4В. 1 Вертолет и психушка

Моисей Харитонов
=== ВЕРТОЛЕТ ===

На рисунке над текстом показана схема вертолета Ми-4 конструкторского бюро М. Миля.
В наиболее часто применяемых одновинтовых системах на оси главного винта возникает крутящий момент, который вызывает противоположно направленное вращение фюзеляжа вертолета. Для предотвращения этого имеется, среди прочего, возможность предусмотрения боковой противотяги с помощью хвостового винта.

На схеме видно, как через хвостовой вал тяга от двигателя, который приводит во вращение главный – несущий винт вертолета, частично передается на хвостовой винт. В некоторых конструкциях вертолета хвостовой винт обслуживается собственным двигателем. И, вот, как-то у двух молодых инженеров из Отделения ЦАГИ по испытаниям вертолетных конструкций и Отделения перспективной летательной техники возникла следующая идея. Соединить двигатель хвостового винта запасной линией передачи тяги на несущий винт. В случае отказа двигателя несущего винта пилот включает запасную линию; винт, все же, получает некоторую мощность и вращается, пусть не обеспечивая нормальное продолжение полета, но предотвращает падение – дает возможность снижаться и маневрировать для спасительной посадки.

На изобретение было получено секретное Авторское свидетельство = патент СССР!

В те 1980-е годы библиотечные каталоги еще не были компьютеризованны. Были шкафы с выдвижными ящиками, в которых на стержне нанизывались карточки с описаниями отдельных патентов. А по научно-исследовательским отделениям периодически рассылались альбомы новых поступлений, на листах альбомов напечатаны копии карточек.

И, вот, приходит ко мне Толя Белобаба (см. 16.3. «Еще не война») и протягивает три вырезанные из такого альбома карточки – посмотри.  На английском, на французском и немецком языках там приведены номера, даты оформления и краткое описание запатентованного в трех странах изобретения немецкой фирмы МВБ (Мессершмитт-Бельков-Блом).

Посмотрел.

Потом показывает СЕКРЕТНОЕ Авторское свидетельство на идентичное техническое решение. Но, оно уже – НЕ изобретение; оно заявлено через три года после немецкого приоритета и после опубликования патентов в нескольких странах на разных языках.

Советские мнимые «изобретатели»: два молодых инженера, не знавших о существующих зарубежных патентах; и … три руководителя трех известных организаций Министерства авиационной промышленности:

– Шкадов Леонид Петрович, заместитель директора ЦАГИ, начальник Отделения перспективной летательной техники, в недавнем прошлом бывший заместителем министра авиационной промышленности по научным исследованиям;
- руководитель вертолетного Конструкторского бюро;
- руководитель Центрального института авиационного моторостроения ЦИАМ. (среди последних двух руководителей один был первым лицом, другой был заместителем первого, но конкретно по КБ и ЦИАМу не помню).

Изобретение характеризуется новыми и полезными деталями технического решения – «признаками» изобретения. Патент защищает право на монопольное использование патентовладельцем «признаков» изобретения. АВТОРОМ признается тот, КТО ПРЕДЛОЖИЛ «признак».

В патентах немецкой фирмы и в советском патенте – Авторском свидетельстве - «признак» изобретения ОДИН: соединение двигателя хвостового винта с валом основного винта.
Пять изобретателей из трех организаций в трех географических местах, да еще при существенной разнице в должностных уровнях – на ОДИН признак – несколько настораживает.

Со стороны патентного отдела над оформлением советского патента (Авторского свидетельства СССР, в данном случае - секретного) работал лучший патентовед ЦАГИ. Экспертом от Госкомизобретений выступал внештатный эксперт – специалист вертолетного Конструкторского бюро.

Представляется мало вероятным, что руководители фирм «изобрели» замечательное усовершенствование конструктивного узла и пригласили числиться соавторами двум рядовым сотрудникам. Более вероятно, что рядовым изобретателям объяснили (а еще вероятнее, что им уже было ясно) необходимость и замечательную перспективу от включения высоких должностных лиц в соавторство:

1. Гарантированность получения патента (через признание новизны и полезности),
2. Отсутствие опасности материальных потерь. По официальным нормам, при получении Авторского свидетельства, авторы получают поощрительное вознаграждение – не более 250 рублей на всю группу соавторов и не более 50 рублей на человека. Так что, состав из 5 «соавторов» позволяет каждому получать максимальное вознаграждение; включи еще одного и тогда уже действительный автор получит 40 с копейками.
3. При определении вознаграждения за внедрение изобретения, Комиссии по оценке эффективности ориентируются на должностной уровень авторов – иметь своим «соавтором» начальника (-ов) означает перспективу более высокого вознаграждения.
4. Мало получить патент, надо еще добиться внедрения запатентованного изобретения. Внедрение изменения в конструкцию двигательной системы вертолета зависит от заинтересованности в этом вертолетного Конструкторского бюро и Центрального института авиационного моторостроения ЦИАМ.
5. Усовершенствование конструкции, повышающее безопасность вертолета, защищенность жизней экипажа и пассажиров – «тянет» на особое Государственное вознаграждение.

В этой системе обстоятельств и образовался авторский состав вокруг ОДНОГО ЕДИНСТВЕННОГО признака изобретения.

Повторим, ПО ЗАКОНУ - автором признается тот, КТО ПРЕДЛОЖИЛ «признак».

Зная о соблазнах для начальства игнорировать этот закон, Министерство авиационной промышленности имело в своих верхах специальную Комиссию по проверке и удостоверению действительного соавторства первых лиц предприятий в изобретениях.

Сотрудницы Патентного отдела дали мне папочку документов по изобретению. Там три однотипных документа от Комиссии Министерства – по одному на каждую фамилию высокого должностного «изобретателя»: «рассмотрено изобретение ХХХ; признак изобретения *аварийная трансмиссия от двигателя хвостового винта на несущий винт*; признак предложен ФАМИЛИЕЙ; утвердить ФАМИЛИЮ автором изобретения».

Ну, что ж, борец за идеалы советской власти, коммунист Толя Белобаба выявил нарушение закона и фальсификацию изобретения (патентовед и эксперт не могли не натолкнуться на уже существующие «западные» патенты). Другой «борец» и тогда еще член партии (процесс исключения, инициированный Бюро Моск. обкома еще только шел) тоже оказался осведомленным о противозаконных действиях группы лиц. Закон же обязывает гражданина СССР, осведомленного о нарушениях законов, поставить об этом в известность органы прокуратуры.

Но, - высшее начальство трех замечательных организаций! И, извиняюсь, борцы-коммунисты оробели перед таким крутым «уловом». Не помню, кто из нас первым сказал – «пошли к Эдику».

=== Подельник по «борьбе» Эдик Сапронов. ===

Эдик Сапронов – лауреат премии «дедушки русской авиации» Н. Е. Жуковского, чье имя носят ЦАГИ и подмосковный город, где расположен Институт. Эдик проштудировал труды Н. Е. Жуковского и на защитах диссертаций задавал нехорошие вопросы типа: а, почему в заявляемую новину вашей работы входит то-то и то-то, ведь, еще у Н. Е. Жуковского это описано в …; почему в вашем предложении, обещающем такой замечательный эффект, не учтено то-то и то-то, на что обращал внимание Н. Е. Жуковский…

Так, с Эдика были недовольны! Эдик в ответ тоже был недоволен. Писал, гад, разоблачительные заявления. В том числе, и против ложных, по его ОБОСНОВЫВАЕМУ мнению, изобретений. Заявления рассматривались долго, ответы часто были увертливыми, нередко представлялись откровенно лживыми.

У Эдика был нефрит – больные почки. Так он, таки, работал, стоя за столом и поддерживая руками больные места.

Когда мы показали ему нашу «добычу», он посветлел лицом и заискивающе спросил – «Ребята, можно - я?». А мы с готовностью – да, конечно, Эдик, давай.

И Эдик написал протест в Госкомизобретений. Всего прошел какой-то месяц и Эдик поделился с нами радостью быстрого и положительного ответа: Авторское свидетельство аннулировано, трем предприятиям возвратить в Госкомизобретений свидетельства, выданные на имя предприятий.

Мы влепили мощную «оплеуху» тем, кто нас давил!

А затем…

=== Психиатрически нездоровые ===

У меня теща когда-то работала в цаговской поликлинике. Сохранила дружеские отношения с врачами и с Валерией Викторовной, теперь моими цеховым врачом. И говорит однажды – встретила Валерию Викторовну, среди прочего я ей рассказала про твою «борьбу» и она предупредила, чтобы ты не очень, а то… Я пропустил старушечью болтовню мимо ушей.

Периметр Института охранялся Армией – вспаханная полоса (иногда солдат проводил лошадку с плугом), наружный решетчатый забор, колючая проволока и … проходные со шкафами пропусков и турникетами.

Где-то через неделю Эдик пришел на работу, а солдат пропуск не выдает – пропуск закрыт к выдаче. Солдат: «идите к табельщице, выясняйте». Табельщица: ничего не знаю, так велели из Отдела кадров.
Пошел Эдик в Отдел кадров. К секретарше, та – не знаю, может вам спросить у Начальника, вот его дверь, заходи дорогой! Дорогой вошел.
Начальник не один, у него люди. И врач-невропатолог из цаговской поликлиники. Ворошит эдикину карточку из поликлиники. Все страшно озабочены за Эдика – знают про больные почки. Врач поясняет, эта болезнь поддерживается нервными переживаниями. И Эдика просят проследить за собой, избегать ненужных переживаний. И все, озабоченные, будут следить за ним – если в его действиях будет проявляться что-то, связанное с нервными переживаниями, ему помогут, есть хорошие специалисты, специальные лечебные заведения. Страна беспокоится о своих гражданах. Человек человеку у нас – друг, товарищ и брат.

Нам с Толей было нехорошо – ведь, это мы навели Эдика на ликвидацию такого многообещающего (госпремия? ордена? «авторские» вознаграждения?) «изобретения».

Или уже от собственных переживаний за все это, или от инфекции, или простыл, но скоро случился кашель у Толи. Он взял увольнительную в поликлинику и с ней понес свой коклюш к цеховому врачу. Та не нашла ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ причин кашля и сказала, что надо посоветоваться с врачом по нервам. «Прям счас позвоню ей, может примет, чтоб не затягивать во времени». Невропатолог Толю приняла и… «что-то так сразу не пойму, надо посоветоваться с коллегами в стационаре; вот, и в окно вижу, наша машина не в отъезде, счас вас отвезут, тут не далеко (психушка в поселке Юрово недалеко от города Жуковский, в котором находится ЦАГИ)». Толик по Высоцкому «возразил два раза я», а она ему – не слушаете врачей, не отметим увольнительную, будет прогул – оно Вам надо? Нет, ему прогул не надо. И Толика увезли в психушку…

На следующий день я узнал – Толя в психушке. Вечером зашел к соседу по подъезду, Юра врач-психиатр в той больнице.

- Да, как раз, принимал этого пациента вашей поликлиники. Ну, так, по собеседованию, вроде человек в порядке, но один момент насторожил. Понимаешь, увлеченно рассказывает об инженерных проблемах, но, вдруг, заговорил о живописи, о каком-то натурщике, с которым что-то не так.

- Юра, ты же видел цаговский забор! За ним торчит наша гордость – вертикальная аэродинамическая труба Вертолетного отделения. В ней продувают, моделируя полеты, вертолетные конструкции. Если вертолет большой, делают его модель 1:2, 1: 3, …, 1:10… А, если вертолет небольшой, то его испытывают, как он есть – в НАТУРАЛЬНЫХ размерах; на сленге испытателей – это «НАТУРЩИК»!

Юра понял. Сказал, понаблюдаем, выпишем, не волнуйся за товарища.

Через сколько-то дней Толя вернулся на работу. В выписке отметили – невротическое развитие личности. Написали полезные рекомендации. Ну, да, когда видишь подтасовки в экспериментах и прочие безобразия, трудно ГРАЖДАНИНУ, СПЕЦИАЛИСТУ и КОММУНИСТУ не переживать.

А партия в 1970-е и начало 80-х сконцентрировалась на борьбе за «торжество ленинских принципов». Толстенную книгу о ленинских заветах по работе с письмами трудящихся сопровождала масса брошюр и журнально-газетных публикаций. Государственные и партийные бюрократы, зажимщики критики сурово предупреждались. На заявления граждан надо отвечать! Разобравшись с проблемой! В сроки без проволочек!

Вот только, как однажды пояснил мне партаппаратчик, ведущий мое дело по исключению из партии, есть список случаев ПНО = ПЕРЕПИСКА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА. Если у жалобщика медицинский диагноз «невротическое развитие личности», автор писем «в ЦК партии, копия ведущему инженеру Патентного отдела» - случай из этого списка.