Сквозь время. Глава 1. Знакомство

Рита Аксельруд
               
                Посвящается памяти  друга Дмитрия Терзи
               
                Со щедростью безмерной
                нам дарит седину,
                Уносит в безвременье
                судьбу и не одну…
                (Время)
Предисловие

     Больше десяти лет прошло с того дня, когда мы навсегда прощались с очень дорогим для нас человеком – Митей, провожая его в последний путь. Там, в далёком болгарском селе на юге Одесской области, мы оставили частицу сердца. Наша дружба длилась  почти полвека и оборвалась с его смертью. Но его голос звучит во мне до сих пор. Его мысли о жизни, его высказывания мы часто вспоминаем. Теперь, мне кажется, я смогу рассказать о нём так, чтобы  и другие знали об этом замечательном человеке.
   
   Глава 1. Знакомство.
      Моя студенческая жизнь началась 1 сентября 1960 года, когда я в числе 100 человек, зачисленных на первый курс физического факультета Одесского педина, с маленьким коричневым чемоданчиком робко переступила порог физической аудитории №29.  Вместе с нашим первым лектором Софьей Яковлевной вошла в аудиторию высокая, полная, пожилая секретарь декана и зачитала списки групп. Я оказалась в первой группе, а нашей старостой назвали Катю Беспечанскую. Всего групп было четыре.

    Большинство студентов были так называемыми «стажниками» и почти все они жили в общежитии рядом с институтом. А я  жила у своей тёти Анюты, маминой троюродной сестры, приезжала на занятия троллейбусом, и стажа никакого у меня не было. Только в июне я сдала выпускные экзамены и получила аттестат зрелости с золотой медалью. Чувствовала себя ещё больше школьницей, чем студенткой, даже на лекции в первые дни ходила с двумя длинными и толстыми косами с синими лентами. 
 
  На первом же перерыве наша староста Катя  собрала группу, и мы познакомились поближе. Таких недавних школьниц, как я было всего пять. Все остальные были люди со стажем. Были и совсем взрослые, бывшие военные Башкиров и Васильев, были ребята после армии – Володя Котов и Вася Радзилевич. Катя после школы успела два года поработать по комсомольской путёвке на целине. Митя после сельскохозяйственного техникума год поработал по назначению агрономом в колхозе. Колхоз и направил его на учёбу – учителя нужны были не меньше, чем агрономы.
 
   В нашей группе он выделялся как-то особенно. Невысокий, коренастый, с густой чёрной шевелюрой непокорных, пружинистых волос, с какой-то уверенной походкой и  такой же уверенной речью настоящего учителя.
  Лекции по физике, технологии металлов, математическому анализу, по  истории мы слушали в больших аудиториях на втором и третьем этаже всем потоком. А вот семинарские занятия,  лабораторные, уроки французского были по группам.   

   Не знаю, почему, но Митя перед  лабораторной работой по физике подошёл к нам со Светой Цветковой и предложил мне делать все работы вместе. Я согласилась. С тех пор три года все лабораторные и практические занятия мы проводили  сообща, за одним столом.  У меня ещё свежи были в памяти знания за десятый класс, а Митя быстро всё схватывал, запоминал, быстро считал в уме. Мы сдавали работу в числе первых и всегда получали отличные оценки, чётко формулируя выводы в отчётах.  На лекциях я по-прежнему  сидела за партой со Светой, а  на лабораторных – рядом с Митей.

    Ещё оказалось, что мы оба изучали раньше французский язык и теперь попали в одну группу к замечательной «француженке» Изабелле Мироновне. Эта преподавательница понравилась мне ещё во время вступительных экзаменов – весёлая, доброжелательная. Меня она тоже запомнила, так как я на экзамене по французскому языку получила заслуженную «пятёрку».
 
  Кабинет иностранного языка представлял собой длинную, узкую комнату с одним большим старым деревянным столом. По обе стороны стола стояли такие же старые стулья и скамейки. Пока не было учительницы, мы вошли и сели, кто, где. Я  села рядом с Митей. Не знаю, о чём он подумал тогда, но достал из внутреннего кармана своего коричневого вельветового пиджака маленькое черно-белое фото светловолосой девушки и дал мне со словами:
- Это Катя, моя невеста. Она работает в нашем селе учительницей начальных классов и ждёт меня.
 
  Я спокойно рассмотрела девушку. Мне показалось, что её светлые, наверное, голубые глаза смотрят на меня строго и чуть насмешливо.   Хотела тут же  вернуть фото, но Митину девушку захотели увидеть все. Тут в аудиторию вошла Изабелла Мироновна, и начался урок. А фото Кати вернулось в карман к Мите. Больше эта тема не поднималась – все знали, что дома его ждёт невеста. А здесь у него могут быть только дружеские отношения со всеми.
 
  В субботу нам объявили, что с понедельника мы едем в колхоз на месяц убирать урожай. Митя сразу сказал, что он едет домой, в свой колхоз, где  он нужнее. А мы на грузовых машинах  с весёлыми песнями уехали во Фрунзенский район, в глухое село Глубокий Яр.