qqq - 1

Самера
По должности и возрасту я уже как-то отошел от дежурств. Есть неформальный список лиц, которых в напряженных ситуациях привлекают к дежурствам, и меня там нет, хотя я не заявлял об исключении из него. Когда-то дежурил, потом само как-то прошло. Ну и славно! А тут сложилось так, что и этих лиц нет. Основную работу никто не снимает, поэтому дежурства ночные. И вот смотри: отработал день, потом ночная смена двенадцать часов, два-три часа на умыться-побриться, и снова на работу. И так три ночи в неделю. Недолго было, меньше месяца, но чувство появилось, что живу на службе. Что у меня даже сна нет, одна работа, работа, работа.

Конечно, можно было встать в позу: это не мое дело! Инструкция и расписание моих обязанностей этого не предполагают. И все. Так некоторые и поступают. Их выбор. Просто начальник тоже может точно по инструкции и распорядку действовать. Сейчас он закрывает глаза на мои пропадания: вроде как из командировки вернулся и только через неделю должен убыть в другую. Но на службе меня нет. Провалился в хроносинкластический инфундинабулум... и всплыл в Центре Вселенной. Особенно мощный инфундинабулум в Ширике, оттуда меня часто засасывает - и прямо в Центр.

С одной стороны, делов никаких нет, сиди себе да поглядывай на мониторы. Все мониторы дублируются голосовым оповещателем, если в системе что-то не так. Так что пялиться на экран не обязательно. Важно присутствовать. И спать нельзя категорически. Именно поэтому из всей мебели только кресла, сделанные из стульев, которым добавили деревянные подлокотники. Меня вымотало не то, что спать нельзя, а что все время в вертикальном положении. Хотелось не спать, а вытянуться, расслабить все мышцы. Так что после первого дежурства отправился в столярку и попросил в аренду на неопределенный срок доску двухдюймовку пошире. Нашли мне шириной в восемь дюймов. Кладу ее между двух стульев и вытягиваюсь. Заснуть на ней невозможно (проверь, если хочешь), но расслабить тело на пару часов вполне. Ставлю ее за шкаф в угол, внимания не привлекает и никому в голову не приходит, для чего она мне.

Поболтать не с кем. Тырнет есть, но он быстро утомляет: что новости, что блоги, что информация. Интересуюсь философией, космологией, онтологией, филологией, астрономией, а с кем поговорить! Да и просто люблю мозгами шевелить. Особенно, когда делать нечего. Собираю интересные задачки (например, вот кирпич в один кило. Какова масса всех электронов в нем? Время пошло.) и сам их придумываю. (Для Тонкопряжки на холодильнике набор магнитных цифр от 0 до 9 и знаки "+" и "=". Преподаю ей основы арифметики. И вот задача: сколько и каких арифметических выражений можно составить на основе этого набора знаков? Пример для уяснения: 23+45=68 можно, а 23+34 нельзя, ведь второй цифры 3 нет. Другая. Имеется конечный ящик с бесконечным числом шаров. На каждом шаре нанесен какой-то символ из основной таблицы винды – N = 256 штук. Все символы равновероятны, шары перемешаны. Ты загребаешь ведром M = 1000 шаров. Какова вероятность, что не все символы ты зачерпнешь? Какова вероятность НЕ вытащить K = 10 каких-то символов? Или 5? Столько символов задал, чтобы лишить оснований комбинаторный подход. Кстати, эта высше-математическая задача тоже от Тонкопряжки возникла. Она запустила руку в мешок с конструктором и вытащила пучок элементов. Поглядел – все элементы хоть по одному захватила. Возник вопрос: насколько это редкий случай? Для N и M небольших значений (пять-семь) задача решается комбинаторно и быстро. А для М = 1000 тебе жизни не хватит, чтобы рассмотреть все варианты. Ну а про конечный ящик с бесконечным числом шаров – шутливая формулировка равномерного распределения символов и шаров. Недели две ночных дежурств искал путь решения. Решил для произвольного набора N, M, K. Лежал на доске и решал в уме. Иногда вычислял на листочке, проверял гипотезы. Уверен, что решил правильно. Потому что вначале написал программу, и быстрейший компьютер десятки миллиардов раз "зачерпывал" из оного ящика ведром шарики, подсчитывал их, в конце вычислил мне распределение по всем К. Так что имел эталон и проверял по нему свои гипотЕзы.)