Наша дача и ее обитатели

Геннадий Захаров
               

   В конце восьмидесятых годов прошлого столетия руководители нашей организации надумали завести свое садово-огородническое товарищество. В те времена этому вопросу придавалось общегосударственное значение, а местные власти способствовали развитию личных подсобных хозяйств, оказывали всевозможную помощь вновь организованным товариществам. В семи километрах от города, на берегу реки подобрали закустаренный участок, оформили необходимые документы, размежевали, меня избрали председателем с условием: будешь плохо работать – переизберем и исключим из товарищества. Пришлось работать. Это нормально. Сложнее было заставить новоиспеченных хозяев разрабатывать свои шесть соток, ибо у многих, как и у меня уже были огородики, но не в таком живописном местечке.

   Время шло, работа кипела. Уже через пару лет мы с помощью одной из строительных организаций очень даже неплохо отремонтировали более километра разбитой совхозной дороги, что дало возможность подъехать к садоводческому товариществу даже на легковой машине. Из полусотни участков более чем на трех десятках появились грядки с овощами, красивые цветники, возвышались самодельные деревянные теплички, покрытые полиэтиленовой пленкой.

   Неожиданно для многих из нас в начале лихих девяностых Советская Власть рухнула. Новой власти было не до личных подсобных хозяйств и садоводческих товариществ, им нужно было скорее разворовать и развалить предприятия, самим обогатиться и создать безработицу. Остальное – не царское дело. Не успели мы подвести  электричество к нашим участкам. А для нормального развития будущей деревеньки вопрос электрификации был одним из основных. Цены на трансформаторную подстанцию, опоры и проводку стремительно подскочили до таких пределов, что этот вопрос нам уже вскладчину было не решить.
 
   Необходимо отметить, что в те времена официально было просто не купить ни бревно, ни доску, ни дверь, ни раму, ни мешок цемента.
 
   В одной разваливающейся строительной организации мне удалось по сходной цене приобрести старенький утепленный вагончик-общежитие размером 3х6 метров с потолком тоже в три метра, с чугунной печкой-буржуйкой и тремя койками с панцирными сетками, которые все равно были бы выброшены. На тоже развалившемся предприятии купил по цене дров бревна, доски и рамы от разобранного деревянного здания. К вагончику с обеих сторон пристроил закрытые веранды. Так появился дачный домик. Самый первый в нашем садово-огородном массиве. К тому времени уже разрешили строить на огородном участке даже коттеджи любого размера, но, не имея электроэнергии, не было смысла возводить большое здание.
 
   Сосед, который за десяток лет ни разу не появлялся на своем огороде, продал мне свои неразработанные шесть соток, там появилась банька. А банька на огороде – моя заветная мечта, где после трудового дня, с душистым березовым веничком можно отогреть душу и смыть за день накопившуюся усталость, после чего посидеть за чашкой ароматного чая и до утра отдохнуть в теплой постели. Вот это и есть настоящая дача, пусть и не огромных размеров, но уютная и чистенькая. К тому же и электричество нам удалось подвести к своим домикам. Это мы смогли сделать только спустя более двух десятков лет, после 2010 года. Теперь там есть и холодильник, и радио, и телевизор.

   Далее попробую изложить свои наблюдения и впечатления о наших дачных обитателях.