Старые Годы Крымские рассказы

Александр Одиноков 2
 Старые Годы – Крымские рассказы

              С.Х. Чубукчи,
               Бахчисарай, 1893 год
               
                Опыт в Москве садовладельца из Крыма

Крымским садоводам известно  до чего редко уро¬жай бывает   в наших  садах.   
В   прошлом    году был сильный урожай впервые   после 1879 года. Кому достались выгоды от  них? 
Садовладельцам ли производителям или разным  откупщикам, трём, четырём московским купцам, посетившим Крым, чтобы затем получить готовый доход,  или московским оптовым и розничным  продавцам, судить не берусь.
Знаю только, что московские потребители кушали наши «Сары Синапы», покупая их по цене от 20 к. до 1 р., за десяток, или от 6 до 15 руб.  за пуд, а «Ренеты» от 30 коп.  до 2 руб. 50 коп.  за десяток,  т. е.   от 9 до 30 руб. за пуд.
По какой же цене мы продали свой урожай?

Что выручили многие садовладельцы, я не знаю, они сами, вероятно, помнят это хорошо, пусть сами себе поверяют.
Зная я, например, недалеко от меня, сады графа Мордвинова, где ожидалось до 20000 пудов разных фруктов, проданы за 6700 руб.
Сады господ Ревилиоти, где ожидалось более 20000 пудов фруктов хороших сортов, проданы за 8700 руб.
Урожай оправдал ожидания, а какой получили доход, почём продан был пуд?
Известный наш садовод Н.Н. Бетлинг не хотел продать урожай своего сада, хотя, по слухам, ему предлагали до десяти тысяч руб. за 20000 пудов ожидаемых плодов. Он оставил сад за собой, продавал попутно и, вероятно, выручил, в общем, от 20 до 25 тысяч руб., всё же это лучше, нежели продать пуд по 30 коп., но всё-таки 25000, далеко не то, что следовало выручить.
Вся беда в том, что наши фрукты слишком дорого продаются в столицах, отчего раскупаются в небольшом количестве, нет конкуренции ни в покупке, ни в продаже.
Я глубоко убеждён, что если мы будем продавать в Москве, пуд «Синапа» от 3 до 5 руб., а «Ренеты» от 6 до 8 руб., то плодов урожая прошлого лета, не смотря на его значительность, не хватит для одной только Москвы.
Мы крымские садоводы, должны всеми средствами установить правильные цены в Москве. К этому должен,  стремиться каждый садовладелец Крыма.
Основываясь на этих данных, я сделал недавно, в декабре, небольшой опыт, о котором считаю долгом известить своих товарищей садоводов Крыма.

Урожай своих садов я не продал на корню, впро¬чем, этого я никогда не делаю, а продаю попудно.
В прошлом году я и этого не сделал, потому что жаль было продавать пуд «Синапа» за рубль, а «Ренеты» за два, три руб. Вздумалось мне самому прокатиться в Москву, привести туда четыре вагона, отборного, по возможности товара.
Были у меня в Москве покуп¬щики на всю партию, придут, взломают один ящик, другой, третий,  осматривают, вытащат из угла, снизу дна, три мелких яблока, и затем стараются убедить меня, что товар не важный.
Взломали они у меня до 50 ящиков, и, основываясь на мелкие попавшиеся им плоды, давали иные 8 руб., другие 8 руб. 50 коп., третьи даже 9 руб. 50 коп. за ящик, тогда как мне самому, по крымским ценам, обошёлся каждый ящик по восьми рублей.
Я назначил десять руб. за ящик и ничего не уступал из своей цены. Прошло недели две, покупщики стали поговаривать, что, мол, пусть поживёт ещё недели две, три, отдаст ящик и за семь рублей.
Я тем временем стал искать себе лавку, с намерением самому иметь дело с потребителями и показать им настоящие цены.
С трудом нашёл я подвал, где-то в уголке и не на видном месте.
Затем пустил объявление о яблоках, привезённых из Крыма тамошним садовладельцем, объяснил в нём, что стану продавать не на десятки, а на вес, как это делается в Крыму. При штучной продаже нет никакой возможности установить правильные цены, а продажа на вес совсем другое дело, покупатель видит, что покупает, нельзя же ему продать пуд «Кандиль Синапа» за 30 руб., называя его «Крымским розмарином», как это делается при продаже на десяток.

«Ренеты» и «Кандиль» я назначил пуд по 6 рублей, «Белый Кандиль» по 10 руб., «Синап» по 3 и 3р. 60 к.
Расход до Москвы, уборка, привоз обошлись по одному рублю с пуда, в Москве я израсходовал 30 к. с пуда на товар и столько же на себя.
Продажа пошла очень бойко, пять человек едва успевали отпускать потребителям товар.

Как и нужно было ожидать, они оценили товар по достоинству, хотя в постановке дела было много недостатков.
Многие были довольны, потому что имели возможность купить какой угодно сорт, желаемой величины, без всяких разговоров и торгу.
Одобрением не было конца, и я глубоко был тронут обращением господ посетителей, которые видели во мне действительно садовода, а не купца.
В самом деле, надо войти в положение господ потребителей, ведь в Москве трудно и дорого покупать яблоки на десятки.
Положим, вы желаете купить «Шафранный Ренет», покажут вам одного и того же шафрана десять сортов с различными ценами. Если же вам надобно несколько сортов и от 15 до 20 десяток, то на это нужно употребить, по крайней мере, час времени, да ещё разговоров будет без конца.
Как бы потребитель ни старался купить средних и недорогих яблок, ему всё-таки придётся заплатить за 15-20 десятков, рублей пятнадцать или двадцать.
При нашей же продаже на вес ему свешают в пять  минут пуд «Ренет», от 15 до 20 десятков за 6 рублей, да притом ещё без всякого торгу, без всяких разговоров.

При своём опыте я имел главную цель установить правильные цены, также вызвать конкуренцию этого товара в Москве. Об установке цен, я не имел права голоса, т.е. достаточного товара. Нельзя же говорить громко, имея в своём распоряжении только четыре вагона яблок, но будь в моих руках урожай садов господ Бетлинга и Ревилиоти, я бы дело поставил иначе, спел бы совсем другую песню.
Впрочем, особенно жалеть об этом не пришлось, пожалуй, даже гораздо лучше вышло, что я поставил дело не громко, а напротив очень скромно.

Вторая же моя цель – вызвать конкуренцию, удалась скорее, нежели я думал.
Рядом со мною устроился московский купец М. (который в Крым не ездил, но солидно торгует в Москве), он открыл у себя такую же продажу, 16 декабря, т.е. две недели спустя после моего объявления.
Он также стал продавать на вес и назначил за «Синап» 2 руб. 40 коп. за пуд (но «Синап-брак», известный у нас под названием – насыпь), «Белый Кандиль» был у него по 8 руб. пуд, (вероятно у него «Кандиля» очень мало); остальной товар продавался по моим ценам и М. торговал очень бойко.
Около 23 декабря, «Ренеты» у меня все раскупили (240 ящиков), и сосед мой остался без конкурента, а у меня остался один «Синап», почему 31 декабря, я уступил свой подвал другому оптовому торговцу, приезжему из Крыма.

А.М. сидел со своим товаром и ожидал у моря погоды, он спорил сначала со мной, что в Москве продажа на вес не пойдёт, что здесь к этому не привыкли и пр. пр.
Известный торговец Г. Т-в, тоже себе на уме, тотчас устроился рядом с М. и пустил 4 января объявление о продаже крымских яблок не на десятки, а на вес.


У обоих этих торговцев партия солидная, и потребителей легко приучить к покупке на вес.

Вот в каком положении это дело в настоящее время в Москве, т. е. нужная конкуренция для продажи наших крымских фруктов – существует, дай только Бог, чтобы они сумели это дело довести до конца, тогда можно надеяться на конкуренцию и для покупки фруктов в Крыму.

___________
Источник: http://www.kajuta.net/node/3283