Островский по Чехову?

Елена Романова1
Рецензия на спектакль "Не всё коту масленица" - Рижский русский театр имени Михаила Чехова, фестиваль "Островский в Доме Островского, 17 мая 2018 года.

Островский, приправленный балтийской солью, стал явно острее! Хулиганистые частушки, гуттаперчевый Ипполит, Ахов в алмазах и Феона-ключница (водку пока не делает, но глупой привычки закусывать, подобно бальзаминовской свахе, не имеет). Рижский русский театр привёз в Москву яркий, лёгкий, брызжущий весельем спектакль. Очень самобытный.

"Не всё коту масленица" - изначально благодатный материал для любого театра. Комедия без нравоучений, полная простой житейской мудрости и незлого лукавства. Пьеса не покидает подмостки уже полтора века. В Малом театре, где проходил фестиваль, у неё долгая счастливая история, третий сезон идёт очередной собственный спектакль. Есть, с чем сравнить рижскую постановку.

С исторической достоверностью гости столицы, прямо скажем, не переборщили. Декорации условны, костюмы отражают эпоху, но вряд ли место действия. "Мама" вместо "маменьки", панибратское "родненький" (хозяину-то, который "нравом лют"!) - от Замоскворечья времён Островского далековато.

Прочтение не классическое, зато какое интересное! Очень в духе Михаила Чехова, чьё имя носит театр. Племянник великого классика Антона Павловича создание образа персонажа считал началом построения роли, а не результатом, как Станиславский. Наглядность, предельная выразительность всеми средствами - отличительные черты его школы.

Именно так, "наружно" (но вовсе не поверхностно!) играют Островского рижане. Совпадение, видимо - имя Михаила Чехова не обязывает театр строго следовать его подходу. Спектакль поставлен так, а не иначе по другой, кажется, причине. Он, похоже, рассчитан на зрителя, привычного не к русской культурной среде.

Нарочитая "русскость" через край. Гармонист, песни, пляски и расхожие клише - выпивка, смекалка, разудалое буйство да широта души. Но как же мастерски всё это сыграно, спето, подано!

Поражают высочайший профессионализм и невероятная универсальность актёров. Какие голоса, пластика, подвижность, самоотдача! Превосходный актёрский состав.

Галина Российская в роли Дарьи Федосеевны то мягкая и чувствительная, то строгая и решительная. Многогранный образ - женщина с изломанной судьбой, вдова, купчиха, любящая мать. Загубленная молодость отзывается "нервенной дрожью", несмотря на рассудительность и весёлый нрав. Разве отдаст она дочь в сытую неволю? И победе над Аховым радуется беззлобно, не упиваясь местью. Очень симпатичный  персонаж.

Анастасия Тимошенко - Агничка под стать маменьке. За себя постоит и глупостей не наделает. Напрасно Ахов старается. Такую девушку не купишь ни подарками, ни притворной лаской. Ипполиту повезло с невестой, да и ей с ним скучать не придётся.

Ипполит, пожалуй, самый заметный персонаж в спектакле. Алексей Коргин не только яркий актёр, но и эксцентрик, акробат, мим. Ему должны особенно удаваться комедийные роли - актёр совершенно не боится выглядеть смешным. И голубем воркует, и вороном парит, и зайцем скачет. Герой его получился не столько робким, сколько предусмотрительным, а в сцене торга с дяденькой даже проявил себя мастером блефа.

Игорь Чернявский смягчил образ своего Ахова. Уже не спесивый самодур, а так, старый проказник. Один в сорока комнатах, где только ключница, самовар да эхо - вот и одичал. Кроме как в зеркале, хороших людей не видит. Его бы пожалеть, а вместо этого одни обиды. Тяжкая у мильонщиков доля!

Очень колоритна Феона Светланы Шиляевой. В уголке своём сидит, да посмеивается над чужими причудами. Она ведь почти философ! Всё растолкует - просто, по-житейски, зато с прибаутками и лёгкой ехидцей. Иначе замоскворецкая скука заест. А если вдуматься, что ни слово - золото. 

Маланья - Людмила Голубева. Девяносто один год актрисе, а сколько лёгкости, юмора, задора! Небольшая роль оставляет яркое впечатление.

Островский - автор сам по себе нескучный, а судя по спектаклю Рижского русского театра, ещё и с большим потенциалом для творческого поиска в самых разных жанрах. Зритель понял суть - отлично, посмеялся при этом вволю - совсем хорошо!