2. Поездка в Йокогаму

Владимир Маркин
На второй день нового, 2017 года праздничные дни в Японии продолжались. Все доступные для посещения туристов объекты были еще закрыты, и мы решили съездить в расположенный недалеко от Токио крупнейший портовый город Йокогаму. Это административный центр префектуры Канагава, второй по населению город Японии (население 3,7 миллиона человек). Наша поездка была необычна тем, что в соседний город мы поехали на метро.

Большая часть пути проходила по эстакадам и по поверхности земли. За окнами вагона обычный городской пейзаж: жилые районы, улицы, автомобильные развязки, эстакады. По железнодорожному мосту пересекаем небольшую речку и совершенно незаметно оказываемся в соседнем с Токио городе Кавасаки. За окнами все тот же городской пейзаж, а мы уже мчимся по территории не только другого города, но и даже другой префектуры. Также незаметно пересекаем еще одну административную границу, и мы уже в городе Йокогама. Наш электропоезд «ныряет» под землю, и через несколько минут мы выходим на станции метро главного вокзала Йокогамы. Как и на многих крупных станциях Токио, здесь под землей огромный торговый комплекс – множество всевозможных магазинов, ресторанов, кафе.

Известное мне с детства, завораживающее и манящее название «Йокогама» перенесло меня в моих воспоминаниях на несколько десятилетий назад, в те, такие уже далекие, 70-е годы. У моего деда на стене висела большая карта мира, и я, когда был у бабы Нины и деда Пети в гостях, очень любил ее рассматривать. Будоражившие мое детское воображение бескрайние просторы могучего Тихого океана с многочисленными островами и атоллами, Японские острова со столицей Токио, самым многонаселенным на то время городом мира, порт Йокогама, привлекавший внимание одним только тем, что название начиналось очень необычно, с большой буквы «Й». Как-то раз тогда я услышал по радио в передаче «По странам и континентам» репортаж о крупнейших морских портах мира. По грузообороту порты Йокогамы и Сингапура в середине 70-х годов делили  между собой третье и четвертое место в мире. Глядя на географическую карту, я лишь в самых смелых своих юношеских мечтах мог представить себя на причале этого, одного из крупнейших в Азии портов, хотя тогда я уже понимал, что в реальности такое для меня в то время было просто невозможно. События последующих лет, когда я уже повзрослел, а старая географическая карта все висела, лишь укрепили эту невозможность…

Но минуло несколько десятилетий, и невозможное случилось, я в Йокогаме..! Выходим на поверхность и направляемся по намеченному нами маршруту в порт. Идем по району, который называется «Минато мирай», что в переводе с японского – «Порт будущего». Это новый район города с широкими улицами и высокими ультрасовременными зданиями из стекла, бетона и стали, сверкающими на солнце стеклянными фасадами. Здесь находятся различные учреждения, офисы известных компаний, филиалы банков. Вот у одного из зданий металлический постамент с большой надписью, указывающей на то, что здесь находится штаб-квартира всемирно известной автомобильной корпорации «Ниссан». На площадке у входа в здание стоят в ряд несколько автомобилей, вероятно образцы последних моделей. Интересно, что эта, одна из крупнейших в мире компаний, занимается не только автомобилестроением. В составе компании есть судостроительное подразделение, выпускающее корабли и корабельные двигатели, а аэрокосмическое подразделение разрабатывает ракетные двигатели.

Везде между тротуаром и проезжей частью - полоса зеленых насаждений: красиво подстриженный кустарник или цветы. С другой стороны тротуара возвышаются деревья, многие из которых зимой стоят без листвы. Удивляет еще и то, что все это чудо современной архитектуры построено на отвоеванной у моря земле. Целый район города в несколько десятков квадратных километров с соединенными между собой искусственными островами раскинулся на месте, где когда-то было заболоченное устье реки и мелкий морской залив. Здесь много свободного места, и большие территории лишь готовятся под застройку.
 
За парком с детскими качелями, спортивными площадками и велосипедными дорожками возвышаются несколько жилых «высоток», не менее 30-и этажей. Вокруг них на улице высокие зеленые деревья, цветущие кустарники, цветочные клумбы.
Район «Минато мирай» часто называют «спальным районом Токио», и не случайно. Многие его жители работают в японской столице и каждый день ездят на работу на метро. Дима рассказал, что во многих компаниям принято ежемесячно доплачивать своим работникам определенную сумму на проезд, в зависимости от места проживания. Так что, людям в финансовом плане гораздо выгоднее пользоваться общественным транспортом, чем личным автомобилем.
 
Впереди белое здание необычной формы, скругленное с одной стороны, напоминает надутый ветром парус. Это один из самых дорогих отелей Йокогамы -  «Интерконтиненталь». А мы по пешеходному мостику пересекаем канал и попадаем на большой искусственный остров, где находится парк развлечений. Рядом с «американскими горками» главная достопримечательность парка – огромное колесо обозрения высотой 107 метра. В центре его большие цифровые часы отсчитывают точное время. Отсюда и название этого аттракциона – «Космические часы».
За парком развлечений, возвышается самый высокий на тот момент небоскреб в Японии, называется «Ландмарк тауэр». Построен он был в 1993 году, высотой 297 метров, 73 этажа. На нижних его этажах находятся магазины известных фирм, а выше – офисы различных компаний, в основном, связанных с морем. Двадцать верхних этажей занимает очень дорогой пятизвездочный отель. На самом верху находится смотровая площадка, куда на скоростном лифте поднимаются тысячи туристов, но вход туда платный.

Рядом с парком развлечений находится большое здание торгово-развлекательного комплекса, где мы потом пообедали. Правда, народу было очень много, и мы сначала даже не рассчитывали, что удастся здесь пообедать. Но на разных этажах этого комплекса было несколько больших залов с множеством столиков на 4 или 6 человек. Японцы становились в очередь на раздачу, которая двигалась довольно быстро, и занимали место в зале. Мы поступили также. Я нашел в зале освобождающийся столик и занял его. Наблюдая за сидящими вокруг японцами, я заметил совершенно необычную для  нас особенность. У нас ведь принято в таких местах держать все вещи при себе, ничего не оставлять без присмотра, а японцы же, на наш взгляд, вели себя совершенно беспечно. Очень многие, занимая столик, без всякого опасения клали на стулья курточки, сумки, рюкзаки и уходили. Но больше всего меня поразило, что на нескольких соседних столиках без присмотра лежали мобильные телефоны, фотоаппараты, какие-то детские электронные игрушки и даже довольно дорогой смартфон. По этому наглядному примеру можно сделать убедительный вывод об уровне преступности в стране.
 
По дороге в порт мы заметили площадку, где играла музыка, и вокруг которой толпился народ. Это был каток с искусственным льдом, как напоминание о том, что на дворе все-таки зима. Очень много японцев с удовольствием катались на коньках и еще столько же наблюдали за этим зрелищем.

Чуть дальше, на мостике через канал мы даже остановились, как и многие проходящие мимо японцы, наблюдая интересную картину. По тротуару шла женщина-японка и вела на поводке кошку. Но что это была за кошка! Очень крупная, откормленная, бежевого цвета, ухоженная, красиво подстриженная, с украшениями на ошейнике. Кошка шествовала так важно и неторопливо, не обращая ни на кого внимания, держалась с таким достоинством, что казалось, будто это она вывела свою хозяйку прогуляться. В жизни не видел ничего подобного!
 
На самом деле, японцы очень любят домашних животных, но далеко не все могут себе позволить их содержать. Мы уже видели несколько раз хозяев с небольшими собачками. Часто таких собачек возят по городу в специальных колясочках. В Японии к содержанию домашних животных предъявляются очень строгие требования. Каждое животное обязательно должно быть зарегистрировано, и хозяин должен получить на своего питомца специальный паспорт. Нельзя просто так принести домой котенка или щенка. За это можно заплатить очень большой штраф. В Токио даже есть несколько специальных кафе с кошками или собачками, которые пользуются большой популярностью. Заплатив определенную сумму, посетители могут приятно провести время в обществе своих  пушистых друзей.

Выходим на набережную, и перед нами открывается великолепный вид на внутреннюю гавань порта. У причалов вдоль набережной стоят небольшие баркасы, катера и яхты. Белоснежные быстроходные туристические кораблики снуют по спокойным, синим водам залива. Впереди, на искусственных островах, до самого горизонта протянулись многочисленные причалы и погрузочные терминалы. Чуть правее, вдали виден огромный белый висячий мост через внутреннюю гавань, построенный в 1989 году длиной 860 метров.

В историческом плане Йокогама очень молодой город. Его история началась чуть более полутора веков назад, когда в 1858 году две рыбацкие деревушки - Йокогама и Канагава, объединились и получили статус города. А четырьмя годами ранее здесь, на берегу Йокогамы, состоялось историческое событие  -  подписание договора о мире и дружбе между Японией и Северо-Американскими Соединенными Штатами, основной целью которого было открытие нескольких японских портов для захода американских торговых кораблей. Этот договор послужил предпосылкой к назревшим коренным изменениям в японском обществе, «открытию» Японии остальному миру и эпохи Мэйдзи. Интересно, что почти в то же самое время, когда к берегам Японии с целью принудить японцев к подписанию договора подошла большая американская эскадра под командованием коммодора Перри, в город Нагасаки прибыла русская экспедиция адмирала Путятина на фрегате «Паллада» с такой же целью  -  наладить торговлю и открыть японские порты для русских кораблей. Те события подробно описаны в книге «Фрегат Паллада» известного русского писателя Гончарова, принимавшего участие в  этой экспедиции.

После получения статуса города в Йокогаме началось строительство морского порта для иностранных судов. Иностранные купцы получили право открывать в городе свои торговые представительства и торговые дома. Одними из первых здесь обосновались китайцы. Сначала они построили храм, а затем вокруг него очень быстро появились многочисленные торговые ряды и лавки. Так возник крупнейший в Японии и существующий до сих пор Чайнатаун (китайский квартал).

Прочно обосновались в городе представительства крупных английских и американских торговых компаний. Но дальнейшее бурное развитие города и порта произошло уже после вступления на престол императора Мэйдзи, в 70-е и 80-е годы  XIX века. В 1872 году англичане построили первую в Японии железную дорогу, соединившую порт Йокогамы со столицей Токио. Позднее был построен городской водопровод, а в 1890 году была проведена электрификация города.

Но в 1923 году произошла сильнейшее землетрясение силой 8,3 балла. Йокогама и Токио были практически полностью разрушены. Сразу же вспыхнули пожары. Огонь, раздуваемый сильным ветром, уничтожил почти все, что уцелело после подземных толчков. В порту из цистерн прямо по поверхности воды разлился бензин и загорелся. Меньше часа понадобилось стихии, чтобы превратить процветающий город и порт в кромешный ад…

Как ни странно, но вблизи порта уцелело три каменных здания. Они, конечно же, тоже горели, но затем были восстановлены. Все они имеют надстройку в виде башни и являются местными достопримечательностями. Горожане называют их «Тремя башнями Йокогамы», каждая из которых имеет свое название.

Только к 1929 году, ценой невероятных усилий уцелевших жителей Йокогама возродилась из пепла, город и порт были полностью восстановлены. Очередное испытание обрушилось на город в самом конце Второй мировой войны, когда от американских бомбардировок было разрушено почти половина всех городских построек и портовых сооружений.

Но вернемся из исторического экскурса в наше время и продолжим знакомство с портом. Мы стоим на набережной, а у нас за спиной четырехэтажное здание портовой таможни светло-бежевого цвета, увенчанное башней, напоминающей по стилю, как ни странно, арабский минарет. Это и есть одна из «Трех башен Йокогамы», которую называют «Королева».

Современный порт Йокогамы утратил свою значимость в мире по сравнению с тем, что было сорок лет назад, но по-прежнему является крупнейшим портом Японии. В XXI веке самые большие порты мира находятся в Китае.

Мы направляемся к международному пассажирскому терминалу порта, который выглядит очень необычно. Если смотреть сверху, он немного похож на длинный корпус корабля, пришвартованного кормой к берегу. Он обшит деревом и напоминает деревянную палубу старинного парусника, а внутри  -  современнейший морской вокзал с небольшим концертным залом и морским музеем. У двух причалов этого терминала швартуются огромные океанские лайнеры, и именно отсюда большинство прибывающих по морю иностранных туристов начинают знакомство с Японией и её столицей.

Сверху, по дощатому настилу морского терминала, неторопливо прогуливаются многочисленные туристы и гости города, любуясь спокойными синими водами гавани на фоне красивого белого висячего моста, подставляя свои лица легкому, пропитанному морской солью, ветру, несущему ароматы великого и бескрайнего океана. Мало кто отказывает себе в желании сфотографироваться на фоне моста. Дождавшись, пока народ немного разойдется, мы тоже сфотографировались на память и сделали видеосъемку.

Примерно в полукилометре от терминала, пришвартованный кормой к берегу, у пирса на вечной стоянке стоит большой старый пассажирский корабль. Его стальной черный корпус с белой надстройкой, посередине которой возвышается черная труба, притягивает любопытные взгляды туристов. Несмотря на безупречный внешний вид,  этот корабль заметно отличается от современных круизных лайнеров и, несомненно, имеет весьма почтенный возраст. Это «Хикава-мару», историческая достопримечательность порта Йокогамы. Сейчас он превращен в музей, и на его борту также находятся несколько дорогих ресторанов.

«Хикава-мару» был построен на японской судостроительной верфи и в свой первый рейс вышел в 1930 году. Этот роскошный по тем временам лайнер длиной 163 метра перевозил около трехсот пассажиров, большая часть которых размещалась в каютах первого класса. На протяжении десяти лет он выполнял регулярные рейсы на трансокеанской линии, соединяющей Японию и Северную Америку, и ходил по маршруту Йокогама-Ванкувер-Сиэтл. Его пассажирами были члены японской императорской семьи, Чарли Чаплин и другие знаменитости того времени.  Во время Второй мировой войны корабль был передан японскому императорскому флоту и стал плавучим госпиталем. Он курсировал в водах Микронезии и морях Юго-Восточной Азии, подвергался бомбардировкам и в конце войны бал сильно поврежден. Окончание войны «Хикава-мару» встретил в судоремонтном доке в Йокогаме, и поэтому уцелел. После окончания войны  корабль был восстановлен и перевозил грузы для американской армии. Затем его вновь переделали в пассажирский лайнер, и он опять возил пассажиров на трансокеанской линии до начала 60-х годов, когда был поставлен на вечную стоянку. «Хикава-мару» - единственный из крупных японских кораблей, уцелевший с довоенных времен.

Покинув порт, мы направляемся в Чайнатаун, ориентируясь по навигатору, стараемся найти кратчайший путь. Современный китайский квартал Йокогамы является крупнейшим не только в Японии, но и в Азии. А в Японии китайские кварталы существуют еще в двух городах  -  в Нагасаки и в Кобе. Этнических китайцев, потомков тех торговцев из Шанхая и Кантона, что обосновались в Йокогаме полтора века назад, сейчас там проживает около шести тысяч. Они, несомненно, «японизировались», переняли местную культуру и обычаи, но сохранили традиции родины своих предков.
 
Главным духовным центром, «сердцем» Чайнатауна, является храм Кантэйбё. Вокруг него множество узких улочек, параллельных друг другу и пересекающихся под прямым углом. Это сплошные торговые ряды, где располагаются многочисленные лавки китайской еды и ресторанчики китайской кухни, небольшие магазины, торгующие сувенирами и китайскими товарами. Всего их около шестисот. С четырех сторон Чайнатауна, на самых широких улицах, находятся ворота, символизирующие определенный цвет и стороны света. Голубые восточные ворота символизируют процветание, белые западные символизируют мир, красные южные являются символом счастья, а черные северные  -  продолжение рода.

Следуя указанию навигатора, мы прошли по небольшой улице, свернули направо, пересекли еще одну улицу и вдруг сразу же оказались в начале одной из узких улочек Чайнатауна, не проходя через большие ворота. Раньше мне доводилось читать записки путешественников о китайских кварталах в других странах и о торговых районах в самом Китае в прошлые годы и века. Прежде всего, это невероятная скученность, грязь, антисанитария и ужасные запахи. Но то, что мы увидели в Йокогаме, коренным образом отличалось от всего этого: все улицы здесь заасфальтированы или выложены тротуарной плиткой, с краю обязательно есть ливневая канализация, везде идеальная чистота и порядок – безусловно, это влияние японской культуры и образа жизни. Просто глаза разбегаются от всевозможных китайских украшений, гирлянд, красных китайских фонариков, золотых драконов, иероглифов… На улицах преобладают красные и желтые цвета, как символы Китая. В стеклянных витринах выставлены красиво оформленные блюда китайской еды. То тут, то там поднимается пар или легкий дымок от жаровен и котлов.  Отовсюду идут удивительно вкусные, приятные и манящие запахи. Торговцы весело зазывают многочисленных туристов. Очень трудно удержаться, чтобы не купить, что-нибудь такое, экзотическое…

Вдоволь нагулявшись  по улочкам китайского квартала, мы вышли к голубым восточным воротам. Пройдя под этим китайским символом процветания и благополучия, мы покинули Чайнатаун и по оживленной улице вновь направились к набережной порта.
 
Вот впереди показался черный корпус корабля «Хикава-мару». Мы уже изрядно устали и присели на скамейку в парке на набережной, перед фонтаном. Заходящее солнце уже скрылось за силуэты городских зданий и еще освещало верхушки высоких зеленых деревьев. Словно завороженные, мы смотрели на прозрачные струи воды фонтана, в центре которого стояла фигура женщины с кувшином на плече. Фонтан опоясывала клумба с красивыми разноцветными цветами.  Кругом благоухающая зелень и ароматы воды и цветов… А где-то далеко, за тридевять земель отсюда, в заснеженном и морозном Челябинске продолжаются новогодние праздники. В голове не укладывалось, что сегодня 2 января.

Уже почти совсем стемнело. В парке на набережной зажглись фонари. Народу вокруг много, многие гуляют с детьми. На открытой площадке выступали уличные артисты-жонглеры. Вдали, освещенный гирляндами огней, стоит на вечной стоянке «Хикава-мару».

Мы идем на станцию метро. Сияют яркими разноцветными огнями аттракционы парка развлечений. Медленно вращается колесо обозрения с огромными светящимися электронными часами посередине. Красиво подсвечена огнями громада небоскреба «Ландмарк тауэр».

Бросив прощальный взгляд, пересекаем район «Минато мирай» и спускаемся на станцию метро, заходим в вагон и покидаем Йокогаму. Вот мне и удалось побывать в этом известном с детства по кружочку на географической карте, таком далеком и манящем японском городе. Сидя на мягком сиденье электропоезда, я попытался подытожить нашу сегодняшнюю поездку, выразить свои впечатления. Безусловно, Йокогама оправдала все мои ожидания. Далеко не все нам удалось посмотреть, но свои впечатление об этом городе, пожалуй, можно выразить так: это не столичный, но очень богатый и красивый приморский город.

Каких-то полчаса, и уже наша станция, выходим на Синдзюку.  Опять идем ужинать в полюбившуюся нам «Сайдзерию», а затем Дима проводил нас до станции метро. Подошел к концу наш третий день в Японии.