Валентин Серов. Дося

Алина Алексеева-Маркезин
Валентин Серов.Портрет Евдокии Морозовой.1908год.Третьяковская галерея.

   На портрете изображена Евдокия Сергеевна Морозова (урожд. Кладовщикова; 1885–1959) — певица знаменитого московского ресторана «Яр», выступала под творческим псевдонимом Лозина (Лозин или Лозенбек).Жена (с 1907) фабриканта и мецената Ивана Морозова.Портрет сделан на следующий год после свадьбы.

           Иван Абрамович Морозов — директор-распорядитель Тверской мануфактуры, председатель Московского купеческого собрания, известный коллекционер картин русских пейзажистов — был одним из самых завидных московских женихов.

      Однако с женитьбой не торопился и, возможно, долго бы оставался холостяком, если бы в 1901 году, 30-летним, не познакомился с 16-летней хористкой из богемного ресторана «Яр» Евдокией Кладовщиковой ( Лозина). Сначала это был флирт, потом роман, а в 1903 году родилась и дочь, названная в честь матери Евдокией. Но мыслимо ли было одному из богатейших людей России жениться на певичке? Иван Абрамович разрывался между любовью и предрассудками своего сословия.

          Как вспоминал Юрий Бахрушин  «эта связь тщательно скрывалась Морозовым, но с каждым днем он чувствовал все острее значение молодой женщины в его жизни... она была скромна, не стремилась принимать участие в разговорах о предметах, в которых ничего не понимала, была весела и жизнерадостна, и в ней абсолютно отсутствовала какая-либо вульгарность».

         Друзья Бахрушины, свидетели переживаний Ивана, решили познакомиться с Евдокией. После чего Вера Бахрушина, посмотрев на нее своим проницательным взглядом, посоветовала Морозову... жениться. В 1907-м году пара обвенчалась. А после состоялось и представление Доси (таким было ее домашнее ласковое прозвище) «свету», всё в том же доме Бахрушиных. Евдокия полностью оправдала ожидания Веры.

            «Великосветская купеческая Москва встретила молодую Евдокию Сергеевну Морозову сдержанно, с явным недоверием, внимательно приглядываясь, как она ест, как разговаривает, как себя держит. Но молодая Морозова держала себя так просто, делала все так непринужденно, словно она всю жизнь только и вращалась в подобном обществе.
          К концу вечера наиболее податливые сердца уже смягчились и молодые получили несколько приглашений. Сражение было выиграно. А через несколько лет Евдокия Сергеевна стала уже полновластным членом московского большого света, и единственно, что осталось за ней на всю жизнь, это наименование Доси».

      После Первой мировой войны коллекция Морозова включала свыше 250 произведений новейшей французской живописи: картины Гогена, Сезанна, Матисса, Моне, Ван Гога, Ренуара. Русская художественная школа в коллекции была представлена более чем 100 полотнами Михаила Врубеля, Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Константина Сомова и других художников. Ежегодно на покупку картин уходило 200-300 тыс. франков. Свою коллекцию миллионер намеревался передать в дар Москве, но...

          В 1918 году вся коллекция была национализирована.К тому времени уже покинули Советскую Россию практически все его прежние друзья, знакомые и родственники.
 И лишь весной 1919 года он решился и навсегда покинул Россию вместе с женой и дочерью. Семья Морозовых обосновалась в Париже, сначала в гостинице «Мажестик», а затем в квартире в 16-м округе французской столицы.

               В эмиграции Иван Абрамович никогда не вспоминал о национализированных большевиками фабриках (большую долю семейных предприятий Варвара Морозова и так завещала своим рабочим), не жалел о былом благополучии и утрате гигантского состояния. Самым ценным, что осталось в России, он считал свое собрание живописи. Без него жизнь Ивана Морозова утратила смысл. 18 апреля 1921 года он пишет и заверяет у адвоката новое завещание:

    «Находясь в здравом уме и твердой памяти, я, отменяя мое духовное завещание, совершенное мною в 1917 году у нотариуса А.П. Казакова в Москве, завещаю все мое движимое и недвижимое имущество, где бы оно ни находилось и в чем бы ни заключалось, жене моей Евдокии Сергеевне Морозовой».

   В 1920 году они едут в Лондон,где хранились средства Тверской мануфактуры.Морозов был очень предусмотрительным,семья жила в достатке.Но лишившись всего,что было ему дорого ,а главное своей любимой коллекции,он стал угасать на глазах.Врачи посоветовали ему съездить на воды в Карлсбад,где и произошёл неожиданно сердечный приступ.Ему было всего 50 лет,а его молодой вдове 36 лет.

       Через полгода после смерти мужа Евдокия Сергеевна выдала дочь, Досю-младшую, замуж. Партия была вполне себе отличная: Сергей Коновалов был из рода богатых костромских текстильных фабрикантов и щедрых благотворителей. В 1919 году он уехал в Англию, стал учиться в Оксфорде, в Exeter College, который закончил в 1922 году с дипломом по экономике и политологии. Впоследствии он станет известным историком, литературоведом, экономистом, профессором Бирмингемского и Оксфордского университетов, первым главой русского отдела в Оксфорде.

    Но, несмотря на столь удачный выбор мужа, общение между матерью и дочерью на этом прекращается. Евдокии Сергеевне было только тридцать шесть и она всецело занялась устройством своего будущего. Вот только как оно сложилось, неизвестно: следы вдовы миллионера затерялись в Европе.

        А Евдокия Ивановна в декабре 1922 года родила сына, названного в честь деда Иваном. Ее брак с Коноваловым распался в конце 1937 года. А правнук Пётр Иванович (Пьер) Коновалов (род. 22.06.1953), живущий во Франции, в конце 2000-х — начале 2010-х стал всемирно известен тем, что пытался заявить права на коллекцию своего прадеда.

             По оценкам аукционного дома «Сотбис», стоимость коллекции Ивана Абрамовича Морозова на 2012 год составляла 5 млрд. долларов США.