Потомки атамана Часть 2-3 Посёлок Сокол 1939 г

Александр Руденский
                *  *  *  *  *
                Наступил Новый 1939 год   
               
             По Григорианскому календарю 1939 год был не високосный
                и  первый его день пришелся на воскресенье

              По восточному календарю это был год «:Желтого кролика»

                *  *  *
                Мои герои стали ещё на год старше
           14 марта 1939 года – День рождения Антонины Григорьевны – 40 лет
            5 августа 1939 года – День рождения Константина – 20 лет
           19 октября 1939 года – День рождения Михаила Ивановича - 47 лет   

                *  *  *
               
            Это был последний год гражданской войны в Испании.

   Все меньше и меньше территории оставалось под контролем республиканского 
  правительства. Всё больше и больше попадало под контроль войск генерала       
         Франко, которому всячески помогала Гитлеровская Германия.

    Газеты в СССР постоянно сообщали о всем, что происходит в Испании.
    В Советском союзе  все следили за этими событиями. Газеты Правда,
    Известия и другие сообщали о всем, что происходило тогда в Испании.
    По мере продвижения войск генерала Франко и захвата территории
    республики, в СССР  прибывали тысячи семей, детей испанских
    республиканцев. СССР в то время  был единственным местом
    где коммунисты Испании, их семьи и дети могли быть в безопасности.
               
                *  *  *
   А в самой Советской России и в мире в это время, в том памятном всем году
   было много такого, что в дальнейшем окажет свое воздействие на весь         
   дальнейших ход истории и на жизнь героев моего повествования. Вот краткая
   хроника некоторых тех событий, судите сами:

                *  *  *
                ХРОНИКА СОББЫТИЙ 1939 ГОДА
   
    17 января 1939 года был вторник – Ушел из жизни российский советский
       архитектор, художник театра Щуко Владимир Алексеевич, (род. в 1878).

                *  *  *
    26 января 1939 года был четверг – В Испании после ожесточённых боёв войска
                испанских республиканцев оставили Барселону

                *  *  *
 
    29 января 1939 год было воскресенье – в СССР испытана ракета 212,
       разработанная под руководством С. П. Королёва. (А это на практике
                первый шаг к появлению в 1941 году «Катюши»)

               
                *  *  *
    30 января 1939 года было воскресенье – в Москве в Центральном выставочном
       зале «Всекохудожника» ткрылась шестая выставка Союза московских
       художников (МОСХ). По причине большого числа участников выставка
                проходила в три этапа.
        Среди 780 работ 299 авторов экспонировались произведения:
        Василия Бакшеева, Сергея Герасимова, Михаила Куприянова,
        Михаила Маторина, Дмитрия Налбандяна, Петра Петровичева,
        Аркадия Пластова, Петра Покаржевского, Фёдора Решетникова,
        Александра Трошичева, Леонарда Туржанского, Василия Хвостенко,
        Давида Штеренберга и других московских художников.

                *  *  *
     31 января 1939 года была среда – Ушел из жизни скульптор и педагог
                Гинцбург Илья Яковлевич,(род. в 1859).

                *  *  *
     15 февраля 1939 года была среда – Ушел из жизни русский советский художник
        Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Заслуженный деятель искусств РСФСР (род. в 1878).

                *  *  *
     23 февраля 1939 года был четверг – В СССР расстрелян военачальник РККА
        времён Гражданской войны, начальник Штаба и Генштаба РККА, один из
        первых Маршалов Советского Союза А. И. Егоров.

                *  *  *
    26 февраля 1939 года было воскресенье – В СССР ушел из жизни украинский
       государственный и партийный деятель,Станислав Викентьевич Косиор, 
       партийный лидер Украины в 1928—1938 годах (род. 1889).(репрессирован)

                *  *  *
    В тот же день 26 февраля 1939 года В СССР ушел из жизни советский
    государственный и партийный деятель, партийный пропагандист и публицист 
    Павел Петрович Постышев, родился (6 [18] сентября 1887года)(расстрелян).

                *  *  *
    5 марта 1939 года был – Гражданская война в Испании: военный переворот в
      Мадриде. Полковник Сегисмундо Касадо свергает правительство Республики.
      Сформирована Хунта национальной обороны во главе с генералиссимусом Хосе
      Миахой. Республиканский флот уходит из Картахены в Тунис.

                *  *  *
               
    В тот же день 5 марта 1939 года на знаменитой конференции по теоретической
    физике в Вашингтоне Нильс Бор объявил об открытии деления урана. (о значении
    этого говорить бессмысленно, без этого не было бы никакой атомной бомбы)).
               
                *  *  *
    10 марта 1939 года была пятница — В СССР рождение регулярного ТВ вещания в
       СССР по электронной системе - показан фильм об открытии  XVIII съезда
          ВКП(б) и концерт, в котором выступили артисты разных жанров.

                *  *  *
    12 марта 1939 года было воскресенье – в Москве в ГТГ открылась Всесоюзная   
       выставка молодых художников, посвящённая 20-летию ВЛКСМ (16 марта открыт
       филиал выставки в Центральном Доме Красной Армии им. М. В. Фрунзе).
       Среди 903 произведений 478 авторов экспонировались работы
       Петра Белоусова, Петра Васильева, Георгия Верейского, Нины Веселовой, 
       Соломона Гершова, Раисы Гетман,  Алексея Ерёмина, Вячеслава Загонека,   
       Александра Зайцева, Евгения Кибрика, Юрия Кугача, Анатолия Левитина,
       Александра Любимова, Юрия Непринцева, Мартироса Сарьяна, Ираклия Тоидзе, 
            Александры Чесноковой, Анатолия Яр-Кравченко и других.

                *  *  *
    15 марта 1939 года была среда – Германские войска вступили в Чехословакию.
           Началась аннексия. Словакия и Карпатская Украина формально 
          провозгласили независимость. (в том то и дело, что формально)

                *  *  *
    В этот же день 15 марта 1939 года В чешском городе Мистек рота солдат под
      командованием капитана Павлика вступила в бой с германскими войсками —
      единственный случай организованного сопротивления немецкому вторжению.
                (единственный, но знаменательный)

                *  *  *
    15 марта 1939 года – Гитлер подписывает в Пражском Граде указ, согласно
       которому  Богемия и  Моравия объявлены протекторатом Германии.

                (Сигнал Европе, который она не захотела видеть)

   —  Венгерская армия завершает начатую 15 марта операцию по оккупации
      Закарпатья. (Каждый мечтал ухватить свой кусочек того «пирога», не думая о последствиях)

   —  Объявлено, что независимая Словакия взята «под защиту Германской империей».
     (Что само собою было логично при том, что остальная Европа позволила это сделать)

                *  *  *
  18 марта 1939 года была суббота – в Москве открылась Всесоюзная художественная
                выставка «Индустрия социализма».
      Среди 1015 работ 459 авторов экспонировались произведения :
      Михаила Авилова, Самуила Адливанкина, Александра Герасимова,
      Сергея Герасимова, Гавриила Горелова, Игоря Грабаря, Бориса Иогансона,
      Николая Крымова, Александра Лактионова, Александра Любимова, Георгия
      Нисского, Аркадия Пластова, Михаила Платунова, Петра Покаржевского,
      Виктора Прошкина, Павла Радимова, Николая Радлова, Фёдора Решетникова,
      Николая Ромадина, Николая Рутковского, Аркадия Рылова, Мартироса Сарьяна, 
      Владимира Серова, Ираклия Тоидзе, Давида Штеренберга, Альфреда Эберлинга,
                Константина Юона и других художников.

                *  *  *
    22 марта 1939 года было воскресенье – Гражданская война в Испании: каудильо
       Испании Франсиско Франко заявляет о завершении Гражданской войны.
       Испанская республика пала. В стране окончательно устанавливается
       диктатура генерала Франко. США признают правительство Франко.

                *  *  *
 
    29 января 1939 год было воскресенье – в СССР испытана ракета 212,
       разработанная под руководством С. П. Королёва. (А это на практике
                первый шаг к появлению в 1941 году «Катюши»)

               
                *  *  *
    Последние события в Европе заставили Великобританию и Францию задуматься. 
  Договоренности на бумаге, подписанной в Мюнхене, есть на бумаге, а в живую это
  немного другое. Они обменялись нотами о взаимных обязательствах в случае
  нападения на одну из них. А Германия продолжала своё дело. Она оккупировала
                порт Мемель на побережье Литвы.

                *  *  *
    7 апреля 1939 года была пятница – Правительство Франции предложило СССР
      начать переговоры о совместных действиях в случае нападения Германии на
           Румынию и Польшу.  (Почувствовали, что «запахло жареным»)

                *  *  *
    14 апреля 1939 года была пятница – правительство Франции направило в Москву
       проект советско-французского соглашения о взаимной и немедленной помощи в
       случае вступления одной из этих стран в войну с Германией. СССР ответил
       предложением заключить тройственное соглашение СССР, Франции и
       Великобритании и начать переговоры по этому вопросу. (Но французы, как
       всегда, действовали по принципу «и хочется, и колется, и мама не велит»)

                *  *  *
    26 апреля 1939 года была среда – Профессор Гамбургского университета Пауль
       Гартек обратился к руководству Германии, сообщая, что последние события в
       ядерной физике открывают дорогу к созданию взрывчатого вещества
       необычайной мощности .

             (это и было реальным началом создания атомного оружия)

   Но были на этом фоне и положительные события -30 апреля — в Нью-Йорке
   открылась всемирная промышленная выставка, в которой был большой павильон
   СССР. На Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке впервые экспонируются
   скульптурные памятники В. И. Ленина и И. В. Сталина, выполненные в 1938 году
   из розового гранита скульптором С. Д. Меркуровым и представлявшие собой
   уменьшенные копии его же памятников, установленных в 1937 году в Дубне на
   канале имени Москвы. Впоследствии Памятник В. И. Ленину был установлен в
   Киеве на Бессарабской площади. Памятник И. В. Сталину по решению Московского
   Городского Совета народных депутатов от 24 октября 1991 года был перенесён в
                Парк Искусств

                *  *  *
    Но совсем скоро меньше чем через две недели начались военные действия
                Японии против СССР в районе реки Халхин -Гол   

                *  *  *
   30 апреля 1939 года было воскресенье – в Москве в Центральном Доме работников
      искусств (Пушечная ул., 9) открылась «Выставка живописи и графики».
           Среди 200 работ 64 авторов экспонировались произведения
      Самуила Адливанкина, Василия Бакшеева, Александра Герасимова,
      Сергея Герасимова, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Порфирия
      Крылова, Николая Крымова, Михаила Куприянова, Фёдора Решетникова,
              Николая Ромадина, Ираклия Тоидзе и других художников.
 
                *  *  *
    5 мая 1939 года была пятница – в Ленинграде в залах Ленинградского Союза
      советских художников открылась выставка произведений ленинградских
      художников. Среди 497 работ 191 автора экспонировались произведения
      Натана Альтмана, Владислава Анисовича, Григория Бобровского, Петра
      Бучкина, Георгия Верейского, Василия Викулова, Владимира Горба,
      Крума Джакова, Евгения Кибрика, Николая Кострова, Николая Лапшина,
      Израиля Лизака, Александра Любимова, Дмитрия Митрохина, Анны
      Остроумовой-Лебедевой, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Кузьмы
      Петрова-Водкина, Сергея Приселкова, Анатолия Прошкина, Виктора Прошкина,
      Александра Русакова, Аркадия Рылова, Александра Самохвалова, Александра
      Сегала, Рудольфа Френца, Ефима Чепцова и других ленинградских художников.

      В Ленинграде открыт Государственный музей городской скульптуры. В сферу 
      его деятельности, помимо основных музейных мероприятий, также входит
      изучение, реставрация и охрана памятников монументального искусства,
      расположенных под открытым небом. Основная экспозиция музея располагается
      на территории Александро-Невской лавры, в её состав входят три объекта:
      Благовещенская церковь-усыпальница, Некрополь XVIII века, Некрополь мастеров искусств.

                *  *  *
     6  мая 1939 года была суббота – Во Франции ушел из жизни русский живописец
     и график Сомов Константин Андреевич с 1924 живший во Франции (род. в 1869).

                *  *  *
    11 мая 1939 года был четверг — начало боёв между СССР и Японией на реке
       Халхин-Гол, на территории Монголии недалеко от границы с Маньчжурией
       (Маньчжоу-го). Заключительное сражение произошло в последних числах
       августа и завершилось полным разгромом 6-й отдельной армии Японии.
       Прошло более двух месяцев пока Франция и Великобритания раздумывали
                над ответным предложением СССР.

                *  *  *
    22 июня 1939 года был четверг – В СССР ушел из жизни  советский живописец-
               пейзажист Рылов Аркадий Александрович, (род. 1870).

                *   *   *
    25 июля 1939 года было воскресенье – Великобритания и Франция приняли
      предложение СССР начать  переговоры военных миссий ещё до завершения
      политических переговоров.(А до начала Второй мировой войны оставалось
                чуть больше месяца)

                *   *   *
          В июле в Академии художеств в Ленинграде открылась выставка
                дипломных работ выпускников 1939 года.

                *   *   *
    1 августа 1939 года был вторник – в СССР учреждена медаль «Золотая Звезда»,
                вручавшаяся Героям Советского Союза.
     (Первыми, получившими её, были летчики спасавшие челюскинцев в Арктике.)

                *   *   *
            И в этот же день произошло самое важное событие в Москве — 
             открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки -ВСХВ.
                (Как это происходило, я расскажу немного позже.)

                *   *   *
    Наступил момент, когда надеяться на Великобританию, вечного врага России,
    и «политическую проститутку» Францию не приходилось и СССР пошел по своей
                собственной дороге.

                *   *   *
     14 августа 1939 года был понедельник – В СССР ушел из жизни советский
     художник Бродский Исаак Израилевич, Заслуженный деятель искусств РСФСР (род. 1883).

                *   *   *
    23 августа 1939 года была среда – В Москве был заключён
       «Договор о ненападении между Германией  и Советским  Союзом»,
       известный также как «пакт Молотова –Риббентропа».

     (Главными инициаторами его была Германия. Она за неделю до начала большой
     войны, хотела нейтрализовать будущую коалицию против неё. Тогда ей это 
     удалось. У СССР тоже была в этом необходимость, но не такая срочная, как
     у Германии. А Франция и Германия в это время жевали свои «политические
     сопли», которые очень быстро превратились в крокодильи слезы. Но Германия
     очень скоро заставила их лить настоящие. Но тогда в тот день, еще этого
     никто не понимал. В Кремле чувствовали, что что-то будет, но реальность
     окажется намного серьезней. Германия уже настроилась на очень серьёзный
                лад, и помешать ей уже никто не мог.
 
                *   *   *

           Ну а в « Соколе » в это время жизнь шла своим чередом.   
      Поселок жил своими проблемами, заботами. Жители отводили детей в ясли,
  садики, постарше ходили в школу, родители ездили на работу, или работали у
  себя дома, новости узнавали из радиоприемников и газет, а еще из рассказов   
  соседей местные, поселковые новости. Как вы понимаете, даже при отсутствии
  телевидения, жить было не скучно. Да и время было такое, скучать было некогда.

                *   *   *
  Кроме обычных индивидуальных членов кооператива в «Соколе» было несколько
  коллективных членов. Одним из них был завод "Изолятор". Ему принадлежало
  несколько многоквартирных домов. Одним из них был дом №17 по Малому песчаному
                переулку, построенный в 1927 году.            

      
 
   В этом доме жила семья Гавриил Сергеевича Киселева, видного административно-
      хозяйственного работника, участника Первой мировой и гражданской войн,
          участника революционных событий 1917 г. в Петрограде.
 
                *   *   * 
     А в доме № 23 на том же Малом песчаном переулке , построенном по проекту
         архитектора Марковникова, в 1928 году, жила семья Николаевых.
     Хозяйку дома в поселке хорошо знали. Ведь это она была руководителем
           театрального кружка, в первые годы существования поселка.
               
                *   *   * 
   А  вот, что собой представляли внутри многие дома в Соколе строившиеся в
   самый первый период, можно понять из рассказа жительницы одного из них,
   которая родилась и выросла в «Соколе». Это был  дом по Поленова № 7 /16.
                построенный в 1923 году.

      Аристова Галина Дмитриевна заведующая музеем поселка  вспоминала:

 Их дом был каркасно-засыпной, жилой площадью 140 м. кв. с участком в 12 соток.

 На первом этаже три комнаты (столовая, спальня, кабинет), кухня 12 м2 и при ней
 комната 3 м2 для прислуги,(или других целей). На втором этаже две комнаты  и
 ванная комната  4 м кв., которая обогревалась дровяной колонкой, но она была   
 неудобной. Сам дом отапливался тремя голландскими печами, топили дровами, затем
 углем и только спустя десятилетия отопление стало газовым. Из столовой, самой
 большой устроен выход на застекленную веранду и крыльцо в сад. Из кухни сделан
 выход на хозяйственный двор, где находились подсобные помещения. В одном из них
 хранились дрова, в другом сделан кирпичный погреб глубиной 5 м.  с вытяжкой,
 выведенной на крышу (существует до сих пор).Еще к дому примыкал сарай, где
был курятник.
          
               Галина Дмитриевна  вспоминает свое раннее детство –

   «...жили куры и один свирепый петух. Когда я, маленькая, спала в коляске
    на заднем крыльце, петух чуть не выклевал мне глаз, это предрешило судьбу
    всего курятника » .

                *   *   * 
      (На фото ниже  видно, как выглядел  угол ул. Сурикова и ул. Поленова,
 и дом. №16\7 в  тридцатые годы.)

   Этот дом  был построен для семьи профессиональных революционеров: Галанина
  Павла Александровича - слесаря-лекальщика родом из Петербурга, соратника
  В.И. Ленина, члена партии ВКП(б)с 1903 г. и его жены Людмилы Валерьяновны
  Ткаль-Галаниной, члена партии ВКП(б) с 1917 г. (Ткаль она по первому мужу) и
  их четверых детей - дочери Ольги (матери Галины Дмитриевны Аистовой) и сыновей
       Владимира, Бориса и Евгения, первые три ребенка от первого брака..

   В 1925 г. Павел Александрович  получил назначение торгпредом в Литву. 
  В Сокол  он больше не вернулся. Через некоторое время  развелся с Людмилой
  Валерьяновной, женился на своей секретарше. В последствии получил другую квартиру.

   Его бывшая жена, уехала со старшими сыновьями в Комсомольск-на-Амуре строить
  новый город. В «Соколе» осталась дочь Галаниных - Ольга и младший сын Евгений,
  у него было больное сердце, он был почти прикован к постели, умер в 1939 г.
               
               
                *   *   *
     С этим домом была связана одна интересная история. Но произошла она уже во 
   время Великой отечественной войны, когда семьи Михаила Ивановича в «Соколе»
   не было. В марте 1943 г. штурмовик Ил-2 совершил вынужденную посадку на ул.
   Поленова. Снижаясь, он срезал верхушки деревьев по четной стороне улицы,.
   Приземлившись он катился по улице и сумел остановиться на углу улиц Поленова
   и Сурикова. При этом, сломав забор и кустарник, въехал в сад этого дома (№ 6/17).
   Испуганные жители бросились к самолету, но увидев, что летчик вылез из кабины
                живой, успокоились..
               
                *   *   * 
               
    Вторая половина дома № 11 на Поленова принадлежала Бойко Николаю Степановичу
    - финансовому работнику, инструктору по кооперации. Его жена - Ксения
    Владимировна Бойко, долгие годы работала заведующей библиотекой, созданной
                жителями поселка.

                *   *   * 
   Вспоминая этот магазинчик, одна из жительниц поселка пишет - "С продуктами
   было плохо. На ул. Поленова, в самом конце, перед Зеркальной фабрикой, был
   продуктовый магазин. Я помню, как все записывались за мукой, стояли в очереди
   всю ночь, номерки писали на руке. Зато какими вкусными были пироги, ими
                обязательно угощали гостей".

                *   *   *
              Дом №6 по улице Саврасова – четырех-квартирный дом, 1929 г.,

   Кроме односемейных домов, в поселке было два дома четырёх-квартирных Они
  построены по проекту архитектора Марковниковым В.Н. Один был построен на
  ул. Шишкина, второй на  улице Саврасова № 6. Квартиры располагались на двух
  этажах зеркально друг другу. Их объединяет симметричность фасада, остекление
  террас, но они отличаются друг от друга разным количеством комнат в квартирах
  (от двух до четырех), габаритами террас, площадью остекления, размерами и
                пропорциями окон количеством и формой крылец.

                *   *   * 
                Дом №2 / 5 по улице Саврасова 

         Был в поселке «Сокол» дом, который отличался от всех других.
      Это был единственный дом, построенный архитектором Н.Д. Колли..

    Он был как экспериментальный – облицованный розовым армянским туфом.   
    Одноэтажный дом, с двускатной крышей, имел четыре комнаты и террасу,
                стоял на углу ул. Шишкина и Саврасова,.


   Николай Яковлевич (Джемсович) Колли не только спроектировал этот дом, но и
   какое-то время жил в нем. После этого розовый туф был использован при
   строительстве - облицовке здания Центросоюза на Мясницкой улице, которое было
   спроектировано и построено всемирно известным архитектором Ле Корбюзье с
                участием Н.Д. Колли.

                *  *  * 
    После архитектора Колли в доме жила семья заведующего кафедрой
   Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, профессора Василия Андреевича
   Солонина. При маленьком домике он создал прекрасный сад, который был лучшим в поселке.
               

        За этим домом и садом прежде был еще один одноэтажный домик
   (его видно на старом фото  с домом из армянского туфа). Он интересен тем ,
   что в нем некоторое время находилась библиотека поселка, которая до этого 
   много раз меняла место своего расположения в разных жилых домах поселка.      
   Как уже рассказывалось, работали в ней на общественных началах сами жители.

   Эта библиотека была сформирована в первые годы строительства поселка, при
   создании кооператива. Книги для неё застройщики передавали безвозмездно из
   собственных собраний. Этот домик тоже не сохранился, как и дом облицованный 
                розовым туфом.

                *   *   * 
                Еще раз об общественной библиотеке поселка.
     Наверно  следует пояснить, почему одним из самых первых общественных 
       мероприятий в которое были вовлечены все члены кооператива, было
                создание общей библиотеки.

         Сегодня значение библиотек при наличии интернета совсем другое.
      В те двадцатое году библиотеки были возможностью получения и
      информации и знаний, возможностью учиться, и передавать свои знания,
      опыт другим.  Учитывая, что среди членов кооператива «Сокол» были люди
      разных профессий, опыта, многие из которых были связаны с искусством,
      и имели свои личные уникальные для того времени библиотеки, стало
      понятно, что всем этим необходимо поделится со всеми теми, с кем они
      собирались жить рядом., вместе строить этот поселок, а вместе с ним и
      свою собственную жизнь.  В этих библиотеках часто были книги по разным 
      специальным профессиональным знаниям. А именно эти знания и 
      представляли самый большой интерес  не только для детей, подрастающего
      поколения, но и для всех остальных.  Не говоря уже о классической
      литературе, основе обще-человеческой культуры.  Понимая, что поселок
      будет удален от государственных библиотек, попадание в которые для
      некоторых жителей поселка, особенно детей, было проблематично из –за 
      транспорта.  Своя общественная библиотека поселка решала многие такие
      проблемы. В ней были книги по искусству, по архитектуре,  разнообразная
      художественная  литература,  и многому другому. Деятельность этой
      общественной библиотеки была очень эффективной.   

       И сегодняшнему читателю следует понимать, что уровень грамотности,
       знаний, образования в те годы были совсем другими, чем в конце 20-го –
       начале 21 века, как и другой была сама жизнь, а соответственно и все,
       что с ней было связано. Всё в жизни того общества было другое.
       И понимать ту жизнь, те обстоятельства следует адекватным им способом.

                *   *   * 

                Еще одним местом расположения этой библиотеки
                был дом № 21/1 по улице Сурикова 

   Двухэтажный бревенчатый дом с ломаной четырёхскатной крышей был построен в
   1926 г. по проекту архитекторов братьев Весниных. Жившая в этом доме семья
   Ильи Григорьевича Рубинштейна предоставила большую комнату на первом этаже
   для поселковой библиотеки. Одно время, когда по каким-то причинам дом
   временно пустовал, в нем организовали клуб-театр для самодеятельных
   театральных представлений. Для этой цели немного изменили внутреннею
   планировку первого этажа. Молодежь с увлечением в нем начала устраивать спектакли.
               
                *   *   * 
    Естественно, что дома построенные по проектам братьев Васильевых вызывали повешенный интерес
               
                Один из них дом №23 / 2 по улице Суриков  -
       бревенчатый жилой дом постройки 1924 года Архитекторы братья Веснины.

                Художник-график Павлинов П.Я  об этом доме –

  « Здание, помню, мне показалось почти сказочным - рубленый терем с резными,
  раскрашенными желтым и голубым колонками у крыльца на открытой веранде. Даже
  деревянный кровельный желоб, выдолбленный из цельного ствола (!), был украшен
  разноцветной резьбой. Позже я узнал, что Веснины специально изучали
  архитектуру русского Севера - это и отразилось в их Сокольских проектах ».
                (Фото 1970 - 1975 гг.)

                При этом сам Павел Павлинов жил в другом доме
                тоже построенный по проекту братьев Весниных.

                *   *   * 
                Павел Яковлевич Павлинов.       

  Рассказывая о жителях поселка «Сокол» с которыми был знаком Михаил Иванович,
          с кем он об общался и дружил, нельзя не сказать о художнике –
                графике Павле Павлинове.      

  С полным основанием можно говорить, что рассказ о некоторых жителях «Сокола»,
     есть рассказ и о культурной и художественной жизни Москвы того времени.

   Он жил в доме № 23Б  по улице Сурикова, который был построен в 1925 г.
                по проекту архитекторов братьев Весниных.
                Дом стоит как бы в глубине улицы. Сурикова,   

                Павлинов Павел Яковлевич (1881 - 1966 гг.)
                сделал очень много для появления в Москве поселка "Сокол".

 
                Павел Яковлевич Павлинов (1881 - 1966 гг.) –
   морской офицер, художник-график, иллюстратор, преподаватель, искусствовед   
                прожил долгую и яркую жизнь.
               
                ( Фото - Павлинов Павел Яковлевич)
               

  Его отец - Яков Иванович Павлинов - потомственный дворянин из Астраханской
  губернии, морской офицер, педагог, генерал-майор по адмиралтейству, чье имя
  написано золотыми буквами на мраморной доске Морского корпуса. Еще гардемарином
  Яков Иванович ходил в Австралию и когда в походе умер от болезни штатный
  штурман, то гардемарин выпускного класса Павлинов Я.И. с успехом его заменил.
  С 1884 г. он был штатным преподавателем Морского училища в Петербурге. Среди
       его учеников был и известный кораблестроитель, академик А.Н. Крылов

                Он в своих воспоминаниях написал, что
                « мы гордились такими учителями, как... Я.И. Павлинов ».
 
  Мать Павла Яковлевича -  Вера Александровна Никифорова, дочь небогатого купца
                2-й гильдии, была первой женой Яков Ивановича.

  Семья была многодетная три сестры и семь братьев, шестеро из которых пошли по
  стопам отца, в т.ч. и Павел Яковлевич. После окончания сначала 2-го кадетского
  корпуса, а затем Морского инженерного училища с 1900 г, он до 1903 г. служил
  на флоте, во время заграничного плавания посетил Стамбул, Иерусалим, Венецию,
       Неаполь, Крит, Афины, Каир, Рим, Париж  и др. города и страны.

    Еще в детстве Павел Яковлевич увлекся рисованием, повзрослев брал частные
                уроки у художника О.Э. Браза (1899 - 1901).

     С 1904 г по 1911 г. он преподавал в Морском корпусе начертательную
                геометрию, морскую практику, рисунок.

 (На фото - Морской кадетский корпус, где преподавал Павел Яковлевич и его отец.)

  В 1903 - 1906  гг. Павел Яковлевич становится вольнослушателем Академии
  Художеств, где учится у И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского. Участвует в выставках,
  занимается иллюстрацией. В 1908 г. Павлинов учился в Мюнхене, а в 1910 г. во
            время поездки в Париж посетил мастерскую А. Матисса.

   В 1911 г. Павел Яковлевич выходит в запас в звании капитана второго ранга и
  переезжает в Москву. По справочнику "Вся Москва" 1913 г. Павел Яковлевич жил   
        по адресу: Криво-Никольский пер., 8, в доме Ледницкого А.Р.

     А после смерти архитектора Соловьева Сергея Устиновича в 1912 г.,
  Павлиновы покупают его особняк и переезжают в Малый Ржевский пер., д.6/18.

     Дом был записан на потомственную дворянку Павлинову Ксению Васильевну 

  Ксения Васильевна была первой женой Павла Яковлевича, а также дочерью
  и наследницей знаменитого тульского купца - Баташева Василия Степановича,
  имевшего в Туле Самоварную фабрику. От этого брака у них родился сын Дмитрий (1915 - 1981 гг.).. 
           Ксения Васильевна умерла от родовой горячки в 1915 г.

           Во втором браке у Павла Яковлевича родился второй сын -  Петр.
               
     Сначала Павлинов работал в технике офорта, с 1912 - в линогравюре,
  с 1916 - в ксилографии.  Постепенно ксилография вытеснила из его творчества
  все остальные виды графического искусства. С 1914 г. он становится членом
  Моск. т-ва художников (МТХ), а с 1918 г. его председателем, участником
  выставок этого товарищества. Мастер гравировального портрета, тонкий психолог
  Павлинов интересен и как художник-портретист. В разные годы им созданы
  характерные портреты: Блока, Белого, Тютчева, Пушкина, Островского, Стендаля,
  Золя, Баха, сказительницы Кривополеновой и мн. других. А знаменитый портрет
  Пушкина еще при жизни художника в 1964 г. на выставке русской графики в
  Дрезденской галерее был признан лучшим ксилографическим портретом XX в.

  Павлинов много путешествовал. Первая мировая война, застала его в Италии. Он
  вернулся в Москву и начал работать в Военном цензурном комитете при штабе
  Московского ВО.  Потом его перевели в штаб ВМС. В это время он не оставлял 
  занятий  гравюрой.

 
  После революции в 1918 году его как военно - морского офицера арестовали.
  Им грозил расстрел. Об этом узнал нарком просвещения А.В. Луначарский, который
  был знаком с Павлиновым и бывал у него дома. Луначарский прислал своего
  представителя, чтобы освободить Павлинова. Но тот сказал, что здесь вместе с
  ним еще сидит и художник Фаворский. В результате Луначарский спас их двоих.

   В послереволюционные годы Павлинов, вместе с Фаворским и К. Истоминым,
   увлекся театром марионеток, и стал заведующим его технической частью.
   Одновременно работал в Окнах РОСТА, участвовал в работе Комиссии по охране
   памятников искусства и старины, являлся руководителем собственной школы-студии в Хамовниках.
    
   В  1921 г. Фаворский пригласил его во ВХУТЕМАС, где он становится деканом   
   графического факультета и заведующим кафедрой рисунка ВХУТЕМАСа
                (Высшие художественно-технические мастерские) –

    Преподавательской деятельностью Павел Яковлевич занимался 29 лет.
  Он был профессором ВХУТЕМАСа, ВХУТЕИНа, Полиграфического института, Московского
  института истории искусств и Московского художественного института им. В.И. Сурикова.

   В начале 1930-х гг. П.Я. Павлинов разрабатывает уникальную методику,
  получившую название "Графическая грамота" (в издании 1966 г. "Каждый может
  научиться рисовать"). Эта методика всеобщей графической грамотности привлекла
             тогда к себе виднейших деятелей культуры и науки.
    
  С 1925 г. он член общества "Четыре искусства", затем с 1932 г. - член МОСХа.

  Занимался Павлинов много и иллюстрацией книг. Им были оформлены и
  иллюстрированы книги А. Виноградова, Лермонтова, Короленко, Новикова-Прибоя,
  Н. Лескова и др. А его иллюстрации к "Русалке" А. С. Пушкина получили мировое признание.

   В 1931 году - гравюра "Дуэль Пушкина", создавал виды старой и новой Москвы
   В 1927 году - серия ксилографий о строительстве Москвы. Создавал для 
                библиофилов экслибрисы.
               
   Его дом в «Соколе», в силу его преподавательской деятельности, становиться   
   центром притяжения для очень многих творческих людей, и молодых студентов,
   и уже сформировавшихся мастеров. В его доме все находили для себя  свои
   интересы. Тем более в самом «Соколе», где они жили с середины тридцатых годов..
   
   В 1930-е годы перешёл к иллюстрациям тушью ("Герой нашего времени" М.Ю.
   Лермонтова, 1938-1939, 1941, годы и другие). Он первым придумал добавлять в
   тушь куриную желчь. От этого она приобретала особый блеск на бумаге и
   прочность… Как писали искусствоведы того времени, "свободный штрих-росчерк
                вносит динамику в строгую композицию...".

   Творческие интересы Павла Яковлевича были очень разнообразны, он оформлял 
   спектакли, и среди них "Дядюшкин сон" по Ф.М.  Достоевскому, в МХАТ, и был
   художником на кинофильме "Гобсек" и других.

     Он описал эффект обратной перспективы в старинных русских иконах.
   В 1940-¬х годах Павлиновым был определен и доказан правильный ракурс
   экспонирования скульптурной группы Микеланджело "Пьета" (Санта-Мария¬
   дель-Фьоре, Флоренция, Италия), который был утрачен в результате п
   перемещений статуи.

   В 1949 согласно его идее копия статуи была развернута в ГМИИ, а несколько
                позднее и оригинал в Италии.
   
   В его наследии очень много пейзажей. В них покой, одухотворенность, тишина
   ("Зима. Утренний туман", "Зима. Вид из окна", "Сумерки" и др.).

                Ниже один из его пейзажей.

   Став членом «Сокола», он принимал активное участие в проектировании и
                оформлении поселка.
   
  В его доме за большим дубовым столом собирались друзья и, коллеги по ВХУТЕМАСу
  - П.А. Флоренский, В.А. Фаворский, И.С. Ефимов, Н.Н. Купреянов,К.Н. Истомин,
                Л.А. Бруни, С.В. Герасимов и многие другие.

  Приезжали к нему  П.П. Кончаловский, Н.П. Крымов, М.С. Родионов, В.А. Ватагин,
       Н.М. Чернышов, скульптор И.Д. Шадр, архитектор И.В. Жолтовский.

   После 1945 г. у П.Я. Павлинова стал бывать вернувшийся из эмиграции скульптор С.Т. Коненков.

     «Сокол» очень любили и молодые, начинающие художники и студенты.
  Здесь они имели возможность воспринимать особую красоту сочетания  малой 
  архитектуры и окружающей природы. Они приезжали сюда и поодиночке, на
  консультацию к профессору, и группами, когда на улицах Сокола устраивались
                выездные занятия рисунком. 

  Но несмотря на то, что в Соколе вообще и у Павлинова побывали и Кукрыниксы, 
  В.Н. Горяев, Ю.И. Пименов, А.М. Каневский, В.Е. Цигаль, Л.Е. Кербель и мн.
  др., картин с изображением поселка практически не так много.
               
  Очевидно, причина была в том, что еще не заросший деревьями и не имевший, как
  в будущем, экзотический для центра Москвы вид, «Сокол» проигрывал другим
  пригородным зонам Москвы. А для того поколения дома в нем не казались такими 
  интересными и привлекательными. Все же они были собраны на одной территории в
  какой-то степени искусственно. Молодежь это чувствовала, и не оставила эти
                изображения на своих холстах.

  Ну и конечно, то что в этом доме существовала школа графики под руководством 
  Павллинова, было еще одним фактом общественной –творческой жизни в поселке
«Сокол».   

  Очень важным элементом  жизни этого дома и всего поселка было проведение
                разных музыкальных концертов.

  Среди тех, кто выступал в их доме, была выдающаяся пианистка того времени 
                Мария Вениаминовна Юдина.

  Хочу сказать, что возможность слушать её игру всегда было уникальным явлением
  в музыкальной культуре. И то, что она играла в таком камерном помещении, как
  жилой дом перед небольшой аудиторией было большим везением для присутствующих.
               
  Она была не только уникальной пианисткой, но и уникальной личностью, которая
  никак не вписывалась ни в какие стандарты, тем более той, советской жизни. 
  А её личная жизнь была настолько не стандартной, что о ней обязательно надо
  рассказать. Но это будет сделано немного позже, когда произойдут те события,
  в которых проявиться не только её исполнительское мастерство, но и уникальная
                гражданственность – не показная, не бровадная.   

                *   *   * 
      Ну а музыкальные интересы в доме Павлиновых были очень разнообразные

  "В этом же доме жители «Сокола» имели возможность слушать и любительский
  инструментальный ансамбль профессиональных художников. В нем участвовали: 
         
     П.Я. Павлинов -  играл на скрипке, его друг, тоже художник -график
     В.А. Фаворский – на кларнете, его жена
     М.В. Фаворская -  фортепиано, и еще один художник-график
     Михаил Иванович Пиков – на флейте.

   Об этих встречах-концертах, которые в 1930-е гг. стали регулярными, вспоминал
   дирижер и композитор Сергей Зосимович Трубачев. Он считал, что появление
   такого сотрудничества художников объяснялось не только их дружбой и общими
   профессиональными интересами по ВХУТЕМАСу, но и широтой и общностью увлечений. 

  И конечно имело значение и то, что для Павлинова П.Я. это был уже не первый 
                опыт такого музицирования.
 
     В молодые годы он был участником музыкального трио на вечерах у
   Михаила Петровича Боткина, известного петербургского художника – гравера,   
   собирателя итальянского искусства эпохи Возрождения,   в его доме на
   Васильевском острове собирались  художники, бывал в его доме молодой Рерих.   
   Их встречи сопровождались слушанием музыки и совместным музицированием... 
         Тогда в этом участвовали Павлинов, Маковский, Энгельгардт.

                *   *   * 
  Часто за вечерним чаем Павел Яковлевич вспоминал прошлое, и выдающихся 
  дирижеров: Никиша, Кусевицкого, и недавние концерты Персимфанса - оркестра без
  дирижера. Для книги „Пять лет Персимфанса" он делал обложку.
   
    С искусством  связали свою жизнь все поколения семьи П.Я. Павлинова.
  Его старший сын - Дмитрий Павлович Павлинов -  окончил в 1940 г.
  художественный институт. Его дипломной работой стали иллюстрации к роману
  Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени". Он был художником, создателем
      макетов металлургических заводов для международных выставок.
               
                *  *  *  *  *