Не хочу учиться, а хочу жениться

Лариса Степанова Сказочница
Далеко ли, али нет
Было царство Новый Свет,
А в нём правил Спиридон:
Деловой был, умный он -
Славно царством управлял
Да законы почитал.
Ну а сын его Степан:
Неотёсанный болван,
Ни к наукам, ни к делам
Не охоч был – просто срам!
Хоть ему семнадцать лет
От Степана толку нет:
Не способен ни читать,
Ни писать и ни считать.
Слово «школа», «педагог»
Приводили парня в шок!
А зайдёт царевич в класс -
Бьёт припадок его враз,
А завидит книгу он -
Тут же клонит его в сон.
Стал задумываться царь,
Старый мудрый государь:
«Дело к старости идёт,
Кто престол-то мой займёт?
Сын хоть с виду и хорош,
Но к наукам ведь не гож!
Али правда он балбес,
Аль в него вселился бес,
И нечиста эта сила
От наук его отбила?»
Вот придворных кличет царь,
Слово держит государь:
«Сын, наследник мой, не гож!
Хоть он статен да пригож,
Но совсем ведь не учён,
Грамоты не знает он.
Как занятия – беда,
Враз наследник – никуда:
Мутит парня и трясёт,
И падучая берёт…
Дайте мне, прошу, ответ –
Сын здоров мой, али нет?»
Все хоть знают, что сказать,
Но боятся речь держать…
Ну а старенький мудрец
Поклонился: «Царь-отец,
Ты за мною в сад иди
Да как следует гляди –
Сам, поди, найдёшь ответ:
Он здоровый, али нет?
Вот приходят тайно в сад,
Из-за дерева глядят,
Видят: Стёпа – царский сын
С молодёжью, не один
Весел, резв и говорлив,
И понятлив, и сметлив.
Девицы за ним – гурьбой
Восклицают: «Ах да ой!
Как же наш царевич весел,
Столько танцев знает, песен,
А как ловок и игрив
Да к тому же говорлив!
Почто в школе ему тлеть?
Лучше песни с нами петь –
Всем он люб нам, что сказать,
Лучше парня не сыскать!»
Тот в ответ им, подбочась:
«На что школа мне сдалась?!
Там спектакли каждый день
Мне показывать не лень:
Будто немощен и болен!
А я жизнью-то доволен
И, как бык, совсем здоров
Без научных тех основ!
Мне науки ни к чему –
Лучше вас всех обниму!»
И ну девок догонять:
В рассыпную те – бежать.
Царь на то как поглядел:
Поначалу… обомлел…
После руки в бока взял -
Прямо к сыну пошагал:
«Это что за ерунда?!»
Все в испуге - кто куда!
А царевич только: «Ой…», -
Вмиг застыл он в плясовой.
Царь же грозно: «Ну дела!
Вот те смена подросла –
Как на знания – тонки,
На гуляния – ловки!
Ты почто, Степан не в школе?
Не позволю тебе боле
Шуры-муры разводить!
Впредь спектаклям здесь не быть!
Ишь, нашёлся бык Матвей!
Ну-ка, подь за мной скорей:
До тебя я доберусь -
С беспределом разберусь!
Знай, мой непутёвый сын,
Хоть наследник ты один,
Но указ сейчас издам,
Чтоб закончить этот срам
Да такой указ, чтоб боле
Не гулял ты, а был в школе!»
Царь в палаты поспешил,
Сын за ним посеменил…
Тут царица к им: «В чём дело?»
Царь в ответ ей: «Как ты смела
За Степаном не глядеть?!
Он же научился петь,
На гармонике играть
И к тому ж охочь плясать,
А как в школу – он не гож!
Ну сыночек, ну хорош!»
Сел на трон он и изрёк:
«У гулянья вышел срок –
Сына мигом за границу:
Должен там Степан учиться
Всем наукам, языкам,
А потом вернуться к нам.
Сей указ не отменять,
А не медля ис-пол-нять!»
На колени сын упал
И такую речь держал:
«Не вели, отец, казнить,
Вели слово говорить!
Не губи ты мою душу
И меня, прошу, послушай:
Не хочу ведь я учиться,
А хочу я страсть… жениться…»
«Что-о-о?! – опешил царь-отец, -
Ну сыночек – молодец,
Не культурен, не учён,
А жениться вздумал он!!!»
Тут царица, подбочась,
В разговор царя впряглась:
«Не позволю, муженёк,
Чтоб обижен был сынок!
От наук ты сам стал лысым:
Грыз науки, словно крыса,
Кари очи загубил,
А какой красавец был -
Хочешь сына извести,
До безумства довести?
Беспредел не допущу!
И послушай, что скажу:
Без наук наш сын хорош
И его ты впредь не трожь,
Заграницей не пугай
И наукой не стращай –
Стану за дитя горой,
Спрячу за своей спиной!»
Царь макушку почесал:
«Хоть я лысым-то и стал,
Но зато уж не дурак…
И скажу обоим так,
Али будет сын учиться,
С глаз уедет за границу,
Али все должны узнать –
Ему трона… не видать!
Слово царское –закон,
Без наследства будет он!»
Набежали няньки тут,
Во весь голос все ревут:
«Стёпу, царь, ты пожалей,
Ожани его скорей,
Ведь ужо он повзрослел…»
Царь в сердцах: «А поумнел?!»
Мамки-няньки не молчат,
Бьют поклоны и вопят:
«Богу надобно решить,
Как с детятей поступить!
Ты и сам-то скороспел:
Рано жёнку заимел».
«Будет вам», - ответил царь,
И смягчился государь:
Видно, вспомнил про своё
Прежнее житьё-бытьё…
Золотой он достаёт,
На ладонь его кладёт:
«Коль «орёл» - ему учиться,
А коль «решка» - так жениться».
Бросил на пол «золотой»,
А за ним тут все гурьбой…
К «золотому» подошли:
«Мы царевича спасли!», -
Стали радостно кричать
Да Степана обнимать:
«Выпал «решкой» «золотой» -
Был царевич холостой,
Тепереча - станет мужем,
И «Букварь» ему не нужен!»
А царица, подбочась,
В плясовую подалась.
Царь затылок почесал:
«Коль я слово тебе дал,
Слушай, что теперь скажу –
Знай, тебя я не держу,
Коли хочешь, то женись
И семьёй обзаводись –
Быть тому! Но вот что, сын,
У меня ты всё ж один,
Так послушай мой совет:
В царстве ровне тебе нет,
Чтоб найти себе под стать,
Надо прочь тебе скакать,
Коль угодно так судьбе:
Сыщешь пару по себе.
Вот стрела да лук – стреляй,
За стрелою вслед ступай,
И куда та попадёт,
Там тебя жена и ждёт».
Сын счастливый: «Так и быть,
Свет готов я исходить,
Чтоб жену себе найти,
В наше царство привезти –
На любой готов жениться,
Лишь бы только не учиться!»
Царь ответил: «Эх, сынок,
Был бы от женитьбы прок…
Ну да что там говорить –
Холостым-то… лучше быть…»
Тут царица: «Спиридо-о-он!» 
И замолк, смутившись, он.
А Степан, что было сил
Ввысь стрелу свою пустил,
Сел в седло без лишних слов,
Крикнул: «Но-о-о!» - и был таков…
                ***
Долго ль, мало ль он скакал,
Пущену стрелу искал…
Как вдруг камень на пути –
Три дороги впереди…
Слез Степан с коня, глядит
И с досадой говорит:
«Стрелки на три стороны –
Надписи на них видны…
И куда мне поскакать?
Ну умею ведь читать!»
Так он думал да гадал
И… налево путь держал.
Едет лесом – в нём шум, гам.
Стёпа злится: «Вижу сам,
Не туда, небось, свернул…»
Кто-то в бок его толкнул:
«Что, царевич, понял - влип!»
Тут раздался гул и скрип:
На Степана чёрт вдруг – прыг,
И царевич в тот же миг,
Оглянуться не успел,
Как в мешке большом сидел,
Испугался вороной
И от чёрта с глаз долой.
А злодей хихикнул: «Что ж,
От меня ты не уйдёшь,
Ведь тебе и невдомёк
Прискакал в какой лесок:
Умный путь сей обойдёт,
Ну а дурень – пропадёт!»
«Кто ты?» - юноша кричит.
Тот злорадно говорит:
«Как кто? Чёрт я – Вельзевул!»
Стёпа горестно вздохнул -
Понял сразу: быть беде.
Ну а чёрт сказал: «Везде
Я тебя подстерегал,
Пока в мой мешок попал».
«Ты куда меня несёшь?»
«Принесу – тогда поймёшь».
«Неужели к Сатане?»
«Пригодишься ты и мне –
Буду на тебе пахать,
Груз возить, верхом скакать,
Шевелись лишь успевай.
А не справишься, так знай,
Мигом я с тебя взыщу:
В кипяточек опущу,
Покипишь часок, другой
Станешь сразу «золотой»!
Или же на сковородке
Подогрею тебя ловко».
И добавил: «Ты – простак,
Прочитать не мог никак,
Чего надписи гласят…
А они ведь говорят,
Кто налево повернёт:
Прямо к чёрту попадёт».
Речь злодей не досказал,
Как Степан ему соврал:
«Да ты, чёртушка, постой,
Знал, что встречусь здесь с тобой -
Шёл к тебе поговорить,
Тайну страшную открыть…»
Чёрт присел: «Ну говори,
Только мне, смотри, - не ври!»
Тут Степан ему: «Послушай,
Не губи мою ты душу –
Хочу тайну показать…
Но меня бы развязать…
Кто той тайной завладеет -
Сказочно разбогатеет».
Стал чесать затылок чёрт:
«Может правда повезёт…»
Развязал мешок он рьяно,
«Эй, вылазь», кричит Степану.
Парень вылез из мешка:
«Вот куриная башка,
А секрет в мешке забыл –
Вылезал и обронил…
Дай залезу внутрь опять,
Чтоб его сюда достать».
«Ну уж нет», - чёрт протянул, -
И Степана оттолкнул, -
Сам достать его хочу».
А Степан в ответ: «Молчу», -
Хитро чёрту говорит.
Ну а тот в мешок спешит:
«Я возьму секрет и сам».
«И останешься ты там! -
Стёпушка ему в ответ, -
Да послушай мой совет:
На болота ты ступай,
Там лягушек развлекай –
Время славно проведёшь,
Как в трясину попадёшь!».
И мешок в болото – бух:
Перевёл он после дух,
Свистнул громко, что есть сил,
Вороного воротил,
Из лесочка наугад
Возвращается назад…
Тот же камень видит он,
Молвит: «Жаль, что не учён,
Чтобы всё тут прочитать,
Путь-дороженьку узнать
Да по верному пути
К своей суженой дойти…»
Долго думал он гадал
И… направо поскакал.
Только вдруг: неужто сон -
Красу-деву видит он!
Обмерла его душа:
Так девица хороша!
Крикнул он коню: «Постой,
Моё счастье предо мной!»
Прыг с коня, красу обнял,
Пламенно поцеловал
И, любуясь, молвил вслух:
«Я твой будущий супруг,
Будем вместе мы всегда».
Страшный голос ему: «Да».
Всё исчезло, словно дым –
Ведьма страшная пред ним!
Тут царевич понял всё:
Это происки её.
Разозлился он сперва:
«Вот пустая голова,
Коли б чуточку терпенья -
Не было б такого рвенья!»
После плюнул, отошёл…
А она: «Не хорошо
Так, царевич, поступать
И хозяйку обижать -
Ты ж не зря скакал ко мне
На удалом скакуне…»
Тут-то и смекнул Степан,
Что он снова влип болван!
Но решил опять схитрить,
Чтоб пленённому не быть:
«Ты, бабуся, мне скажи,
Добру службу сослужи,
Куда дальше мне скакать,
Чтобы жёнушку сыскать.
Ну а я не поскуплюсь,
Золотишком поделюсь».
Тут достал мешочек он -
Золотых раздался звон:
«Дать не жаль мне золотых,
Хватит тут нам на двоих».
Подобрела враз она:
«Знай, Степан, твоя жена -
Чудо-девка – не секрет,
Равной ей в округе нет!
А живёт недалеко
И найти её легко:
Вот тебе клубочек мой,
Вскоре свидишься с женой».
Парень рад: «Благодарю,
Как женюсь – презент пришлю!»
Так, довольный ей сказал,
Денег дал и ускакал…
А клубочек всё вперёд
Его к суженой ведёт…
Но вдруг вороны над ним:
«Кар, с тобою полетим».
И снуют туда-сюда,
Он в сердцах: «Вот так беда -
Их здесь столько: прям напасть,
Хоть бы мне здесь не пропасть!»
«Нет, дружок, не пропадёшь,
А жену себе найдёшь».
Осмотрелся – не поймёт,
Кто такую речь ведёт?
Грубый голос снова: «Эй!
Улетайте поскорей -
Попусту чего кричать,
Мужа Стёпушку пугать?!»
Вверх царевич поглядел –
Замер и остолбенел:
Средь ветвей – девица – страсть,
«С перепугу б не упасть!» -
Изумлённый он изрёк.
А она: «Эй, муженёк,
Белы ручки подставляй,
Жёнушку свою встречай!»
И с ветвей к Степану – прыг.
Он же чувств лишился вмиг:
С вороного на траву
Кладёт буйну голову…
А когда в себя пришёл,
Молвил: «Мне не хорошо…
Ничего не понял я –
Где же тут жена моя?
Ведь должна быть без изъяна,
И красива, и румяна,
Что прекрасней в свете нет…»
А уродина в ответ:
«Стёпа, я жена и есть -
Поджидаю тебя здесь».
Он глядит: она страшна,
Так костлява, зелена,
Волосы торчат торчком,
Нос большущий да крючком,
На ногтях чернильный цвет…
Он промолвил: «Нет, нет, нет!
Я красавицу искал –
Кикимору повстречал!»
«Эй, полегче, муженёк,
Не возьму я что-то в толк –
Чем не угодила я?!
Вот, гляди, стрела твоя
Та, что дома ты пустил,
Знать, меня ты заслужил.
Для такого жениха
Я невеста не плоха!
А коль будешь возражать –
Могу и… заколдовать…»
Тут царевич поостыл
И, вздохнув, проговорил:
«Кто ты? Правду говори
Да гляди-ка мне, не ври!»
«Сколько можно повторять,
И зачем мне, Стёпа, врать?
У меня твоя стрела,
Я её в лесу нашла -
Ты её пустил сюда».
«Это что за ерунда?!
Лучше б уж стрелял в болото!
Ну-ка признавайся кто ты?»
«Нет, ты точно не здоров,
Сколько я сказала слов –
Не запомнил ты ни слова!
Но я повторить готова:
Я на дереве сидела,
Тут стрела твоя летела
И упала звонко – бух!
Тут сказал лесной мне Дух,
Что мне быть твоей женой,
И ты явишься за мной.
Знай, Кощеева я дочь
И его портрет точь-в-точь».
Стёпа в ужасе: «Кошмар -
Новый для меня удар -
Как жениться на такой,
Лучше буду холостой!»
Дева стала, подбочась:
«Хоть царевич ты, хоть князь,
Мне, голубчик, всё равно –
Замуж я хочу давно:
Ни учёба и ни труд
Мне на ум уж не идут:
Не по мне читать, писать -
Страсть люблю я танцевать
Да к тому ж баклуши бить –
Как такую не любить?»
Да и по своим каналам
Перебрала я немало -
Подошёл один лишь ты,
Юноша моей мечты:
Как я, к знаниям ленив
И чрезмерно говорлив,
И баклуши любишь бить!
Как такого не любить?»
«Не-е-т! Ты мне не подойдёшь –
В делах царских, что поймёшь?» –
Ей царевич наотрез.
Та в ответ: «Ты сам - балбес,
Ненавидишь книжки, труд,
Потому-то ты и тут.
Ты ж на камне, что тут есть,
Три строки не смог прочесть.
Мы с тобою без прикрас
В пару подойдём как раз!
Так давай скорей ответ –
Берёшь в жёны меня, нет?»
«Нет, такую не беру –
Лучше здесь, в лесу, помру!»
«Слушай, Стёпа не ершись,
И как царский сын держись.
Ты прикинь, я ж при деньгах:
Папик мой над златом чах,
Золотишко запасал,
Мне приданное собрал,
Так что славно мы вдвоём
С тобой, парень, заживём:
Будем всюду разъезжать,
За морями отдыхать,
Ведьмы, черти и ягушки –
Наши лучшие подружки.
Соглашайся, не дури,
Сколько выгоды, смотри!».
Он ей твёрдо: «Не пойдёт -
Леший пусть тебя берёт!»
Ну заладил ты, Степан,
Не по нраву коль мой стан,
К кузнецу с тобой пойдём –
На любой перекуём,
Не по нраву коль носок –
Твоё слово, муженёк
И его перекроим –
Сделаем, как захотим».
Но царевич: «Нет, нет, нет!
Это мой тебе ответ.
Мне такая не нужна!»
Рассердилась тут она:
«Что тебе отец сказал?!»
«Он тебя ведь не видал!»
«Ладно, хватит - не рядись:
То судьба – на мне женись!»
«Не женюсь, хоть свиснет рак!»
«Ну, царевич, ты простак –
Рак от роду не свистит,
Не пищит, не говорит».
«На тебя коль глянет раз –
Засвистит бедняга враз», -
Засмеялся тот в ответ, -
Ведь тебя страшнее нет».
И добавил он: «Постой,
Что рядится нам с тобой?
Значит так тому и быть –
Должен рак нас рассудить:
Коль он громко засвистит –
Не женюсь я, промолчит,
То возьму тебя с собой –
Станешь ты моей женой».
«Ты, красавчик, проиграл,
Знай, что рак всегда молчал -
Он от роду нем и глух,
Так что проиграл ты, друг».
Стёпа ей: «Ты погоди,
Вот речушка впереди –
Рака в ней сейчас найду,
С ним беседу заведу».
Вот он рака достаёт,
Прямо к девице несёт:
Тот её как увидал,
На глазах меняться стал,
Вмиг бедняга покраснел
И… с испугу… засвистел!
А девица ручкой – хлоп,
Длинной ножкой она – топ:
«Фу ты ну ты, ёшкин кот,
Ну, Степан, тебе везёт!»
«Лучше буду холостой,
Чем жениться на такой!» -
Крикнул радостный он ей
И из леса поскорей
Побежал… Вокруг глядит -
Конь пасётся впереди.
Обнял Стёпа его: «Друг,
Как мне грустно стало вдруг,
Что в семнадцать лет женюсь
И домой не ворочусь!
Ты скачи скорей назад –
Я домой вернуться рад».
Конь ретивый тут заржал,
Быстро в царство поскакал…
              ***
Вот вернулись наконец –
К батюшке спешит юнец,
Низкий бьёт ему поклон,
Говорит с почтеньем он:
«Здравствуй, батюшка! Прости!
Да домой назад пусти:
Был я, давече не прав,
Что показывал свой нрав -
Расхотелось мне жениться…
А хочу я, страсть, учиться!»
Гладит лысину отец:
«Ну, Степан, ну молодец!
Белый свет как поглядел,
Так, гляди, и поумнел…»
«Поумнел, отец, поверь,
В школу я хочу теперь,
Понял ведь: в ученье – свет,
Без ученья счастья нет».
Так он батюшке сказал
И, потупясь, продолжал:
«А на свет я поглядел… -
Чудом ведь остался цел…
Насмотрелся, страсть сказать –
Нет охоты вспоминать…»
«Что ж, на радости такой
Я устрою пир горой», -
Царь довольный говорит.
Ну а Стёпушка твердит:
«Некогда мне танцевать –
В пору вещи собирать:
За границу я помчусь,
Разуму там научусь!»
Молвил царь-отец: «Сынок,
Был бы только в знаньях прок,
И в Отечестве своём
Педагогов мы найдём,
Ведь талантов у нас здесь –
На Руси, не перечесть!
Только, Стёпа, не ленись
И прилежно впредь учись.
Ну а пиру всё же быть:
Всех хочу я известить,
Что вернулся ты домой
Не женатый, холостой,
Что учиться, мол, решил –
Царский трон мой заслужил».
Так ответил Спиридон,
И устроил праздник он,
И гремел тот славный пир
На всё царство, на весь мир!
          ***
Так что пусть узнает свет,
Что без знаний счастья - нет!