Один день из жизни фотографа

Савенок Тимофей
Будильник. В субботу. Какого хрена?! Да еще в пять утра?!
А, стоп. Сегодня ж рассвет хороший должен быть. Точно. Значит, пора вставать.
Пока кипятится чайник, проверим, все ли снаряжение на месте. Да, все заготовлено еще со вчера. Теперь пару кусков колбасы в рот, запить чаем — и в путь.
Утром город совсем тихий и спокойный. Ни тебе суеты на светофорах и стоянках, ни машин толком — так, проедет парочка мимо, и все. Можно почти спокойно гнать по улицам за 60, не опасаясь кого-нибудь сбить или «поцеловать».
Природа также выглядит совершенно по-другому. Лес встает по бокам дороги черной стеной, лишь в свете фар делящейся на отдельные стволы. Дорога лентой тянется меж черных стен, убегая все вдаль и вдаль… было бы посветлее, получился бы неплохой кадр.
Ага, вот и поворот к озеру. Гравейка, не особо разбитая, так что можно ехать под сорок, особенно, если не жаль подвеску. Но до рассвета еще больше получаса, так что можно особо не спешить.
Впереди деревенька. Еще не проснувшаяся, будто вымершая. Только грибники шагают по дороге, кто с полными ведрами, а кто только на «охоту».
А вот и импровизированная стояночка. Уже припаркована пара авто, может, конкуренты, а может, те же грибники. В любом случае, место найдется.
Машина припаркована, снаряга из багажника изъята. Вот теперь можно выдвигаться.
Узенькая тропинка через лес, а потом — по грунтовке, что идет вдоль берега озера. На паре кустов — живописные паутинки. Можно будет, как рассветет, попробовать хорошо снять.
Небо на востоке просветлело, по голубому поползли бледно-розовые полосы. Сегодня облаков нет почти, жалко. Красиво бы подсвечивало… ай, ладно. И так нормально, особенно если найти хорошую позицию.
Лес из черной стены превратился в темно-зеленую массу, разбавленную коричнево-оранжевым цветом стволов и участками пожелтевшей листвы. Сам лес вокруг хвойный, но попадаются и березки, что привносит определенного разнообразия. Но не добавляет густого подлеска.
Поворот грунтовки — и открывается шикарный вид на озеро. Это побережье одето в бетонные плиты, дорога идет по самому краю. Плиты омываются волнами, плещущимися под порывами сильного ветра. Надо бы куртку запахнуть посильнее…
Восточное небо окрасилось в нежно-розовый, бросая отблески на волнующуюся воду. Дальний берег теряется в дымке. Дорога ровной стрелой уходит вперед, снова сворачивая где-то далеко впереди. Нам же далеко идти не надо. Расчехлить штатив, разложить раскорякой на бетоне близ волн… нет, тут немного выше возьмем… о, самое то. Теперь осталось поставить фотик.
Верхний край красно-розового солнечного диска робко выглянул из-за горизонта, подбавляя в розоватого оттенка небо яркие полосы. Волны немного успокоились, словно давая светилу спокойно вылезти. Щелк! — сработал затвор фотоаппарата, повинуясь команде с радиопульта. Щелк, щелк!
Солнце уже вылезло наполовину, окатывая изголодавшийся по свету за ночь мир новыми потоками лучей. Небо стало наливаться оранжевым. Красно-розовый диск, необычно мягкий, не бьющий в глаза, медленно поднимался над горизонтом, показываясь все больше и больше. Волны забушевали с новой силой, бросая во все стороны розовые отсветы. Щелк!
Наконец солнце показалось полностью, окинуло своим согревающим взглядом просыпающийся мир и продолжило подъем, стремясь осветить все больше и все лучше. Круг солнца стал постепенно перекрашиваться в оранжево-желтый. Щелк! Все, с этой позиции отсняли. Теперь можно углубляться в лес. Здесь, вокруг большого озера, блестят настоящие россыпи маленьких озерец, а в ином случае — больших лужиц. Эх, был бы кто еще, он бы сфоткал меня на фоне рассвета… картина матрицей «Одинокий фотограф». Ох, ладно.
Штатив пока не складываем, он еще понадобится, пока солнце не поднимется повыше. Так, отсюда можно хорошо вдоль дороги снять, красивая композиция… Щелк! Щелк! Все, отлично. Где-то впереди есть переход через канаву… а, вот он! Осторожно спускаемся… о, а вот отсюда можно сделать просто замечательный кадр… Щелк!.. блин, небо «выбило»… Щелк! О, вот теперь нормальная экспозиция[1], не по темной земле, а по небу. Потом подфотошопится, конечно, но исходные данные тоже должны быть нормальными. Чудес фотошоп не творит.
Солнце, уже взошедшее повыше и окончательно превратившееся в желтый круг, просвечивало сквозь густую листву редких берез, бросая красивые световые полосы на землю. Щелк!
Пройдем немного дальше — и мы уже на «том» берегу ближнего из череды мелких озерец. Солнце просвечивает через густые кроны сосен, растущих на противоположной стороне озера. Почти ровная из-за запутавшегося в деревьях ветра с большого озера водная гладь ловит лучи света, пуская красивые отражения. Где-то на его середине плавают уже проснувшиеся лебеди. Так, тут со штативчиком примостимся… во-от… брэкетинг[2] из трех кадров… Щелк, щелк, щелк!
Во мху — целые россыпи грибов. Тут лисички, там поганки, а вон там — курочки. Как окончательно рассветет, можно будет макро[3] поснимать. А пока зайдем еще за вон ту корягу, снимем с ней… та-ак… Щелк, щелк, щелк! Отлично. Фотоаппарат снимаем со штатива, попробуем крупным планом лебедей снять… а-а, черт, брэкетинг не выключил… так, все, теперь нормально. Щелк!
Второе озерцо, или, скорее, большая лужа, всего метрах в десяти от первого. Между ними всего несколько деревьев, однако ветер сюда не проникает вообще. В идеально ровной глади воды как в зеркале отражается окружающий пейзаж, освещенный уже довольно высоко висящим солнцем. Лучи четко выделяются, прорезая еще глубокие тени светлыми клиньями.
Обойдем лужицу по периметру, становимся против солнца, фотик на штативчик… Щелк, щелк, щелк!.. так, теперь с этой точки… щелк, щелк, щелк! Хорошо. Так, тут ловить больше нечего — солнце уже яркое. Теперь можно и грибочки пофоткать…
Немного углубимся в лес, пройдем густоватый подлесок — и взору открывается свободное от кустов и молодых деревцев пространство, заросшее мхом. По нему целыми россыпями раскинулись грибы. О, а вон там несколько гильз валяется… значит, это место уважают не только фотографы.
Световые полосы медленно ползут по земле, смещаясь вместе с солнцем, просвечивающим сквозь кроны сосен. О, какая курочка! Да еще в световой полосе! Ща мы ее...
Отцепляем от фоторюкзака сложенную подстилку. Треск «липучки» — и на земле расстелен синий клетчатый коврик. Штатив в сторону (потом сложим), ложимся животом на подстилку. Выкручиваем на максимум зум, прицеливаемся… Щелк! Щелк, щелк!
Солнце поднялось совсем высоко. Лес стал прозрачным, просматривающимся далеко вглубь. Тени стали укорачиваться, осветляться. Так, тут снимать уже нечего… Гриб сняли, пейзажики поснимали… так, стоп! На груде сухих веток живописная паутинка. Снова расстилаем коврик, ложимся… щелк, щелк!.. так, можно идти дальше, главное — не забыть сложить подстилку. А не то она быстро станет героем «Унесенных ветром».
Мимо первого озерца снова на дорогу вдоль большого. На склоне растет маленькое деревце. Солнце просвечивает через него, откидывая красивую тень. Та-ак… Щелк, щелк! Отлично.
Ветер дует в спину, как бы подталкивая. В затылок холодно. Надо было шапку взять… ого, какие волны разыгрались! Может, их снять попробовать? Спускаемся по бетонным плитам вниз, к самой воде… щелк!.. черт, выдержка большая, и смаз… Щелк! Щелк!.. нет, ничего. А жаль.
Снова на дорогу. Пройти всего ничего до перехода к третьему, последнему на сегодня озерцу. Так, а вот и сам переход… а за ним вторая канавка, через которую узкая кладочка проложена… главное — не свалиться… ага, все.
Опять вокруг полно грибов, прям глаза разбегаются. А собрать некуда, кроме карманов. Может, в них и собрать?.. не, тут если собирать, то не один-два, а много. В конце концов, мы тут не на грибо-, а на фотоохоте.
Пройдем чуть дальше — и наткнемся на болотце, берег которого густо порос березами. Уже высокое солнце просвечивает через крону, бросая на землю красивые пятна и полосы света. Надо щелкнуть… Щелк! Опа, какая сыроежка красивая! Ее бы в световой полосе… но чуть-чуть не успел, буквально пару минут. Ладно… блин, а там, чуть дальше — мухоморище, да прямо на свету! Ох, ща мы его…
Щелк! Щелк, щелк! Щелк! Так, теперь немного сдвинемся… ай, блин, свет уходит… щелк!.. щелк! Не, все. Свет ушел. А жаль.
Блин, да тут прямо под боком — целая кучка подберезовиков! Нет, все — собираем грибной урожай в карманы. После фотосессии, конечно же. Правда, тут свет не такой… стоп, есть же фонарик! Та-ак, сейчас мы его подсве-етим… Щелк! О, то, что надо. Все, можно забирать.
Все, здесь, можно сказать, тоже закончили. Можно идти дальше и выходить на дорогу, что ведет от «стояночки» дальше. По ней и вернемся к машине.
Дорога, обычная двухколейная грунтовка, бежит вперед. Солнце по-дневному освещает лес, просвечивая сквозь кроны. Совсем высоко уже, особо не пофоткаешь… Разве что пару кадров через крону. Вот отсюда, например. Щелк! Щелк! Ох, е!.. ни фига себе, какой крупный белый! Да еще прямо у дороги! Ух, хороший сегодня грибной урожай собрал, на супчик для одной персоны в лице меня хватит. Но перед сбором — сфоткать. С коврика.
Щелк!.. так, теперь отсюда… щелк! Щелк! Все, хорош. Теперь можно и добывать. Говорят, грибы надо выкручивать, но ни в коем случае не выдирать и не срезать: в первом случае выдергивается часть грибницы, а во втором часть гриба, оставшаяся в грибнице, загнивается, и грибница вокруг остатков гриба вымирает. Не знаю, насколько это все правда, но раз говорят, то так и поступим.
Теперь, с полными карманами грибов и полной картой фоток, можно и возвращаться к машине. Солнце уже высоко, а заряд батареи — низкий. Есть, конечно, запасная, но особого смысла ставить ее сейчас нет. Все равно пора уже.
На развилке направо, немного пройти — и вот она, «стояночка». В соседнюю с моей машину рыбаки складывают свою снарягу и улов. Еще одни увлеченные люди…
Фотоснарягу на заднее сиденье, сами за руль — и в обратную дорогу.
Деревня уже проснулась. Одни стоят у заборов, покуривая сигарету и отдыхая после вскапывания грядки. Другие руководят сгрузкой бетона с бетономешалки. Третьи, проспавшие грибники, возвращаются из леса.
Лес вдоль дороги просветлел, стал больше похож на высокую-высокую траву, распушившуюся вверху. Вместо ощущения тесноты возникает ощущение простора, прозрачности.
В городе уже вовсю кипит жизнь. Кто-то идет на работу в шестой день, кто-то — едет на дачу, кто-то — в магазин за опохмелом, кто-то — куда-то еще. В этом потоке легко затеряться, отдаться во власть течению…
А вот и дом, милый дом. Сейчас попьем чайку, вздремнем часок-другой — и дальше на промысел. В конце концов, суббота — самый фотографический день, особенно для того, кто фотографией не зарабатывает, а только увлекается.
1. Автоматическая настройка диафрагмы и выдержки по точке фокусировки.
2. Режим съемки, при котором экспозиция в серии кадров берется с различными относительно первого снимка экспокоррекцией (ручной коррекцией экспозиции) и выдержкой.
3. Способ съемки, при котором объект обычно небольшого размера (например, муха или гриб) снимается крупным планом.