Зеленый цвет природы, надежды и зла

Олег Аркадьевич Александров
Древние греки не различали зеленый цвет (erythros – обозначение гаммы красно-желтого вместо зеленого). По их мнению, истинный цвет – краска, а не цвета. Греческие живописцы использовали белый, черный, красный и желтый цвета, игнорируя другие. Только ли потому, что не воспринимали зеленый, фиолетовый, синий ? Или причина в социокультурном видении цвета ? Скорее всего, как и в отношении неоднозначных красного и желтого цветов в европейском Средневековье, зеленый не считался цветом; он был характеристикой явлений, обыденностью, которая часто малоинтересна творческим людям.
Мишель Пастуро уверен: если в социуме не встречался какой-то цвет, то это проблема социального и культурного свойства, а не биологии или психологии. Отчасти это верно, хотя именно психология восприятия символов (цвет  - тоже символ!) влияла на отношение греков к цветовой гамме.
Перенесемся на столетия позже, в сердце будущей Италии, в древний Рим. Римляне, в отличие от предшественников своей культуры – греков, различали зеленый цвет. Он означал силу, мужество (vortus).
Virid est id quod habet vires – зеленое есть то, что имеет силу. Так писал римский литератор и энциклопедист Варрон. Однако зеленый цвет не был популярен в Риме, поскольку его считали варварским цветом (цвет лесов, откуда пришли готы, франки и прочие варварские народы).
Для жителей великой империи те, кто носил одежду зеленого цвета, бросали вызов обществу (как позже этот вызов буде ассоциироваться с красным или желтым). Император Нерон, обвиняемый современной Историей в сожжении Рима, любил зеленый цвет. За это его высмеивали литераторы и поэты (например, Петроний), осуждала высшая знать.


Нелюбовь к зеленому унаследовала средневековая Европа, исходя из религиозного отношения к культуре. Римская церковь воздерживалась от комментариев относительно зеленого цвета, по крайней мере, до первого Крестового похода (1095 год). Церковники, увидев зеленые мусульманские флаги, то есть флаги врагов истинной веры, объявили зеленый цвет символом дьявола и зла. В сочетании с желтым зеленый образовывал соцветие безумных людей, маргиналов (шутов, палачей и пр.).
Тем не менее, взгляды церковных иерархов колебались от осуждения до разрешения одежды зеленого цвета. Папа Иннокентий III, один из ведущих апологетов христианской религии и вдохновитель европейского общества на крестовые походы и борьбу с ересями, считал, что зеленый надо использовать в праздники и будни, когда не применяется белый, красный, черный.
Все же, в целом, этот цвет отторгался европейским обществом как маркер чужой религии – ислама. Это типично для отсталых обществ, где действуют ментальные стереотипы «свой-чужой», «недоброжелательность к новому».
Примечательно, что в исламе цвета, как и в Европе, использовали для противопоставления в политике и культуре. Так, зеленый цвет протвостоял белому цвету Омейядов (иранская династия) и черному цвету Аббасидов (иракская династия). В Египте зеленый был основным цветом флага.

Но было бы ошибочным считать, что зеленый цвет воспринимался всеми как маркер зла. В отличие от духовенства, рыцари и знать считали зеленый цвет символом куртуазности, поэзии, турниров. Не случайно цвета служили вторыми именами рыцарей – Черный рыцарь, Золотой рыцарь и т.д.
Кроме того, цвета рыцарских одеяний отражали названия дворянских родов. Безусловно, что отождествление зеленого с силой и мужеством средневековые европейцы заимствовали у римлян. Для рыцарей зеленый цвет противостоит красному, цвету разврата и похоти. С другой стороны, красный цвет играл роль символа Христовой крови. Так разные отношения к цветам парадоксальным образом уживались в мировоззрении европейцев Средневековья.
Естественно, рыцари не могли сочетать одежду зеленого цвета с другими цветами, особенно желтым и оранжевым. Это было символом шутовства, безумия, пародии на королевскую власть. Феномен шутовства в средневековой Европе сложен и неоднозначен. С одной стороны, шуты – это маргиналы, дураки, низшая каста общества. В то же время они зачастую были умными людьми (иногда из разорившихся дворян, добровольно взявшихся служить королям и высшей знати), давая мудрые советы своим хозяевам. Шут мог сказать то, что не осмеливались выговорить другие. Поэтому, подражая королям и императорам, шутов заводило дворянство, как непременный атрибут двора.
Зеленый цвет, в течение долгих веков Средневековья, считался символом дамских угодников, донжуанов, что подтверждается многочисленными рыцарскими романами, сборниками стихов (например, Манесский кодекс 1300/1310 гг.). И все же зеленому цвету было далеко до популярности черного, синего и белого, не говоря уже про аристократические цвета – бордовый, фиолетовый, пурпурный.

Очередной всплеск к зеленому цвету появился в начале Нового времени (XVI век), когда географические открытия и развитие науки (биологии, медицины, астрономии и пр.) придали этому цвету оттенок зла. Ведь множество ужасных чудовищ, обитавших в Новом свете, было зеленого цвета, о чем красочно говорили бестиарии. Даже в безобидной лягушке видели злого гада, скользкую и ядовитую тварь. Зеленого цвета были мифические существа, относившиеся к потустороннему мир (сирены, феи, эльфы, нимфы, гномы, тролли и т.д.).
Такое двусмысленное отношение к зеленому, цвету силы и мужества, зла и дьявола, Европа сохранила вплоть до XIX века. Реформация, религиозные войны, борьба философов Просвещения с католической церковью и средневековым мракобесием не давали зеленому занять достойное место в цветовой палитре. Одежду этого цвета, наравне с черным и бордовым цветами, носила буржуазия в ранее Новое время. Может, отчасти из-за социального протеста. Кстати, нынешний обычай обивать бильярдные столы и красить теннисные столы в зеленый цвет уходят корнями в буржуазное восприятие зеленого цвета.
XX век выдвинул в качестве одной из главных мировых проблем сохранение природы, поэтому зеленый обрел новое дыхание, став символом международных организаций по защите окружающей среды (типа Гринпис), торговых организаций, реализующих экологически чистую продукцию, медицины, а также спорта и здорового образа жизни.  Зеленый цвет перестал быть знаком опасности и зла. Продолжится ли рост его популярности, как у черного или золотистого цвета ? На это могут ответить футурологи и творцы моды, создающие новые тренды, или воскресающие старые тенденции.
Во всяком случае, художники-авангардисты (М. Шагал, В. Кандинский, Й. Йотен, Й. Альберс и многие другие) активно применяли зеленый цвет в своих картинах. Их примеры следовали дизайнеры, маркетологи…
Зеленый цвет, как и много столетий назад, остается символом надежды, силы и природы, внушая спокойствие и уверенность в себе. Это цвет садов и парков, медицины и спорта высоко ценим в цивилизованном мире. В мире Востока зеленый остается цветом пророка Мухаммеда, священным цветом для мусульман.
Пусть зеленый не так любим, как другие цвета. Зато он был и остается маркером приверженности вечным ценностям и идеалам.