Наброски КП 2

Леонид Бликштейн
Карта Парадигм.

Дорогие читатели!

Вот уже почти три года я публикую на Прозе начальные версии своих работ по контекстологическому анализу. Все эти работы используют одну и ту же разработанную мной терминологию, которая постепенно усложняется и уточняется. И хотя я стараюсь давать побольше пояснений в самих текстах, очевидно для многих этот терминологический аппарат становится серьезным препятствием. Таким образом возникает необходимость создания терминологического словаря.

Предлагаемый вашему вниманию список терминов с краткими пояснениями положит начало такому словарю. Я буду понемногу расширять и детализировать его по мере возможности, так чтобы он когда нибудь превратился в настоящий содержательный словарь.

Основными статьями, которые необходимы для понимания контекстного анализа являются статья "контекстные поля", где дается список экзистенциальных контекстных полей, статья "контекстограмма", где описываются философские истоки контекстограммы и ее структура в пределах экзистенциального уровня идентичности, а также статья "месономный цикл", где описывается атрибутивный/месономный/монадологический уровень идентичности и его взаимодействие с экзистенциальным уровнем, а также дается список месономных контекстных полей.

Познакомиться с этими тремя статьями и обращаться к ним в дальнейшем по мере необходимоти я рекомендую любому читателю, который хочет всерьез осмыслить и использовать метод контекстного/контекстологического анализа.

Агатономика. Смешанная месономно-экзистенциальная парадигма идентичности IAJB и связанная с ней смысловая модальность. См. также модальности.

Агономика. HBF. Парадигма третьей степени (четвертинка), образованная дифференциальной НВ и инструментальной HF линиями в сочетании с правой половиной верхней сигнификативной горизонтали FB. Примеры употребления: В отличие от симметричной ей (и расположенной по другую сторону центральной вертикальной оси) парадигмы общих для всех правил регуланомики HAF и основанной на этих правилах A общечеловеческой солидарности (ср. регуланомное по своей сути учение Толстого)агономика HBF (от латинского agere действовать, толкать вперёд) ориентируется на контекстное поле В конкретных жизненных форм и национальных культурных традиций (ср. защита приоритета конкретных культурных и социальных форм и учреждений в статье Семена Франка в Вехах). В основе агономики подчеркивание не общего, а исключительного, например героического поступка, дающего герою право на общественное признание и соответственно более высокое положение на расположенной вдоль дифференциальной линии НВ лестнице социальных статусов. При этом такое положение обусловленно именно личными качествами носителя агономики в рамках восходящей социальной мобильности, а не его происхождением, как в более архаической нисходящей парадигме сословно-иерархической морфономики BHD.

Аксиономика. Смешанная экзистенциально-месононая парадигма идентичности DAJ, где J верхнее центральное контекстное поле Блага/смысловых соответствий, A верхнее левое контекстное поле общих принципов справедливости и истины, а D нижнее левое контекстное роле мира/рынка, которое согласно пифагорейским представлениям (усвоенными Платоном) является темницей души. В книге Алфавит значений аксиономика используется для отображения идей пифагорейцев об избавлении души через практику следования принципам истины и справедливости и достижение гармонического резонансного равновесия. Числовой вариант контекстного анализа (о нем см книгу Числа и идентичность) устанавливает интересные числовые соответствия для этой парадигмы. Числовое значение нижнего контекстного поля мира/рынка D 5. Это Пифагорейская пятиконечная звезда (пентаграмма, впоследствии заимствованная масонами и неопифагорейскими революционерами, такими как автор повлиявшего на Маркса протокоммунистического сочинения Заговор равных сподвижник Бабефа Филипп Буонаротти,а затем и коммунистами). Число 5, умноженное на числовое значение верхнего левогокониекстного поля А 2 даёт числовое значение центрального верхнего месономного поля J 10, которое пифагорейцы считали священным числом. В отличие от пифагорейцев коммунисты использовали не аксиономику DAJ, а редукционистскую экзистенциальную парадигму экзономики DAF (см. экзономика)в качестве основной парадигмы идентичности

Актономика, месономная парадигма идентичности, совпадающая с контуром большего квадрата JLKM контекстограммы. См также месономный цикл. Актономика включает в себя в качестве своей главной части четыре центральных оси парадигм интегративного взаимодействия между месономным и экзистенциальным уровнями идентичности. Эти парадигмы: агатономика, сюнетономика, асперономика и софрономика в свою очередь служат основой для одноименных актономных контекстных модальностей. Использование различных смысловых факторов, относящихся к этим модальностям, для внутреннего смыслового ориентирования определяет содержание сюнетологии, как практической системы внутренней работы. Актономика, как парадигма месономного цикла может быть противопоставлена субактономике FEHG как парадигме замкнутого на себя экзистенциального цикла см. субактономика. О таком противопоставлении может идти речь например в известной притче Иисуса о Марии и Марфе.

Акцептономика. IDK. Левая (а от наблюдателя правая ) половина асперономики IDKC. Парадигма принятия трудного и приниженного положения, как необходимого внутреннего испытания и как новой точки отсчета, что открывает возможность нового подъема и творческой инициативы в рамках правой половины асперономики, то есть инцептономики IKC. В книге Струны понимания я использую эти парадигмы для описания внутренней работы Иосифа в рассказе о первых годах его пребывания в Египте в библейской книге Бытия.

Аллономика. HDA. Образована сочетанием левой половины нижней репрезентационной горизонтали HD (ценности/рынок)с референциальной полувертикалью НА (ценности/принципы=научное знание как совокупность общих правил)и номотетической левой боковой вертикалью DEA (рынок/чужие/истина). Эта парадигма идеалистов индивидуального самообразования и преодоления отчуждения через расширение социального пространства за счёт его реорганизации на основе общих для всех принципов истины и справедливости. Одна из основных парадигм для северных противников рабства (таких как Линкольн и Фредерик Дуглас), веривших в самообразование и самосовершенствование энергичных выходцев из низов (DE)любого происхождения. В России получила распространение в конце 19/начале 20 века, например у Горького. Выражает приоритет общего/индивидуального/общественного над частным и отдельным, выборов над связями и в этом смысле противоположна проксимономике НВС, как распространённой на рабовладельческом Юге США (но активно подрывавшейся его интеграцией в мировой рынок во время хлопкового бума середины 19 века) парадигмы иерархической патриархальной домашности см проксимономика.

Альтерономика. CAD. Образована сочетанием нормативной диагонали СА с нижней репрезентационной горизонталью CD и левой номотетической вертикалью AD. Также как другие парадигмы второй степени (половинки) формирует свою контекстную группу, в которую входят полувертикальные парадигмы идеономики САН и аллономики HAD с одной стороны и полугоризонтальные парадигмы харитономики CED и социономики САЕ с другой. Альтерономика является одной из основных парадигм социальной и культурной горизонтализации в восходящей и критической фазе развития рыночных обществ. Дело в том, что в такие периоды распространение рынка (см. Дианомика) и образования (см. периномика) ломает старый иерархический и замкнутый проксимономный и морфономный уклад жизни. Таким образом возникает необходимость идейного переосмысления культуры и религии в плане перехода к менее насильственным и авторитарным формам, основанным на сочувствии к иному (харитономика)и горизонтальном общественном сотрудничестве (социономика). В этом ключе стоит рассматривать например критику авторитарной традиционалистской морфономной иерархичности в проповеди Иисуса. Иисус противопоставляет ей идеономную полувертикальность СНА ориентированной на истину А автономной личности С, интуитивно увязывающей свои ценностные ориентиры Н не с традиционными обычаями, статусными различиями и жизненными формами (верхнее правое контекстное поле обычаев и жизненных форм В и дифференциальная полувертикаль НВ), а с общими принципами истины и справедливости А через референциальную полувертикаль интуитивного познания НА. Ср. известное "идеономное" высказывание Иисуса о том, что его учеников Н сделает свободными С познание истины А. Вместе с тем для Иисуса, также как и для вдохновлявшего его более раннего автора второй части книги Исайи с его критикой внешней и насильственной религиозности, характерен глубокий интерес к парадигме горизонтального милосердия харитономике CED (ср.  Харитономную притчу о самарянине). В новоевропейском революционном контексте социономика, как парадигма горизонтальных общественных обязательств и взаимодействия отрывается от харитономики (ср. ненависть революционных марксистов, например Ленина к "фальшивой" буржуазной филантропии), а идеономика сочетается с аллономикой.

Асперономика. IDKC. Смешанная месономно экзистенциальная парадигма идентичности  и связанная с ней смысловая модальность. Название происходили латинского слова asperus трудный. Это парадигма затруднений (внутренних и внешних), усилий (внутренними внешних), невзгод, опасностей, уничижения и умаления. О ней см. ниже статью "месономный цикл", шаги 4 и 5. Более подробно я рассматриваю ее вместе с тремя другими актономными парадигмами/модальностями в книге Струны понимания.

Ассоциативная линия. CE. Соединяет нижнее правое конекстное поле автономной личности С со средним левым контекстным полем "чужих" Е. Основные парадигмы, которые включают эту линию, которая отображает сочувствие и взаимопонимания это горизонтальные и полугоризонтальные парадигмы межчеловеческого общения и сотрудничества: этономика СЕВ, харитономика CED и другие. Исключением является рыночная парадигма прециономики СЕН, где эта линия тематизирует деловые отношения. В просопономике CEF, как основной парадигме новоевропейского рыночного гражданского общества ассоциативная линия уравновешивает симметрично расположенную по другую сторону нормативной диагонали СА диссоциативную линию CF личного успеха и карьеры.

Версономика. DIF. Образована сочетанием нижней половины ID формативной диагонали DB с верхней половиной IF центральной инструментальной оси FH с распорядительной линией FD неограниченной власти субъекта власти F над ресурсами в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D. Основной смысл этой парадигмы это закулисная манипуляция DI мнением IF носителей власти с тем, чтобы добиться желательных изменений в их политике FD. Основная парадигма интриг и коррупции.

Гедономика. BDG. Представляет собой сочетание формативной диагонали BD (в нисходящем векторном прочтении, то есть от традиционных жизненных форм к миру/рынку) верхней половиной BG правой боковой идиографической вертикали BC и с победительной/перформативной линией, соединяющей среднее правое контекстное поле "своих" инсайдеров G с нижним левым контекстным полем мира/рынка D. Такие римские императоры как Калигула и Нерон, ненавидевшие морфономную и тимономную аристократию (опорой которой являлась общая для морфономики ВНD и тимономики BHG дифференциальная полувертикаль ВН жёсткой лестницы социальных статусов)и в то же время постоянно нуждавшиеся в одобрении театральной толпы D среди которой они выбирали собственных приближенных/инсайдеров G, например вольноотпущенников и актеров, активно пользовались этой парадигмой для утверждения безусловного характера своей власти неограниченной аристократическими традициями.

Гипономика. HAB. Эта парадигма общественного служения (нижнее центральное контекстное поле Н объектов/работников/ценностей) интегрированной интенсивным самосознанием и преодолевшей самость личности ради истины/справедливости А и жизни В была одной из основных для Сократа и Иисуса. Платоновская Апология Сократа то есть речь философа перед афинским судом (верхняя точка экономики CFD то есть верхнее центральное контекстное поле субъекта власти F) даёт о ней хорошее представление. Гипономика с ее "перевёрнутой" (выражающей глубокую мысль Иисуса о необходимости служения большего меньшему)нижней вершиной Н, двумя боковыми сторонами в виде дифференциальной НВ и референциальной НА полувертикалей и верхнего сигнификативного основания АВ симметрично противопоставлена основной рыночно-властной парадигме эгономики CFD.

Демонстраномика. FED. Парадигма властной манипуляции и пропаганды, в которой отчуждённая действительность (левое среднее контекстное поле "чужих" Е) низводится субъектом власти F до уровня полностью контролируемого ресурса (левое нижнее контекстное поле мира/рынка D и распорядительная полувертикаль FD)например с помощью уничтожения или подделки улик, а данные прежде обещания (угловая обязательственная диагональ FE)игнорируются.

Дианомика. CGED. Речь идёт о нижней половине среднего квадрата ABCD контекстограммы, верхняя грань дианомика проходит по центральной горизонтальной коммуникативной оси GE.Это парадигма рыночного взаимодействия, насколько такое взаимодействие укладывается в рамки горизонтального обмена. Выше ее расположена другая горизонтальная парадигма периномика GBAD, парадигма грамотности, образования и общественного мнения, которая делит с дианомикой центральную коммуникативную горизонталь. Развитие этих связанных между собой горизонтальных парадигм (например во Франции 18 века и в России 19-начала 20 веков) поставило под вопрос господство прежних вертикальных и полувертикальных авторитарно иерархических парадигм, таких как морфономика BFD.

Диссоциативная линия. CF. Внутри эгономики CFD и катаномики CFA диссоциативная линия карьеры и успеха вступает в противоречие с нормативной диагональю СА, связывающей нижнее правое контекстное поле автономной личности С с верхним левым контекстным полем принципов А. Внутри правой консервативной эндономики CFB эта линия связана с культом власти (верхнее центральное контекстное поле субъекта власти F) как гаранта сохранения общественных традиций и устоев В.

Дифференциальная линия. HB. Полувертикаль, соединяющая нижнее центральное контекстное роле ценностей Н и верхнее правое контекстное поле традиционных "совершенных" жизненных форм В. На этой полувертикали НВ организована существующая в обществе лестница социальных статусов. Таким образом эта полувертикаль играет важную, а иногда центральную роль в таких парадигмах, как агономика HBF, морфономика HBD и проксимономика НВС.

Дифферономика. JLK. Основная парадигма левой (разделительной и очистительной )части месономного цикла. См Месономный цикл фазы 1-4.

Идеономика. AHC. Парадигма идейной авторитарной власти, опирающаяся на референциальную полувертикаль АН противопоставленная морфономике BDH, парадигме традиционной сословно иерархической авторитарной власти, опирающейся на дифференциальную полувертикаль ВН.

Идиографическая линия. CНВ. Правая боковая вертикаль среднего квадрата контекстограммы, соединяющая нижнее правое контекстное поле личности С с верхним правым контекстным полем традиционных жизненных форм В (и связанных с ними правил и обычаев)через среднее правое контекстное поле "своих" В.

Избирательная диагональ. HG. Одна из угловых диагоналей среднего квадрата контекстограммы (которые одновременно являются сторонами меньшего квадрата).Соединяет нижнее центральное контекстное поле ценностей Н со средним правым контекстным полем "своих" G.

Изотропность. Частичное или полное геометрическое подобие между различными парадигмами, так что одну из них можно получить в результате смещения, расширения и сжатия другой вдоль определенной оси.

Инструментальная ось FH. Центральная вертикаль среднего квадрата ABCD контекстограммы, соединяющая верхнее центральное контекстное роле субъекта власти F с нижним центральным контекстным полем Н объектов/ценностей.

Интенсоры. Смысловые факторы, приводящие к росту интенсивности и интегрированности различных контекстных полей и связок внутри данной конфигурации идентичности.

Инцептономика. IKC. Правая часть асперономики IDKC. Выражает способность реализовывать экзистенциальные выборы, подготовленные акцептономным самоумалением IDK и сделанные в нижнем центральном месономном контекстном поле выборов/смысловых ориентаций в виде стратегических инноваций и инициатив внутри правого нижнего контекстного поля автономной личности С.

Катаномика. CAF. Основная парадигма либерального сознания. Характеризуется сочетанием нормативной диагонали СА с диссоциативной полувертикаль CF карьеры, связей и успеха. Возникающие внутренние противоречия между этими глубоко различными ориентациями маскируются правилом действий согласно закону (законности, отсюда название этой парадигмы, греческий предлог kata значит согласно чему либо)которому придаётся большое значение внутри этой парадигмы.

Квантономика. DKC. Нижняя месономная половина асперономики. В отличие от верхней прагматономной половины, ориентированной на движение от C к D включающая умаление и уничижение квантономика ориентирована на движение от D через К к правому нижнему контекстному полю автономной личности. В данном случае имеется в виду духовная автономия личности, позволяющая ей не быть игрушкой собственных желаний, такое понимание автономии конечно радикально отличается от ее обычного распространённого понимания, интерпретирующего автономию как право личности следовать собственным желаниям независимо от того, соответствуют ли они месономной динамике логосов.

Коммуникативная ось. GE. Центральная горизонтальная ось контекстограммы, связывающая среднее левое Е и среднее правое G контекстные поля "чужих" E и "своих" G эта линия тематизирует как конфликт (например в качестве центральной оси неономики AGD) так и сотрудничество (например в качестве центральной оси этономики ВЕС). В центрально радиальном числовом прочтении (о числовом варианте контекстного анализа см.числовые формы, а более подробно книгу Числа и идентичность)коммуникативная ось даёт числовой код знаменитого Золотого сечения I 1 E 6 I 1 G 8 то есть 1, 618.

Коннектономика. CIE. Образована сочетанием нижней половины CI нормативной диагонали СА с ассоциативной полугоризонталью СЕ и левой (от наблюдателя правой) половиной IE коммуникативной горизонтали GE. Парадигма добровольного товарищества и сотрудничества, не местной, а ролевой (например профессиональной или идейной) солидарности.

Конструктономика. FGC. Представляет собой сочетание диссоциативной полувертикали CF с позиционной угловой диагональю FG и нижней половиной CG (где С это нижнее левое контекстное поле автономной личности, F центральное верхнее поле субъекта власти, а G среднее правое роле "своих" (инсайдеров). Внутри этой парадигмы личность сама конструирует и проецирует желаемую ей идентичность с учетом соотношения с субьектом власти и параметрами искомой группы "своих".

Контекстные группы. Сочетания различных парадигм идентичности в ходе смысловых взаимодействий нередко образуют группы, внутри которых одна из парадигм играет ведущую роль. Часто такая роль связана с тем, что данная парадигма включает в себя другие. Поэтому парадигмы второй степени по определению образуют контекстные группы, куда могут входить соответствующие четвертинки и восьмушки, то есть парадигмы третьей и четвертой степени.

Контекстные поля. Углы и середины сторон трех квадратов контекстограммы которые в контекстном анализе имеют буквенные обозначения и играют роль смысловых узлов, обладающих определенными значениями. Ниже я даю список контекстных полей и их значений. Отсчет начинается с верхнего левого (а от наблюдателя правого) угла среднего квадрата контекстограммы и идет в алфавитном порядке против часовой стрелки.

А верхнее левое поле общих универсальных принципов и норм, таких как истина и справедливость. В верхнее правое поле конкретных устойчивых и сравнительно совершенных жизненных форм, обычаев и традиций. С нижнее правое поле автономной личности, D нижнее левое поле мира/рынка, как полухаотического агрегата постоянно меняющихся жизненных элементов, их неустойчивых сочетаний и процессов роста и разрушения. Е (угол меньшего квадрата EFGH в середине стороны DA среднего квадрата ABCD)поле "чужих" аутсайдеров в левом конце центральной коммуникативной оси, F верхнее центральное поле субъекта власти посередине верхней сигнификативной горизонтали АВ, G поле "своих", инсайдеров в правом конце коммуникативной горизонтали, H поле ценностей и объектов власти в нижнем конце центральной вертикальной инструментальной оси FH, посередине между C и D. Объяснение значений контекстных полей большего месомного квадрата даётся в отдельной статье "месономный цикл".

Контекстные установки. Различные тематизации (прочтения) одной и той же парадигмы идентичности ее носителями в зависимости от ударения на тех или иных линиях и углах такой парадигмы. Таким образом смысл парадигмы может варьироваться в зависимости от ситуационного выбора установок.

Контекстограмма (матрица идентичности). Основная диаграмма на использовании которой основан разрабатываемый автором метод контекстного/контекстологического анализа. Состоит из трех квадратов меньшие из которых вписаны в большие таким образом, что углы меньших квадратов совпадают с серединами сторон больших. Углы и середины сторон всех трех квадратов, а также центр всех квадратов получают буквенные обозначения и соответствуют определенным смысловым контекстным полям. См. контекстные поля. Автор обнаружил контекстограмму (а точнее два ее меньших квадрата) в начале 2007 г. в ходе своих попыток с помощью диаграмм осмыслить теоретические предпосылки философии Ханны Арендт. Полезным для него также оказалось сделанное с помощью диаграммы сравнение философии Платона (идеи как принципы контекстное поле А), Аристотеля (идеи как формы, контекстное поле В) и Сократа (идеи как нормы личного поведения, контекстное поле автономной личности С и нормативная диагональ СА, как опора для философского критического осмысления идеографической вертикали СВ, связанной с мнениями, обычаями и традициями).

Такое сравнение и ключевая роль Сократа на нормативной диагонали СА выглядело особенно интересно, если предположить, что нисходящее движение по формативной диагонали BD из верхнего правого контекстного поля В устойчивых культурных жизненных форм к хаосу и вечной изменчивости нижнего левого контекстного поля мира/рынка D соответствовало ярко описанному Шпенглером спуску от культуры к цивилизации.

Но настоящей находкой, впервые заставившей автора всерьёз заняться разработкой контекстограммы, было сопоставление конфликта между истиной А и жизнью В в философии Ницше (особенно в Генеалогии морали)и конфликта между общественным производством в контекстном поле мира/рынка D и частным присвоением в контекстгом поле автономной личности С в философии Маркса. Если прибавить к этим разрывам на верхней и нижней горизонтали разрыв между "чужими" Е и "своими" G на центральной горизонтальной оси мы получаем сжатое, но поразительно емкое описание кризиса новоевропейского сознания середины 19-начала 20 века той эпохи, которую я до этого 10 лет изучал в ходе работы над своей диссертацией по истории русской философской мысли.

Мне было совершенно ясно, что сам по себе без этой диаграммы я до этих сопоставлений никогда бы не додумался несмотря на их интуитивную очевидность. Но это означало, что матрица идентичности (так я тогда называл контекстограмму) не была просто моей субъективной конструкцией, а так или иначе отражала подлинные глубинные культурные, а может быть и природные симметрии. С осознания этого потенциала контекстограммы и начался мой контекстологический проект.

По мере того, как я размышлял о философских предпосылках контекстограммы мне становилась ясна роль философии диалога у Бубера и в ином виде коммуникативного действия Арендт/Хабермаса (противопоставление горизонтального диалогического отношения GE вертикальному инструментальному FH), неокантианского различения между индивидуальными уникальными культурными ценностями (правая боковая идиографическая вертикаль ВС) и безличными общими научными закономерностями (левая боковая номотетическая вертикаль AD, сама терминологическая пара номотетический/идиографический идёт от Баденских неокантианцев Виндельбанда и Риккерта) и наконец различения между первичностью (нижняя репрезентационная горизонталь CD), вторичностью (средняя коммуникативная горизонталь GE) и тройственностью (верхняя сигнификативная горизонталь АВ) в семиотике Чарльза Пирса.

Однако будучи историком я не очень зацикливался на этой философской родословной контекстограммы, поскольку меня гораздо больше интересовал вопрос о том, как можно применить ее для изучения истории мысли и истории экзистенциальных общественных кризисов, таких как Пелопоннесская война в Древней Греции, возникновение христианства и восстание Иудеи против Рима, Реформация, Французская революция, Гражданская война в США, революция и Гражданская война в России, первая и вторая мировые войны.Большая часть моей конкретной исследовательской работы с контекстограммой так или иначе связана с этими темами.

Конферономика. KMJ. Правая (а от наблюдателя левая) половина месономного цикла см. месономный цикл.

Месономный цикл. Цикл развития идей/логосов/монад, отображаемый в контекстограмме третьим большим квадратом JLKM, середины сторон которого совпадают с углами среднего квадрата АBCD. Это совпадение указывает на включенность экзистенциального уровня идентичности в энергетику развития интуиций/логосов, описанную у досократиков Гераклита и Эмпедокла и более чем два тысячелетия спустя осмысленную Лейбницем как развитие монад. Очень важно иметь в виду, что постоянная энергетическая связь экзистенциального уровня идентичности с более глубоким месономным/атрибутивным уровнем необходима для нормального развития индивида и общества. Когда эта связь серьезно нарушается возникают экзистенциальные общественные кризисы (см.)поскольку нехватка смысловой энергии внутри системы ведет к интенсивному соперничеству между различными контекстными полями и парадигмами экзистенциального уровня за исчезающие запасы смысловой энергии. Соответственно носители разных парадигм идентичности вступают в конфликт между собой, не сознавая, что в основе этого конфликта лежит кризис энергетического снабжения и опосредования напряжений между различными контекстными смысловыми центрами.

Главной причиной частичного разрыва между месономным и экзистенциальным уровнями является подмена смысловых поисков и связанных с ними знаний моментальными интересами и погоней за материальной выгодой. Упадок созерцания, ориентированного на месономные смысловые центры, таким образом ведет к постепенной атрофии смысловых каналов, соединяющих месономный и экзистенциальный уровни идентичности. Эти смысловые каналы и связанный с ними образ текучей воды/смысловой энергии/интуиций (включенных в поток универсального Логоса)имеются в виду в 55й главе книги Исайи и в 7й главе Евангелия от Иоанна, где Иисус обращается к присутствующим в Храме с призывом идти к нему за живой водой, т.е. за духовной энергией интуиций/логосов. Вот эти тексты:

1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.
2. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.
3. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.
4. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
5. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя.
6. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
7. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
8. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —
11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
12. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.
13. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
(Исаия 55:1-13)

37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
(Евангелие от Иоанна 7:37-39)

Мой анализ первоначального христианства в книге Паруса Ойкумены показывает огромную роль месономного цикла в жизни и мировоззрении христианской общины в этот ранний период.

Ну а теперь попробуем реконструировать хотя бы в общих чертах динамику самого месономного цикла, как он отображен в контекстограмме. Он состоит из 8 шагов/фаз.

1) JA т.е. движение еще неоформленных интуиций от верхнего центрального месономного контекстного поля смысловых соответствий/резонансов/Блага к левому верхнему экзистенциальному полю А общих принципов истины и справедливости, в данном случае выступающих в качестве критериев для осмысления этих интуиций,

2) АL т.е. движение от А к среднему левому боковому месономному контекстному полю разделения/анализа/смысловых полярностей L, где те же интуиции внутри сюнетономной парадигмы сердечного понимания IALD выступают, как динамические полюса для разграничения и структурирования данных человеческого опыта, что оказывается возможным, когда сердце наблюдателя (центральное контекстное поле I смысловых взаимодействий ) соотносится с левым боковым полем смысловых полярностей L через ставший прозрачным “окном”, т.е. избавленный от самости, поверхностного осуждения/отчуждения и субьективистского зеркального двоения геометрический центр сюнетономной парадигмы контекстное поле “чужих” Е (оно расположено посередине между I и L на той же центральной коммуникативной горизонтали GE). В данном случае расчищенного от зеркальности “окна” E фундаментальная инаковость божественного слова L (ср. выше  в тексте Исайи: “ 8. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. “) оказывается предпосылкой подлинного диалога, невозможного ни с зеркальными двойниками, ни с отчужденными, осужденными и презираемыми “чужими” (сам Иисус в Нагорной проповеди требует от своих учеников преодоления такого осуждения/отчуждения путем сюнетономного контакта между I и L через “оконное” Е)

3) LD т.е. движение от L к нижнему левому экзистенциальному полю мира/рынка D, как центру полухаотической фрагментации, спонтанных смешений, искушений и новых сочетаний/рекомбинаций.  Таким образом мир/рынок D представляет собой элемент спонтанности, свободы/необходимости и непредсказуемости внутри динамики реальности, необходимый как стохастическое дополнение к универсальной закономерности, представленной верхним левым контекстным полем А. Внутри контекстного поля D смысловые полярности логосов/интуиций L предстают как внутренние противоречия и безвыходные антиномии, которые разрешаются только с помощью вечной борьбы/войны (о которой так много писал Гераклит) и связанного с ней постоянного разрушения/смерти вещей и сущностей, согласно принципу “царство, разделившееся в самом себе не устоит”.

4)DK и 5)КС. Нижняя парадигма экзистенциально месономного взаимодействия асперономика (от латинского слова asperus трудный, тяжелый) IDKC (где К это нижнее центральное месономное контекстное поле смысловых ориентаций/выборов/неделимости, а С это нижнее правое экзистенциальное контекстное поле автономной личности) и в особенности ее нижняя месономная половина квантономика DKC тематизируются теми,, кто испытывает мировую несправедливость, противоречия, хаос и зло и с помощью труда, терпения и самоумаления, характерного для “узкого пути” преодолевает их и интегрирует содержащуюся в них жизненную энергию в позитивно ориентированное нижнее центральное месономное контекстное поле К, которое с помощью созерцания и покаяния устанавливает контакт с верхним центральным месономным контекстным полем J Блага/смысловых соответствий/резонансов, которое в библейской символике вообще и в частности в приведенном выше отрывке из Исайи (Ис 55:2)связывалосъ непосредственно с Богом (ср. замечание Иисуса о том, что только Бог является источником Блага Мф 19: 17). Я подробно рассматриваю различные тематизации асперономики (и соответственно 4й и 5й шаги/фазы месономного цикла)в посвященных библейской истории об Иосифе и его братьях главах книги Струны понимания.

Это соотношение Бога в J с нижним центральным месономным контестным полем К, а также с правым боковым месономным полем М синтеза/духовных сущностей/храмовой общности описывается в другом тексте из книги Исайи:

"Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
16. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.
17. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лицо и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.
18. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его.
19. Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его.
20. А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
21. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
(Исаия 57:15-21)

Если упоминание о сокрушенных сердцем в этом тексте относится к квантономике DKC т.е. к нижней месономной половине асперономики IDKC с ее основными идеями покаяния, самоуничижения, молитвы и созерцания, то упоминание о предшествующих квантономному повороту “корыстолюбии” и самости (“пошел по пути своего сердца” Ис 57: 17) относится к верхней “деловой” половине асперономики, а именно к прагматономике CID и связанной с ней рыночной прагматономной субьектности. В данном случае перенос центра тяжести внутри асперономной парадигмы от прагматономики к квантономному покаянию приводит к обещанию исцеления и мира (Ис 57: 18-19).

Четвёртый шаг DK, понятый интенсивно (а не экстенсивно и поверхностно) может тематизироваться акцептономикой IDK, левой (а от наблюдателя правой половиной асперономики IDKC. Такая тематизация означает, что человек (и общество)принимает ответственность за трудное положение в котором он оказался и готов перестать считать себя пассивной жертвой людей и обстоятельств, отложить в сторону жалобы и эскапизм и начать действовать внутри этого положения, тем самым приняв его за новую точку отсчета.

Такая активная (а не прежняя реактивная) позиция открывает возможность интенсивной тематизации пятого шага KC в рамках инцептономики IKC (от причастной формы латинского глагола incipio начинаю). В ходе интенсивной тематизации этого шага человек получает возможность укорениться, т.е. связать свои планы и начинания в правом нижнем экзистенциальном контекстном поле автономной личности С с глубинными смысловыми соотношениями JK между верхним центральным месономным контекстным полем J Блага/смысловых соответствий/резонансов и нижним центральным месономным контекстным полем К неделимости/самоумаление/квантовых выборов/смысловых ориентаций. Таким образом интенсивная тематизация акцептономики даёт возможность сделать квантовый выбор (т. е. такой выбор, который преодолевает разделённость субъекта объекта в рамках инструментальной части FH вертикальной оси JK и тем самым не просто поверхностно решает проблему, но меняет саму постановку вопроса т е параметры исходной ситуации, также как в квантовой механике выбор, сделанный наблюдателем меняет характер самого события). Интенсивная тематизация инцептономика в рамках пятого шага цикла позволяет сделать этот выбор правильным и энергетически укоренённым, то есть действенным.

6 и 7)СМ шестой и МВ седьмой шаги месономного цикла могут быть интенсивно тематизированы в рамках софрономики ICMB смешанной месономно-экзистенциальной парадигмы идентичности. Внутри христианского варианта сюнетивизма софрономика углубленно разрабатывается в посланиях апостола Павла и прежде всего в Первом послании к Коринфянам. Само название этой парадигмы образовано от греческого слова Sophrosyne, что значит "мудрость". Мудрость это прежде всего способность личности С интегрировать общие правила (нормативная диагональ СА и левая номотетическая вертикаль DA) и конкретные обстоятельства (нижнее левое контекстное мира/рынка D и формативная диагональ DB) таким образом, чтобы их связь была устойчивой и способствовала бы развитию относительно совершенных и пребывающих жизненных форм в верхнем правом контекстном поле жизненных форм В.

Павел связывает правое боковое месономноe контекстное поле М синтеза/смысловых сущностей прежде всего с верой в исполнение данных Богом в Иисусе обетований воскресения и вечной жизни. Таким образом центральная ось софрономики правая идиографическая вертикаль СВ, которая для ортодоксальных фарисеев и ревнителей Закона была тематизирована галахическим буквальным соблюдением заповедей в рамках экзистенциальной парадигмы "своих" G оригономики BIC (от латинского слова origо происхождение),для Павла тематизируется духовной, месономной парадигмой телеономики СМВ, в которой свободное решение личности С(например "отца верующих" Авраама)в пользу безусловного доверия к божественным обещаниям В позволяет превратить статическую данность соблюдения в динамическую перспективу внутреннего духовного роста и совершенствования аналогичного росту дерева, посаженного при источниках вод(месономных интуиций/ логосов ) в первом псалме. Новые духовные сущности и новая общность верующих в контекстном поле М, будучи соотнесены с разработанным самим Иисусом левым сюнетономным полем контекстного анализа/смысловых полярностей L, позволяют преодолеть противоречие между " своими" G и "чужими" Е (знаменитое утверждение Павла о том, что во Христе "нет ни эллина ни иудея") на центральной горизонтальной коммуникативной оси МGIEL также как связь между нижним К и верхним J снимает разделённость между субъектом и объектом, наблюдателем и наблюдаемым на центральной вертикальной инструментальной оси JFIHK (об этом см выше описание пятого шага).

8) BJ восьмой завершающий шаг месономного цикла означает переход интуиций/логосов от жизненных форм В к смысловым соответствиям/Благу J, который в христианском сюнетивизме Павла связывается прежде всего с любовью, например в знаменитом гимне любви в 13й главе первого послания к Коринфянам, где Павел считает любовь выше и значимее самой веры.

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по;младенчески говорил, по;младенчески мыслил, по;младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(Первое послание к Коринфянам 13:1-13)

Символономика IBJA, смешанная экзистенциально-месономная парадигма идентичности тематизирует этот шаг.

Тот факт, что я использую библейский символизм для описания и анализа месономного цикла, вовсе не означает, что этот цикл ограничен рамками еврейского и христианского монотеизма. Он в тех или иных формах прослеживается и в древнегреческой философии Гераклита, Эмпедокла, Сократа и Платона и в современном естествознании (в особенности в квантовой механике и теории струн)и в китайском даосизме и в буддизме и в мусульманском суфизме и в индуистских Упанишадах и Веданте. Иными словами этот цикл представляет собой динамику глубинных пластов любой человеческой культуры. Более того, числовой вариант контекстного анализа ( о нем. см. ниже статьи "нумерационные формы" и "числовые формы", а более подробно книгу Числа и идентичность ) показывает, что этот цикл присутствует и в самой природе, точнее говоря в ее глубинных структурах и симметриях. Именно поэтому он имеет универсальное значение и его интенсивное использование необходимо для развития личного и общественного самосознания.


Мерономика. DIA. Парадигма определённого собственными выборами (например между ориентацией на принципы справедливости IA или на рыночную выгоду ID)симметричного социального взаимодействия (ср. замечание Иисуса: "Какою мерой мерите отмерено будет вам"). При определённых обстоятельствах (например во время революций) может выступать в качестве парадигмы социального возмездия.

Модальности. Те или иные аспекты смыслового взаимодействия внутри контекстограммы, которые не являются жёстко связанными с определённой парадигмой, а скорее выражают
общие тенденции такого взаимодействия. К настоящему моменту в контекстном анализе выделены и используются шесть типов таких смысловых модальностей, но на самом деле их конечно гораздо больше. См. Позиционная модальность, транспозиционная м., сюнетономная м., асперономная м., софрономная м., агатономная м. Модальности в свою очередь состоят из смысловых факторов, которые можно подразделить на интенсивные (способствующие смысловой интеграции данной конфигурации идентичности) и экстенсивные, способствующие ее фрагментации.

Морфономика. BDH. Образована сочетанием дифференциальной полувертикали ВН социальных статусов с формативной диагональю BD, обозначающей связь аристократии В с рынком D. Распространённая парадигма характерная для рыночно-властных иерархических структур, например в Древнем Риме эпохи Поздней Республики и Ранней Империи, рабовладельческого Юга США в период мирового хлопкового бума, Британской Индии, Российской империи в конце 19-начале 20 века. Комбинация сословного общества с рыночной экономикой.

Номотетическая линия. AD. Левая (а от наблюдателя правая) вертикаль среднего квадрата контекстограммы, связывающая верхнее левое контекстное поле общих принципов А с нижним левым контекстным полем мира/рынка. Название взято у Баденских неокантианцев Виндельбанда и Риккерта, для которых номотетический ряд природных научных закономерностей выражал собой безличное общее противопоставленное уникальным ценностям идеографического культурного ряда (в контекстограмме правая вертикаль ВС).

Нормативная диагональ. CA. Одна из двух основных диагоналей среднего квадрата, связывающая нижнее правое контекстное поле автономной личности С с верхним левым контекстным полем общих принципов А. Играет основную роль в левосторонних нормативистских парадигмах идентичности, таких как просопономика, социономика и катаномика.

Обязательственная диагональ. EF. Одна из четырёх угловых диагоналей среднего квадрата. Выражает обязательственные отношения между отчуждёнными индивидами Е внутри гражданского обществаили вне его и субьектом власти в центральном верхнем контекстном поле F.

Одономика. CBA. Название образовано от греческого слова odos путь. Парадигма второй степени (половинка)сочетающая правую идиографическую/имманентную вертикаль СВОИ с нормативной диагональю СА и сигнификативный горизонталью АВ. Такой состав линий определяет свойства этой парадигмы: необычное сочетание правостороннего имманентизма и индивидуализма с левосторонним нормативизмом и предпочтением духовного начала (максимальная тематизация верхней сигнификативной горизонтали АВ ) материальному (минимальная тематизация нижней репрезентационной горизонтали CD). Широко используется например в Евангелии от Иоанна, где Иисус говорит о себе "Я (С) есмь путь (CF) и истина (СА) и жизнь (СВ)". В этом высказывании мы в плане контекстного анализа видим комбинацию нижнего левого контекстного поля автономной личности С с центральным верхним контекстным полем субъекта власти F, левым верхним контекстным полем А общих принципов истины и справедливости и правым верхним контекстным полем В имманентных жизненных форм.

Онтономика. Самый глубокий субстанциальный уровень идентичности. Отображается в контекстограмме внешним кругом, включающим все три квадрата. Нижняя точка этого круга (от латинского nihil ничто)и верхняя точка того же круга О (от латинского слова omnia все)отображают минимум и максимум смысловой реальности. Ввиду того, что этот уровень в практике контекстного анализа пока используется очень редко, я ограничусь здесь этими пояснениями.

Оригономика. CIB. Название происходит от латинского слово origo начало, происхождение. Эта парадигма образована максимальной тематизацией правой имманентной вертикали СВ соединяющей нижнее правое контекстное поле личности С с верхним правым контекстным полем В совершенных жизненных форм и семейно-родовых домашних традиций через среднее правое контекстное поле "своих" G и центральное контекстное поле "сердца"/ смысловых взаимодействий I. Обозначает тесный замкнутый круг родственников и друзей (например Турбины в Белой Гвардии Булгакова), в котором свято соблюдаются домашние традиции и куда "чужие" не имеют доступа. Интересно, что числовая форма этой парадигмы ( о числовом варианте контекстного анализа см. Статью числовые формы) В 3 I 1 С 4 соответствует значению числа пи, выражающего соотношение длины окружности с ее диаметром.

Парадигмы идентичности. Различные типы индивидуального и коллективного мышления, ценностной ориентации и поведения, отображаемые специфическими линиями и частями контекстограммы. Парадигмы взаимодействуют между собой внутри контекстных групп и их смысловое наполнение может варьироваться в зависимости от того, на каких именно линиях и смысловых узлах делается ударение, т. е. в зависимости от того как данная парадигма тематизируется в рамках той или иной контекстной установки. С деталями и конкретными примерами употребления парадигм можно познакомиться в статьях об отдельных парадигмах, например гипономике, этономике, эгономике и пр. В зависимости от объема парадигмы подразделяются на разные степени. Например парадигмы второй степени (половинки), такие как этономика, эгономика, гипономика, формономика, одономика, энергономика, альтерономика, дианомика и периномика занимают половину среднего квадрата матрицы ABCD. А парадигмы третьей степени (четвертинки), такие как экзономика, эндономика, морфономика, харитономика, социономика и т. д. занимают четверть того же квадрата. Внимательный читатель заметит, что смысловое распределение пространства на парадигмы еще не вполне закончено. Оно определяется конкретными задачами контекстного отображения тех иди иных реальных ситуаций.

Параномика. CIB. Образована сочетанием формативной диагонали BD с распорядительной полувертикалью FD и правой половиной FB сигнификативной горизонтали АВ.Такой состав определяет свойства параномики: ставка на силу/бесконтрольную власть государства (FD) консерватизм (BD)и имманентный витализм (FB) возможно в сочетании с презрением к нормативизму и культу общих принципов. В России можно говорить о параномном компоненте например в мировоззрении Розанова или Леонтьева.

Периномика. GBAE. Верхняя половина среднего квадрата контекстограммы (нижней половиной того же квадрата является основная рыночная парадигма-дианомика). Представляет собой вытянутый по горизонтали четырехугольник. Это парадигма массового образования и культуры. Распространение грамотности, чтения, образования и подъем значения общественного мнения в Западной Европе 18 и 19 веков и в России 19 и начала 20 веков, также как и аналогичная и тоже горизонтально ориентированная парадигма рынка и массового потребления дианомика бросили вызов вертикальным и полувертикальным культурным и социальным структурам и отношениям внутри Старого Режима, для которых была характерна замкнутость и жесткая иерархичность. Использование этих горизонтальных парадигм помогает нам лучше понять революционные кризисы Нового времени, такие как Французская революция и революции и Гражданская война в России.

Перцептономика. BIA. Нижняя часть символономики IBJA.Образована сочетанием верхней сигнификативной горизонтали АВ с верхними половинками формативной и нормативной диагоналей. Определяет способность воспринимать смыслы и значения внутри экзистенциального плана идентичности и присущих ему ограничений.

Преферономика. FGH. Правая половина субактономики FGHE. Преферономика это сфера привилегированной верхушки общества (среднее правое боковое поле "своих" G, которой через нижнюю избирательную диагональ соотносится с нижним центральным контекстным полем ценностей Н, а через верхнюю позиционную угловую диагональ GF с верхним центральным контекстным полем субьекта власти F).

Прециономика. CEH. Одна из рыночных парадигм, входящих в дианомную контекстную группу. Название связано с латинский словом pretium "цена". Образована сочетанием левой половины СН нижней репрезентационной горизонтали CD с ассоциативной полугоризонталью СЕ и супплементальной/снабжающей угловой диагональю ЕН.

Позиционная диагональ. GF. Одна из четырех угловых диагоналей среднего квадрата контекстограммы, образующих контур вписанного в него меньшего квадрата EFGH. Соединяет среднее правое контекстное поле "своих" G с верхним центральным контекстным полем субъекта власти F.

Прагматономика. CID. Одна из основных парадигм рыночной дианомной CGED контекстной группы. Изотропна эгономике CFD, поскольку ее можно рассматривать как результат сжатия эгономики вниз по центральной вертикальной инструментальной оси FIH до точки I. В книге Числа и идентичность на примере прагматономной субьектности героя повести Вересаева Два конца, петербургского переплетчика Андрея Ивановича Колосова я рассматриваю генезис революционного сознания среди российских рабочих начала 20 века и его пределы. Согласно моей гипотезе прагматономная субьектность, несмотря на свое рыночное происхождение преобладала среди низовых участников большевистской революции. Указание на эту связь между революционностью и прагматономной субъектностью можно найти и в одобренной Лениным горьковской программной статье Заметки о мещанстве. Преобладание прагматономной субьектности внутри российского социалистического эксперимента определило собой перерождение советской системы в эгономный капитализм за счет эгономной трансформации прагматономного сознания советской номенклатуры. Учитывая изотропность этих двух парадигм эту эволюцию можно было себе представить заранее, еще в 30е годы Бердяев писал о такой возможности буржуазного перерождения советского строя в своей книге Истоки и смысл русского коммунизма.

Проксимономика. BHC. Образована сочетанием правой боковой идиографической/имманентной вертикали CGB с дифференциальной полувертикалью НВ лестницы социальных статусов. Наиболее подробно исследована во втором томе книги Время Смыслов, где обнаруживается, что эта парадигма патриархально-авторитарной домашности являлась основной парадигмой южного рабовладения в США до хлопкового бума и взлёта рыночных цен на рабов, когда она начала быстро разрушаться. Использовалась идеологами южного рабства и сепаратизма, такими как Джон Калхун для критики "бездушного" капиталистического Севера, где предприниматели лишены всякого сочувствия и личного  отношения к наемным рабочим. Внутри проксимономики это личное отношение между рабом (нижнее центральное контекстное поле ценностей Н ) и рабовладельцем (правое нижнее контекстное поле автономной личности С) отображается правой половиной СН нижней репрезентационной горизонтали СD. Хлопковый бум заставил рабовладельцев в поисках дополнительных доходов выбросить сотни тысяч рабов на рынок, тем самым превратив их уникальную личную ценность в абстрактно-меновую и передвинув основную тональность южного рабства от СН к HD. Это подорвало и саму проксимономику и связанную с ней прорабовладельческую идеологию и создало массовую аудиторию для аболиционистских критиков рабовладения. Во время Гражданской войны проксимономный кодекс чести коллективной общности "своих" G/CGB заставил многих южных противников отделения и критиков рабства, таких как Роберт Ли принять участие в войне на стороне родного Юга.

Проприономика. HGA. Парадигма образована сочетанием трансформативной полугоризон-
тали GA с референциальной полувертикалью АН и избирательной угловой диагональю HG. Пара дигма мелкотоварного ремесленного производства (то, что Ханна Арендт называет work HG, где труд и произведённая им собственность обнаруживают человеческое индивидуальное мастерство, как способность создавать уникальные ценности H и быть  включённым в число "своих" G в качестве например члена ремесленного цеха/гильдии, этому конкретному трудовому усилию она противопоставляет безличный абстрактный труд labor нанятых "чужих" Е, отображаемый супплементальной угловой диагональю ЕН внутри хреономики ВЕН). Развёрнутая вниз проприономика (ср. "Священное" право собственности во французской Декларации прав человека и гражданина)имеет общую центральнуюось ось с развёрнутой вверх просопономикой, обе они играли центральную роль в начале французской революции, а затем были отодвинуты в сторону якобинской социономикой и наполеоновской катаномикой и протономикой.

Просопономика. CEA. Образована сочетанием диссоциативной полувертикали CF личного успеха с ассоциативной полугоризонталью СЕ общественной взаимопомощи и сотрудничества и обязательственной угловой диагональю EF. Основная идеологическая тональность внутренней (в отличие от внешней) политики афинского государства согласно знаменитой надгробной речи Перикла, балансирует личное и общественное начало. Такой основополагающий документ первого сравнительно либерального периода Французской революции как Декларация прав человека и гражданина также написан в контексте этой парадигмы и подчёркивает с одной стороны суверенитет гражданского общества СЕ и его контроль над властью F через обязательственное отношение я(реализованное в конституции), а с другой стороны права личности (центральная ось просопономики нормативная диагональ СА) против возможного злоупотребления своими полномочиями со стороны власти). Он также провозглашает доступность государственных должностей F для всех граждан С, тем самым предвосхищая наполеоновский принцип "карьер открытых для талантов" (CF).

Протономика. GBD. Образована сочетанием распорядительной полувертикали FD неограниченного насильственного контроля над захваченной частью ресурсов мира/рынка D с победительной/перформативной полугоризонталью GD национального триумфа "своих" G над подверженным врагом D и консервативной позиционной угловой диагональю GF обозначающей (как в субактономике) привилегированную позицию служилой элиты и ее зависимость от власти F. Наполеоновский режим был тесно связан с этой парадигмой идентичности. В политическом плане цезаризм, военная диктатура с чертами национализма и популизма.

Процессономика.LKM. Нижняя половина месономного цикла. См. месономный цикл.

Рациономика. GFE. Верхняя половина субактономики. См. Субактономика.

Регуланомика. HAF. Левая (а от наблюдателя правая) половина гипономики НВА Образована сочетанием развёрнутой вверх (т.е. в противоположном властному усилию направлении от Н к F что может обозначать ту или иную степень сопротивления власти и революционности)центральной инструментальной вертикали HF с референциальной полувертикалью НА, соединяющей нижнее центральное контекстное поле ценностей Н с общими принципами А (верхнее левое контекстное поле), такими как истина и справедливость. Референциальная линия здесь обозначает познание общих правил (по латински regula, отсюда название парадигмы) и следование им. Этим она отличается от правой половины гипономики агономики HBF, где симметричная референциальной дифференциальная полувертикаль НВ отображает не общности, а различия, не "нормальное", а исключительное (например подвиг). В русской культуре конца 19 века примером регуланомного движения может считаться толстовство, а позиция Достоевского связана наоборот с агономикой.

Рекогнитивная/признавательная линия. Полугоризонталь ВЕ, которая тематизируется такими парадигмами как этономика ВЕС, трансферономика BED, репарономика ВЕА, хреономика ВЕН. В библейских текстах нередко отображает идею божественного и человеческого милосердия, совпадает с седьмым " дарительным " шагом ВЕ основного алгоритма идентичности. В начале книги Исайи Бог выражает негодование по поводу попыток купить божественное благоволение с помощью даров в сочетании с насилием и беззаконием, то есть в рамках экстенсивной парадигмы дорономики EBF и предлагает верующим вместо этого привести своё поведение в соответствие с принципом справедливости, тем самым обратившись к репарономике ВЕА.

Репарономика. ВЕА/АВЕ. Эта парадигма образована сочетанием верхней сигнификативный горизонтали АВ с рекогнитивной/признавательной полугоризонталью ВЕ и верхней половиной ЕА левой трансцендентальной/номотетической вертикали DEA. Преодолеете отчуждения (левое среднее контекстное поле "чужих" Е достигается через приведение поведения в соответствие с принципом справедливости А, а это в свою очередь активирует динамику милосердия и прощения, представленную признавательной/рекогнитивной полугоризонталью ВЕ. Хорошим примером присутствия этой парадигмы в библейских текстах являются слова Бога в первой главе книги Исайи:

Репрезентационная линия. CHD.
Референциальная линия. HA.
Селектономика
Сенсономика
Сигнификативная линия
Символономика
Смысловые факторы
Софрономика
Степень парадигмы. См. парадигмы.
Структурономика
Субактономика. FEHG. Парадигма замкнутого на себя (и тем самым сводящего к минимуму взаимодействие с месономной энергетикой)экзистенциального цикла. Она образована сочетанием четырех угловых диагоналей среднего квадрата контекстограммы и совпадает по контуру с меньшим из трех составляющих контекстограммы квадратов. Субактономика в свою очередь делится на верхнюю (рациономика GFE) и нижнюю ( сенсономика GHE) половины, а также на левую (реферономика FEH) и правую (преферономика FGH) половины. Во многих отношениях субактономику можно считать наиболее характерной для новоевропейского рационалистического/меркантилистского/ абсолютизма и в особенности для его идеологии. Она прекрасно выражает основные идеи этой идеологии: восприятие государства (контекстное поле субъекта власти F) как замкнутого социального механизма, в котором каждый подданный в отдельности это отчужденный винтик (левое среднее контекстное поле "чужих" Е), всем обязанный государству/монарху ( F и обязательственная угловая диагональ EF), которые определяют его статус в зависимости от приносимой им государству пользы (угловая супплементальная/снабжающая диагональ ЕН)и награждающих его включением в группу избранных и привилегированных "своих" G (и элективная/избирательная угловая диагональ HG) в случае рачительной службы. Положение этих "своих" и их привилегии (позиционная угловая диагональ GF ) являются вознаграждением за безупречную лояльность к власти F.

Супплементальная диагональ
Сюнетивизм, сюнетивный подход
Сюнетология
Сюнетономика
Тимономика
Трансферономика
Трансформаномика
Трансформативная линия
Формативная диагональ
Формономика
Фрагментономика
Фрагменторы
Харитономика
Хрематономика
Хреономика

Числовые формы. Числовой вариант контекстного анализа, разработанный в моей книге Числа и идентичность, основывается на отождествлении каждого из контекстных полей с определёнными числовыми значениями, начиная с центрального контекстного поля сердца/смысловых взаимодействий I 1, а далее в алфавитном порядке А 2, В 3, С 4, D 5, E 6, F 7, G 8, H 9. Далее счёт контекстных полей месономного уровня начинается с верхнего центрального поля J смысловых соответствий 10 и идет по часовой стрелке к L 11 (левое боковое контекстное поле смысловых полярностей)К 12(нижнее центральное поле смысловых ориентаций), М 13(правое боковое контекстное поле смысловых сущностей/ синтеза). Нарушение соответствия между буквенным и числовым порядками внутри месономного цикла связано с моим решением нарушить алфавитный порядок в этом цикле ради корневых соответствий. Так левое боковое контекстное поле полярностей/анализа я отождествил не с К, как полагалось бы по порядку букв, а с L (поскольку эта буква играет центральную роль в греческом слове анализ и в исходном для него глаголе luo развязываю). Числовой же порядок продолжается внутри месономного цикла вполне закономерно с той разницей, что на месономном уровне он идёт сверху вниз по часовой стрелке (а не против часовой стрелки как в первых двух квадратах). Интересно, что сумма числовых значений контекстных полей месономного цикла J 10, L 11, K 12 и М 13 дает число 50. Учитывая что и в ортодоксальном иудаизме (где верующие считают каждый из 49 дней после Пасхи до праздника Шавуот) и у описанных Филоном Александрийским египетских иудеев терапевтов и у ранних христиан (дарование Святого Духа в праздник Пятидесятницы/ Шавуот) число 50 играет особую роль, а также тот факт, что в контекстограмме месономный уровень соответствует циклу развития монад/логосов нельзя не заметить особенное значение этого числового "совпадения". Вместе с тем это лишь одно из целого ряда поразительных числовых соответствий, которые заставили меня отнестись к числовому варианту контекстного анализа с полной серьезностью. В парад случайностей я не верю. С некоторыми примерами таких соответствий можно познакомиться в статьях: трансферономика, хрематономика, энергономика, этономика.

Эгономика
Экзистенциальные общественные кризисы
Экзономика
Эндономика
Энергономика
Этономика



Продолжение следует