V. Гл-16. Низколетящая малоскоростная

Геннадий Чергизов
*** V. Гудаута - Як-28П и Су-27 ***

     В Гудауте летаем групповую слётанность – парой. И в зону и на перехват. Так же слетал парой по «низколетящей малоскоростной цели» - это Родионов периодически планирует мне. Летаем и звеном. Сначала в зону, потом на перехват, а потом и на малую высоту. Полёт звеном на высоте 300 метров над морем вдали от берега производит впечатление и заставляет потеть, особенно, когда перед этим летели на 12000 м. Снижение одним махом до 300 м вне видимости земли, когда высота не ощущается, а только определяется по приборам – заставляет напрягаться. В конце  снижения  кажется, что  уже некуда снижаться, а ведущий звена, Володя Барановский,продолжает молча терять высоту, что мы и повторяем стиснув зубы  и переводим в горизонт только, когда становятся заметны барашки на воде.

     Приказом Главкома ПВО   мне присвоено звание майор. Есть очередной повод собраться в бане за рюмкой чая, что и было сделано в ближайший выходной.
В последний день лета выполнил первый контрольный полёт на спарке Су-27уб. Теперь в полку есть спарки и Программа не будет двигаться так быстро. Ещё один парадокс.

     Боевое Дежурство чередуется с, как это официально звучит, «учебно-тренировочными полётами». И снова Родионов мне планирует перехват «низколетящей малоскоростной  цели», то есть полкового вертолёта. Две лётные смены подряд. Готовимся к стрельбам на полигоне «Ашулук».
 
     16 сентября с утра в полку объявляется «Тревога». Начинается ЛТУ (Лётно-Тактическое Учение). Вот на фоне этого учения мы и перелетаем  в Астрахань. По КБП это Упр.-244  – «Отработка манёвра полка на другой аэродром».  Летим всем полком, за исключением «Дежурных Сил». Граница в любом случае должна быть «на замке»! Через один час и двенадцать минут был я уже в Астрахани. Кто-то прилетел раньше, кто-то ещё летит.  Размещаемся, как всегда, в казарме. Кажется, мы тут задержимся. В этом году придумали что-то новое – сажают нас в местное Дежурное Звено. И пришлось оттуда даже вылетать парой с Юрой Климом. Подняли нас по какой-то маловысотной цели, гоняли по полигону туда-сюда. Замысла мы не поняли, но цель перехватили, а большего от нас и не требовалось.  В эту же ночь по плану пуск ракет по парашютной мишени. Получился пуск ночью за облаками. Ставлю себе ещё одну «галочку» - «стрельба ночью».
 
     На этот раз на полигоне у нашего полка несколько задач: - отработать по РУМ (Радио Управляемая Мишень), отработать из пушек по наземным целям, отработать по «малоскоростной низколетящей цели». На эти цели выделяются конкретные экипажи. Все остальные будут «стрелять» по ПМ. Я даже догадываюсь, кто будет работать по «малоскоростной низколетящей цели».  Сегодня пара отработала по РУМ, сбил ведущий с первой ракеты, ведомому «ничего не досталось». Отработала и пара по наземным мишеням.

     Пётр Васильевич Грищенко, наш штатный РП, был на полигоне, рассказывает, что наземная мишень, это круг диаметром 15 м, а в середине лежит шина. Для зачёта достаточно попасть в этот, очерченный известью круг, но почти все снаряды обоих стреляющих самолётов попали  в шину. Такая уж «толковая» пушка на самолёте.

     «Посадили» меня в Дежурное Звено, там уже «сидит» Толик Стешук. Вместе дежурим по «малоскоростной низколетящей цели». Вот с КП дают готовность № 1 - Толик бежит на самолёт. Я перехожу во вторую Готовность из третьей. Через время дают Готовность №1 и мне. Сидим вдвоём. Наконец, поступает команда «Воздух». Одному экипажу. Мне.  Взлетаю, по командам КП выхожу в район полигона на высоте  500 метров. По голосу узнаю нашего штурмана наведения Серёгу Мазина. Хоть и молодой ШБУшник (Штурман Боевого Управления), но очень  толковый. Его не зря на этот этап «посадили». Информирует меня, что впереди  «малоскоростная низколетящая цель» на высоте 200 м, на таком-то удалении, курс у неё такой-то,- "...обнаружить и принудить к посадке". Про «уничтожить» не говорит.  Я пока цель не вижу, хоть и кручу головой на 360 градусов. По прицелу даже и не рассчитываю увидеть. Понимаю, что и Мазин видит цель неустойчиво, учитывая высоту. Говорит, что цель где-то рядом и подо мной. Уменьшаю скорость и начинаю искать. Кручу вираж то влево, то вправо, пытаюсь найти цель, но внизу сплошной песок, здесь практически пустыня.

     Вдруг, при очередном развороте, мелькнула по песку тень. Я буквально вцепился в неё глазами, боюсь потерять. Встаю над целью в вираж и снижаюсь до высоты цели. Вижу вертолёт Ми-8. Местный, мотается постоянно между КП полигона и аэродромом «Приволжский». Докладываю, что цель обнаружил, сопровождаю, буду принуждать к посадке. КП даёт «добро». Мне теперь самое главное, это не потерять вертолёт. Он идёт по прямой, спокоен, не дёргается. Знает, что я не удержусь, проскочу.  Скорость у него, наверное, где-то 180-200 км/час. Делаю вокруг него вираж, выхожу справа сзади и, что «есть силы», гашу скорость. Сначала выпустил тормозной щиток, но когда скорость упала до 300, убрал его, скорость продолжает падать. Как положено, выхожу на связь на первом канале, выдаю «специальную» фразу на английском, что он нарушитель и должен немедленно произвести  посадку перед  собой. Повторяю два раза. Скорость продолжает падать, подходит к 220, угол атаки большой, нос самолёта задран как на посадке, РУДы двигаю вперёд, держу на оборотах. Скорость уже 200, это минимальная, ниже нельзя. Хотя знаю, что Су-27 летит и на 180 (думаю, что и на меньшей!), благодаря СДУ и мощной механизации крыла. Вертолёт молчит, на мои «фразы» не реагирует, а я  его медленно обхожу, задравши нос. Скорость уже ниже 200!  Думает, зараза, что ничего я ему не сделаю. Но, не тут-то было! Двигаю РУДы до «Максимала». Самолёт мой, задирая кверху хвост, рвётся вперёд, резко растёт скорость, закладываю левый  крен почти до 90 градусов и пересекаю курс Ми-8 перед самым его носом. Даже опасаюсь, что мощной спутной струёй могу завалить его. Не успел я развернуться, чтобы снова видеть свою цель, как штурман даёт команду прекратить задание и возвращаться на точку. Значит, задание выполнено! 

     Позже узнал, что командир вертолёта так «заблажил» в эфир, что мне сразу задание засчитали и прекратили. Прошёл я ещё по маршруту для выработки топлива и вернулся на точку. После посадки и заруливания на стоянку ДС, встретил меня улыбающийся Толик Стешук:
- Тут приходили вертолётчики, искали тебя, хотели «лицо набить». Жаловались, что ты прошёл у них перед носом, и их так кидало, что еле удержались.
- Ну, пусть извиняют, команду не выполняли.

     Так наш полк выполнил успешно все, поставленные задачи,  и на следующий день мы отбыли домой.  И в конце сентября «наступил» у меня очередной отпуск.
Второго октября лечу из Адлера в Запорожье, там уже с сентября моё семейство. Дети у дедушки с бабушкой в селе резвятся «на земле» с козами и гусями. Присоединяюсь к ним.
 
     Оставляем детей на дедушку с бабушкой и едем с женой в Москву – доктор выдал путёвку в дом отдыха Подмосковье. Теперь мы «резвимся». На то он и дом отдыха, чтобы в нём отдыхать. Ни тебе дежурств, ни тебе построений всяких и без разных командирских указаний. И утром спать можно, сколько влезет. Посещаем в Москве всякие заведения, вроде ЦУМ – ГУМ. А однажды в доме отдыха организована была экскурсия в авиационный музей в Монино. Дом отдыха всё-таки военный. 

     Авиационный музей в Монино, конечно, шикарный. Столько разных самолётов. О существовании некоторых я, к стыду своему, и не знал даже. Это Т-4  КБ Сухого и М-50 КБ Мясищева – огромные «бомбёры», которые и сейчас, через много лет вызывают восхищение. Очень интересно было посмотреть на Т-10, прообраз Су-27. Выглядит «корявенько», по сравнению с сегодняшним Су-27. Видно, что поработали над ним. Передняя стойка шасси торчит в самом носу, роль тормозных щитков выполняют створки шасси, фонарь другой формы. Нос не опущен, как на-Су-27, а от этого обзор лётчику из кабины, конечно,  хуже. Сопла двигателей совсем другие. Кили тоже отличаются и стоят не там.
 
     Во время «срока» путёвки съездили с женой в Ленинград. Этот город вызывает только уважение. Сколько же надо времени, чтобы его осмотреть?
Вернулись в Запорожье, часть отпуска провели там. Отдыхать везде неплохо.  Последнюю часть моего отпуска проводили в Гудауте.
 
     Собрались как-то с Семенченко, это приятель мой, диспетчер РСП, и Юрой, братом жены, он гостил у нас в это время, поехать в горы. Семенченко там договорился с одним знакомым абхазом, набрать дров, заодно и насобирать грибов. Для этой цели Семенченко взял в ОБАТО бортовой ЗиЛ. Погода вроде нормальная, хотя и не солнечная. Заехали довольно далеко в горы. Это значит, что асфальт уже кончился. Знакомого  абхаза дом стоит на пологом склоне горы, вокруг лес и никаких соседей. Красота.  Сравнительно быстро загрузились заранее заготовленными дровами из леса. Потом решили заняться поиском грибов. Но искать их не надо было. Собирали грибы прямо на участке возле дома. У абхазов не принято употреблять грибы, поэтому их никто и не трогает. Но тут, как-то неожиданно, полил дождь. Всё вокруг сразу потемнело. Хозяин пригласил в дом. Думали, переждём и двинемся в обратный путь.

     Но дождь только усиливался. Хозяин уже предложил перекусить мамалыги. Тут, конечно, появилось и домашнее вино. Подошёл ещё сын хозяина. Поговорили за жизнь. Жалуется, что не может жениться, потому, что старший брат ещё не женился. И, кажется, не собирается.

     Уже темно, а дождь и не собирается прекращаться. Надо ехать. Распрощались с гостеприимными абхазами и потихоньку выбираемся из леса на асфальт. Мы с Юрой в кузове, льёт дождь, совсем не тёплый, ноябрьский. Приехали, наконец, домой. Поднимаемся в квартиру, мечтаем о горячей ванне.  Дома нет электричества. А у нас всё «завязано» на нём – значит, нет и воды. И не только горячей, но даже и холодной. Говорю своему родственнику:
- Вот,  тебе, Юра,  и « бабушкин» день!

     Со временем всё приходит к своему завершению. Завершился и мой  отпуск. Снова штаб, класс, казарма, только потом аэродром.
Начал я полёты после отпуска с контрольного полёта на спарке ночью. Этого хватило, чтобы я мог летать дальше и днём и ночью. Слетал «джентльменский набор» - зона, перехват, малая высота, потолок. Высоты от 800 м до 16000 м.
Декабрь – месяц своеобразный. Первые дни всегда «омрачаются» тем, что в ВС это начало учебного года. Построения, строевые смотры в сапогах, сдача всевозможных зачётов. Хорошо это время отсидеть в Дежурном Звене, но я только что вышел из отпуска. Так, что вкусил по полной программе.
 
     За декабрь выполнил пять полётов, из них три на облёт самолёта. На этом год и закончился. В январе отлетал всего три лётных смены. Но, восстановился в «минимуме» и днём и ночью. Всё, могу дежурить.

     У меня выходит срок ВЛК, надо для её прохождения ехать в Тбилиси. У  Сани Изюмского тоже.  Едем вместе. Ночным поездом. Утром с вокзала в госпиталь. Прошли очень быстро. К хирургу можно было заходить, наверное, на костылях. Он даже не взглянул на меня. Взял медицинскую книжку, молча сделал запись и так же, не глядя на меня, отдал. Вечером на вокзал. Есть только поезд Тбилиси – Москва, но он не останавливается в Гудауте. Придётся ехать до Гагры, потом возвращаться на электричке. Берём билеты.

     Глубокой ночью подъезжаем к Сухуми,  здесь поезд стоит относительно долго, Саня пошёл на перрон покурить.  Возвращается и говорит:
- Я с машинистом договорился, он в Гудауте тормознёт.
Через час подъезжаем  к Гудауте. Стоим у двери в тамбуре, но что-то не тормозит поезд, проносится мимо гудаутский вокзал.  Саня говорит:
- Всё нормально, я попросил у городка тормознуть.
До нашего городка от вокзала километра два.  Точно у городка поезд замедляет ход, почти останавливается, и мы спокойно покидаем вагон. Помахали рукой в сторону электровоза. Мы дома.
      
     В феврале слетал всего две лётных смены. Облетал один самолёт и слетал на облёт СТО (Свето-Техническое Оборудование) аэродрома.


* - на фото: Су-27 в полёте.

Следующее:
http://www.proza.ru/2018/05/23/1596