чтобы не  догнать ведущего. Теперь уже ведущий «следит» за ведомым.
 
     Летали с Юрой Климом на спарке на пилотаж! Он же теперь лётчик-инспектор в дивизии, в Тбилиси – летает мало. Вот, запланировался со мной. Поскольку мы с ним считаемся лётчиками опытными, РП даёт нам зону не над точкой, где всё время «тесно», а на траверзе полосы в море. Сначала пилотировал Юра, потом я ему что-то показывал, потом он мне. И на очередной петле, уже на выходе из неё, смотрю я, что-то барашки крупнее на воде становятся и что-то самолёт вяло как-то из снижения выходит. Бросил взгляд на высоту и «офигел» - маловато будет. Хватанул ручку на себя, Юра тоже – в глазах потемнело. Вывели, доложили, что задание закончили и «блинчиком» на посадку, даже ФС не стали делать.

     Молча зарулили, выключились и пошли «курить». Оказывается, Юра думал в тот момент, что я управляю, а я, естественно, - наоборот, - что Юра. Пошли в группу «Объективного контроля», договариваться с её начальником, Виктором Аникановым, чтобы он нашу ленту с  «Тестера» никому не показывал, а в журнал написал «приличные» параметры.  Потому как минимальная высота у нас была где-то метров триста, а перегрузка девять. Перегрузка могла быть и больше, но СДУ  «не дал». Вечером взяли вина и провели «разбор полётов». Не зря в авиации есть правило – не пускать в подобных случаях в один самолёт однокашников, друзей и т.д.  и  т.п.

     Ходили отдыхать на море с Сальниковыми и Климами. Отлично провели время, даже купались. Сегодня должны были провести партсобрание по обсуждению проекта Устава Партии, выборы делегата на 28-ой съезд КПСС, но собрание не состоялось – не было «кворума». На собрании обязательно должен присутствовать НачПО.

     Слетал сегодня на сложный пилотаж и ФС. А в конце дня летит нас несколько бортов на обеспечение ПВО – будем изображать «налёт» на Крым со стороны Турции с разных направлений  и высот. Взлетаем ещё днём, а посадка будет ночью. Полёт часа на два. У меня маршрут на 6600 м вдоль турецкого берега до Синопа, потом разворот вправо на Крым, снижение до 900 м и выход морем в сторону Евпатории, мимо Севастополя. Перед Евпаторией разворот  на Джанкой и домой.

     Погода ПМУ, хорошо просматривается турецкий берег. По заданию поворотный пункт маршрута у меня на траверзе Синопа, на расстоянии километров 30 до берега. В территориальные воды не вхожу, естественно. ПНК и САУ ведут самолёт по маршруту, я «только наблюдаю». В районе Синопа далеко в море выдаётся характерный полуостров. Почти остров, соединённый узким перешейком с материком. Чуть дальше на материке хорошо видна полоса, длиной с километр, небольшой аэропорт.

     Разглядываю всё это с интересом, как в атласе. Маршрут у меня запрограммирован. Проблем не должно быть. Жду, когда самолёт сам выполнит поворотный. Но, что-то ВПП турецкая всё крупнее и береговая линия почти подо мной.  Стоп, надо отворачивать вправо. Беру управление. Ручку вправо, САУ отключается. Беру курс на  Крым и вижу, что компас у меня ерунду показывает. Работает вроде, циферки бегут по ИЛСу, но не те. Врёт ПНК градусов на двадцать. Сравниваю с  магнитным компасом КИ-13. Тот не может врать. Так и есть - разница примерно двадцать градусов.

     Снижаюсь, занимаю высоту 900 м. Выключаю «я свой» и начинаю «изображать нападение» на Крым.  С разных направлений и на разных высотах идут ещё такие же «нападатели» на Крым.  Связь держу с КП «Бельбека». Их, наверное, тоже поднимают по нам, там базируются Су-15. Прохожу  траверз Бельбека, уже стемнело. Ориентируясь на «дальность – азимут» от маяка РСБН «Бельбека», выполняю поворотный.  Разворачиваюсь примерно  на Джанкой, там стоят транспортники – Ан-12 и Ил-76. Наше «нападение», думаю, их не касается.

     Иду на них по стрелке АРК. Прохожу точно над огнями их полосы, сверяюсь с линией пути, что выдаёт мне ПНК – врёт безбожно и уже не на 20 градусов, а гораздо больше. После Джанкоя беру примерный курс на Гудауту. Ориентируюсь по маяку РСБН аэродрома «Крымск».  Жду, когда будет «брать» маяк РСБН Сочи, а там уже и до Гудауты недалеко.

     Ночь, ПМУ - отлично видна береговая линия, это примерно моя линия пути. Слева от неё вдоль берега огоньки населённых пунктов, а справа сплошная темнота – море. Вот и Гудаута. Захожу, сажусь, заруливаю. Выключаюсь. Подходят разные спецы и техник самолёта, спрашивают замечания по работе техники. Каждый норовит заглянуть в журнал, не забыл ли лётчик записать нажатия кнопки системы противообледенения. Это как ритуал. Пишем 10 нажатий, что соответствует расходу 5 литров противообледенительной жидкости – то есть спирта. И пишем эти нажатия всегда, так уж заведено. И в облаках, и в ПМУ, и зимой, и летом. Не знаю случая, чтобы кто-нибудь не «пользовался  этой системой». Хотя ни разу на Су-27 я обледенения не наблюдал, как-то не пришлось.

     Говорю спецу, что ПНК отказал. Он нисколько не удивился – «Я так и знал, что он откажет, уже начинал барахлить». Так и хотелось «приласкать» спеца  кислородной маской…

     Полетел впервые на косую петлю. Фигура эта довольно своеобразная – вроде обычная Петля Нестерова, но «наклонённая». Её трудно словами (то есть буквами) описать, можно только показать и надо прочувствовать и понять. Коряво как-то выглядит её  словесное «описание», что – «при вводе в фигуру необходимо соразмерными движениями рулей создавать угол тангажа и угол крена, при этом угол тангажа должен превышать угол крена в два раза…».

     Когда инструктор показывает эту фигуру, надо просто запомнить ход ручки, темп её взятия, как движется самолёт в пространстве, изменение перегрузки. Помогает тренажёр, как ни странно, при всех его недостатках. Выполнил на тренажёре  раз, другой, увидел, что именно не так, исправил, запомнил и в реальном полёте повторяешь…

     Сегодня, 9 апреля,  годовщина событий в Тбилиси, у нас ввели «на всякий случай» офицерские патрули с АКМ. В штабах Армии и Дивизии в Тбилиси устроили выходной.

     Очередные полёты. Погода сложная, нижний край 800 м, спокойно можно летать парой на предельно-малых высотах. Так и летаем от 200 м до 700, никаких проблем.

     В последнее воскресенье снова мы в этой же компании были на море и снова купались. К нам присоединились и Горшковы, время провели отлично, хотя и погода была неважная. Договорились в следующее воскресенье этой же компанией  поехать в Новый Афон.

     В прошлый четверг провели партийное собрание, стоял вопрос – определиться в Партии. Решили отложить это «определение» до 28 съезда.
 
    Целую неделю совсем не было полётов – то командиры уехали в Тбилиси, то Министр Обороны «забил» из-за высокой аварийности в авиации ВС. На днях разбился в зоне Су-15У на пилотаже, погибли два полковника. Один из них Барановский, брат нашего Володи Барановского.

     Начали летать. Выполнил пару полётов на сложный пилотаж и ФС. Ну, и, как уже водится, парой на воздушный бой на ПМВ. Как-то неожиданно запланировали полёт на полигон Поти. Стрельба по наземной цели. И снова пришлось стрелять из пушки по несчастному Як-28…

    Как-то на дневных полётах прозвучал в эфире доклад лётчика – «…. повышенный расход топлива!» Все остальные в воздухе замолчали. РП задал пару уточняющих вопросов и дал команду возвращаться на точку. Вскоре на посадочном курсе появился этот самолёт, все внимательно за ним наблюдают – ничего особенного не заметно. Уже после посадки на пробеге с СКП увидели, что с самолёта течёт топливо. РП дал команду лётчику освободить полосу, тут же выключить двигатели и срочно покинуть самолёт. Тот так и сделал. Полёты прекратили, всех на посадку.
Стали разбираться и выяснилось –  в коробке агрегатов одного двигателя от вибрации мощный кабель, идущий от генератора, перетёр топливопровод, по которому шёл керосин от топливного насоса к перекачивающим насосам в крыльевых топливных баках, так называемое «командное топливо» с высоким давлением, чтобы приводить в действие кучу небольших перекачивающих насосов. Лётчик заметил это вовремя, много топлива не утекло и продолжалось это не долго. Удачно, что особых последствий не было.

     Позже выяснилось, что в Польше была  похожая потеря топлива в воздухе на Су-27, произошёл пожар, лётчик катапультировался, причину не выяснили. Похоже, что там было то же самое. Пришли к выводу, что на заводе нарушали технологию и отбортовку кабеля делали не через 10 см, а через 15. Ради экономии. Может кто-то даже премию за рацпредложение получил. Это и стало причиной. На всех самолётах Су-27 в авиации ВС СССР провели осмотры этих трубопроводов, что-то исправили. У нас  в полку на нескольких самолётах обнаружили уже потёртые трубопроводы и заменили их.


* - аэр.Гудаута -  88г. Где-то над Кавказом.
Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2018/05/24/1557