Река моей памяти

Зоя Кудрявцева
   Вот и минул Великий Праздник Победы, праздник радости и памяти народной. За ним прошёл по нашей стране и далекой загранице Бессмертный полк. Не умерли, живы в нашей памяти, идут рядом с нами павшие на той далёкой войне.

   Радуюсь со всеми и грущу. Далеко из праздника уносит меня память в военное и послевоенное время, вдовью тверскую бедную мою деревеньку без света и радио. Не забыла, вижу: стоит она среди плакучих берёз и древних лип, блестит стёклами окошек. Там, в детской памяти, живы мои родичи, сверстники и односельчане. А в настоящем времени все они на погосте в Прутне. Земля им пухом!

    Как не вспомнить тётку Марью, деревенскую ударницу-хлопотунью, каждое утро она бабам на колодце сны рассказывала. Ох, и много человеку за всю жизнь снов снится, всякое привидится, коли кровать удобная, жизнь спокойная.  Не была счастливой и спокойной её жизнь, никогда и кровати не было, положит на стол руки, на них голову, спит, сны смотрит, даже с чаем к ней сны приходили:
 - Ой, бабы, пока утром чай пила, снов наснилось! И так явственно вижу: сидят за столом в передней горнице Коленька, Толенька, Ванюшка, а мне их и попотчевать нечем. Пойду, курочку забью, супчик сварю. Суп варила, кормила соседа- инвалида безногого.
 
   Вытрут бабы уголками косынок слёзы, у многих на божницах похоронки, у Марьи – три. А всё супчик варит, ждёт сынов, сложивших головы под недалёким Ржевом. Где-то там могилки сынов, да не была на них мать, не повязала вышитым рушником крест могильный.Так не была на могилках мужа и пятерых сыновей Маринушка, наша родственница. Пятнадцать моих деревенских земляков не вернулись в деревню, защитили тебя, Русь-матушка!

    Это нас годы старят, а Вы остались молодыми, ушли в бессмертие. Низко кланяюсь Вам из нашего мирного времени. Раскидала война жителей деревенских и городских, а память жива, текут майским победным днём ручейки народной памяти в городах и деревнях, сливаются в реку Бессмертного Полка. Пока помним - стоять Руси!