23. Интервенты в Архангельске

Валерий Горелик
Добившись некоторого перелома на полях сражений во Франции, Антанта тут же вспомнила о незавершенных делах на севере России. В их распоряжении с июля 1918 года был Мурманск и нужно было только подготовить новую десантную операцию.

Следующим пунктом должен был стать Архангельск. Догадываясь о намерениях интервентов, Советское правительство организовало вывоз артиллерийского имущества с приморских складов. Была образована Чрезвычайная комиссия по разгрузке Архангельского порта (ЧКОРАП).

22 июня член коллегии наркомвоена М.С.Кедров ввел в районе всего Архангельского порта, города и его окрестностей военное положение. Командующим сухопутными и морскими силами на Севере был назначен А.А.Самойло, а комиссаром - Куликов.

Но одними организационными мерами остановить военную машину Антанты было невозможно. 13 июля военная эскадра покинула Мурманск и двинулась к Архангельску и Онеге.

В эскадру входили британские крейсеры "Сальватор" и "Аттентив", авианосец ("авиаматка") "Найрана" под флагом адмирала Кемпа, канонерские лодки "Тэй" и "Тайн", французский крейсер "Адмирал Об", русский эсминец "Лейтенант Сергеев", транспорты "Стефенс" и "Озуриен", грузовые суда "Уэстборо" и "Кассола". Вместе с боевыми кораблями следовали около 10 вооруженных траулеров.

31 июля в 2.00 к Онеге подошла английская канонерская лодка (монитор), с которой был высажен десант под командованием полковника Торнхилла. По свидетельству очевидцев накануне вечером местный гарнизон устроил небольшое застолье и к отражению атаки не был готов. Руководство Онежского Совета успело сбежать. В руки интервентов попали деньги местного казначейства. Продвинувшись до Обозерской, отряд Торнхилла встретил сопротивление и вынужден был отступить к Онеге.

1 августа 1918 года эскадра интервентов подошла к острову Мудьюг в устье Северной Двины. Здесь их могли остановить две береговые батареи, прикрывавшие основной фарватер. По договоренности с архангельскими заговорщиками батареи должны были беспрепятственно пропустить корабли Антанты.

Часть артиллеристов заранее сбежала, однако 35 матросов неожиданно для интервентов открыли огонь по вражеской эскадре. С кораблей последовал сигнал "Мы так не договаривались". (или "А нас за что?"). Однако разобравшись в обстановке, эскадра открыла огонь по беспокойной батарее, а затем попыталась разбомбить ее с помощью гидропланов.

Нескольких часов спустя на Мудьюге были высажены 150 солдат с бомбометами и пулеметами. Тогда красноармейцы покинули батарею и отступили к Архангельску.

3 августа американский капитан Биерер доложил старшему офицеру крейсера "Олимпия":

"Около трех часов  утра  первого августа "Адмирал Об" сел на мель в районе Инцы (Белое море), и "Сальватор", входивший в то время в воды Белого моря, отправился к нему на помощь. Было очень туманно.

Приблизившись к указанному месту, "Сальватор" начал поиски "Адмирала Оба", но получил радиограмму, что "Адмирал Об" снялся с мели. Встал на позиции у Мудьюжского острова, заметив, когда рассеялся туман, "Адмирала Оба". Обнаружил вставших на якорь "Найрану" и "Аттентив". "Адмирал Об" встал на якорь около 3.30 дня, а "Сальватор" - около 4.30.

Узнал, что "Аттентив" и "Найрана" встали на якорь около полудня. Затем "Аттентив" с несколькими добровольцами из лоцманов и двумя русскими траулерами захватил маяк. Капитан "Аттентива" телефонировал с маяка командующему батареей на Мудьюжском острове, требуя сдаться.

Эта батарея состояла из четырех орудий, размещенных в полумиле к югу от маяка, и четырех - в полумиле к северу, половина из них - гаубицы. "Найрана" и "Аттентив" подошли к берегу и приготовились к высадке войск, поскольку командующий батареей заявил, что встретит десант лично.

Батарея, однако, просигналила, чтобы отряд не высаживался, поэтому войска были отведены на безопасное расстояние, около шести тысяч ярдов к северу. Затем "Аттентив" открыл огонь, в бой вступили аэропланы.

Батарея сделала несколько выстрелов, "Аттентив" - около тридцати, аэропланы сбросили несколько бомб. Бомбы не задели батарею, и высадившиеся войска (около 150 чел.) заняли северную, а позднее, после непродолжительного пулеметного обстрела, - южную батарею."

Утром второго августа "Аттентив" и траулер при проверке судоходного канала обнаружили, что там затоплены ледоколы "Святогор" и "Микула Селянинович", а также минный заградитель "Уссури". Однако между ледоколами остался узкий проход, через который смогли пройти корабли интервентов.

В 15.45 интервенты заняли Экономию. В 19.30 эскадра прошла Соломбалу и в 20.00 прибыла в Архангельск. Однако в самом городе власть уже была захвачена связанной с интервентами организацией во главе с бывшим капитаном 2 ранга Г.Е.Чаплиным. Утром 2 августа отряд заговорщиков под командованием Шпаковского захватил Судоремонтный завод и стоящие у его стенки вооруженные ледоколы "Козьма Минин" и "Пожарский".

Используя эти суда, члены организации Чаплина начали захватывать пароходы, на которых советские активисты пытались покинуть Архангельск. В частности, был задержан пароход "Сильный" с членами Маймаксанского Совета. Инженер Шпаковский взял на себя обязанности коменданта Соломбалы.

Одновременно в Архангельск вошел крестьянский отряд из Лисестровской волости. На сторону заговорщиков перешли советские командиры бывший полковник Н.Д.Потапов и бывший контр-адмирал Н.Э.Викорст.

Вскоре после переворота было опубликовано воззвание, сообщавшее о создании "Верховного управления Северной области", в которое вошли энес Н.В.Чайковский, эсер А.А.Иванов, эсер С.С.Маслов, эсер А.И.Гуковский, эсер Г.А.Мартюшин, эсер Я.Т.Дедусенко, эсер М.А.Лихач, кадет П.Ю.Зубов и кадет Н.А.Старцев (бывший заместитель председателя Архангельской городской думы).

Захватить руководство губернского Совета заговорщики не успели, так как оно покинуло Архангельск в ночь на 2 августа.

Эсер Лихач докладывал: "Когда мы пришли - все было увезено: вся наличность Архангельского городского банка и сберегательных касс и книги, не только денежные суммы, до 45000000 рублей, но и плуги."

Красногвардейцы на поезде отошли к станции Бакарица, а затем - на Исакогорку, где получили приказ губернского военкома Зеньковича отходить к станции Емца, где в районе разъезда Кухтоозерского фронт стабилизировался до августа 1919 года.

4 августа 1918 года Высший Военный совет РСФСР издал директиву об образовании на основе Беломорского военного округа Северо-Восточного участка отрядов завесы, которому предстояло организовать оборону на огромном фронте от села Нюхча у Белого моря до Чердыни на Урале.

Во главе Северо-Восточного участка был поставлен М.С.Кедров с начальником штаба А.А.Самойло. Из-за малочисленности войск на огромном пространстве много времени уходило на поиски противника. Иногда сводки с Северо-Восточного участка напоминали Ремарка: "Архангельское направление. Без перемен."

А между тем, командование интервентов готовилось к походу по Северной Двине, собирая и переоборудуя подходящие суда. В Архангельске проводилась мобилизация, которая должна была создать полноценную замену войскам Антанты, дорого ценившим свою кровь и охотно уступавшим право умирать "туземному" населению.


1. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на Советском Севере (1918–1920): документы. М. Воениздат. 1961. 296 с.

2. Л.Г.Новикова. Власть и общество на антибольшевистском Севере: 1918-1920 гг. Кандидатская диссертация. М. 2004.

3. М.К.Ветошкин. Революция и гражданская война на Севере. Вологда. 1927.

4. И.И.Минц. Английская интервенция и северная контрреволюция. М.-Л. 1931.

5. Антисоветская интервенция и её крах. 1917-1922. М. Политиздат. 1987.

6. М.С.Кедров. За Советский Север. Л. Прибой. 1927. 202 с.

7. H.А.Корнатовский. Северная контрреволюция. M. Молодая гвардия. 1931. 116 с.

8. В.Н.Бакшевникова. Население Северной области в период интервенции и гражданской войны (март 1918 года - февраль 1920 года). Кандидатская диссертация. М. 1998. 203 с.

9. Н.М.Батманов. Оккупация Архангельска в 1918 году. Очерки по истории Союза 1917 г. Сборник комиссии по изучению истории профсоюзного движения на транспорте. М. 1924. С. 145-150.

10. Союзная интервенция на Севере России (из книги Chronicler'a "Архангельск. Война Америки с Россией"). К десятилетию интервенции. Сборник статей. М.-Л. Госиздат. 1929. С.201-231.

11. Е.И.Овсянкин. Архангельск в годы Революции и гражданской войны. Архангельск. 1967.

12. Борьба с интервентами на Севере России (1918 - 1920 гг.). М. 1983.

13. Г.А.Парахонская. О союзе мелкобуржуазных контрреволюционных партий с иностранной интервенцией в конце 1918-1919 гг. на материалах Севера России. Большевики в борьбе с непролетарскими партиями, группами и течениями. М. 1983.

14. L.I.Strakhovsky. The Origins of American Intervention in North Russia (1918). Princeton. N.Y. 1937.

15. В.И.Голдин. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере. 1918-1920. М. Издательство МГУ. 1993.

16. Англичане на Севере (1918-1919 гг.). Архивные документы. Красный архив. 1927. № 1-2.

17. Интервенция и Северная контрреволюция. Красный архив. 1932. № 1-2. С.97-116.

18. Интервенция на Севере в документах. М. Партиздат. 1933. 96 с.

19. Интервенция на Советском Севере. 1918-1920. Сборник. Архангельск. Напечатано в Вологде. 1939. 116 с.

20. Г.Е.Мымрин. Англо-американская военная интервенция на Севере и ее разгром (1918–1920 гг.). Архангельск. 1953.

21. Заброшенные в небытие: интервенция на Русском Севере (1918-1919) глазами ее участников. Архангельск. Правда Севера. 1997. 505 с.

22. Н.С.Заленская, А.О.Плешко. Противоречивость политической аргументации Уинстона Черчилля на примере экспедиции британских войск в Сибирь (1918-1919 гг.). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота, 2012. № 2 (16). В 2-х частях. Ч. II. C. 68-71.

23. Э.Ротштейн. Когда Англия вторглась в Советскую Россию. М. 1982.