Не открывай рот, или некто Фаустов просто против

Сергей Стахеев
   На берегу Ангары сидел я и плакал. Глаза уже различали сумму прописью главного приза чемпионата России по чтению, руки уже ощущали гладкую поверхность банкнот, которые только что привезли из государственного банка.
 
  Кто-нибудь бы мне сказал, что у нас в стране, где уже вовсю разгоняет быстрые нейтроны синхрофазотрон на жидких кристаллах, в стране, которая вот-вот запузырит в дальний Космос своего пилигрима, способного открыть Марсерику или  Венерику, проходит чемпионат «Открой рот», я бы дико ржал и целую неделю. Но он проходит,   всячески организован и, как я понял, приносит доходы.

  Обычно мы открываем рот зачем? Хм-м! Зачем?
 
  Чтобы днём запихнуть в него любую пробегающую мимо еду, а вечером, чтобы почистить какие-никакие зубёшки. В чемпионате же «Открой рот» надо было П-Р-О-С-Т-О тупо читать, желательно грамотно и по возможности выразительно. Не скажу, что город наш в предгорье Саян прям накрывало, как Мадрид, когда играли «Реал» или «Атлетико», но ажиотаж был. Правда, небольшой. Надо было себя зарегистрировать, а потом подойти в ресторан «Кадриль» и прочитать, что тебе попадётся. Пазлы сложились в красивую картинку. Мне попался наш Иван Сергеевич, Тургенев естественно, Паоло Коэлья со своим романом «Села я на берегу Рио-Пьедра и заплакала» и Андрей Вознесенский:

На всех континентах твои имена прославил.
Такие отгрохал лампады!
Ты музыка счастья, я нота разлада.
 Ну что тебе надо еще от меня?

   Книга!!! С какой же мне придётся завтра встретиться? С пахнущей типографской краской, сверкающей первоклассницей  или пропитанной ядовитой библиотечной пылью потрёпанной старушкой? С книгой в твёрдом переплёте с яркими цветными иллюстрациями или с бесцветной невестой местной барахолки на газетной бумаге с разъезжающимися страницами?

   Но, как я уже сказал, пазлы сложились, и я на нижней полке пассажирского поезда Усть-Илимск - Иркутск летел навстречу первому в своей жизни финалу …по чтению вслух.

   Поражала «география» финала. И если участие представителей  близких к Иркутску городов  Улан-Удэ и Читы было понятным, то прилётоприезды камчадалки и представительницы Еврейской автономной области на библиоринг лично мне показались абсурдными. По условиям соревнования на сцене мы будем три раза по одной минуте. Билет на самолёт от Петропавловска-Камчатского и обратно где-то в пределах «тридцати с хвостиком» тысяч. Ну? Не Абсурд? Хотя куш в 500000 рэ.- завидная награда!

     Итак …Я иду по улице 3-его Июля навстречу своему счастью.Мне надо попасть в Эдисон –бар. Там будет проходить турнир по чтению вслух. Пытаю всех, кто встречается:
   - Где в Иркутске музыкальное кафе?- спрашиваю.
  - Без понятия…Я не местный! – отвечают.
  - Как попасть в Эдисон – бар? – снова с вопросом.
 -  В Бодайбо нет такого…- с ответом.

   В цокольном этаже одного из убранных  деревянной резьбой домов, наконец, искомое заведении. Я осторожно вошёл в полутёмный вестибюль. В полу темнело отверстие, больше похожее на лаз в подполье в деревенской избе.

   Ногой я пошарил в этой тёмной дыре, но ступеньки не обнаружилось. «Ступенек высотой в метр не бывает!» - решил я и приставил вторую ногу. Это было ошибкой! Я полетел в тартарары. Летел  быстро, но как-то витиевато. Сначала я приложился о правую стенку головой, потом  прямо в футляре жалобно всхлипнула гитара, потом ударился локтем, коленом и пяткой одновременно. Потом было самое дно преисподней, куда я прилетел своей самой тяжёлой запчастью. Внутри организма что-то блямснуло и хрустнуло. Сильно-пресильно хотелось материться, но не в никуда, а на кого-нибудь конкретно. «Щас я ИМ всё скажу, что про них думаю!» - подумал я и вдруг увидел проблеск света. Возле барной стойки двое мальчишек,  с  выстриженными странными фигурами на голове, делали странные манипуляции с пивом. Похоже, они его просто слегонца разбавляли:

    - В трицарябурятамарганцевокислогокалия маму! – сказал я  им ласково,- Так трудно зажечь хоть какую-ньть лампочку?
    - А мы как раз шли её включать, но вы…уже прилетели. Ушиблись не сильно?- участливо и, как мне показалось, с сочувствием поинтересовались они.

  Я решил позвонить жене в родной Тайшет, что благополучно нашёл «Эдисон-бар», что меня встретили с музыкой и почти с распростёртыми объятиями. Но сотик-бобик благополучно сдох, и я помчался наверх в сияющий солнечный город. Музыка гремит со всех сторон. Она доносится сверху с открытой эстрады. Фестиваль «Музыка моего города» собрал кучу знаменитых и не очень гостей. Прямо на лестнице Костя Грим – солист группы «Братья Грим» - даёт интервью журналистке с иркутского радио, а я по этой лестнице лечу  на третий этаж «Модного дома» за зарядным устройством.

  Зарядник в кармане. Часы на стене гипермаркета показывают 18.50! Через десять минут всё начинается. Я скольжу по кафельным плиткам третьего этажа, второй, первый…и… всей своей могучей репой я ударяюсь о НЕ-СУ-СВЕТ-НО, НЕ-ВО-О-БРА-ЗИ-МО чистую стеклянную входную дверь. В угасающем мозгу искра: «Воздух в городе грязнее магазинных стёкол!» В туже секунду я высыпался, вытек весь в правую гачу брюк. В голове гудел Бухенвальдский набат, переносица напоминала букву «зю». Кстати, я почему-то не помнил, как выглядит эта треклятая "зю".

   Ах, если бы это было всё! Увы! Перед парковкой на два столбика была натянута златая цепь. Она ничего не загораживала: просто висела. А на асфальте лежала от этой цепи тень. Тень просто лежала. А я полуразбитый через тень ПОЧЕМУ-ТО перешагнул, высоко подняв колено, а вот за саму цепь ПОЧЕМУ-ТО зацепился. И снова полёт…Только короткий. Короткий и страстный. Я лежал пришпиленный к асфальту, а мимо шли иркутяне и иркутянки. Весёлые, ничем не озабоченные и, похоже, счастливые.

   В 19.00 началось… Бесконечный Стивен Кинг: все читали ЕГО произведения, немного жуткие и, казалось, бестолковые. Мы ведь читали абзацы, выбранные наугад нашим ведущим Мишей Фаустовым. И читали по песочным часам. Всего минуту! Потом Акунин. Потом стихи. А это уж чьи попадутся!  Всё  началось и…закончилось. За какой-то час промелькнули города восточной конференции: Владивосток, Благовещенск, Чита…А ещё мелькали женские лица. Читать вслух на библиоринге решились …хорошенькие женщины! С Камчатки и Комсомольска, из Биробиджана и Улан-Удэ. А ещё из Ангарска и Заларей… Вот небольшому посёлочку  Залари и свезло больше всех. Представительница это райцентра выступит в Москве на Красной площади.

      А Я шёл по улице Ленина, свернул на Карла Маркса и вышел на набережную. На берегу Ангары я сидел  и плакал.

     Я научился читать, когда мне было пять лет! А зачем? Многия знания рождают многия печали. Перед отъездом в Иркутск я написал песенку. Лёгкую и добрую. Но спеть мне её не дали. «Читай, как стихотворение!»- сказали. Вот она.

                Откройротовцам всея Руси.
       В Иркутске,  в Edison Craft Barе  19 мая в 19.00 состоится финал Восточной Конференции по чтению вслух!

Музыкальный Иркутский бар
Не на шутку идёт СРАЖЕНЬЕ,
Здесь и млад читает, и стар,
И читают с большим выраженьем.

В музыкальном кафе файф-о-клок,
Ходят выпить сюда …чашку чаю!..
Маяковский, Есенин и Блок,
Чёрт возьми, я по Вам скучаю.

Здесь Тургенев Лесков и Толстой.
Не простые у них предложенья,
Здесь ЗАМУЖНЯЯ и ХОЛОСТОЙ
Всё читают с большим выраженьем.

Ахмадулина и Барто
Душ своих в Нас тоже не чают,
В старых-старых чёрных пальто,
И по мне, я верю, скучают.

А вот если писал Пастернак,
В каждой строчке по бритве скольженье,
Не возьму я в толк…Ну, никак!
Как его с большим  выраженьем?

Музыкальный Иркутский бар,
Не на шутку БЫЛО  сраженье,
Здесь читали и млад, и стар,
И читали БОЛЬШИ-И-ИМ выраженьем!

                г.Тайшет
                16.05.2018 г.