Таланты без поклонников

Александр Хотомлянский
Каждому Богом дан талант.  И  не только людям творческих профессий.

Лазарь Моисеевич Куперман   был не просто портным. Он был настоящим скульптором.  Он одевал всех секретарей нашего горкома. И как одевал! В его костюмах народные избранники  чувствовали себя вельможами. Теперь не они служили, а им прислуживали.

А какую обувь на заказ шил   Аванес Арутюнович Аванесян. В этой обуви хотелось летать.  Она передавалась по наследству и практически выглядела как новая.

Я уже не говорю  о Зяме -  парикмахере. Он был мастером от Бога. Чтобы попасть в его кресло, надо было  постараться за несколько дней до того.  Все стиляги города были его клиентами. Он украшал  прически модными тогда коконами, обильно сдабривая их бриолином.  Благодаря Зяминому усердию, дружинники без особого труда  определяли эту социально «опасную» группу молодежи и безжалостно с ней расправлялись.

Откуда берется талант? Наследственность,  форма шизофрении, среда обитания, непосильный труд?
 
Вот просыпается  дремавший доселе ген со странностями и заявляет о своей неординарности. Где же  ты раньше  был? Приходится копать вглубь. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его… И  пошло-поехало.

Похоже, что в этом процессе обходились без женщин. Передавались гены от отца к сыну подобно эстафетной палочке.  Передавались, передавались, а тут на каком-то этапе, вдруг, происходит сбой и  вместо вполне ожидаемой преемственности Пьеро ди Бартоломео родил Леонарда да Винчи. Леонарда да Винчи творит, остальные продолжают рожать до очередного сбоя в хорошо отлаженной системе.

Поколение сменяется поколением, генетическая преемственность сохраняется но, к сожалению, все меньше в ней сбоев. Талант – явление штучное. Он не рождается в недрах массовой культуры. Его надо  взрастить, взлелеять, охранять, и так, чтобы плодоносил до глубокой старости.

Ростки таланта и сейчас  где-то среди нас. Ходит такой маленький, худенький, в очках и о чем-то все время думает. Странный  какой-то. На вопросы отвечает невпопад. Девчонок сторонится. Смеются все над ним. Одним словом – «ботаник» и этим все сказано. А у нас «ботаников» не любят. Особенно, если фамилии у них какие-то странные.
 
Потом он куда-то пропал. Пропал, так пропал. Нам то что.  А спустя много лет, узнали, что  стал он известным то ли в США, то ли в Израиле ученым в какой-то экзотической для нас области научных знаний. Проглядели мы талант, не взлелеяли его, не защитили.

Трудно таланту пробиваться в одиночку. Ему нужна поддержка и защита. Вот, если бы наперебой бросились к нему олигархи, меценаты и прочие радетели о славе отечественной культуры:

- Для нас большая честь профинансировать издание ваших гениальных произведений. Вы только пишите, не отвлекайтесь. Поправьте свое здоровье. Поезжайте на Капри. Там уже побывал наш классик Алексей Максимович. Все оплатим, устроим. Только творите. Умножайте славу отечественной культуры.
Только все это из жанра фантастики. Реальность совсем другая. Каждый пробивается в одиночку, как может.

Бывает и такое. Не успел написать три строчки, а уже их презентует. Организовывает читательские конференции, подключает телевидение, прессу. И тянутся к нему поклонники и поклонницы за автографами.

- Вот здесь,  пожалуйста, можно прямо на обложке.

На обложке – Ф.М.Достоевский, «Идиот».

Не задумываясь, подписывает «От автора, с уважением».
 
Но чаще всего, пишущий человек замыкается в себе. Он пишет «в стол», утешая себя мыслью о том, что его творения будут оценены потомками. Кто знает. Может и так. Очевидно другое. Сегодня писателей на порядок больше читателей. Только на портале Проза.ру опубликовано около семи с половиной миллионов произведений. Оценить их художественные достоинства весьма проблематично. Как не потеряться истинному таланту в бескрайнем море пишущих людей, часть из которых, безусловно, страдает психическими отклонениями, отмеченными как графомания.

Автор не исключает, что и его можно отнести к этой категории психически неуравновешенных людей. Утешает одно - никакой серьезной угрозы обществу мы не несем. Пишем себе и пишем.

И все же. Задача  экспертного сообщества в том и состоит, чтобы отделить действительно талантливые или близкие к ним произведения от плодов шизофренического бреда. Речь идет не о цензуре, не дай Бог, а о художественном вкусе, через призму которого давно пора почистить литературные авгиевы конюшни, размещенные на портале Проза.ру.