Молитвенный труд против праздного злословия

Тимофей Михайлов
Регулярное посещение Богослужений началось у меня уже в сознательном возрасте. Сложно сказать, хорошо это или плохо – у каждого свой срок. Но благодаря тому, что я пришёл в церковь уже взрослым человеком, я сумел увидеть то, чего, может быть, не заметил бы, не ощутил, посещай я храм с самых младых ногтей.

Соборная молитва. Для меня очень разительным оказался контраст между тем, что я вижу в окружающей меня среде – и тем, что я увидел на Литургии. Например, на работе (не секрет ни для кого, я думаю) – как только образуется свободное время, чему оно, как правило, посвящается? Безделью – душевному в первую очередь  - и праздным разговорам. И это не пустые разговоры, потому что пустоты в природе не существует; эти разговоры злы и вредны, это постоянное негативное коллективное самовнушение, самоубеждение в том, что «кругом всё плохо». Раньше пересуды, сплетни считались исключительно женской «добродетелью», но сегодня и мужчины не отстают по части организации «грязевых ванн».

Только вот грязь эта далеко не лечебная. Пересудами человек наносит вред в первую очередь самому себе, во вторую очередь – тому, о чём, или о ком он судит. Уважаемые «перемывальщики костей», пожалуйста, ради интереса посчитайте, сколько раз за последний, скажем, год (ну ладно, месяц) вы занимались подобными разговорами, сколько вашего времени в день они съедали. Подсчитали? А теперь проанализируйте, насколько за это время улучшилась ваша жизнь. Насколько от ваших разговоров улучшилось то, что вам хотелось бы улучшить.

Впрочем, об этом довольно – потому что «заниматься пересудами» и «задумываться» - это понятия из совершенно разных галактик. Вернёмся к соборной молитве. Так вот, для меня именно она стала одной из главных составляющих Божественной Литургии. Церковная служба действительно настраивает человека на другой стиль жизни. О чём-то или о ком-то ты скорбишь – не суди, а молись, покуда сердце не очистится, подумай, как сделать, чтобы было хорошо и делай, что можешь делать. И от этого реально станет лучше – и внутри тебя, и вокруг. Верующие люди – теперь могу это точно утверждать – отнюдь не витатели в облаках, они намного практичнее «нормальных», привыкших к тотальному негативу. Верующие люди на каждой Литургии (а также и в домашних молитвах) занимаются делом: молятся о тех, кому нужна помощь, спасая этим и свои души и тех, за кого они молятся: родных, близких, болящих, страждущих, путешествующих, и власти наши (а без власти много мы протянем?), и воинство наше (здесь вопросы есть?).

Если бы большинство населения нашей страны хотя бы каждое воскресенье регулярно посещало церковные службы – наша страна была бы качественно другой. Впрочем, справедливости ради скажу, но я лично всегда наблюдаю на воскресных службах переполненные народом храмы. И то, что в нашей стране за последнее время намечается много здоровых тенденций – это не в последнюю очередь заслуга всех верующих, верующих всем сердцем.