Праздники

Виктор Еремин
Праздники

В православии есть Праздник праздников и торжество торжеств — Пасха. Это день, когда погребённый после распятия Иисус Христос воскрес и явился жёнам-мироносицам. Смысл праздника передаёт песнопение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Воскресение Христа стало земным свидетельством для христиан того, что душа бессмертна и существует загробная жизнь, что абсолютной смерти-исчезновения нет. Потому верующий человек должен принимать смерть не как трагедию, а как радостный день в судьбе умершего — печально расставание, но покойный не исчезает, он отправляется в вечную обитель, где в неизбежный срок ещё встретится с нами, пока оставшимися в этом бренном мире.

Помимо Пасхи в христианстве есть ещё двенадцать великих двунадесятых праздников, когда отмечаются важные события из земной жизни Иисуса Христа (Господские праздники) и Богоматери (Богородичные праздники). Непосредственно с Пасхой связаны три из них. В календаре они передвигаются вместе с Пасхой и называются переходящими или подвижными.

Один подвижный праздник предшествует Пасхе. Это Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение. Смысл этого праздника во втором названии. В Палестине он называется Пальмовым воскресением. В России, по причине холодного климата, пальму заменили вербой.

Из пальм (они же масличные деревья) изготавливают елей — оливковое масло. Елей умягчает раны и излечивает ряд болезней, которые были распространены в древности. Согласно евангелию, при входе Христа в Иерусалим горожане бросали к его ногам пальмовые ветви, что означало милосердие, как земное, так и небесное.

Вербное воскресение есть торжество Милосердия и праздник Милосердия. Празднуется этот день в воскресение, предшествующее Пасхе.

В тот же день Вербного воскресения Христос изгнал из храма торговцев и менял (банкиров-ростовщиков), как не знающих милосердия презренных врагов Божьих.

Именно с Вербного воскресения начинается Страстная неделя, заканчивающаяся через семь дней Пасхой — Воскресением Господним.

После своего воскресения Иисус Христос еще сорок дней оставался на земле и часто общался с апостолами. Он завершал земные дела, подготавливая учеников к проповеди нового вероучения. В частности, апостолы научились проповедовать на всех языках человеческих и преисполнились великих знаний.

На сороковой день после своего воскресения Иисус привёл апостолов и Богоматерь на Елеонскую (Масличную) гору, пообещал им своё второе пришествие и скорое явление на земле Духа Святого, а затем во полти вознёсся на Небо, где воссел во славе одесную (по правую руку) от Бога-Отца. «Одесную» символически означает равным управителем и равно ответственным за совместное управление.

Вход Иисуса Христа в Царствие Небесное признаётся верующими знаковым событием в христианстве. Ему посвящён великий, двунадесятый праздник Вознесение Господне, которое празднуется на сороковой день после Пасхи, то есть в четверг шестой недели. Это последний день, завершение Пасхальных празднеств.

Праздник Вознесения Господня означает торжество Справедливости, Праведного Суда, когда каждому воздастся по делам его. Ведь не будем забывать, что на земле и только в земном мире человек имеет свободу воли, свободу выбора. На Страшном Суде нас судят и нам воздают именно за сделанный нами на земле Выбор. Бог в Выбор каждого из нас и всех нас вместе взятых не вмешивается, в него вмешиваются только сатана и его бесы. Сумела противостоять им человеческая душа или поддалась искушению, сколь велико её преступление в этом искушении — решает Страшный Суд, где сатана в ипостаси Люцифера выступает обвинителем каждой души. Более того, затем души человеческие и посылаются в земной мир, чтобы проверить их на крепость в противоборстве с искушениями бесов.

4. Но это не последний праздник, связанный с Пасхой. На пятидесятый день после Пасхи, согласно обещанию Иисуса Христа, на апостолов снизошёл Святой Дух, он же Логос, он же Высший Разум. Святой Дух — русский перевод изначального евангельского Логоса.  Это великий двунадесятый подвижный праздник Святой Троицы или Пятидесятница (т.е. «на пятидесятый день»). Празднуют его не непосредственно на пятидесятый день после Пасхи, а на пятьдесят седьмой день после Пасхи, в воскресение.

Сошествие Святого Духа стало окончательным явлением людям Бога в трёх его ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына (Иисуса Христа) и Бога-Святого Духа.

Поскольку именно в этом вопросе у большинства людей возникает бесконечная путаница и именно здесь произрастают корни подавляющего большинства ересей, попытаюсь дать некоторое пояснение. Хотя сомневаюсь, что получится. И всё же.

У каждого из нас есть отец. И такова одна сторона его жизни — первая ипостась. Он работал по профессии, скажем, был школьным учителем — и это совсем иная сторона его жизни и иная его ипостась, вторая, во многом его детям не знакомая, чужая. К нему часто приходили малознакомые вам люди, чтобы посоветоваться о жизни. И это третья сторона его жизни — третья ипостась. Получается, в одном и том же человеке соединены три стороны его жизни — совершенно разные по предназначению ипостаси.

Так и с христианским представлением Бога, для более чёткого понимания человеком Его дел и Его сущности каждая Его ипостась представлена нам под иным именем и в ином образе.

Праздник Троицы есть праздник в честь единого Бога в соединении его главнейших ипостасей. Троица есть единство и неразрывность: Бога-Отца — неодолимого Всесилия и Всемогущества, Бога-Сына — Милосердия, Любви, Справедливости и Красоты — и Бога-Святого Духа — Мудрости, Вселенского Разума и Знания.

В этой формуле, если угодно, необходимо разъяснить два аспекта, поскольку человек по натуре своей очень часто грязен душой, подл и пошл.

Иисус Христос есть Любовь, всегда означает родительскую любовь отца (или матери) к своему чаду, ибо каждый из нас для Бога есть дитя его. Это вовсе не означает попустительство и всепрощение, но строгость и совет поступать на благо всем — и себе, и братьям своим и сестрам. А там уж какой выбор сделает сам человек — Бог ему мешать не станет, на Страшном Суде разберутся. О плотской любви речи здесь нет и быть не может.

Стала расхожей фраза Ипполита Терентьева из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: «…мир спасёт “красота”». Что имел в виду Фёдор Михайлович? По первоначальному замыслу писателя в романе предполагалось рассказать о втором пришествии Иисуса Христа в человеческий мир под ликом князя Мышкина. Потом Достоевский отказался от столь неподъёмной задачи. Но одна из задумок его относительно изображения Иисуса Христа под его православным прозванием Красота в романе сохранилась. Мышкин имеет в виду, что Христос в доброте и Любви своей спасёт мир. Но бесконечные толкователи перевернули замысел писателя и выпятили на авансцену телесную красоту, в лучшем случае материальную красоту. На самом деле речь идёт о красоте душевной, о красоте Милосердия и справедливости. Ибо красота материальная зачастую несёт в себе коварство и безысходное зло. В конце концов, Красота — это сам Иисус Христос, именно Он спасёт мир.

За примером далеко ходить не придётся. Рафаэль писал Сикстинскую мадонну с полушлюхи-полупроститутки, со своей любовницы — женщины прекрасной телом, но гнусной и подлой душой. В конце концов, предполагают, что именно она приложила руку к ранней смерти художника и растворилась в туманах истории. Но толпы наивных и недалёких словоблудов, по-своему трактуя искусство, преклоняются перед портретом этой бесовки, как перед идеалом красоты и материнства, совершенно не понимая, что под воздушными одеяниями её  злобно хлещет бесовский хвост, а окружающие её детки (включая лже-Иисусика) прячут в нежных локонах бесовские рожки.

Когда мы говорим, что Бог-Сын есть Красота, мы знаем, что внешне эта Красота может быть неказистой, даже кому отвратительной, но она и есть истина, есть Добро и есть Любовь.

Вот это единение Божественных ипостасей во имя спасения и созидания всего лучшего, что есть в человеке, мы и празднуем в День Троицы. Явлено же оно было и осознано людьми благодаря сошествию на апостолов третьей ипостаси Бога — Святого Духа, т.е. Логоса, т.е. Вселенского Разума.

Еретики же в большинстве своём разделяют Троицу. Главное их утверждение — Иисус Христос человек, на которого снизошла сила Бога — Святой Дух, после чего Иисус Христос стал человекобогом, Сыном Бога-Отца. Сам же Бог един — он есть Бог-Отец.

Кто есть Иисус Христос — Богочеловек, т.е. ипостась единого Бога, или человекобог — человек, наделенный Богом Его силой — есть главная тема противостояния и в современном мире. Чисто еретическими являются мракобесные писания Михаила Булгакова («Мастер и Маргарита») или Дэна Брауна («Код да Винчи») и др. К сожалению, читатели предпочитают авантюрный сюжет здравому осмыслению провокативной писанины.

5. В субботу, предшествующую Пятидесятнице, православные христиане отмечают Родительскую субботу. Что это за день? Это день единения душой живущих ныне человеков с душами всех умерших когда-либо людей. О подавляющем числе умерших помянуть некому, да мы и о каждом конкретном человеке ничего толком не знаем. Но каждый из них жив в загробном мире и будет благодарен, если его кто-нибудь помянет. Вот живущие и поминают обо всех в Родительскую субботу.

Название Родительская суббота условное — люди эгоисты, до всех большинству дела нет, а вот о своих родителях обычно помнят, их любят и чтут, особенно умерших. Оттого и появилось столь близкое сердцу каждого название. Поминать же добрым словом в этот день следует всех-всех-всех, кто когда-либо и где бы то ни было родился и жил на земле.
 
Вот и всё, что я хотел рассказать в этой статье. Только не сочтите её за проповедь. Рассказал так, как сам понял в беседах с людьми сведущими (на мой неофитский взгляд) и в прочитанных книгах. Если где ошибся, не обессудьте. Спорить не буду, ибо не богослов и даже не знаток. Просто поделился тем, что узнал.